Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Егоров С.А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1331/2020 по административному исковому заявлению Егоров С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконными приостановление и последующий отказ в государственной регистрации права собственности.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Билык Т.Е, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Егоров С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт- Петербургу) в котором, уточнив административные исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконными решения административного ответчика о приостановлении до 12 февраля 2019 года и последующем отказе в государственной регистрации права собственности Егорова С.А. на "адрес" корпус 1 по "адрес" в "адрес" и возложить на Управление Росреестра по Санкт-Петербургу обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Егорова С.А. в отношении вышеназванного объекта недвижимости.
В обоснование требований указал, что право собственности на указанное имущество возникло у него в порядке наследования по завещаниям, нотариально удостоверенные копии которых, представлены им в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу вместе с заявлением о государственной регистрации права. Однако государственная регистрация приостановлена административным ответчиком в связи с несоответствием представленных на регистрацию документов на основании статей 14, 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" без указания конкретных причин и пунктов, и несмотря на существующую, по мнению административного истца, возможность государственной регистрации права собственности на основании представленных документов.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 января 2021 года через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 4 февраля 2021 года Егоров С.А, просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права.
На кассационную жалобу Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу принесены возражения, в которых административный ответчик просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, указав, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года о государственной регистрации N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является свидетельство о праве на наследство.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено, что 6 ноября 2018 года Егоровым С.А. через Многофункциональный центр Красносельского района Санкт-Петербурга (сектор 4) в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу подано заявление о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
В качестве документов, являющихся основанием для проведения государственной регистрации прав, заявителем представлены завещание Логвеновой Н.А, 2 октября 1923 года рождения, удостоверенное нотариусом Мухиным О.И. 24 июля 2008 года на бланке серии "адрес"2 и завещание Егоровой Н.А, удостоверенное нотариусом Гальяновой Л.В. 30 сентября 2014 года на бланке серии "адрес"6, реестровый номер 1- 2269, а также свидетельство о государственной регистрации права от 29 декабря 2004 года, договор придачи квартиры в собственность от 2 декабря 2004 года, свидетельство о государственной регистрации права от 29 декабря 2004 года, чек об уплате государственной пошлины.
Уведомлением Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 12 ноября 2018 года N78/074/020/2018-025 Егоров С.А. извещен о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации прав по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Основанием приостановления послужило то, что заявителем не представлен документ, являющийся основанием для осуществления регистрационных действий - свидетельство о праве на наследство.
После приостановления регистрационных действий сроком на шесть месяцев по заявлению истца от 7 февраля 2019 год, сообщением от 19 августа 2019 года Егоров С.А. извещен об отказе в государственной регистрации права собственности на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку административным истцом не устранены причины, препятствующие государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, свидетельства о праве на наследство (пункт 4 части 2 статьи 14).
Суд первой инстанции с учетом приведенных правовых норм, регулирующих спорные отношения, правомерно исходил из того обстоятельства, что представленные на государственную регистрацию документы не являются безусловным доказательством возникновения права собственности, поскольку не подтверждают факт принятия наследства в установленном законом порядке. Документом, необходимым для осуществления государственной регистрации права на наследственное имущество является свидетельство о праве на наследство, которое Егоровым С.А. в регистрирующий орган не представлено, в связи с чем, отказ в государственной регистрации права собственности является правомерным.
С данными выводами обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства по делу, оценены представленные доказательства является несостоятельной.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1331/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Егоров С.А. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 3 ноября 2020 года, и кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.