Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гизатуллина Дениса Раильевича, поданную 15 марта 2021 года, на решение Советского районного суда города Самары от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2749/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району города Самары о взыскании с Гизатуллина Дениса Раильевича обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, возражения представителей ИФНС России по Советскому району города Самары Юсубова Ю.Э. и представителя Управления ФНС по Самарской области Мегрелишвили Т.Р, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Самары от 30 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 февраля 2021 года, административное исковое заявление ИФНС по Советскому району города Самары о взыскании с Гизатуллина Д.Р. обязательных платежей и санкций удовлетворено. С Гизатуллина Д.Р. в доход бюджета взыскана недоимка в сумме 18873 рубля 11 копеек, из которых: транспортный налог за 2018 год - 18600 рублей; пени - 273 рубля 11 копеек. С Гизатуллина Д.Р. взыскана государственная пошлина в размере 754 рубля 84 копейки.
В кассационной жалобе Гизатуллин Д.Р. ссылается на нарушение норм процессуального и материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Податель жалобы указывает, что он не был надлежащим образом извещён о времени и месте проведения судебных заседаний в суде первой и апелляционной инстанции. Предусмотренный законодательством Российской Федерации для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора административным истцом не соблюден. Кроме того, считает, что задолженность по оплате транспортного налога за 2018 год у него отсутствует, поскольку оплата была произведена им своевременно и в полном объёме.
В письменных возражениях заместитель начальника ИФНС России по Советскому району города Самары просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Гизатуллина Д.Р. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не были допущены нарушения такого характера.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаёт установленную настоящей статьёй денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Положениями статей 357, 358, 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судами установлено, что в 2018 году административный ответчик Гизатуллин Д.Р. являлся собственником транспортного средства Тойота Ленд Крузер, г/н N.
1 августа 2019 года на адрес места жительства Гизатуллина Д.Р. ("адрес") направлено налоговое уведомление N об уплате транспортного налога за 2018 год, исчисленного за указанное выше транспортное средство.
Налоговым органом в отношении должника выставлено требование об уплате налога N по состоянию на 11 февраля 2020 года со сроком исполнения - до 7 апреля 2020 года, которое 17 февраля 2020 года направлено по адресу места жительства налогоплательщика.
Судебный приказ N 2а-1057/20 от 22 апреля 2020 года отменён 1 июня 2020 года в связи с возражениями Гизатуллина Д.Р.
Административное исковое заявление подано в суд 8 сентября 2020 года.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суда апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговым органом соблюдён порядок и сроки направления налогового уведомления, требования об уплате налога, сроки обращения с административным иском в суд, сумма налоговой задолженности и пени определены верно.
Данные выводы в полной мере согласуются с требованиями закона и установленными судом обстоятельствами на основании материалов дела.
Доводу административного ответчика о том, что транспортное средство Тойота Ленд Крузер, г/н N выбыло из его владения в 2018 году, дана правильная критическая оценка, поскольку данный довод не подтверждён доказательствами. Напротив, регистрация данного транспортного средства за административным ответчиком подтверждена материалами дела.
Довод о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора несостоятелен.
Согласно пункту 4 статьи 52 и пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Направление налогового уведомления и требования об уплате налога по адресу места жительства налогоплательщика подтверждено материалами дела. Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность по оплате налога, которая своевременно не была исполнена. В этой связи обоснованно начислены пени. Неисполнение требования об уплате налога наделяет налоговый орган правом обратиться в суд за взысканием обязательных платежей и санкций.
Ссылка в кассационной жалобе на пропуск срока обращения в суд не может быть принята во внимание. Предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации последовательно установленные сроки обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, налоговым органом соблюдены.
Довод кассационной жалобы Гизатуллина Д.Р. о неизвещении его о судебном заседании в суде первой инстанции и при апелляционном рассмотрении административного дела несостоятелен.
Статьёй 98 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Гизатуллин Д.Р. был надлежащим образом извещён о дате судебного заседания 30 октября 2020 года. О наличии в производстве суда первой инстанции административного дела по иску ИФНС по Советскому району города Самары Гизатуллин Д.Р. знал, им подавалось заявление об ознакомлении с материалами дела, с которыми он был лично ознакомлен, о чём поставил подпись. 14 октября 2020 года в судебное заседание Гизатуллин Д.Р. не явился, подал заявление об отложении дела. О судебном заседании административный ответчик был уведомлен судом, ему направлялась повестка, которая не была им получена, письмо вернулось в суд за истечением срока хранения.
Извещение подателя кассационной жалобы о судебном заседании в суде апелляционной инстанции подтверждено отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Неполучение своевременно направленного в его адрес извещения свидетельствует об исполнении судом обязанности, предусмотренной статьёй 98 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Самары от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гизатуллина Д.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.