Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Блошенко М.В, судей Лысовой Е.В, Никулинской Н.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Пошехонского района в интересах ФИО1, а также по иску ФИО1 к Администрации Пошехонского муниципального района, Администрации городского поселения Пошехонье, Правительству Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области, Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Управлению социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района об оспаривании решения об отказе в предоставлении социальной помощи (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-4/2019)
по кассационной жалобе ФИО1 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Блошенко М.В, объяснения представителя истца, установила:
Прокурор Пошехонского района Ярославской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 ГПК РФ о признании решения комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района при администрации Пошехонского муниципального района незаконным и о возложении обязанности заново рассмотреть вопрос об оказании ФИО1 социальной помощи согласно её заявлению от 01.08.2018 года.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес", "адрес". Жилое помещение находится в муниципальной собственности и предоставлено ФИО1 на основании ордера от 20.01.1995 года. 06.05.2017 года в доме произошел пожар, в результате которого дом признан аварийным и подлежащим сносу.
ФИО1 обратилась с заявлением об оказании социальной помощи на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и имущества, находившегося в жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, представила пакет необходимых документов. Решением комиссии управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района по оказанию социальной помощи от 08.08.2018 года в выплате материальной помощи отказано, так как превышен установленный срок. Такое основание для отказа законом не предусмотрено.
ФИО1 также обратилась в суд с иском к администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области, администрации городского поселения "адрес", Департаменту финансов "адрес", Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, МУ "Управление социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района" о признании решения комиссии МУ "Управление социальной защиты населения и труда" администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области от 08.08.2018 года незаконным, взыскании за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области единовременной материальной помощи 500 000 руб, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что в результате пожара ее квартира полностью уничтожена. 18.05.2017 года она обратилась к ведущему специалисту администрации городского поселения Пошехонье ФИО4 за получением устной информации о её дальнейших действиях в связи с утратой жилья в результате пожара. ФИО4 ответила, что свободного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, не имеется, но о том, что полагается единовременная материальная помощь, не сообщила. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила письмо в адрес администрации Пошехонского муниципального района по вопросу предоставления жилого помещения взамен утраченного в результате пожара. В ответе от 09.10.2017 года информации о полагающихся в этом случае выплатах не было.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 на официальном сайте Правительства Ярославской области ознакомилась с постановлением Правительства области от 29.11.2017 N 899-п "О выделении средств из резервного фонда Правительства области". Этим постановлением была оказана единовременная материальная помощь жителям сгоревшего дома, но она в этом списке не значилась. Из ответа Правительства области она узнала, что по вопросу, оказания материальной помощи следует обратиться в Управление социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района, что она и сделала, подав 01.08.2018 г. заявление на оказание социальной помощи на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и имущества, находившегося в жилом помещении, в результате чрезвычайной ситуации (пожара) и представила пакет необходимых документов. Решением комиссии Управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района по оказанию социальной помощи от 08.08.2018 года в выплате материальной помощи на возмещение ущерба было отказано, так как превышен срок, предусмотренный Порядком. Решение не соответствует требованиям закона. Выплата единовременной материальной помощи в размере 500 000 рублей до настоящего времени не произведена, имеет право на её получение как лицо, лишившееся в результате пожара единственного жилого помещения.
Решением Пошехонского районного суда Ярославской области от 22 января 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 апреля 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. апелляционное определение отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 июля 2020 г. при новом рассмотрении дела решение Пошехонского районного суда Ярославской области от 22 января 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковое заявление прокурора Пошехонского района в интересах ФИО1 удовлетворено в полном объеме, исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично, признано незаконным решение комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района при администрации Пошехонского муниципального района от 08.08.2018, на комиссию по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям "адрес" при администрации Пошехонского муниципального района возложена обязанность заново рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об оказании социальной помощи. Требования ФИО1 о взыскании за счет средств резервного фонда "адрес" единовременной материальной помощи в сумме 500 000 руб. оставлены без удовлетворения. С администрации Пошехонского муниципального района в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы 20 000 руб.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
ФИО1 не соглашается с апелляционным определением в части отказа в удовлетворении её требований о выплате единовременной социальной помощи. Она обратилась к ответчику с заявлением и приложила необходимые документы, имеет право на социальную помощь. При таких обстоятельствах оснований для отказа в иске о взыскании денежных средств у суда не имелось.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела, 20.01.1995 г. администрацией г. Пошехонье ФИО1 выдан ордер на вселение в комнату площадью 13, 3 кв. м в коммунальной "адрес"
"адрес".
Согласно справки администрации городского поселения Пошехонье от 01.08.2018 года ФИО1 оставалась зарегистрированной по месту жительства по указанному адресу.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживает по иному адресу, однако регистрации по месту пребывания там не имеет. Иного жилья у ФИО1 не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" в "адрес" произошел пожар, по итогам которого данный дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу в течение 5 лет.
Таким образом, ФИО1 имеет право на получение социальной помощи в соответствии с "адрес" от 19.12.2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области", Порядком оказания социальной помощи, утвержденным департаментом труда и социальной поддержки населения "адрес" от 30.01.2009 г. N 2 как лицо, лишившееся жилья и утратившее имущество в результате стихийного бедствия - пожара.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения и труда Пошехонского муниципального района с письменным заявлением об оказании социальной помощи на возмещение ущерба в связи с утратой жилого помещения и находящегося в нем имущества в результате пожара.
Решением комиссии Управления социальной защиты населения и труда администрации Пошехонского муниципального района по оказания социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в оказании социальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, поскольку истек срок 12 месяцев со дня наступления чрезвычайной ситуации, предусмотренный п. 3.12 Порядка оказания социальной помощи.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора, а также ФИО1, о признании данного решения незаконными его отмене, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 57 Социального кодекса Ярославской области, а также пунктом 3.12 Порядка оказания социальной помощи, утвержденного департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 года N2 и исходили из того, что указанными нормативными положениями установлен заявительный порядок оказания социальной помощи, то есть за предоставлением помощи гражданин должен обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением, предоставить необходимые документы в установленные сроки. Пропуск срока на обращение с заявлением об оказании социальной помощи, как посчитали суды, является основанием, исключающим предоставление социальной помощи. По обстоятельствам же настоящего дела ФИО1 обратилась за предоставлением социальной помощи ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного пунктом 3.12 Порядка оказания социальной помощи 12-месячного срока с даты пожара (ДД.ММ.ГГГГ).
Суд кассационной инстанции с данными выводами не согласился, признав их основанными на неправильном применении норм материального права. Судебная коллегия исходила из того, что основания для принятия решения об отказе в предоставлении социальной помощи установлены не пунктом 3.12 Порядка оказания социальной помощи, как ошибочно указали суды, а пунктом 1.8 Порядка, при этом среди данных оснований не поименовано истечение 12-месячного срока на обращение, предусмотренного пунктом 3.12 Порядка. По указанным основаниям гражданское дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции по итогам нового рассмотрения дела допущенные нарушения норм материального права устранил и пришел к выводу о незаконности решения комиссии по оказанию социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, возложив на комиссию обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 01.08.2018 г. об оказании социальной помощи.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, основанными на верном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" разработан Порядок оказания социальной помощи (далее - Порядок), который определяет механизм оказания социальной помощи, утвержденный приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30 января 2009 года N2 (в редакции приказа N 01-18 от
15 января 2018 года).
Пунктом 3.4 Порядка установлено, что социальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается на частичное возмещение ущерба, причиненного имуществу в результате чрезвычайной ситуации или ее ликвидации, в 2-кратном размере прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения, нанимателю жилого помещения или собственникам пропорционально доле собственности.
Согласно пункту 3.12 Порядка для оказания социальной помощи на возмещение ущерба имуществу лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, обращаются в орган социальной защиты населения с заявлением. К заявлению прилагаются: документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; копия процессуального решения, вынесенного должностными лицами органов пожарного надзора государственной противопожарной службы по результатам предварительной проверки сообщения о преступлении, связанном с пожаром. Социальная помощь на возмещение вреда здоровью и (или) возмещение ущерба имуществу оказывается лицам, обратившимся в орган социальной защиты населения в течение 12 месяцев со дня наступления чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 1.8 Порядка основаниями для отказа в оказании социальной помощи являются: обращение с заявлением лица, не относящегося к категориям заявителей, указанных в пункте 1.3 раздела 1 Порядка; отсутствие у заявителя документов или одного из документов, предусмотренных пунктом 2.1 раздела 2, пунктами 3.1, 3.10, 3.11 и 3.12 раздела 3, пунктом 4.1 раздела 4, пунктом 5.3 раздела 5 Порядка; заявителем представлены документы, содержащие неполные и (или) недостоверные сведения, выполненные карандашом и (или) имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также не соответствующие следующим требованиям: фамилия, имя и отчество заявителя, адрес места жительства написаны не полностью, не заполнены все необходимые реквизиты, документы имеют повреждения, наличие которых позволяет неоднозначно истолковать их содержание; заявителем представлены документы после истечении сроков, установленных пунктами 3.2, 3.10 раздела 3, пунктом 4.5 раздела 4 Порядка.
Поскольку предусмотренный пунктом 1.8 Порядка перечень не предусматривает среди оснований для отказа в осуществлении социальной помощи обращение с заявлением за пределами 12-месячного срока, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения комиссии об отказе ФИО1 в предоставлении меры социальной поддержки только лишь по указанному основанию.
Между тем, оснований для взыскания в пользу истца социальной помощи в сумме 500 000 рублей суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел.
Так, в силу п. 5 Положения о комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района, утвержденного Постановлением администрации Пошехонского муниципального района от 12.05.2017 N 354, решения об оказании социальной помощи принимает комиссия по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям Пошехонского района.
Таким образом, вопросы назначения социальных выплат и их размер относится к компетенции комиссии по оказанию социальной помощи нуждающимся жителям при администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области, при этом орган судебной власти данной компетенцией не обладает, в связи с чем заявление ФИО1 должно быть рассмотрено комиссией заново с принятием нового решения. Сам по себе отказ суда во взыскании в пользу истца социальной помощи в размере 500 000 рублей не свидетельствует о том, что данная мера социальной поддержки ей не может и не должна быть предоставлена, а обусловлен лишь необходимостью соблюдения установленной законом процедуры.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.