Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-416/2020 по иску Деминой Елены Станиславовны к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Ирбитская центральная городская больница", Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области (межрайонное) о возложении обязанности по внесению корректирующих сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, включении периода работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области (межрайонное) на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Демина Е.С. обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" (далее - ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ"), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите Свердловской области (межрайонное) (далее - УПФР), в котором, уточнив заявленные требования, просила возложить на ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" обязанность внести корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица о работе в период с 1 ноября 1999 года по 2 июля 2001 года в качестве медицинской сестры поликлиники в объеме полной ставки заработной платы; возложить на пенсионный орган обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 1 ноября 1999 года по 2 июля 2001 года в качестве медицинской сестры поликлиники ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ"; признать право на досрочную страховую пенсию по старости, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 мая 2019 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что решением УПФР от 22 мая 2019 года N 640330/19 ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку не выработан необходимый стаж. Считала решение пенсионного органа неправомерным, так как ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорный период осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Предоставление работодателем недостоверных сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица о работе в период с 1 ноября 1999 года по 2 июля 2001 года в качестве медсестры поликлиники на условиях выработки сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки заработной платы, нарушает право истца на досрочное пенсионное обеспечение
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 11 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2020 года, исковые требования удовлетворены частично, на ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" возложена обязанность внести корректирующие сведения индивидуального лицевого счета о работе Деминой Е.С. в период с 14 ноября 2000 года по 20 мая 2001 года на полную ставку медсестры поликлиники в МУЗ Ирбитской Центральной городской больницы им. Шестовских Л.Г, включить Деминой Е.С. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы с 14 ноября 2000 года по 20 мая 2001 года в должности медсестры поликлиники в МУЗ Ирбитской Центральной городской больницы им. Шестовских Л.Г, признать выработанным Деминой Е.С. специальный 30-тилетний стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на 12 октября 2019 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Решение в части внесения корректирующих сведений приведено к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе УПФР ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части возложения на пенсионный орган обязанности включить Деминой Е.С. в специальный стаж период с 14 ноября 2000 года по 20 мая 2001 года и признании выработанным специального тридцатилетнего стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
От Деминой Е.С. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истец просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 мая 2019 года истец Демина Е.С, 20 июня 1968 года рождения, обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением УПФР от 22 мая 2019 года N 640330/19 Деминой Е.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом включенных периодов работы стаж лечебной деятельности Деминой Н.С. составил 27 лет 1 месяц 6 дней.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган, в частности, не включил период осуществления Деминой Е.С. трудовой деятельности с 1 ноября 1999 года по 2 июля 2001 года в качестве медицинской сестры поликлиники ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ", сославшись на неподтверждение льготного характера работы на условиях выработки сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки заработной платы, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 17 октября 2019 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 января 2020 года, в стаж истца были включены дополнительные периоды, с учетом которых стаж истца на момент обращения в пенсионный орган 7 мая 2019 года составил 29 лет 00 месяцев 28 дней при требуемой продолжительности 30 лет.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Демина Е.С. просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы в должности медсестры поликлиники в МУЗ "Ирбитская центральная городская больница им. Шестовских Л.Г." с 1 ноября 1999 года по 2 июля 2001 года, полагая, что в данный период она выполняла обязанности медсестры на полную ставку.
Ранее данный период предметом судебной проверки не являлся.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 14, подпунктом 20 части 1 статьи 30, частями 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, частью 2 статьи 60.2, частью 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из доказанности факта исполнения Деминой Е.С. с 14 ноября 2000 года по 20 мая 2001 года функциональных обязанностей по оформлению и выдаче больничных листов по должности среднего медицинского персонала (медицинской сестры) в структурном подразделении (поликлинике) учреждения здравоохранения (ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ") на условиях выработки сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки заработной платы, во время отсутствия второго медицинского работника, занятого на оформлении и выдаче больничных листов, по причине его увольнения 13 ноября 2000 года и до принятия на вакантную должность нового работника 21 мая 2001 года, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика включить указанный период в соответствующий стаж, внести корректирующие сведения индивидуального лицевого счета о работе Деминой Е.С. в период с 14 ноября 2000 года по 20 мая 2001 года на полную ставку медсестры
поликлиники в МУЗ Ирбитской Центральной городской больницы им. Шестовских Л.Г.
Поскольку на момент обращения Деминой Е.С. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также на момент принятия последним оспариваемого решения, стаж на соответствующих видах работ, с учетом зачтенного судом периода у истца составил менее 30 лет, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 мая 2019 года.
Признавая выработанным истцом по состоянию на 12 октября 2019 года специальный стаж общей продолжительностью 30 лет, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что после 7 мая 2019 года истец продолжает работать в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" с начислением заработной платы на полной ставке.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, приняв новое доказательство - уточняющую справку от 15 октября 2020 года N 1302, выданную ГАУЗ СО "Ирбитская ЦГБ", которой работодателем подтверждена полная занятость истца в период с 8 мая 2019 года по 12 октября 2019 года на работе в указанной должности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных актах, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы УПФР о несогласии с выводами судов повторяют правовую позицию ответчика, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию ответчика с оценкой представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу решение и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены, изменения по доводам жалобы отсутствуют.
Приложенные истцом к возражениям на кассационную жалобу дополнительные доказательства (сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, талоны на прием), с учетом положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не принимаются, соответственно, указанные документы не могут быть приняты во внимание при проверке обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.