Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Михайлова Р.Б., рассмотрев материал по административному исковому заявлению Озерного Саввы Артуровича к Московской городской избирательной комиссии о признании порядка дистанционного голосования не соответствующим закону, признании незаконным бездействия избирательной комиссии, отмене итогов голосования, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов (номер материала, присвоенный судом первой инстанции, NМа-0186/2021)
по частной жалобе Озерного С.А. на определение судьи Тверского районного суда г.Москвы от 01 февраля 2021 года о возвращении административного искового заявления, УСТАНОВИЛА:
Озерной С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Московской городской избирательной комиссии, в котором, выражая несогласие с проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации с использованием дистанционного электронного голосования, просил признать такой порядок не соответствующим закону; признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер для создания условий осуществления процедуры дистанционного электронного голосования, которые исключали бы возможность стороннего контроля за волеизъявлением участников голосования; отменить итоги голосования по московскому участку дистанционного электронного голосования, компенсировать моральный вред и возместить судебные расходы.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что в ходе проведенного в г.Москве в период с 25 июня по 30 июня 2020 года досрочного дистанционного электронного голосования в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ не была обеспечена тайна голосования, что нарушило его права как участника голосования и повлияло на определение результатов такого голосования.
Определением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года административное исковое заявление Озерного С.А. возвращено.
В частной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая об ошибочности выводов судьи о неподсудности дела данному суду.
Рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ осуществляется по правилам главы 34 КАС РФ без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 названного Кодекса.
Обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения жалобы в судебном заседании, не установлено.
Исследовав представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив определение, не нахожу предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
Статьей 19 КАС РФ предусмотрено, что административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Возвращая административное исковое заявление, судья суда первой инстанции правильно руководствовался приведенными положениями процессуального закона и обоснованно исходил из того, что требования Озерного С.А, заявляющего о несоответствии закону порядка дистанционного голосования, реализованного в г.Москве в период с 25 по 30 июня 2020 года в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, и бездействии Московской городской избирательной комиссии по обеспечению условий дистанционного электронного голосования, по сути, сводятся к оспариванию результатов дистанционного электронного голосования, проводимого в г. Москве в период с 25 по 30 июня 2020 года в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (отмене итогов голосования по московскому участку дистанционного электронного голосования); в соответствии с правилами родовой подсудности административных дел, подлежащих рассмотрению и разрешению судами общей юрисдикции, такие требованиям к подсудности районного суда не относятся.
Указанные выводы судьи суда первой инстанции соответствуют содержанию административного искового заявления Озерного С.А, основаны на нормах законодательства и доводами частной жалобы не опровергаются.
Согласно заключению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 года N 1-3 порядок вступления в силу статьи 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее также - Закон N 1-ФКЗ) соответствует Конституции Российской Федерации; не вступившие в силу положения Закона о поправке к Конституции Российской Федерации соответствуют положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частями 10 и 19 статьи 2 Закона N 1-ФКЗ подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия); избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии; для подготовки и проведения общероссийского голосования могут быть использованы федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", иные государственные информационные системы, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также дистанционное электронное голосование (при наличии условий для его проведения).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2020 года N 251/1851-7 "О перечне субъектов Российской Федерации, в которых на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации проводится дистанционное электронное голосование" закреплено, что дистанционное электронное голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации может проводится в Нижегородской области и городе федерального значения Москве.
В силу пункта 1.4 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, утвержденного Постановлением ЦИК России от 20 марта 2020 года N244/1804-7, подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.
Пунктом 8.15 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 244/1804-7 "О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" закреплена возможность для подготовки и проведения дистанционного электронного голосования формирования специальной территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования (далее также ТИК ДЭГ).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2020 года утвержден Порядок дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, из которого следует, что такая комиссия формируется одна на все субъекты Российской Федерации, участвующие в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации посредством дистанционного голосования.
Учитывая изложенное, нахожу, что определение судьи является законным и обоснованным, отмене не подлежит, так как оснований для принятия административного искового заявления к производству у районного суда не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 310, 315-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Озерного С.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.