Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Кузьмичева В.А.
при секретаре судебного заседания ФИО9
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры - ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Мальцева Романа Вячеславовича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании не действующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Татарстан" в части
по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 декабря 2020 года, которым административное искового заявления Мальцева Романа Вячеславовича удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан, заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Индивидуальный предприниматель Мальцев Р.В, осуществляющий розничную торговлю промышленными товарами на территории Республики Татарстан обратился с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Татарстан о признании не действующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Татарстан" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварного магазина со дня его принятия.
В обоснование требований, административный истец указал, что он осуществляет розничную торговлю промышленными товарами на территории Республики Татарстан, для этой цели арендует помещение, соответственно в процессе деятельности образуются отходы и как потребитель он обязан заключить договор с региональным оператором. Договоры, полученные от региональных операторов ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", ООО "Гринта", содержат расчет платы за услуги регионального оператора исходя из нормативов накопления ТКО установленных на территории Республики Татарстан. Норматив потребления ТКО для промтоварного магазина на территории Республики Татарстан установлен в размере 0, 92 куб.м на 1 кв.м общей площади в год, что в разы превышает норматив накопления ТКО в других регионах России. Административный истец полагает, что такие различия в нормативах накопления ТКО по субъектам Российской Федерации приводят к установлению необоснованной платы за вывоз отходов. Это, в свою очередь, создает неравные конкурентные условия, увеличивает нагрузку на предпринимательскую деятельность, в частности затраты административного истца на услуги по обращению с ТКО возросли более чем в 4 раза.
Административный истец полагает, что нормативы накопления ТКО на территории Республики Татарстан устанавливает слишком усредненный норматив для всех промтоварных магазинов, не учитывая формат и месторасположение предприятия торговли, численность населения населенных пунктов. Кроме того, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от общей численности населения поселения или городского округа. Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов определяется с учетом их сезонных изменений.
Административный истец считает, что установленный норматив по вывозу ТКО не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления ТКО", нарушает права административного истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку административным ответчиком нарушена методика расчетов норматива ТКО в Республике Татарстан.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 декабря 2020 года административное исковое заявление Мальцева Романа Вячеславовича было удовлетворено, суд постановил:
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу графы 4, 5, 6 строки 5.2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
С принятым решением не согласился Кабинет Министров Республики Татарстан, предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Мальцева Р.В.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Кабинет Министров Республики Татарстан указал, что при принятии решения суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела, неверно применил нормы материального права.
Заявитель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов, расположенных на всей территории Республики Татарстан, установлен только исходя из показателей, полученных при исследовании шести промтоварных магазинов, расположенных попарно на территории городских округов Казани, Набережных Челнов и муниципального образования "город Нижнекамск" без учета социально-экономических особенностей иных поселений из сорока трех муниципальных районов Республики Татарстан не обоснован, поскольку Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" не предусмотрен учет социально-экономических особенностей поселений при выборе участков поселений и городских округов. Согласно Правил при выборе участков для замеров отходов должны учитываться определенные проценты общей численности населения поселения или городского округа в зависимости от определенной численности населения поселений или городских округов. Также Правилами допускается проведение замеров на меньшем количестве объектов (менее трех) в случае отсутствия на выборных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов.
Кабинет Министров Республики Татарстан не согласен с выводом суда о многочисленных нарушениях положений Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, поскольку Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не содержат положений обязательного характера. Несмотря на указанное, при проведении замеров была соблюдена сезонность проведения замеров.
Заявитель жалобы полагает, что количество отходов никак не связано с конкретным месяцем сезона и это не противоречит нормативным правовым актам, носящим обязательный порядок соблюдения процедуры определения нормативов накопления отходов (Правилам).
Несоответствие количества контейнеров в паспорте объектов и ведомостях первичных замеров является технической ошибкой и в рассматриваемом случае приоритетными являются ведомости первичных замеров, в которых приведена подробная информация по фактическому накоплению твердых коммунальных отходов с учетом периодичности вывоза отходов. Кроме того в период проведения замеров в 2015 году требование о раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в законодательстве отсутствовало. Замеры проводились в рамках действующего на тот момент законодательства, при этом замеряемые емкости (контейнеры) относились к определенным объектам потребителей и смешивание твердых коммунальных отходов от иных потребителей было исключено.
Заявитель жалобы полагает, что проведение замеров до проведения аукциона и заключения контракта не влечет последствия необъективности и неправильности проведенных замеров для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и сомнения в их достоверности.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения о их необоснованности и законности принятого решения.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан действующая на основании доверенностей Мухамадиева Ф.М, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержала, дала пояснения по ее существу. Также пояснила, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, поскольку не привлечены к участию в деле региональные операторы в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Мальцев Р.В. не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликованного в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Положениями Регламента Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года N 563 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 2015 года N 452), установлено, что Кабинет Министров Республики Татарстан, является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения, обеспечивает и проверяет их исполнение.
Кабинет Министров Республики Татарстан наделен полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО.
Реализуя указанные полномочия, 12 декабря 2016 года Кабинетом Министров Республики Татарстан издано постановление N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан".
Указанным постановлением утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов от объектов жилищного фонда Республики Татарстан; нормативы накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан.
Данное постановление вместе с указанными выше нормативами накопления опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 16 декабря 2016 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 23 декабря 2016 года N 47, ст. 1572.
В графах 4, 5, 6 строки 5.2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922, установлен среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов, который составляет 0, 92 кубического метра, 115 килограмм, средняя плотность 125 килограмм на кубический метр.
Судом установлено, что данным постановлением затрагиваются права административного истца осуществляющего розничную торговлю в промтоварном магазине, в части установления нормативов накопления ТКО для промтоварных магазинов, которые рассчитаны с нарушением действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.
Исходя из пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО.
Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Как следует из положений пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек; б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек; в) не менее 0, 5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории.
В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Пунктом 10 Правил запрещено смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов при проведении замеров отходов.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (среднесуточный норматив, среднемесячный норматив, годовой норматив).
Аналогичный порядок проведения замеров накопления твердых коммунальных отходов для определения нормативов, а также перечень категорий объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, приведены в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Суд первой инстанции, проверив и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ, представленные административным ответчиком ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах и установив, что норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов, расположенных на всей территории Республики Татарстан, установлен только исходя из показателей, полученных при исследовании шести промтоварных магазинов, расположенных попарно на территории городских округов Казани, Набережных Челнов и муниципального образования "город Нижнекамск", то есть в трех самых крупных городских агломерациях Республики Татарстан, без учета социально-экономических особенностей иных поселений из сорока трех муниципальных районов Республики Татарстан, пришел к обоснованному выводу о несоответствии этого норматива Правилам определения нормативов.
Заключение суда о несоответствии указанным правилам нормативов накопления ТКО для промтоварных магазинов, расположенных на всей территории Республики Татарстан, обусловлено многочисленными нарушениями, допущенными при проведении замеров (нарушение сроков замеров по сезонам, несоответствие количества контейнеров в ведомостях первичных записей и паспортах объекта общественного назначения, отсутствие доказательств раздельного сбора отходов от деятельности промтоварного магазина и многоквартирного жилого дома, в котором этот магазин расположен и другие).
Несмотря на то, что возможность использования при установлении нормативов накопления ТКО сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрена, при определении нормативов соответствующие замеры осуществлялись до проведения аукциона и заключения государственного контракта на проведение инструментальных замеров и определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, в этой части суд также посчитал установленным факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Опровергающих обоснованность позиции суда доводов апелляционная жалоба не содержит.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что Правилами не предусмотрен учет социально-экономических особенностей поселений при выборе участков поселений и городских округов, в связи с чем данное обстоятельство не может свидетельствовать о несоответствии норматива Правилам определения норматива, судебной коллегией отклоняется.
Пунктом 7 Правил определения нормативов предусмотрено, что в целях определения нормативов замеры отходов должны проводиться на участках, как поселений, так и городских округов.
На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8 Правил).
Из системного толкования пунктов 7 и 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года N 269 следует, что пунктом 7 указанных Правил установлена необходимость отбора участков поселений и городских округов для проведения замеров отходов в целях определения нормативов.
Как следует из материалов дела, нормативы накопления ТКО для промтоварных магазинов на территории Республики Татарстан установлены только исходя из показателей, полученных на участках муниципальных образований, городов: Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, без учета социально-экономических особенностей иных поселений (сельских поселений), входящих в состав Республики Татарстан.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов, расположенных на территории Республики Татарстан в городских округах, в городских и сельских поселениях, Кабинетом Министров Республики Татарстан нарушены положения пунктов 7 и 8 Правил определения нормативов, поскольку для замеров использовались только городские округа.
Довод апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 N 524/пр носят рекомендательный характер, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку как следует из положений пункта 2 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", а также пункта 1 Методических рекомендаций, методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы. Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера (пункт 2 Методических рекомендаций), однако являются основным документом, разъясняющим понятия и порядок осуществления вышеуказанных расходов.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан ссылается на техническую ошибку в паспортах объектов, которая послужила причиной расхождения количества контейнеров по сравнению с ведомостями определения нормативов накопления отходов и на приоритетность ведомостей первичных замеров, в которых приведена подробная информация по фактическому накоплению твердых коммунальных отходов с учетом периодичности вывоза отходов.
Данное обстоятельство также указывает на недостоверность проведенных расчетов, поскольку Согласно пункту 5 Методических рекомендаций N 524/пр на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта. Форма паспортов объектов замера утверждены в приложении 2 Методических рекомендаций и определяют существенные характеристики таких объектов. Принимая во внимание пункт 9 Правил, которым предусмотрено использование контейнеров, бункеров и полиэтиленовых мешков, в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров, сведения, заполняемые в паспортах объектов, имеют существенное значение для необходимых расчетов.
Доводы апелляционной жалобы о возможности использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана правовая оценка в решении, дополнительной мотивировки судом апелляционной инстанции не требует.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части является правильным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании нормативного правового акта недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
Не привлечение к участию в деле в качестве заинтересованных лиц регионального оператора не влияет на правильность обжалуемого решения.
Согласно статье 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Имеющие статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами заинтересованными лицами в смысле положений статьи 47 КАС РФ не являются, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании нормативного правового акта недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля их права и обязанности при разрешении административного дела не затрагивает. В этой связи не привлечение указанных лиц к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения не образует.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Кабинета Министров Республики Татарстан без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.