Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шилкина В.Я. и Аношкина П.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Шилкина В.Я. и Аношкина П.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, государственным регистраторам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Плигиной И.В. и Аникиной Ю.В. о признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, понуждении произвести регистрационные действия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шилкин В.Я. и Аношкин П.И. обратились в суд с административным иском о признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности и понуждении произвести регистрационные действия, просили признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия): от 26 мая 2020 года об отказе Аношкину П.И. в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав и от 26 мая 2020 года об отказе Шилкину В.Я. в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав. В обоснование заявленных требований указали, что определением Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 года утверждено мировое соглашение, по условиям которого прекращено право общей долевой собственности Шилкина В.Я. (21/100 доля в праве) и Аношкина П.И. (21/100 доля в праве) на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". В собственность Шилкина В.Я. перешло право собственности на блок N 3 данного жилого дома, общей площадью "данные изъяты" кв. м, согласно техническому плану от 22 ноября 2019 года, а в собственность Аношкина П.И. перешло право собственности на блок N 4 данного жилого дома, общей площадью "данные изъяты" кв. м, согласно техническому плану от 9 января 2020 года. После вступления определения суда в законную силу они обратились с заявлениями о постановке указанных блоков жилого дома на государственный кадастровый учёт и о государственной регистрации прав на эти блоки.
Уведомлениями Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 мая 2020 года N КУВД-001/2020-1529211/2 и от 26 мая 2020 года N КУВД-001/2020-1530234/2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по тем основаниям, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Полагая, что данные отказы незаконны, так как право собственности за ними признано вступившим в законную силу судебным актом, административные истцы оспорили в судебном порядке указанные отказы в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Решением Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2020 года решение Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2020 года отменено. В удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Шилкиным В.Я. и Аношкиным П.И. через Октябрьский районный суд города Саранска Республики Мордовия 4 февраля 2021 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 февраля 2021 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения. Податели жалобы считают, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В письменном отзыве на кассационную жалобу административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия просит оспариваемый судебный акт оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что определением Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 года утверждено заключенное между Шилкиным В.Я. и Аношкином П.И. мировое соглашение, согласно которому стороны согласны прекратить право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" возникшее у Шилкина В.Я. на 21/100 доли на основании договора от 31 августа 1991 года, удостоверенного государственным нотариусом четвёртой Саранской государственной нотариальной конторы Мордовской ССР Угрюмовой О.Г, реестровый N, зарегистрированного в СМБТИ 30 января 1992 года в реестровой книге домовладений 9, инвентарное дело N стр. "данные изъяты", параграф 1683, и у Аношкина П.И. на 21/100 доли на основании договора от 24 мая 1991 года, удостоверенного государственным нотариусом четвёртой Саранской государственной нотариальной конторы Мордовской ССР Угрюмовой О.Г, реестровый N, зарегистрированного в СМБТИ 24 мая 1991 года в реестровой книге домовладений 9, инвентарное дело N стр. "данные изъяты" параграф 1663. В связи с заключением указанного мирового соглашения в собственность Шилкина В.Я. переходит право собственности на блок N 3 указанного жилого дома, общей "данные изъяты" кв. м, согласно техническому плану от 22 ноября 2019 года, а в собственность Аношкина П.И. переходит право собственности на блок N 4 указанного жилого дома, общей площадью "данные изъяты" кв. м, согласно техническому плану от 9 января 2020 года.
Аношкин П.И. 7 февраля 2020 года обратился в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением об осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: "адрес".
К заявлению были приложены технический план здания от 5 февраля 2020 года и копия определения Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 года.
Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 февраля 2020 года КУВД-001/2020-1529211/1 осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлению Аношкина П.И. приостановлено на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав; форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Приостановление мотивировано тем, что в качестве правоустанавливающего документа представлено определение Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 года, однако данным определением суда не признано право собственности на заявленный к регистрации объект недвижимости, а лишь определён порядок действий по оформлению права административного истца. Иные документы, подтверждающие права собственности не представлены. В ЕГРН отсутствуют зарегистрированные права на жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Согласно сведениям ЕГРН в жилом доме с кадастровым номером N расположены помещения (части жилого дома) с кадастровыми номерами N и N, права собственности на которые зарегистрированы на третьих лиц. В отношении жилых домов блокированной застройки согласование с органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства. Количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должны быть равным количеству таких блоков. Согласно заключению кадастрового инженера "Кадастровым инженером установлено, что границы земельного участка под блоком жилого дома блокированной застройки закреплены на местности. Однако сведения о земельном участке под зданием [домом блокированной застройки] не содержатся в ЕГРН. Оформление земельного участка будет проводиться после формирования в ЕГРН здания-блока жилого дома блокированной застройки.
Представленный технический план подготовлен с нарушением пункта 20 Требований к подготовке технического плана, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, в составе приложения технического плана от 5 февраля 2020 года отсутствует документ, на основании которого подготовлен технический план.
Для устранения причин приостановления было рекомендовано: представить документы, необходимые для осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости; представить технический план, подготовленный в соответствии с названными Требованиями; обратиться с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права на блоки всем собственникам здания с кадастровым номером 13:23:1102206:364; представить документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, сформированный под каждым блоком.
Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 февраля 2020 года КУВД-001/2020-1529211/2 Аношкину П.И. отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указано, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав; форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Отказ мотивирован теми же основаниями, по которым было приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, дополнительно было указано, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений с кадастровыми номерами N и N.
Шилкин В.Я. 7 февраля 2020 года обратился в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением об осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: "адрес".
К заявлению были приложены технический план здания от 5 февраля 2020 года и копия определения Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 года.
Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 февраля 2020 года осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлению Шилкина В.Я. приостановлено на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав; форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Приостановление мотивировано теми же основаниями, по которым было приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав Аношкина П.И.
Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 мая 2020 года N КУВД-001/2020-15292/11/2 Шилкину В.Я. отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав; форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Отказ мотивирован теми же основаниями, по которым было отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав Аношкину П.И.
Как следует из технического паспорта жилого дома от 24 ноября 2010 года, данный жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, инвентарный N, назначение - жилое, фактическое использование - жилой дом.
Согласно выписке из ЕГРН от 11 августа 2020 года на государственном кадастровом учёте с 28 июня 2012 года стоит объект недвижимости - здание с кадастровым номером N (ранее присвоенный инвентарный N) назначение - жилое, наименование - жилой дом, данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N, в данном объекте расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N.
Согласно выписок из ЕГРН от 31 августа 2020 года на государственном кадастровом учёте: с 18 декабря 2013 года стоит объект недвижимости - помещение с кадастровым N, назначение - жилое, наименование - квартира, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, на объект зарегистрировано право общей долевой собственности - собственниками являются Юмаев Г.А. (1/2 доля в праве), сведения о втором собственнике отсутствуют; с 2 апреля 2015 года стоит объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, назначение - жилое помещение, наименование - часть жилого дома, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером N на объект зарегистрировано право собственности - собственником является Кирюшкина О.И.; с 2 апреля 2015 года стоит объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N назначение - жилое помещение, наименование - часть жилого дома, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, на объект зарегистрировано право общей долевой собственности - собственниками являются Шацких В.С. и Нарваткин А.В. (по 1/2 доле в праве у каждого).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 7 данной статьи государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона.
В части 6 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учёт помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учёт.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, судом первой инстанции сделан вывод о незаконности отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав административных истцов, поскольку определением суда об утверждении мирового соглашения определены условия о правах собственности административных истцов, у регистрационного органа, по мнению суда первой инстанции, не было оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации на спорные объекты административных истцов.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, руководствуясь положениями Федерального закона N 218-ФЗ, когда на государственном кадастровом учёте стоит жилой дом, являющийся объектом индивидуального жилищного строительства, постановка на государственный кадастровый учёт блока жилого дома блокированной застройки без внесения изменений в сведения о жилом доме, в состав которого входит этот блок, недопустима.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что право общей долевой собственности административных истцов на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Дачная, д.2, возникло и зарегистрировано в соответствии с ранее действовавшим законодательством в 1991 года и его повторная регистрация не требуется, не основаны на нормах законодательства.
Доводы жалобы о том, что административные истцы не должны были представлять на регистрацию документы, подтверждающие их права на выделенные им объекты, и необходимости внесения изменений в описание объекта недвижимости, являются необоснованными.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение о полном удовлетворении заявленных административным истцом требований, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Судебная коллегия констатирует, что по доводам кассационной жалобы не имеется оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судебных инстанций, которые исчерпывающе мотивированы, основаны на юридически значимых обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки и тщательного анализа совокупности представленных доказательств, и не противоречат нормам примененных законов, регулирующих спорные правоотношения.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3, ФИО4 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.