Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Карболиной В.А, судей Недоступ Т.В, Жегалова Е.А, при секретаре Гартиг О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 22 апреля 2021 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ионовой Анастасии Андреевны, Ионова Ильи Андреевича - Загвоздкиной Екатерины Константиновны на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2020 г, которым постановлено:
в удовлетворении иска Ионовой А. А, Ионова И. А. к Мэрии г. Новосибирска, администрации Октябрьского района г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А, объяснения представителя Ионовой А.А, Ионова И.А. - Загвоздкиной Е.К, судебная коллегия
установила:
Ионова А.А. и Ионов И.А. обратились в суд с иском к Мэрии города Новосибирска, администрации Октябрьского района г. Новосибирска о признании права пользования жилым помещением, просили признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что 18.02.1987 на основании ордера N от 24.07.1990 Ионову А.А. (отцу истцов) была предоставлена "адрес". Ионов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. В данной квартире в настоящее время состоят на регистрационном учете и постоянно проживают истцы, оплачивают коммунальные платежи, следят за состоянием квартиры, проводят текущие ремонты, несут бремя содержания. На обращение с просьбой заключить договор социального найма администрация Октябрьского района г. Новосибирска ответила отказом, указав на то, что решением Совета депутатов г. Новосибирска от 23.12.2019 N внесены изменения в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Новосибирска, утвержденное решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 г. N. Так, пункты 7.4.3-7.4.8 Положения, регулировавшие порядок исключения занимаемых гражданами служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда и включения таких жилых помещений в муниципальный жилищный фонд социального использования, признаны утратившими силу с 01.01.2020. В связи с чем, отсутствуют основания для заключения договора социального найма. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N, квартира была включена в реестр муниципального имущества г. Новосибирска. Право собственности зарегистрировано 17.02.2016. В связи с отказом администрации, истцы вынуждены обратиться в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Ионовой А. А, Ионова И. А. - Загвоздкина Е. К, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового судебного акта, об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что истцы были вселены для проживания в квартиру своим отцом, проживают в квартире с рождения по настоящее время, оплачивают квартплату и коммунальные услуги, их право пользования спорным жилым помещением никем не оспаривается, то есть приобрели право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма. Отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению истцам прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Судом не учтено, что порядок исключения служебного помещения и включения в муниципальный жилищный фонд (а именно п. 7.4.3-7.4.8) признан утратившим силу с 01.01.2020.?Кроме того, вывод суда о том, что положения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к спорным правоотношениям не применимы, неправомерен, поскольку согласно в выписке из реестра муниципального имущества города Новосибирска N 215361 от 30.01.2017 на квартиру, основанием возникновения права муниципальной собственности указано именно данное Постановление.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.100 Жилищного кодекса РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее:
а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ.
Как следует из п.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам по основаниям, предусмотренным главой 7 Жилищного кодекса РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.1987 на основании ордера N от 24.07.1990 г. на заселение служебного жилого помещения Ионову А.А. на семью, состоящую из 3 человек, была предоставлена "адрес", площадью 18, 5 кв.м, в "адрес" (л.д. 12).
Ионов А.А. приходился отцом Ионовой А.А. и Ионова И.А, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д. 15, 16).
Согласно свидетельству о смерти Ионов А.А. умер "данные изъяты". (л.д.17).
Судом также установлено, что в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы и фактически проживают истцы Ионова А.А. и Ионов И.А.(л.д.10). Истцы не использовали права на приватизацию жилого помещения (л.д. 9, 9 оборот).
Согласно выписке МКУ "Городское жилищное письмо", "адрес", расположенная по адресу: "адрес", включена в реестр муниципального имущества "адрес" на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N (л.д.11).
Из представленных документов следует, что спорная "адрес" на момент ее предоставления отцу истцов была отнесена к служебному фонду города Новосибирска, находилась в ведении города Новосибирска и была распределена городом Новосибирском Ионову А.А. как служебная по служебному ордеру от 24 июля 1990 года, выданному на основании решения Октябрьского райисполкома от 12.06.1990г. N.
На обращение истцов с просьбой заключить договор социального найма администрация Октябрьского района г. Новосибирска ответила отказом, указав на то, что решением Совета депутатов г. Новосибирска от 23.12.2019г. N918 внесены изменения в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.Новосибирска, утвержденное решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 г. N94. Так, пункты 7.4.3-7.4.8 Положения, регулировавшие порядок исключения занимаемых гражданами служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда и включения таких жилых помещений в муниципальный жилищный фонд социального использования, признаны утратившими силу с 01.01.2020г. В связи с чем, отсутствуют основания для заключения договора социального найма. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N, квартира была включена в реестр муниципального имущества г.Новосибирска. Право собственности зарегистрировано 17.02.2016г. (л.д.13).
Сведений о том, что на момент вселения отец истцов, а затем и они были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в материалах не содержится.
Обращаясь в суд, истцы полагали, что у них возникло право на пользование спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено в пользование как служебное, находится в собственности г.Новосибирска, сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что истцы на учете в качестве нуждающихся в получении жилья не состоят. При этом судом отмечено, что вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью, понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению их в состав социального жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрено.
Выводы суда согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству, а доводы апелляционной жалобы о возможности заключения с истцами договора социального найма основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В силу ст.93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
Согласно ч.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ и пункту 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
При этом понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче специализированных жилых помещений в собственность граждан или иной фонд недопустимо, поскольку согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку спорное жилое помещение статус служебного помещения не утратило, распоряжение об исключении данного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда в установленном порядке не издавалось, спорная квартира находится в собственности "адрес", то оснований для признания права пользования квартирой на условиях договора социального найма не имеется.
Ссылки апеллянтов на отсутствие у истцов иного жилого помещения, длительное проживание в спорном жилом помещении, надлежащее исполнение обязанностей по его содержанию, не свидетельствуют о владении жилым помещением на условиях договора социального найма.
Заключение договора социального найма на служебное жилое помещение без исключения его из специализированного муниципального жилищного фонда невозможно.
Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений, что предполагает изменение статуса жилого помещения, истцом не представлено.
Собственник жилого помещения - город Новосибирск в лице его уполномоченного органа - мэрии г. Новосибирска - не принимал решения об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты" из числа служебных жилых помещений, спорная квартира данного статуса до настоящего времени не утратила, ордер на служебное жилое помещение недействительным также не признавался.
Вопреки утверждениям истцов, к спорным правоотношениям не подлежат применению Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991г. N3020-1 и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку указанные нормы предусматривают автоматическую трансформацию правоотношений по пользованию жилыми помещениями специализированного фонда в правоотношения на условиях договора социального найма вне зависимости от даты их предоставления гражданам, но только в том случае, если эти помещения находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были предоставлены гражданам на законных основаниях, а позже были переданы в ведение органов местного самоуправления.
Как видно из дела, спорная квартира, предоставленная в качестве служебной в 1990 году, относилась к государственному жилищному фонду и находилась в ведении Новосибирского горисполкома. То есть в силу ст. 6 действовавшего на тот момент Жилищного кодекса РСФСР, она являлась жилищным фондом местного Совета. Включение ее в реестр муниципального имущества было осуществлено в силу прямого указания закона, на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 1 Приложения 3 к нему. Другим государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям квартира никогда не принадлежала (таких доказательств в деле нет), соответственно, в собственность г.Новосибирска в том порядке, который предполагается статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", она не передавалась.
Поэтому правоотношения по пользованию этим специализированным жильем со стороны истцов после разграничения государственной собственности на него не трансформировались в правоотношения на условиях социального найма, а, следовательно, и эта норма материального права решением суда первой инстанции не нарушена.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку пункты 7.4.3-7.4.8 Положения, регулировавшие порядок исключения занимаемых гражданами служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда и включения таких жилых помещений в муниципальный жилищный фонд социального использования, признаны утратившими силу с только 01.01.2020г, соответственно, на спорные правоотношения эти пункты должны распространяться.
Действительно до 01.01.2020 действовало Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска (утв. Решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 N 94).
Согласно пунктов 7.4.3-7.4.8 вышеуказанного Положения жилое помещение могло быть исключено из специализированного жилищного фонда и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования по обращению гражданина, в случае, если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не менее 10 лет состоял в трудовых отношениях, в связи с характером которых ему предоставлено служебное жилое помещение (проходил муниципальную службу в городе Новосибирске, пребывал на выборной должности в органах местного самоуправления города Новосибирска), или достиг пенсионного возраста по старости. При исключении из специализированного жилищного фонда и включении в жилищный фонд социального использования, на жилое помещение заключается договор социального найма.
Согласно частям 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Вопреки доводам жалобы, на учете в качестве нуждающегося в получении жилья ни истцы, ни их отец не состояли и не состоят.
Данный факт также не позволил суду применить решение городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 N 94, согласно которому служебное жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования по обращению гражданина, в следующих случаях: - если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не менее 10 лет состоял в трудовых отношениях, в связи с характером которых ему предоставлено служебное жилое помещение (проходил муниципальную службу в городе Новосибирске, пребывал на выборной должности в органах местного самоуправления города Новосибирска), или достиг пенсионного возраста по старости; - в случае смерти нанимателя, которому было предоставлено служебное жилое помещение, если члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; - если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволен из организации, в связи с характером трудовых отношений с которой ему предоставлено служебное жилое помещение, в случаях ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2020 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ионовой А. А, Ионова И. А. - Загвоздкиной Е. К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.