Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-642/2020 по иску прокурора Юсьвинского района в интересах Ужеговой Екатерины Ивановны к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о взыскании сумм выходного пособия при увольнении, процентов за задержку выплаты выходного пособия
по кассационной жалобе Ужеговой Екатерины Ивановны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, мнение прокурора Седьмого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е, полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юсьвинского района обратился в суд с иском в интересах Ужеговой Е.И. к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края, в котором, уточнив заявленные требования, просил взыскать с ответчика в пользу Ужеговой Е.И. недополученные выплаты в размере 113 818 руб. 71 коп. из расчета должностного оклада исполняющего обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения в размере 9465 руб. 04 коп, надбавки за выслугу лет - 1893 руб. 01 коп, надбавки за особые условия службы - 15144 руб. 06 коп, ежемесячного денежного поощрения - 2366 руб. 26 коп, оклада за классный чин - 4122 руб. 56 коп, районного коэффициента - 4948 руб. 64 коп, взыскать проценты на сумму недополученных выплат за период с 1 февраля 2020 года по 30 июля 2020 года - 5318 руб. 49 коп, проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы в размере 113 818 руб. 71 коп. за каждый день задержки, начиная с 31 июля 2020 года, по день фактического расчета включительно.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что по обращению Ужеговой Е.И. прокуратурой Юсьвинского района была проведена проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой установлено, что с 6 августа 2007 года Ужегова Е.И. работала консультантом по правовым вопросам в администрации Купросского сельского поселения, 1 января 2017 года она была переведена на муниципальною должность муниципальной службы заместителя главы администрации Купросского сельского поселения. Решением Совета депутатов Купросского сельского поселения от 31 октября 2018 года N 70 с 1 ноября 2018 года Ужегова Е.И. была назначена временно исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения, при этом не была освобождена от исполнения обязанностей заместителя главы администрации и не уволена с этой должности, трудовой договор с ней расторгнут не был, другой трудовой договор с ней не заключался. 8 февраля 2019 года ставка заместителя главы администрации Купросского сельского поселения была сокращена, однако Ужегова Е.И. по этому основанию уволена не была, какие-либо компенсации и пособия, полагающиеся при увольнении, ей не выплачивались. На основании Закона Пермского края от 20 июня 2019 года N 427-ПК "Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края" 31 января 2020 года полномочия исполняющего обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. были прекращены досрочно в связи с преобразованием муниципального образования. При увольнении истцу была произведена выплата лишь компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска и денежного поощрения по итогам работы за январь 2020 года. Распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 11 февраля 2020 года N 13-к распоряжение о прекращении полномочий Ужеговой Е.И. было отменено.
Распоряжением временно исполняющего обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения от 1 февраля 2020 года N 1-к полномочия Ужеговой Е.И. были прекращены в связи с ликвидацией организации на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка в соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Никакие дополнительные выплаты, кроме ранее выплаченных, Ужеговой Е.И. не производились. Ее заработная плата в месяц составляет 37 939 руб. 57 коп. Приказом территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 12 февраля 2020 года N 25/В/02 Ужегова Е.И. признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 1 мая 2020 года, до настоящего времени она не трудоустроена. 18 марта 2020 года главе округа - главе администрации Юсьвинского муниципального округа прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое было отклонено. В выплате истцу среднего месячного заработка за второй и третий месяц со дня увольнения ответчиком было отказано. Между тем с момента сокращения должности заместителя главы администрации по 1 февраля 2020 года Ужегова Е.И. являлась муниципальным служащим, имела классный чин муниципальной службы, ей выплачивался оклад за классный чин, поэтому ей должно было быть выплачено выходное пособие при увольнении, в том числе за второй и третий месяц после увольнения. В рамках внутреннего финансового контроля администрация Юсьвинского муниципального района была обязана своевременно выявить данное нарушение трудового законодательства, принять соответствующие меры и оказать необходимую правовую помощь, чего сделано не было.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований прокурора Юсьвинского района отказано.
В кассационной жалобе истец Ужегова Е.И. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
От администрации Юсьвинского района поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, мнение прокурора, судебная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с ликвидацией организации.
В силу части 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 6 августа 2007 года истец Аксенова (после заключения брака - Ужегова) Е.И. была принята на муниципальную должность муниципальной службы администрации Купросского сельского поселения консультантом по правовым вопросам, 1 января 2017 года переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации.
1 ноября 2018 года Ужегова Е.И. назначена временно исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения на основании решения Совета депутатов Купросского сельского поселения от 31 октября 2018 года N 70. При этом на период исполнения обязанностей главы поселения Ужегова Е.И. не была освобождена от исполнения обязанностей заместителя главы поселения.
Решениями Совета депутатов Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района Пермского края от 28 декабря 2018 года N N 91 и 92 утверждены Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Купросском сельском поселении и структура администрации Купросского сельского поселения, согласно которым с 1 февраля 2019 года должность заместителя главы администрации в администрации Купросского сельского поселения отсутствует.
В трудовой книжке истца записи об увольнении с должности заместителя главы администрации не имеется, трудовой договор по указанной должности с ней расторгнут не был, какие-либо выплаты, причитающиеся при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, Ужегова Е.И. не получала.
Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от 31 января 2020 года N 08/4-к полномочия исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. были прекращены по пункту 12 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с преобразованием муниципального образования на основании закона Пермского края от 20 июня 2019 года N 427-ПК "Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края".
Распоряжением исполняющего полномочия главы муниципального района - главы администрации Юсьвинского муниципального района от 11 февраля 2020 года N 13-к распоряжение администрации Юсьвинского муниципального района от 31 января 2020 года N 08/4-к отменено.
Распоряжением временно исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения от 1 февраля 2020 года N 1-к полномочия временно исполняющей обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купросского сельского поселения Ужеговой Е.И. прекращены в связи с ликвидацией организации (пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) с выплатой Муниципальным казенным учреждением Юсьвинского муниципального района "Единый учетный центр" в соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
Приказом территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 12 февраля 2020 года N 25/В/02 Ужегова Е.И. признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 1 мая 2020 года, до настоящего времени она не трудоустроена.
Согласно решению территориального отдела Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Пермского края по Юсьвинскому району от 14 мая 2020 года N 33 за Ужеговой Е.И. сохраняется средний месячный заработок.
Выходное пособие в размере среднего месячного заработка, в том числе за второй и третий месяц со дня увольнения, истцу не выплачено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 11, частью 2 статьи 3, частью 2 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", частью 7 статьи 11, статьей 178, частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Закона Пермского края от 20 июня 2019 года N 427-ПК "Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края", пришел к выводу, что администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края не является правопреемником администрации Купросского сельского поселения в трудовых правоотношениях с Ужеговой Е.И, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, в связи с чем в иске отказал, оставил без оценки доводы истца о неисполнении администрацией Юсьвинского муниципального района в рамках внутреннего финансового контроля обязанности по выявлению нарушений трудового законодательства, принятия соответствующих мер и оказания необходимой правовой помощи при отсутствии доказательств передачи в 2019 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Юсьвинскому муниципальному району данных полномочий Купроссим сельским поселением, являвшегося самостоятельным юридическим лицом, а также о том, что с момента сокращения должности заместителя главы администрации по 1 февраля 2020 года Ужегова Е.И. являлась муниципальным служащим, имела классный чин муниципальной службы.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводами суда первой инстанции о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении указал, что согласно части 4 статьи 4 Закона Пермского края от 20 июня 2019 года N 427-ПК "Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края" указанные в данном законе органы местного самоуправления, в том числе Купросское сельское поселение, подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, в котором определяются: состав ликвидационной комиссии; функции ликвидационной комиссии; планы ликвидационных мероприятий; срок проведения ликвидации.
Решением Совета депутатов Купросского сельского поселения от 1 июля 2019 года N 128 МКУ "Администрация Купросского сельского поселения" ликвидировано, утверждено положение о ликвидационной комиссии, план ликвидационных мероприятий, состав ликвидационной комиссии, председателем которой назначена Ужегова Е.И.
Решением Думы Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 5 ноября 2019 года N 13 администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края определена правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами органов местного самоуправления Юсьвинского муниципального района, Архангельского, Купросского, Майкорского, Пожвинского, Юсьвинского сельских поселений, в том числе администрации Купросского сельского поселения.
Решением Думы Юсьвинского муниципального округа от 31 января 2020 года N 94 утвержден ликвидационный баланс Купросского сельского поселения, из которого следует, что дебиторская задолженность по выплатам отсутствует. В справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах сведений о наличии задолженности по заработной плате не имеется.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14 августа 2020 года сведения о ликвидации администрации Купросского сельского поселения, как юридического лица, внесены в ЕГРЮЛ 18 февраля 2020 года. Администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края создана как юридическое лицо 19 февраля 2020 года, в связи с чем суд апелляционной инстанции посчитал правомерными выводы суда первой инстанции о том, что администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края не является правопреемником администрации Купросского сельского поселения в части трудовых правоотношений с Ужеговой Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов сделанными с нарушением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Названные требования судами по настоящему делу не выполнены.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Пермского края от 20 июня 2019 года N 427-ПК "Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края", вступившим в силу 2 июля 2019 года, решено преобразовать Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение, входящие в состав Юсьвинского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование, наделить новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, статусом муниципального округа (далее - Юсьвинский муниципальный округ Пермского края.
Преобразование поселений, входящих в состав Юсьвинского муниципального района, не влечет за собой изменения статуса населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений Юсьвинского муниципального района, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах (статья 4).
Юсьвинский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона.
Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение и Юсьвинский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона (статья 1).
Органы местного самоуправления Юсьвинского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Юсьвинского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию настоящим Законом и муниципальными правовыми актами Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, муниципальными правовыми актами Юсьвинского муниципального округа Пермского края, регулируются законодательством Российской Федерации и Пермского края, а также договорами и соглашениями, заключенными органами местного самоуправления в переходный период, предусмотренный статьей 4 настоящего Закона (статья 3).
Решением Думы Юсьвенского муниципального округа Пермского края N 13 от 5 ноября 2019 года (л.д. 87-91) установлено, что администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края является правопреемником администрации Купоросского сельского поселения, в том числе в отношениях с должностными лицами органов местного самоуправления, физическими лицами (пункт 2). В случае выявления муниципального долга Купросского сельского поселения Юсьвинский муниципальный округ является правопреемником и обеспечивает управление указанным долгом (пункт 6).
Приведенные правовые акты, регламентирующие процедуру преобразования муниципальных образований и вопросы правопреемства, судами истолкованы неверно и при рассмотрении дела не применены, что привело к ошибочным выводам о предъявлении истцом исковых требований к ненадлежащему ответчику и несущественности доводов истца о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по осуществлению финансового контроля за деятельностью органом сельского поселения, что привело к нарушению трудовых прав истца на получение предусмотренных законом гарантий при сокращении занимаемой ею должности заместителя главы администрации Купоросского сельского поселения и увольнении с должности временно исполняющего обязанности главы сельского поселения - главы администрации Купоросского сельского поселения.
В нарушение статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами не дана оценка имеющимся в материалах дела сведениям, изложенным в ответе на запрос финансового управления администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 25 июня 2020 года (л.д. 66), о том, что решением Совета депутатов Купросского сельского поселения от 14 ноября 2018 года N 74, решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 11 декабря 2018 года N 362, соглашением, заключенным на основе указанных решений, Юсьвинскому муниципальному району переданы полномочия Купросского сельского поселения по ведению бухгалтерского (бюджетного), кадрового, налогового, статистического учета, планированию финансово-хозяйственной деятельности и составлению отчетности на 2019 год.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, предъявлении иска к ненадлежащему ответчику сделаны с нарушением норм процессуального права, основаны на неправильном применении норм материального права.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 ноября 2020 года подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело на основании установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 ноября 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.