Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С., судей Катанаевой А.С. и Салтыкова Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4/2021 (УИД N 07OS0000-01-2020-000064-15) по апелляционной жалобе Дышокова Асланби Рашадовича на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. об удовлетворении административного искового заявления муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 10 сентября 2020 г. N 10/3. Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" Дикиновой З.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишевой Б.Л., допросив эксперта ФИО9, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
муниципальное казенное учреждение "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" (далее - МКУ "ДГИИЗО") обратилось в суд с административным исковым заявлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 10 сентября 2020 г. N 10/3, которым удовлетворено заявление арендатора Дышокова А.Р. и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - развлекательные мероприятия, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости 3 043 000 рублей по состоянию на 24 декабря 2019 г.
В обоснование требований указано, что определенная в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 6 979 827, 68 рублей снижена оспариваемым решением комиссии на 56, 4 % на основании представленного Дышоковым А.Р. отчета об оценке, не соответствующего требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца МКУ "ДГИИЗО" Дикинова З.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Лобжанидзе Г.Г. возражала против удовлетворения иска.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 10 сентября 2020 г. N 10/3 признано незаконным, из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости в размере 3 043 000 рублей.
В апелляционной жалобе Дышоков А.Р. просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия нарушения прав административного истца оспариваемым решением.
МКУ "ДГИИЗО" представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишева Б.Л. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу Дышокова А.Р, ссылаясь на незаконность решения суда.
Представитель административного истца МКУ "ДГИИЗО" Дикинова З.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца МКУ "ДГИИЗО" Дикиновой З.А, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишевой Б.Л, допросив эксперта ФИО9, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2012 г. N 293-ПП утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики по состоянию на 1 января 2013 г.
На основании данного постановления в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 24 декабря 2019 г. филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике в связи с изменением площади в размере 6 978 997, 44 рублей.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании договора аренды N 4642-АЗ от 12 августа 2020 г, заключенного на срок до 11 августа 2023 г, Дышоков А.Р. является арендатором относящегося к землям неразграниченной государственной собственности земельного участка, с кадастровым номером N, площадью 8407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - развлекательные мероприятия, расположенного по адресу: "адрес", согласно которому годовая арендная плата определена в размере 4 379 000 рублей по итогам открытого аукциона на основании распоряжения от 4 июня 2020 г. N 580 и протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 3 июля 2020 г. Начальный размер годовой арендной платы определен на основании отчета об оценке ООО "ЮСОРИ" от 16 марта 2020 г. N 133-25/03/20, 25 августа 2020 г. Дышоков А.Р. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки земельного участка, представив в подтверждение рыночной стоимости земельного участка выполненный оценщиком ООО "ГЕО - Эксперт" ФИО11 отчет об оценке от 18 августа 2020 г. N Оц/102-08/2020 об определении рыночной стоимости участка по состоянию на 24 декабря 2019 г. в размере 3 043 000 рублей и выполненное экспертом Саморегулируемой организацией оценщиков "Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" ФИО9 положительное экспертное заключение на отчет от 19 августа 2020 г. N 372/08-20.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 10 сентября 2020 г. N 10/3 удовлетворено заявление Дышокова А.Р. и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8407 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - развлекательные мероприятия, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости 3 043 000 рублей по состоянию на 24 декабря 2019 г.
Приказом Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2020 г. N 162 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, водного, лесного фонда, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена в размере 8 695 191, 96 рублей.
Удовлетворяя административное исковое заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для пересмотра комиссией кадастровой стоимости объекта.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого решения являются правильными.
В соответствии с частью 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по общим правилам главы 22 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 2 статьи 39.7 ЗК РФ предусматривает, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Согласно пункту 14 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 названной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года N 15-П сформулирован ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующая комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 (далее также - Порядок).
Согласно пункту 16 Порядка секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 17 Порядка на заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица.
В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии, либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Рассматривая спор, суд первой инстанции с учетом приведенных положений законодательства и обстоятельств дела, обоснованно установил, что оспариваемое решение принято полномочным органом, с соблюдением порядка его принятия.
Суд, удовлетворяя требования административного истца, пришел к выводу о незаконности и необоснованности решения комиссии по тому основанию, что Дышоков А.Р. не является субъектом, наделенным правом на обращение с требованиями о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку арендная плата рассчитана исходя из установленной арендодателем на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, а не кадастровой.
В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Согласно положениям, закрепленным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Результаты определения кадастровой стоимости может оспорить не только собственник объекта оценки, но и иное лицо, права и обязанности которого затрагиваются результатами такого определения.
Вместе с тем арендатор, будучи собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, и имея исключительное право на приобретение этого участка в собственность или в аренду, вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, как заинтересованное лицо, при условии, что арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости.
Согласно условиям договора аренды относительно определенной сторонами арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка, Дышоков А.Р. не имел предусмотренных действующим законодательством прав на обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
Права арендатора Дышокова А.Р. установлением кадастровой стоимости не затрагиваются, в связи с чем он не является заинтересованным лицом, имеющим право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Вопреки доводам Дышокова А.Р. наличие принадлежащего ему на праве собственности объекта капитального строительства на оспариваемом земельном участка, таким правом его не наделяет, поскольку лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
У Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике отсутствовали основания для рассмотрения заявления Дышокова А.Р. и принятии по нему решения об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Доказательств того, что выкупная цена спорного земельного участка исчисляется из его кадастровой стоимости, что Дышоковым А.Р. совершены действия, направленные на его выкуп, а условия выкупа связаны с кадастровой стоимостью, в материалах дела не имеется, ни административными ответчиками, ни заинтересованным лицом суду апелляционной инстанции такие доказательства не представлены.
При указанных обстоятельствах, выводы суда об отсутствии данных о расчете размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости права административного истца не затрагиваются, являются обоснованными и соответствуют имеющимся доказательствам.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что оспариваемое решение комиссии является незаконным и по тому основанию, что было основано на отчете оценщика ООО "ГЕО - Эксперт" ФИО11 от 18 августа 2020 г. N Оц/102-08/2020 и положительном экспертном заключении на отчет эксперта Саморегулируемой организацией оценщиков "Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" ФИО9 от 19 августа 2020 г. N 372/08-20.
Пунктом 20 Порядка создания и работы Комиссии определено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
На комиссию возложена обязанность проверки содержания и оформления отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Противоречия в отчете и заключении эксперта не устранены после допроса оценщика и эксперта в судебных заседаниях, что исключает достоверность результатов проведенных исследований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя совокупность доказательств по делу, судом апелляционной инстанции выявлено несоответствие отчета и заключения эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Отчет об оценке оценщика ООО "ГЕО - Эксперт" ФИО11 от 18 августа 2020 г. N Оц/102-08/2020 и положительное экспертное заключение на отчет эксперта Саморегулируемой организацией оценщиков "Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" ФИО9 от 19 августа 2020 г. N 372/08-20 не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации, в них допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта, в том числе неправильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости. Информация, использованная оценщиком и экспертом, не является достоверной, достаточной, проверяемой.
В нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" отчет об оценке вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование полученных результатов.
Оценщиком нарушен принцип достоверности как показатель качества информации, означающий ее полноту, общую точность и отсутствие ложных и искаженных данных.
Принцип достаточности информации также не соблюден оценщиком - приведенная информация о предложениях не подтверждена и не проверяема, используемые ссылки на источники информации не позволяют делать выводы о подлинности соответствующей информации и дате ее подготовки.
Оценщиком нарушен принцип проверяемости информации. Состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки не позволяют полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам.
4
Таким образом, отчет об оценке вводит в заблуждение, вызывает сомнения, допускает противоречия, неоднозначное толкование, неясность, неполноту полученных результатов, не основан на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
С учетом изложенного, поскольку Дышоков А.Р. не имел предусмотренных действующим законодательством прав на обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, оснований для назначения по делу судебной экспертизы не имеется.
Судом первой инстанции установлены правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения комиссии и исключения из Единого государственного реестра недвижимости установленной решением комиссии кадастровой стоимости земельного участка.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в соответствии с утвержденным постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 10 сентября 2018 г. N 1694 Уставом МКУ "ДГИИЗО" подчиняется местной администрации, несет перед ней ответственность за невыполнение возложенных на него задач, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и находящимися в муниципальной собственности, защите имущественных интересов городского округа по земельным вопросам, участию в формировании доходной части местного бюджета городского округа, осуществлению от имени городского округа юридических действий по защите прав и законных интересов муниципального образования (пункты 1.1, 1.6, 2.1, 2.2 Устава).
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании административным истцом норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции признает, что нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дышокова Асланби Рашадовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.