Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации "Общероссийская некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - Ассоциация "Национальное объединение строителей") на решение Куйбышевского районного суда г.Санкт-Петербурга от 09 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 октября 2020 года по административному делу N 2а-1204/2020 по административному иску Ассоциации "Национальное объединение строителей" к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу (далее - УФНС России по Санкт-Петербургу) о признании незаконными действий, к Главному Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу) об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца Ассоциации "Национальное объединение строителей" Тенишевой С.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу Наговицыной К.В, судебная коллегия
установила:
29 ноября 2019 года ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу издано распоряжение N 2790-р о государственной регистрации юридического лица - Ассоциации "Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство Объединение Строителей "ОсноваСтрой" (далее - Ассоциация СРО "ОсноваСтрой") (ИНН 5321800431) в связи его ликвидацией.
11 декабря 2019 года на основании данного распоряжения УФНС России по Санкт-Петербургу внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации данного юридического лица.
Оспаривая правомерность решения ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и действий УФНС по Санкт-Петербургу по исключению указанного юридического лица из государственного реестра, 3 марта 2020 года Ассоциация "Национальное объединение строителей" обратилась в суд с административным иском к ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу и УФНС России по Санкт-Петербургу о признании их незаконными, указав, что исключение Ассоциации СРО "ОсноваСтрой" из реестра препятствует осуществлению прав Ассоциации "Национальное объединение строителей", как кредитора, ввиду наличия у ликвидированной организации перед истцом определенных частью 14 статьи 55.16 Градостроительного Кодекса РФ обязательств по перечислению оставшихся средств компенсационного фонда, определенных частью 14 статьи 55.16 Градостроительного Кодекса РФ.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен руководитель ликвидационной комиссии Ассоциации СРО "ОсноваСтрой" Белова Н.Н.
Решением Куйбышевского районного суда г.Санкт-Петербурга от 09 июня 2020 года, составленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 октября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга 28 января 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 04 февраля 2021 года, Ассоциация "Национальное объединение строителей" со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, при этом ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчет. Полагает, что судами безосновательно оставлено без внимания нарушение УФНС России по Санкт-Петербургу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, части 7 статьи 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и признана законной ликвидация некоммерческой организации, что привело к принятию неправильных судебных актов.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Порядок государственной регистрации общественных организаций предусмотрен положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), а также Административным регламентом предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455 (далее - Административный регламент).
На основании пункта 1 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Положениями статьи 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В статье 19 Закона о некоммерческих организациях предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (пункта 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом ФНС России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
В силу статьи 21 названного Закона, ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о некоммерческих организациях государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
На основании пункта 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона N 129-ФЗ или решений судов.
Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Регистратор в срок не более, чем пять рабочих дней со дня поступления этих документов, вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона 8 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что сведения о ликвидации были публично размещены 14 августа 2019 года в надлежащем средстве массовой информации, однако административный истец в порядке (с соблюдением соответствующей формы обращения) и в сроки, предусмотренные законом, ни в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу, ни в УФНС России по Санкт-Петербургу не обращался, в связи с чем, принял на себя риски, вытекающие из ликвидации Ассоциации СРО "ОсноваСтрой", в том числе и негативные, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий и решения.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, чего в данном деле судами не установлено.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Судами установлено, что в Вестнике государственной регистрации, 14 августа 2019 года опубликовано сообщение о ликвидации Ассоциации СРО "ОсноваСтрой", с предложением кредиторам предоставить свои требования ликвидатору в течение двух месяцев с момента опубликования данного сообщения.
1 ноября 2019 года Ассоциация СРО "ОсноваСтрой" обратилась в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу с Уведомлением о ликвидации юридического лица, по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ ФНС), а именно: в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) подлежали внесению сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса новых учредителях Организации.
На основании пункта 33 Административного регламента и в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются: заявление о государственной регистрации ликвидации по форме Р16001, утвержденной Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@: ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, а также документ, подтверждающий предоставление в Пенсионный фонд Российской Федерации определенных законом сведений.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, предусмотренных данным Законом.
В силу пункта 38 указанного Административного регламента, при предоставлении государственной услуги не допускается истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; а также истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.
При этом из содержания Закона о регистрации не следует, что им не предусмотрена обязанность регистрирующего органа осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, решение о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации, принимается по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства.
Положительное решение о государственной регистрации принимается в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ.
По результатам правовой экспертизы ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу было установлено, что представленные документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем 14 ноября 2019 года (распоряжение N 2652-р) принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи по уведомлению о составлении промежуточного ликвидационного баланса на основании статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
28 ноября 2019 года Ассоциация СРО "ОсноваСтрой" обратилась в Главное управление с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, по форме Р16001, утвержденной Приказом ФНС России.
29 ноября 2019 года (распоряжение N 2790-р) ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу по результатам правовой экспертизы о соответствии представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации, принято решение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидации на основании статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
11 декабря 2019 года на основании данного распоряжения УФНС России по Санкт-Петербургу внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации данного юридического лица.
При этом на правильность данных действий доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, осуществляется только после исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций и зачисления в порядке и в срок, которые установлены частью 14 статьи 55.16 Кодекса, средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация (часть 7 статьи 55.2), не влияют
Так, согласно уведомлению N 00-07-06/372 Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 27 февраля 2019 года Ассоциация СРО "ОсноваСтрой" исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом, как следует из материалов дела, в адрес административного истца были перечислены имевшиеся на специальных счетах в Банке средства компенсационных фондов (фонд возмещения вреда и фонд обеспечения договорных обязательств) Ассоциации СРО "ОсноваСтрой" в размере 149 328 846 рублей 51 копейка.
11 сентября 2019 г. Ассоциация "Национальное объединение строителей" предъявила требование (требование кредитора) к Ассоциации СРО "ОсноваСтрой" о перечислении дополнительных денежных средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
В ответе от 28 октября 2019 года Ассоциации СРО "ОсноваСтрой" выразило несогласие с перечислением в адрес Ассоциация "Национальное объединение строителей" своего компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Согласно пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Пунктом 4 статьи 51 Гражданского кодекса предусмотрено, что заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Названные механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы.
С учетом приведенных норм права, суды пришли к верному выводу, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требовании кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств об оспаривании отказа ликвидатора в удовлетворении требований об оплате задолженности, как и обращении в регистрирующий орган в течение установленного срока после публикации сообщения о ликвидации; требование о признании незаконными действий ликвидатора по составлению ликвидационного баланса также не было заявлено.
Учитывая открытость информации о ликвидации юридических лиц и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель и иные заинтересованные лица имели возможность отслеживать информацию об Ассоциации СРО "ОсноваСтрой", а также представлять возражения относительно инициированного процесса ликвидации.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса, считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
Поскольку суды установили, что предусмотренный гражданским законодательством специальный порядок удовлетворения требований кредиторов, не был реализован административным истцом, территориальный орган министерства юстиции, а также налоговый орган, не имели данных о наличии кредиторов юридического лица Ассоциации СРО "ОсноваСтрой", а также сведений о какой-либо задолженности по формированию компенсационного фонда, их вывод о наличии у названных органов оснований для принятия решения по исключению данного юридического лица из единого государственного реестра и совершения действий по его исключению, следует признать правомерным, так как в действиях УФНС России по Санкт-Петербургу и ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу отсутствуют нарушения, установленного действующим законодательством порядка внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации деятельности некоммерческой организации.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 09 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ассоциации "Национальное объединение строителей" - без удовлетворения.
Решение Куйбышевского районного суда г. Санкт-Петербурга от 09 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.