Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Сергеева *** на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 05 февраля 2021 г., которым Сергеев М.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере15 000 руб., УСТАНОВИЛ:
31 января 2021 г. УУП ОМВД России по району Черемушки г. Москвы капитаном полиции Прошиным А.В. в отношении Сергеева М.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, заявитель ссылается на то, что, по его мнению, при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, вмененное правонарушение не доказано, отсутствует состав вмененного правонарушения, доказательства по делу фальсифицированы, суд нарушил принципы независимости, объективности и беспристрастности, В судебное заседание Сергеев М.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 25.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 31 января 2021 года в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 25 минут по адресу: г. Москва, ***, состоялось проведение публичного массового мероприятия, вырезавшееся в сочетании форм митинга и шествия с количеством участников не менее 2500 человек, призывы к участию в котором были широко распространены в ИТКС Интернет (в социальных сетях "ВКонтакте, " Telegramm ", и т.д.) в поддержку арестованного оппозиционера Алексея Навального.
Участники указанного несогласованного мероприятия, следуя по маршруту: Станция Московского метрополитена ***, создали помехи функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, движению транспортных средств (в том числе общественного транспорта) и пешеходов, перекрыв доступ граждан, не являющихся участниками данного публичного мероприятия, к объектам транспортной инфраструктуры: остановочным пунктам наземного транспорта, объектам социальной инфраструктуры (объекты общественного питания, магазин, аптека).
При этом собравшиеся скандировали лозунги "***", "***", "***", "***", "***"а также содержащие оскорбительные высказывания в отношении Президента РФ, тем самым привлекали внимание неограниченного круга граждан, блогеров и средств массовой информации.
В целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данной акции, в сетях "Интернет", на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по г. Москве (77.мвд.рф), а также в средствах массовой информации размещены официальные предупреждения о том, что публичное массовое мероприятие 31 января 2021 года в центральной части города Москвы не согласованно и участие в нем незаконно.
Кроме того, непосредственно во время проведения указанного мероприятия, сотрудниками полиции осуществлялось информирование участников о его несогласованности с органами исполнительной власти города Москвы и участие в нем незаконно.
Одним из участников данного мероприятия являлся гражданин Сергеев М.Н, который в период времени с 14 часов 00 минут по 15 часов 25 минут по адресу: г.Москва, ***, в составе группы граждан, выкрикивая лозунги "***", "***", "***", "***", "***" создал помехи функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, движению транспортных средств (в том числе общественного транспорта) и пешеходов, перекрыв доступ граждан, не являющихся участниками данного публичного мероприятия, к объектам транспортной инфраструктуры: остановочным пунктам наземного транспорта, объектам социальной инфраструктуры (объекты общественного питания, магазины, аптеки).
На неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий и освобождению прохода гражданин Сергеев М.Н. не реагировал.
Таким образом, 31 января 2021 года в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 25 минут гражданин Сергеев М.Н, находясь по адресу: г. Москва, ***, осознавая противоправный характер своих действий, добровольно приняв на - себя и исполняя функции участника публичного мероприятия, в нарушении требований Федерального закона N54-ФЗ, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, добровольно принял участие в несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы публичном мероприятии в сочетании форм шествия и митинга.
Действия Сергеева М.Н. квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина последнего подтверждаются собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами: протоколом об административном правонарушении N *** от 31 января 2021 года, составленном в отношении Сергеева М.Н. по ст. 20.2 ч. 6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в котором отражены обстоятельства совершения Сергеевым М.Н. правонарушения; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение N 0196216 от 31 января 2021 года, согласно которому, Сергеев М.Н. 31.01.2021г. в 17 час 10 мин был доставлен в ОМВД России по району Черемушки г. Москвы в целях составления протокола об административном правонарушении; протоколом N *** от 31 января 2021 года об административном задержании Сергеева М.Н. в период с 31.01.2021г. 17 час 10 мин по 02.02.2021г. 14 час 00 мин. в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ; рапортом полицейского ГУ Росгвардии по г. Москве Шлеева А.А. от 31.01.2021г. об обстоятельствах участия Сергеева М.Н. в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по адресу: г. Москва, ул. Барболина, д.3; рапортом полицейского ГУ Росгвардии по г. Москве Насонова Н.А. от 31.01.2021г. об обстоятельствах участия Сергеева М.Н. в несогласованной массовой акции в форме митинга и шествия по адресу: г. Москва, ул. Барболина, д. 3; аналогичными по своему содержанию объяснениями свидетелей Шлеева А.А. и Насонова Н.А. от 31.01.2021г, предупрежденных об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ изложенных в письменной форме, из которых следует, что Сергеев М.Н. принимал участие в несанкционированном митинге; сообщением Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Правительства Москвы, согласно которому проведение публичного мероприятия 31 января 2021 г. в центральной части города Москвы не согласовано; фотоизображением, подтверждающим факт проведения массового мероприятия в форме митинга.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований для признания рапортов сотрудников полиции, протокола о задержании, протокола о доставлении лица, совершившего административное правонарушение недопустимыми доказательствами не имеется, поскольку изложенные в них обстоятельства согласуются между собой и с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Установив, что рапорты были составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок их составления был соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допустимости таких доказательств по данному делу.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Сергеева М.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении указанного лица, представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Вывод о наличии в действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины заявителя в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Довод жалобы об отсутствии события данного административного правонарушения, является несостоятельным, поскольку данный довод опровергается совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
О том, что Сергеев М.Н. был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений.
При таких обстоятельствах, заявитель, зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, мешая движению пешеходов и проезду транспорта, в связи с чем, его действия правильно квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Утверждение о незаконности примененного к Сергееву М.Н. административного задержания, не свидетельствует о нарушении прав последнего. Из смысла ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к этой меры не противоречит требованиям КоАП РФ.
Кроме того, из разъяснений п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Ссылка на фальсификацию доказательств проверялись и своего объективного подтверждения не нашла, сама по себе, иного вывода по делу не влечет.
Доводы о фальсификации доказательств объективно ничем не подтверждены. Приложенные к жалобе копии материалов дела данное обстоятельство также не подтверждают. Вопреки доводам жалобы принципы административного права при рассмотрении данного дела не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Совокупность собранных по делу относимых и допустимых доказательств является достаточной для признания Сергеева М.Н. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 05 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении по ч. 6.1 ст. 20. 2 КоАП РФ в отношении Сергеев М.Н. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.