Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Васляев В.С., рассмотрев кассационное представление прокуратуры Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского округа Егорьевск Московской области об оспаривании в части решения президиума Егорьевского городского совета народных депутатов Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Иванов М.Е. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующими пункты 1 и 2 решения Президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года N 99/14 "О границах земель города и сельских населённых пунктов".
Определением судьи Московского областного суда от 16 июля 2020 года настоящее административное дело передано по подсудности в Егорьевский городской суд Московской области для рассмотрения по существу.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года названное определение областного суда от 16 июля 2020 года отменено, административное дело N 3а-1323/2020 направлено в Московский областной суд для рассмотрения по существу.
В кассационном представлении, поданном 20 февраля 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 9 апреля 2021 года), прокуратура Московской области просит об отмене апелляционного определения от 27 ноября 2020 года ввиду его незаконности и необоснованности и направлении административного дела для рассмотрения по существу в Егорьевский городской суд Московской области.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2021 года кассационное представление прокуратуры Московской области принята к производству и административный материал по настоящей жалобе назначен к рассмотрению судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив административное дело, изучив доводы кассационного представления, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Передавая административное дело по подсудности в Егорьевский городской суд Московской области, судья областного суда, исходил из того, что оспариваемое решение принято организационно-распорядительным органом представительного органа государственной власти районного (городского) уровня, не является нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в связи с чем, дело неподсудно Московскому областному суду.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции и указывая на нормативный характер оспариваемого решения Президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года N 99/14 "О границах земель города и сельских населённых пунктов", суд апелляционной инстанции, определяя подсудность данного административного дела Московскому областному суду, сослался на вступившие в законную силу иные судебные решения, принятые в в рамках упомянутого дела.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 2 и 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, действующий на территории муниципального образования-публично-правового образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление.
Согласно положениям Закона РСФСР от 29 июля 1971 года "О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР" местные Советы народных депутатов являлись представительным органом государственной власти.
В систему органов местного самоуправления, как их представительные органы, они вошли после принятия Закона РСФСР от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР".
На основании п. 9 Постановления Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 года N 1551-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", упомянутый Закон РСФСР от 29 июля 1971 года признан утратившим силу, при этом полномочия городских, районных в городах Советов народных депутатов сохранялись до проведения выборов в местные Советы народных депутатов.
Деятельность всех городских, районных Советов народных депутатов, с передачей их функций местным администрациям прекращена на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы закона, пришел к правомерному выводу о том, что Егорьевский городской Совет народных депутатов не являлся представительным органом муниципального образования, а Президиум городского Совета являлся организационно - распорядительным, подотчетным данному Совету органом, что в силу ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об отнесении рассмотрения названного дела к подсудности районного суда.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, он подлежит в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмене, с оставлением в силе определения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года отменить, определение Московского областного суда от 16 июля 2020 года оставить в силе.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.