Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Лагуткина А. С. на вступившие в законную силу постановление судьи Курского районного суда Ставропольского края от 23 сентября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Лагуткина А. С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курского районного суда Ставропольского края от 29 января 2020 года Лагуткин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Постановлением судьи Курского районного суда Ставропольского края от 23 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 16 декабря 2020 года, отказано в удовлетворении заявления Лагуткина А.С. о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания в Центре временного содержания иностранных граждан в целях исполнения постановления судьи от 29 января 2020 года, об отмене обеспечительных мер в виде помещения в Центр временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства и об освобождении из данного учреждения, в связи с отсутствием фактической возможности его выдворения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Лагуткин А.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучив доводы жалобы заявителя и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением судьи Курского районного суда Ставропольского края от 29 января 2020 года гражданин Лагуткин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Постановление вступило в законную силу.
Лагуткин А.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - ЦВСИГ) на основании постановления судьи Курского районного суда Ставропольского края от 29 января 2020 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю от 10 февраля 2020 года возбуждено исполнительное производство N 3632/20/26037-ИП, предметом исполнения которого является взыскание штрафа и выдворение за пределы Российской Федерации Лагуткина А.С.
В письме консульского ответа посольства Швейцарии в Российской Федерации Секция интересов Грузии от 28 апреля 2020 года указано, что Лагуткин А.С. является гражданином Грузии, если он не принимал гражданства другого государства. Для выдачи свидетельства на возвращение в Грузию необходимо представить справку от компетентных органов в Российской Федерации о том, что Лагуткин А.С. никогда не получал гражданства РФ, а также подтверждения его личности. Подтвердить его личность возможно как в Консульском департаменте Министерства иностранных дел Грузии, так и в Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 года N 14-П помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", будучи мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти. В то же время отмечено, что прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, - основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с КоАП РФ и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.
В силу статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
По смыслу части 1 статьи 27.19, части 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном статьи 109.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу, этот срок не истек.
Сведений об отсутствии фактической возможности исполнения постановления судьи об административном выдворении Лагуткина А.С. за пределы Российской Федерации в разумные сроки в материалах дела не содержится.
Доводы жалобы Лагуткина А.С, сводящиеся к тому, что отсутствие принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства нарушает его право на свободу и фактически свидетельствует о возможности неограниченного срока пребывания в условиях изоляции, подлежат отклонению, поскольку отсутствие гражданства заявителя жалобы не влечет невозможность его привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначения ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ввиду того, что субъектами данного правонарушения являются как иностранные граждане, так и лица без гражданства.
При этом в рамках исполнения постановления о назначении данного вида наказания последние подлежат высылке из страны по договору о реадмиссии с государством, с территории которого ими был осуществлен въезд в Российскую Федерацию, если таковой имеется.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения настоящей жалобы фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении Лагуткина А.С. за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершенного последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, дающего достаточные основания полагать, что он может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, отсутствие постоянного места жительства и работы, оснований для исключения Лагуткину А.С. такого вида административного наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу судами не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Курского районного суда Ставропольского края от 23 сентября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Лагуткина А. С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Лагуткина А. С. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Беловицкий Е.В.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.