Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачевой В.В, Нестеровой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-29/2020 по иску Зарбалиева Низами П. О. к ГКУСО "Центр социального обслуживания Псковского района", Комитету по социальной защите населения Псковской области о взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности определить размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, по кассационной жалобе Зарбалиева Низами П. О. на решение Псковского районного суда Псковской области от 31 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 20 октября 2020 года, Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зарбалиев Н.П. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению социального обслуживания Псковской области "Центр социального обслуживания Псковского района", Комитету по социальной защите населения Псковской области о взыскании за счет средств федерального бюджета Российской Федерации недополученной суммы компенсации в возмещение вреда здоровью, установлении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
В обоснование иска пояснил, что является инвалидом второй группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1 мая 1996 года по 1 мая 1999 года ему выплачивалась ежемесячная выплата за ущерб здоровью, исчисленная органом социальной защиты населения Псковского района, исходя из ежемесячного заработка. С 2000 года выплаты прекращены. На основании решения Псковского городского суда от 2 февраля 2016 года ему выдано удостоверение инвалида-чернобыльца и назначены соответствующие социальные выплаты, в том числе, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердом фиксированном размере в зависимости от установленной второй группы инвалидности. При этом документы до 2000 года о выплате сумм в возмещение вреда здоровью, исчисленных из фактического ежемесячного заработка за пять лет с 1989 по 1994 годы, утрачены ответчиком. Вместе с тем, по сведениям Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе (межрайонное) ему с 1 мая 1996 года производилась выплата сумм в возмещение вреда здоровью, как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы, а также имеется справка о заработной плате за период с 1988 года по 1994 год, которую в соответствии с решением Псковского городского суда Псковской области от 20 декабря 2019 года пенсионный орган обязан принять к зачету для конвертации пенсионных прав.
Считал, что, поскольку ему до 2000 года расчет сумм в возмещение вреда здоровью осуществлялся, исходя из заработка, то он имеет право выбора расчета данных сумм и, ссылаясь на Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2018 года N 7-П, просил суд взыскать с ответчика недополученную сумму компенсации в возмещение вреда здоровью с 1 мая 2016 года по 31 июня 2020 года в размере 1 401 584, 51 рублей: обязать установить размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 1 июля 2020 года в сумме 39 711, 69 рублей.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 31 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Зарбалиеву Н.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зарбалиева Н.П. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные базовым Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (статья 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Согласно пункту 25 части 1 статьи 14 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N173-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже 700 рублей. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон внесены изменения и дополнения, согласно которым пункт 25 части 1 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.
При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления в силу данного Федерального закона предоставлялась возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год либо получать их в твердой сумме (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ).
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 утвержден "Порядок выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с пунктом 5 которого (в ранее действующей редакции от 28 августа 2001 года) для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам требовалось предоставление следующих документов (их заверенных в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно - врачебной комиссии о причинной связиинвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидациипоследствий чернобыльской катастрофы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года N114 абзац четвертый пункта 5 Порядка о необходимости предоставления копии справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что Зарбалиеву Н.П. 15.04.1988, 15.05.1998, 29.05.2003 выдавались удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выплачивалась компенсация в возмещение вреда здоровью согласно статусу.
Пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливающей компенсации и льготы участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, (пункт 11 статьи 15 в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), гражданам гарантировалось возмещение вреда, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пункт 11 статьи 15 внесены изменения, в соответствии с которыми ежемесячный размер возмещения вреда (при наличии степени утраты трудоспособности без установления инвалидности) определен в твердой сумме - 250 рублей.
Документы, подтверждающие факт ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, исходя из фактического заработка, Учреждением, производившим выплаты, по 2009 год утрачены и, как видно из сообщения государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области "Центр социального обслуживания Псковского района", Учреждение располагает сведениями о выплатах Зарбалиеву Н.П, начиная с 2010 года.
Судом установлено, что истец является "адрес" в связи с получением увечья при исполнении им обязанностей военной службы (в связи с аварией на Чернобыльской АЭС) с 1992 года, в Российской Федерации освидетельствован на предмет инвалидности 22 июня 1998 года, выдана справка об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - 80 %.
Удостоверение инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающее право с момента его предъявления на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Зарбалиевым Н.П. получено 6 апреля 2016 года на основании решения Псковского городского суда от 2 февраля 2016 года и истцу с 11 апреля 2016 года назначены выплаты в возмещение вреда здоровью, как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом перечисленных норм права и установленных обстоятельств по делу, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств, объективно подтверждающих, что истцу, как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до нового правового регулирования назначалась и производилась ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью, исчисленная из фактического ежемесячного заработка, материалы дела не содержат.
Ссылки Зарбалиева Н.П. на сообщение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 9 февраля 2017 года N15-14/696 о том, что с 1 мая 1996 года ему установлены выплаты в возмещение вреда, как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не согласуются с материалами дела, из которых следует о наличии у истца статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку статус инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Зарбалиев Н.П. приобрел в 2016 году, что подтверждается выданным ему удостоверением, оснований для перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом ранее действующего законодательства, правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2018 года N7-П, у суда не имелось.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского районного суда Псковской области от 31 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зарбалиева Низами П. О. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.