Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2021 года гражданское дело N2-1460/2020 по иску Плишкина ФИО8 к Главному управлению МЧС России по Московской области о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, возложении обязанности допустить к исполнению служебных обязанностей, признании действий дискриминацией, по кассационной жалобе Плишкина ФИО9
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, пояснения истца Плишкина В.Ю. и его представителя Столяровой И.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Юнусовой А.И, полагавшей апелляционное определение подлежащим отмене, установила:
Плишкин В.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Московской области о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, возложении обязанности допустить к исполнению служебных обязанностей, признании действий дискриминацией.
Решением Королёвского городского суда Московской области от 18 июня 2020 года исковые требования Плишкина В.Ю. удовлетворены частично. Признан незаконным приказ начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10 сентября 2019 года N 102-НС в части освобождения Плишкина В.Ю. от занимаемой должности и зачислении в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области. Признан незаконным приказ N 106-НС от 19 сентября 2019 года в части назначения Плишкина В.Ю. на должность начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Дубна управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области. Плишкин В.Ю. восстановлен в должности начальника отдела надзорной деятельности по городу Королев Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области. На ГУ МЧС России по Московской области возложена обязанность допустить Плишкина В.Ю. к исполнению служебных обязанностей в должности начальника отдела надзорной деятельности по городу Королев Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области. В удовлетворении исковых требований Плишкина В.Ю. о признании действий ГУ МЧС России по Московской области дискриминацией отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Плишкина В.Ю. отказано.
В поданной кассационной жалобе Плишкин В.Ю. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 1 декабря 2014 года между МЧС России в лице начальника ГУ МЧС России по Московской области (начальник) и Плишкиным В.Ю. (сотрудник) заключен Контракт о службе Плишкина В.Ю. в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности начальника отдела надзорной деятельности по г. Королёв управления надзорной деятельности и профилактической работы сроком на 5 лет.
Согласно Директиве МЧС России от 3 июля 2019 года N 47-19-4, направленной Министром МЧС России в адрес заместителей министров, начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в целях совершенствования в системе МЧС организационно-штатной структуры, эффективности контрольно-надзорной деятельности предписано провести следующие мероприятия: внести изменения в штатные расписания главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации согласно прилагаемому перечню (выписке из перечня); организационные мероприятия провести в сроки согласно прилагаемому перечню (выписке из перечня); в период проведения организационных мероприятий обеспечить постоянную готовность главным управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации к выполнению задач по предназначению.
Приказом начальника Главного управления ГУ МЧС по Московской области N 318 от 9 июля 2019 года "О распределении численности территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области" в соответствии с директивой МЧС России от 3 июля 2019 года N 47-19-4 утвержден перечень территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области, введены в действие с 10 сентября 2020 года штатные расписания территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.
9 июля 2019 года утверждено новое штатное расписание N 15/13/19/14 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Королев, в котором утверждены новые наименования должностей и структурных подразделений ОНД.
9 июля 2019 года Плишкин В.Ю. ознакомлен с уведомлением от 3 июля 2019 года о предстоящем расторжении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России по основаниям пункта 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10 сентября 2019 года N 102-НС "Об освобождении занимаемых должностей и зачислении в распоряжение", в соответствии с п.1 ч.10 ст.36 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ подполковник внутренней службы Плишкин В.Ю, начальник отдела надзорной деятельности по г. Королев Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области с 10 сентября 2019 года.
Основание является: директива МЧС России от 3 июля 2019 года N 47-19-4, письмо ГУСБ МЧС России от 29 августа 2019 года N 2052-3630 ДСП.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области от 19 сентября 2019 года N 106-НС "По назначению на должность", в соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ подполковник внутренней службы Плишкин В.Ю, находящийся в распоряжении ГУ МЧС России по Московской области, бывший начальник отдела надзорной деятельности по г. Королев назначен на должность начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Дубна.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Плишкина В.Ю. о признании незаконными приказа начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10 сентября 2019 года N 102-НС в части освобождения истца от занимаемой должности и зачислении в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области, приказа N 106-НС от 19 сентября 2019 года в части назначения Плишкина В.Ю. на должность начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Дубна управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области, восстановлении в должности начальника отдела надзорной деятельности по городу Королев Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области, возложении обязанности на ответчика допустить Плишкина В.Ю. к исполнению служебных обязанностей в должности начальника отдела надзорной деятельности по городу Королев Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области, суд первой инстанции исходил из того, что в ГУ МЧС России по Московской области произошло переименование территориальных подразделений, при этом сокращения штата, в том числе должности, занимаемой истцом, не осуществлялось, обязательная при сокращении внеочередная аттестация сотрудников не проводилась, в связи с пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для издания приказа от 10 сентября 2019 года N 102-НС об освобождении Плишкина В.Ю. от замещаемой должности и зачислении его в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области.
Установив, что назначение на должность начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Дубна является переводом и произведено без согласия истца, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности приказа N 106-НС от 19 сентября 2019 года, и о восстановлении Плишкина В.Ю. в прежней должности - начальника отдела надзорной деятельности по г. Королев Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на неправильном применении норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Плишкина В.Ю, суд апелляционной инстанции указал, что приказ начальника ГУ МЧС России по Московской области от 10 сентября 2019 года N 102-НС "Об освобождении занимаемых должностей и зачислении в распоряжение", на основании которого Плишкин В.Ю. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по Московской области, является законным, принятым надлежащим должностным лицом в пределах своих полномочий, факт проведения организационно-штатных мероприятий в Главном управлении МЧС России по Московской области нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Оснований для признания незаконным приказа начальника ГУ МЧС России по Московской области от 19сентября 2019 года N 106-НС о назначении Плишкина В.Ю. на должность начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Дубна управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области, суд апелляционной инстанции также не усмотрел, поскольку Плишкин В.Ю. назначен на равнозначную должность - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Дубна в федеральной противопожарной службе, в том же подразделении и в той же местности - Московской области, что не влечет за собой изменение условий контракта, истцом приняты дела и добровольно написан рапорт, заключен контракт о прохождении службы в г.о.Дубна.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) и ее прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 вышеуказанного Закона регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных указанными выше нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ контракт заключается между руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу, или сотрудником федеральной противопожарной службы. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Контракт может заключаться на неопределенный срок или на определенный срок (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ переводом сотрудника федеральной противопожарной службы по службе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на иную должность считается его перевод на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения, который допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 5 статьи 30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на равнозначную должность в федеральной противопожарной службе осуществляется, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности.
При невозможности перевода сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии с принятым руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем решением на иную должность или отказе сотрудника от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в федеральной противопожарной службе, за исключением случаев отказа от перевода по основанию, предусмотренному частью 3, пунктом 3 или 6 части 5, пунктом 2 части 7 либо частью 9 настоящей статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровой службой федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать такой рапорт составляется соответствующий акт (ч.10 ст.30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не является переводом и не требует согласия сотрудника федеральной противопожарной службы выполнение им равнозначных функций по иной должности в федеральной противопожарной службе в том же подразделении и в той же местности, не влекущее за собой изменения условий контракта.
Как указано в ч.12 ст.30 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы, непрерывно замещающий одну и ту же должность в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации на иную равнозначную должность в том же субъекте Российской Федерации, федеральном округе, а при невозможности такого перевода - на иную равнозначную должность в другую местность. В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в том же подразделении или в том же субъекте Российской Федерации, а в случае отказа - уволен со службы в федеральной противопожарной службе. Перечень должностей федеральной противопожарной службы, по которым предусмотрена ротация, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в федеральной противопожарной службе правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае: предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в федеральной противопожарной службе (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в федеральной противопожарной службе; направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в федеральной противопожарной службе либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в федеральной противопожарной службе. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 83 этого федерального закона (часть 4 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
На основании части 5 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ при упразднении (ликвидации) подразделения или сокращении замещаемой сотрудником должности руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника федеральной противопожарной службы о предстоящем увольнении со службы в федеральной противопожарной службе не позднее чем за два месяца до его увольнения.
В течение срока, указанного в части 5 статьи 36 Федерального закона, в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении проводится внеочередная аттестация сотрудников федеральной противопожарной службы в соответствии со статьей 33 Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности (часть 6 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно ч.9 статьи 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе сотрудником федеральной противопожарной службы или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в федеральной противопожарной службе. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе, за исключением выполнения сотрудником служебных обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
Зачисление сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения допускается в следующих случаях: упразднение (ликвидация) подразделения или сокращение замещаемой сотрудником должности в федеральной противопожарной службе; освобождение сотрудника от замещаемой должности в федеральной противопожарной службе в связи с планируемым переводом на иную должность в федеральной противопожарной службе; проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в федеральной противопожарной службе; окончание приостановления сотрудником службы в федеральной противопожарной службе; направление сотрудника в соответствии с частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона на медицинское освидетельствование; неисполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при исполнении служебных обязанностей); направление сотрудника в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и период трудоустройства по окончании служебной командировки, предусмотренный пунктом 5 части 11 настоящей статьи; восстановление в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность; окончание срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона (ч.10 ст. 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
На основании ч.18 ст. 36 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника федеральной противопожарной службы в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в федеральной противопожарной службе решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 83 настоящего Федерального закона.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере федеральной противопожарной службы, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником федеральной противопожарной службы должности или нижестоящие должности (ч. 6 ст. 83 Закона).
В статье 31 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ содержится указание на то, что вакантной должностью является должность, не замещаемая другим сотрудником федеральной противопожарной службы, невакантная должность - должность замещаемая другим сотрудником федеральной противопожарной службы.
Приведенные нормативные положения судами первой и апелляционной инстанции не учтены.
Суд апелляционной инстанции в обоснование вывода о том, что ответчиком был соблюден порядок увольнения Плишкина В.Ю. из федеральной противопожарной службы, сослался на то, что истец назначен на равнозначную должность - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Дубна в федеральной противопожарной службе, в том же подразделении и в той же местности - Московской области, что не влечет за собой изменение условий контракта, истцом приняты дела и добровольно написан рапорт, заключен контракт о прохождении службы в г.о.Дубна.
Между тем данных о том, что Плишкину В.Ю. были предложены имеющиеся вакантные должности в федеральной противопожарной службы с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в федеральной противопожарной службы (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности, материалы дела не содержат, поэтому выводы суда апелляционной инстанции о том, что со стороны ответчика соблюден порядок прохождения службы при сокращении должности Плишкина В.Ю, являются незаконными, так как сделаны без учета приведенных выше нормативных положений.
Судом апелляционной инстанции также сделан неправильный вывод о том, что под "другой местностью" в целях исполнения Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ следует понимать другой субъект Российской Федерации, в связи с чем выполнение сотрудником федеральной противопожарной службы равнозначных функций на иной должности в том же субъекте Российской Федерации, федеральном округу, переводом не является, в связи с чем согласие сотрудника не требуется.
Суд апелляционной инстанции не учел разъяснения, изложенные в абзаце третьем пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, согласно которым под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
Учитывая, что г.о.Дубна и г.о.Королев являются разными населенными пунктами, для перевода Плишкина В.Ю. на должность начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Дубна требовалось его согласие, выраженное в письменной форме. При этом в материалах дела письменное согласие Плишкина В.Ю. на перевод отсутствует.
Поскольку судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора не применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, и вследствие этого в нарушение требований части 1 статьи 196 ГПК РФ не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Плишкина В.Ю, что является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 ноября 2020 года и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 ноября 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский областной суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.