Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Кудрявцева А.А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кудрявцева А.А. к заместителю Министра обороны Российской Федерации Иванову Т.В, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным приказа в части включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В, установила:
Кудрявцев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ Заместителя Министра обороны РФ от 27.03.2019 N227 в части включения квартиры N27, расположенной по адресу г. Севастополь, ул. Адмирала Фадеева, 38, в специализированный жилищный фонд.
Требования административного иска мотивированы тем, что истец обеспечен указанным жилым помещением на основании ордера. Собственником жилого помещения являлось Правительство Москвы. Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 26.08.2011 начальник 1997 ОМИС обязан принять от Кудрявцева А.А. денежные средства в размере эквивалентном остаточной стоимости (инвентаризационной) стоимости замещения причитающейся ему и его сыновьям 3/4 доли жилого помещения 35 588 гривен Украины и выдать справку о внесении стоимости жилья в денежном эквиваленте и сдачи доли жилья. Решение суда исполнено. В связи с указанным, приказ затрагивает его права и интересы.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 марта 2020 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2020 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 04.02.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу о правомерности оспариваемого решения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что квартира N27, расположенная по адресу г. Севастополь, ул. Адмирала Фадеева, 38, является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении у ФГКУ "КТУИО" МО РФ.
На основании служебного ордера N230, выданного 24.12.2004, капитану 2 ранга Кудрявцеву А.А. было предоставлено указанное жилое помещение.
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 26.08.2011 начальник 1997 ОМИС обязан принять от Кудрявцева А.А. денежные средства в размере эквивалентном остаточной стоимости (инвентаризационной) стоимости замещения причитающейся ему и его сыновьям 3/4 доли жилого помещения 35 588 гривен Украины и выдать справку о внесении стоимости жилья в денежном эквиваленте и сдачи доли жилья.
12.10.2011 Кудрявцев А.А. сдал указанное жилое помещение.
25.10.2011 Кудрявцеву А.А. и членам его семьи передана 2-комнатная квартира по адресу: г. "адрес", которая впоследствии было приобретена истцом в собственность и реализована.
Согласно приказу Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.03.2019 N227 спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
В настоящее время в квартире зарегистрированы наниматель Кудрявцев А.А, его сын Кудрявцев С.А, бывшая жена Кудрявцева Н.В, сын Кудрявцев Я.А..
Минобороны Российской Федерации обратилось в суд с иском о признании Кудрявцева А.А. и членов его семьи утратившими право пользования спорной квартирой и выселении.
Решением суда 06.02.2020 требования Минобороны Российской Федарции удовлетворены частично, Кудрявцев А.А. и члены его семьи признаны утратившими право пользования спорной квартирой, Кудрявцев А.А. выселен из квартиры.
Заместитель Министра Минобороны РФ обладал полномочиями по включению указанной квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных.
В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (специализированный жилищный фонд).
Во исполнение предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно п. 3 названных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда решения принимают федеральные органы исполнительной власти.
В силу подпункта "м" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Подпунктами 68, 71 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации, помимо прочего, осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за ним, в соответствии с его назначением, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения, Министерство Обороны РФ в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Как следует из преамбулы оспариваемого приказа, он издан заместителем Министра на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2016 года N400 "Об обязанностях заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обжалуемый приказ принят административным ответчиков в предал его полномочий, права административного истца не нарушает.
Обстоятельства, с которыми связывают запрет на отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, отсутствуют, в связи с чем, квартира правомерно включена в состав служебных жилых помещений.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 16 апреля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.