Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Попова В.В. и Коробченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Альфатер Крым" об обязании заключить договор
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Альфатер Крым" на решение Раменского городского суда Московской области от 24 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к ООО "Альтфатер Крым" об обязании заключить договор на оказание услуг.
В обоснование своих требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В 2018 г. ему стало известно, что собственники помещений в многоквартирном доме решили заключить с ООО "Альтфатер Крым" индивидуальные договоры на оказание услуг по сбору, вывозу, транспортировке и размещению бытовых отходов. Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением о заключении отдельного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции ООО "Альтфатер Крым" от ДД.ММ.ГГГГ N с применением нормативов накопления ТКО и цен, утвержденных уполномоченными органами государственной власти Республики Крым. От заключения указанного договора ответчик уклонился.
Решением Раменского городского суда Московской области от 24 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 декабря 2020 г, исковые требования были удовлетворены.
Дополнительным решением Раменского городского суда Московской области от 8 сентября 2020 г. изложены условия заключения договора.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что судебные постановления являются незаконными.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами с учетом доводов кассационной жалобы допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
ООО "Альтфатер Крым" является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами.
В статусе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Альтфатер Крым" начал осуществлять свою деятельность с 1 января 2019 г. Ответчик разместил публичную оферту о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ялтинского и Алуштинского городских округов для физических лиц в газете "Крымские известия", N 237(6627) за 28 декабря 2018 г. и на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет: altvater.ru.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 неоднократно обращался к ответчику с предложением заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: от 5 сентября 2018 г, от 24 сентября 2019 г.
В ответ на повторное заявление истца, содержащее встречную оферту с предложением заключить дополнительное соглашение - приложение N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с физическим лицом, ООО "Альтфатер Крым" направило ответ о том, что направленное им дополнительное соглашение противоречит положениям Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также форме типового договора, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156.
18 ноября 2019 г. ФИО1 направил в ООО "Альтфатер Крым" дополнительное заявление-претензию на договор N от 25 сентября 2019г, которое было получено и зарегистрировано в ООО "Альтфатер Крым" 18 ноября 2019 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также норм права, подлежащих применению по данному делу, исходил из того, что у ответчика, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеется предусмотренная законом обязанность заключения договора; условия договора, изложенные судом в дополнительном решении, не противоречат положениям типового договора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12 ноября 2016 г. и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что суды не дали оценку тому факту, что, по сути, в пунктах 1.8, 1.22, 1.23, 1.24, 2.15 дополнительного соглашения, утвержденного судом первой инстанции, истец закрепил порядок оплаты услуги регионального оператора по фактическому проживанию истца в квартире, которая является его собственностью, но в которой он не зарегистрирован. Факт своего проживания истец обязуется подтверждать заявлением согласно подпункту "б" пункта 57 Правил N 354. Данные доводы заслуживают внимания.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила N 354.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры для периодического проживания по адресу: "адрес", зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес".
В дополнительном соглашении к договору, утвержденному судом первой инстанции, указано следующее:
1.8 Количество потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, периодически проживающих в жилом помещении: 1 человек (собственник квартиры).
1.22. Исходя из положений п.п. 1.9-1.21 настоящего договора (соглашения), Региональный оператор объективно в состоянии оказывать свои услуги в конкретном жилом помещении только при условии физического наличия подлежащих вывозу твёрдых коммунальных отходов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности физических лиц в периоды их фактического (постоянного или временного) проживания в квартире, независимо от наличия или отсутствия у них регистрации в этой квартире.
1.23. В соответствии с п. 58 Правил N 354 количество постоянно или временно фактически проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного региональным оператором в соответствии с пунктом 56(1) Правил акта об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении.
1.24. Потребитель обязан оплачивать по утверждённым тарифам фактически оказанные региональным оператором услуги в размере стоимости ТКО, объём которых рассчитывается исходя из утверждённого норматива накопления ТКО, пропорционально количеству фактически проживавших физических лиц и длительности их проживания в этой квартире, с учётом перерасчёта за периоды временного отсутствия.
В пункте 148(34) Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 148(36) указанных Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
На основании пункта 148(24) данных Правил потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 57 Правил N 354 закреплено, что расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем: б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Таким образом, Правилами N 354 установлен порядок оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества временно проживающих потребителей, с возможность перерасчета оплаты предоставленных услуг на основании заявления потребителя.
Между тем в пункте 2.15 соглашения к договору установлено, что оплата фактически оказанной региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО, востребованной, заказанной в необходимом объёме и фактически принятой потребителем в принадлежащем ему жилом помещении, осуществляется потребителем до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления на расчетный счет или внесения в кассу Регионального оператора денежных средств в размере платы, соответствующем объёму ТКО, исходя из утверждённых нормативов накопления ТКО, фактического количества проживающих в жилом помещении потребителей и продолжительности их проживания.
Тем самым из указанных положений вытекает, что потребитель оплачивает услугу ответчика только при ее востребовании потребителем, заказе в необходимом объеме и принятии им, хотя в силу Правил N 354 закреплен специальный порядок перерасчета оплаты за оказанную ответчиком услугу при проживании истца в помещении не в течение всего периода, за который осуществляется оплата.
Указанный перерасчет производится в соответствии с пунктом 148(44) Правил N 354, на основании которого при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
При этом на основании пункта 90 Правил N 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
В силу пункта 91 настоящих Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается, и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Однако вышеизложенному в Правилах N 354 в соотношении с вышеуказанными положениями соглашения суды должной правовой оценки не дали.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Вышеназванные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судами учтены не были, и выводы судов нельзя признать правильными.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела. При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не исправил.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит, что допущенные судами нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем судебное постановление суда апелляционной инстанций подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 9 декабря 2020 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.