Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Ефимовой И.Е.
и судей Федерякиной Е.Ю, Сурниной М.В.
с участием прокурора Хомяченко Е.Л, при помощнике судьи Булгачевой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю, дело по апелляционной жалобе ответчиков фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетнего фио, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 сентября 2020 года, которым постановлено: исковые требования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетнего фио, о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении - удовлетворить.
Признать фио, фио, фио утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес.
Выселить фио, фио, фио из жилого помещения по адресу: адрес.
УСТАНОВИЛА:
Истец ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском с учетом уточнений к ответчикам фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетнего фио, о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, выселении, указывая в обоснование заявленных требований на то, что ответчики занимают указанное жилое помещение без законных оснований (л.д.2-3, 38).
На основании изложенного, истец просил суд признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением - квартирой N3, расположенной по адресу: адрес, выселить ответчиков из указанного жилого помещения.
Представитель истца фио в судебное заседание явился, просил иск удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации фио в судебное заседание явился, просил иск удовлетворить.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит ответчики фио, фио, действующие также в интересах несовершеннолетнего фио, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не соглашаясь с выводами суда, указывая, что поскольку фио проходит военную службу по контракту в городе Москва, она должна быть обеспечена служебным жильем по месту службы.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав ответчика фио, представителей истца ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио, фио, заслушав заключение прокурора об оставлении без изменения решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Положениями ст.11 ЖК РФ предусмотрены способы защиты жилищных прав, в том числе в виде признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную квартиру N3, расположенную по адресу: адрес, общей площадью 22, 60 кв. м, в том числе жилой площадью 15, 79 кв. м (л.д.32).
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д.6-8).
В настоящее время вышеуказанную квартиру занимают ответчики, что подтверждается актами осмотра федерального недвижимого имущества от 03 февраля 2020 года, 20 августа 2020 года (л.д.5, 40).
Согласно сообщения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (л.д.28-30) по данным Департамента, фио, паспортные данные, включена в реестр участников НИС по категории "03" - прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года, начиная с 01 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 01 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 01 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
В соответствии с п.15 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.3 ст.11 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" получение участником денежных средств, указанных в ч.1 ст.4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Как следует из материалов дела, 04 сентября 2015 года фио заключен договор долевого участия на строительство жилого дома, расположенного в адрес (л.д.41-44). 30 сентября 2016 года указанное жилое помещение передано фио по акту приема-передачи.
Истцом в адрес фио было направлено уведомление от 14 февраля 2020 года N141/1/1576нс о необходимости освобождения служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, в связи с реализацией права на обеспечение жилым помещением в рамках накопительно-ипотечной системы (л.д.20), которое оставлено без удовлетворения.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчики занимают спорное жилое помещение без законных на то оснований, каким-либо вещным или обязательственным правом ответчики в отношении спорной жилой площади не обладают.
Реализация своего права участниками накопительно-ипотечной системы на использование накоплений путем приобретения в собственность жилого помещения по месту службы освобождает государство от обязанности предоставить таким военнослужащим служебное жилье.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Право военнослужащих на жилище предусмотрено Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п.1 ст.15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз.12 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно п.15 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ч.1 ст.4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В силу п.2 ч.1 ст.14 Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
То есть, выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" системе является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно ч.3 ст.11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" получение участником денежных средств, указанных в ч.1 ст.4 данного Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение, приобретенное за счет накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, находится в ином субъекте, а не по месту военной службы фио, в связи с чем ее нельзя считать обеспеченной жилым помещением по месту прохождения военной службы, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права с учетом установленных по делу обстоятельств.
В соответствии со ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно абз.2 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения, а потому обстоятельства приобретения ответчиками жилья в Московской области не подтверждают незаконность обжалуемого судебного постановления.
Судом установлено, что приобретенное фио жилое помещение по адресу: адрес, находится в непосредственной близости от административной границы Москвы, ответчик фио имеет возможность регулярно перемещаться из Московской области в Москву и обратно посредством транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которых в отношении ответчиков не установлено.
Согласно ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции, что реализация фио права на жилье посредством приобретения по предоставленной ей жилищной субсидии жилого помещения по адресу: адрес, исключает обеспечение ее служебным жилым помещением по месту военной службы в г.Москве. Право на использование накоплений по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих было реализовано фио по ее усмотрению и не влечет отмену обжалуемого решения.
В соответствии с ч.2 ст.99 и ч.1 ст.104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу общеправового принципа, изложенного в п.2 ст.1 и п.1 ст.9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
На основании разъяснений данных в п.58 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)" согласно абз.1 п.1 и п.16 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках накопительно-ипотечной системы по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч.1 ст.4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (ч.3 ст.11).
Суд первой инстанции, установлено, что государством исполнены обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего фио, в связи с чем у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения иска о признании ответчиков утратившими право пользования спорным служебным жилым помещением и их выселению из данного жилого помещения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 сентября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу фио, фио, действующих также в интересах несовершеннолетнего фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.