Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года по административному делу N2а-210/2020 по административному иску администрации Кочевского муниципального округа к прокурору Кочевского района Пермского края, прокуратуре Пермского края о признании требования прокурора незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, выслушав пояснения прокурора седьмого отдела (кассационного) Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Кочевского муниципального округа Пермского края (далее по тексту- администрация) обратилась с административным иском к прокурору Кочевского района Пермского края, прокуратуре Пермского края о признании незаконным требования прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля от 12 августа 2020 года N 798-2020 в части незамедлительной организации проведения мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от 24 июля 2020 года N 486-293-01-01, еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с 14 августа 2020 года до окончания мероприятий по земельному контролю) предоставлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах; возложении обязанности отменить требование в указанной части.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое требование прокурора Кочевского района Пермского края нарушает права и законные интересы администрации, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность администрации. Администрацией осуществляется как плановый, так и внеплановый земельный контроль на территории Кочевского муниципального округа.
Решением Кочевского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части, признано незаконным требование прокурора Кочевского района Пермского края от 12 августа 2020 года N798-2020 в части возложения обязанности на главу администрации Кочевского муниципального округа еженедельно в срок до 15 часов каждую пятницу, начиная с 14 августа 2020 года, до окончания проведения мероприятий по земельному контролю предоставлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 03 марта 2021 года), исполняющий обязанности прокурора Пермского края Ильенков В.Г. выражает несогласие с апелляционным определением, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представитель прокуратуры Пермского края - прокурор седьмого отдела (кассационного) Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В, которая доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Судами установлено и из материалов следует, что в прокуратуру Пермского края 28 июля 2020 года поступило обращение о нарушении законодательства администрацией Кочевского муниципального округа при строительстве домов для сирот и учителей, в котором указано на то, что объявлен аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков, кадастровые номера которых перечислены в указанном обращении, на многих из участков ведется строительство. Также сообщено о строительстве многоквартирного дома на земельном участке в кадастровом квартале "данные изъяты", предназначенного в дальнейшем для приобретения его администрацией округа, с предоставлением учителям, торги на право заключения договора аренды которого не проводились.
Данное обращение перенаправлено в прокуратуру Кочевского района для рассмотрения.
Прокуратурой Кочевского района Пермского края была проведена проверка по вышеуказанному обращению.
12 августа 2020 года в адрес главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края прокуратурой Кочевского района направлено требование N798-2020 о незамедлительной организации проведения мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от 24 июля 2020 года N486-293-01-01, еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с 14 августа 2020 года до окончания мероприятий по земельному контролю) представлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах. В случае выявления незаконных построек принять меры по освобождению незаконно захваченных земель и признании строений незаконными и их сносе. В срок до 19 августа 2020 года предоставить в прокуратуру Кочевского района Пермского края информацию о должностных лицах, утвердивших аукционную документацию в отношении указанных выше земельных участков, заверенные копии приказов (распоряжений) о назначении их на должность, их должностных инструкций и положений о структурных подразделениях, в которых они работают. В этот же срок предоставить по указанным в постановлении земельным участкам заверенные копии технических условий подключения объектов к сети инженерно-технического обеспечения, данные об определении предельных параметров разрешенного строительства.
Не согласившись с указанным требованием в вышеприведенной части, административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, исходил из того, что оспариваемое требование прокурора вынесено в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в рамках проведения проверки по поступившему обращению, и не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы административного истца о том, что требование прокурора является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации, и отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, вместе с тем, с выводами суда первой инстанции не согласился, указав на то, что требование прокурора, возлагающее на главу администрации обязанность еженедельно отчитываться о результатах проведенных проверок, является незаконным. При этом, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не предусмотрено право прокурора в рамках одной проверки требовать предоставления информации по исполнению поручения на системной основе, иное означает отсутствие предельного срока проведения проверочных мероприятий, и сроков исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, требование прокурора о периодическом предоставлении информации свидетельствует о произвольном установлении временных границ исполнения вынесенного в адрес главы администрации Кочевского муниципального округа требования, то есть определению по собственному усмотрению порядка реализации властных полномочий прокурора.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции и полагает, что он основан на неправильном применении норм материального права, без учета фактических обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Частью 4 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Материалами дела подтверждено, что оспариваемое требование прокурора вынесено в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в рамках проведения проверки по поступившему обращению. В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", проведение земельного контроля в отношении указанных прокурором земельных участков отнесено к полномочиям администрации Кочевского муниципального округа.
Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный пунктом 1 статьи 6 данного Федерального закона срок.
Как следует из требования прокурора, прокурором со ссылкой на Постановление Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 года N 222-п "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края", в частности указано на необходимость незамедлительно организовать проведение мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от 24 июля 2020 года N486-293-01-01, еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с 14 августа 2020 года до окончания мероприятий по земельному контролю) представлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах. Данное требование, как установлено судом первой инстанции, обусловлено угрозой причинения вреда муниципальному имуществу и имуществу физических лиц, которым при наличии строения на указанных земельных участках, может быть причинен финансовый ущерб при признании результатов аукциона недействительными.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии предельного срока проведения проверочных мероприятий, и сроков исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о произвольном установлении границ исполнения вынесенного требования, противоречат обстоятельствам дела.
Так, в требовании прокурора от 12 августа 2020 года указан начальный срок выполнения обязанности по предоставлению информации - 14 августа 2020 года, конечный срок определен ссылкой на событие - окончание проведения мероприятий по земельному контролю в отношении закрытого перечня земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от 24 июля 2020 года.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание требования прокурора, обоснованно указал на то, что требование прокурора направлено на организацию муниципального земельного контроля в порядке и сроки, установленные законодательством.
Так, пунктом 4.7 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 года N 222-п, установлено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки, срок проведения каждой из которых не может превышать 20 рабочих дней.
Такой же срок предусмотрен и в п.3.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Осуществление муниципального земельного контроля на территории Кочевского муниципального района", утвержденного постановлением администрации муниципального района N 114 от 06 апреля 2016 года, статьей 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Более того, пунктом 2.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Осуществление муниципального земельного контроля на территории Кочевского муниципального района" предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является: составление акта проверки по выявленным нарушениям; направление в Управление Росреестра по Пермскому краю или в прокуратуру акта проверки для принятия решения о привлечении лиц, нарушивших земельное законодательство, к административной ответственности.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, установленный предельный срок исполнения требования прокурора, который ограничен вышеприведенным регламентированным сроком проведения муниципального земельного контроля, объем требуемых проверочных мероприятий, наличие угрозы причинения вреда муниципальному имуществу и имуществу граждан, а также то обстоятельство, что само по себе требование прокурора о предоставлении информации еженедельно в прокуратуру о ходе проведенных мероприятий не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным требования прокурора в обжалуемой административным истцом части.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, проанализировав нормы вышеприведенного законодательства, оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установив по данному административному делу необходимой совокупности оснований для удовлетворения требований административного истца, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял законное решение об отказе административному истцу в удовлетворении требований.
В связи с изложенным, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года подлежащим отмене, а решение Кочевского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 года - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года отменить, оставить в силе решение Кочевского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 года.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 04 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.