Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Терентьевой Н.А, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Строгоновой В.П. на решение Гусевского городского суда Калининградской области от 20 мая 2020 года (N 2а-72/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 сентября 2020 года (N 33а-3351/2020) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Калининградской области к Строгоновой В.П. о взыскании задолженности и пени по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 2 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Строгоновой В.П. о взыскании задолженности и пени по земельному налогу, ссылаясь на то, что согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Калининградской области, Строгоновой В.П. с 24 мая 2016 года до настоящего времени принадлежит земельный участок с кадастровым номером N (1/2 доля в праве собственности) для индивидуального жилищного строительства кадастровой стоимостью 250 668 руб. и с 15 мая 2000 года до 26 апреля 2017 года - земельный участок с кадастровым номером N для сельскохозяйственного использования кадастровой стоимостью в период с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года - 10 701 500 руб. и с 1 января 2018 года - 206 000 руб. Налоговым органом начислен земельный налог по сроку уплаты 3 декабря 2018 года за 2015, 2016, 2017 годы в сумме 75 094 руб. 12 октября 2018 года Строгоновой В.П. была произведена частичная уплата налога в сумме 313 руб, остаток задолженности составляет 74 781 руб. Налогоплательщику начислена пеня за период с 4 декабря 2018 года по 7 февраля 2019 года в сумме 1265, 10 руб. Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление N от 4 июля 2018 года. Поскольку в установленный срок налог за 2015, 2016, 2017 годы не был уплачен, налоговым органом выставлено требование об уплате налога, пени N от 8 февраля 2019 года об оплате недоимки в общей сумме 74 781 руб. в срок до 3 апреля 2019 года. С учетом неисполнения требования, налоговый орган 24 июля 2019 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей 5 августа 2019 года. В связи с поступившими возражениями налогоплательщика определением мирового судьи от 22 августа 2019 года судебный приказ отменен. С учетом изложенного, административный истец просил взыскать со Строгоновой В.П. недоимку по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в общей сумме 74 781 руб. и пени в сумме 1265, 10 руб.
Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 20 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 сентября 2020 года, вышеуказанное административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 2 по Калининградской области к Строгоновой В.П. о взыскании задолженности и пени по земельному налогу удовлетворено.
В кассационной жалобе на решение Гусевского городского суда Калининградской области от 20 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 2 марта 2021 года, Строгонова В.П. ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая о несоблюдении налоговым органом установленных законом сроков начисления налогов, что обусловило невозможность оспаривания незаконной кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
На основании части 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, в том числе, на праве собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог (часть 1 статьи 389 Налогового Кодекса Российской Федерации).
На основании решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Гусевский городской округ" от 27 ноября 2013 года N 19 "Об утверждении ставок земельного налога, а также порядка и сроков его уплаты на территории муниципального образования "Гусевский городской округ", действовавшего в период, за который административный истец просит взыскать налоговую задолженность, на территории муниципального образования установлен земельный налог, который, согласно подпункта "а" пункта 5 этого Решения, физические лица уплачивают по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Этим же решением были установлены налоговые ставки в следующих размерах:
-0, 3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на землях населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт "а" пункта 1.1);
-0, 2 процента в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства.
В силу статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страх...
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следуем из материалов дела и установлено судами, Строгоновой В.П. с 15 мая 2000 года до 26 апреля 2017 года принадлежал земельный участок с кадастровым номером N площадью 50 000 кв.м.
26 апреля 2017 года зарегистрирован переход права собственности на данный участок от Строгоновой В.П. к ФИО11
В соответствии с выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость этого земельного участка установлена постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года N 641 по состоянию на 1 января 2012 года в размере 10 701 500 руб.
Сведения о соответствующей кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 19 сентября 2013 года.
Согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости, указанный земельный участок площадью 50 000 кв.м. поставлен на кадастровый учет 9 сентября 2005 года, первоначально относился к землям сельскохозяйственного назначения и имел в период его принадлежности Строгоновой В.П. разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Со слов Строгоновой В.П, земельный участок был расположен за пределами населенного пункта и фактически использовался ею путем передачи в аренду ФИО11 которая на полевом земельном участке осуществляла сельскохозяйственную деятельность.
Согласно реестровому делу, предоставленному по запросу суда Управлением Росреестра по Калининградской области, на основании решения районного совета депутатов муниципального образования "Гусевский муниципальный район" от 15 сентября 2010 года N 77 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Гусевское городское поселение" изменена категория земельного участка с "сельскохозяйственное назначение" на "земли населенных пунктов", вследствие чего изменена кадастровая стоимость земельного участка в связи с внесением сведений о границах города Гусева (решение от 23 сентября 2011 года N "Об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости").
При этом вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства - остался прежним.
До прекращения права собственности Строгонова В.П. не ставила вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка или об установлении соответствия классификатору вида разрешенного использования земельного участка, который приусадебным никогда не являлся.
Поскольку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок, код 2.2) могут быть использованы для размещения жилого дома, кадастровая стоимость земельного участка площадью 50 000 кв.м. существенно увеличилась в связи с изменением категории земельного участка при сохранении прежнего вида разрешенного использования полевого земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства).
В установленном порядке вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка Строгонова В.П. также не ставила.
При таких обстоятельствах налоговый орган определилналоговую базу как установленную постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года N 641 кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2012 года в размере 10 701 500 руб.
В дальнейшем вид разрешенного использования, учтенный в ЕГРН до перехода права собственности - "для ведения личного подсобного хозяйства", был изменен постановлением администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" от 5 октября 2017 года N "Об установлении соответствия классификатору видов разрешенного использования земельных участков", из которого видно, что по заявлению ФИО11 был установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N сельскохозяйственное использование (в составе земель населенных пунктов).
Этим обстоятельством обусловлено последующее изменение кадастровой стоимости этого же участка до 206 000 руб. актом установления кадастровой стоимости от 18 октября 2017 года.
На основании налогового уведомления N от 4 июля 2018 года, направленного в адрес Строгоновой 18 июля 2018 года, на указанный земельный участок налогоплательщику начислен земельный налог за 2015-2016 годы по 32 104, 00 руб. за каждый год, за четыре месяца 2017 года - 10 573 руб, всего 74 781 руб. Сумма налога определена при налоговой базе (кадастровой стойкости) - 10 701 500 руб, налоговой ставке 0.3% и необлагаемой налогом сумме в 2017 году - 128 418 руб. Налогоплательщику установлен срок уплаты налога не позднее 3 декабря 2018 года.
Требование налогового органа N от 8 февраля 2019 года об уплате в срок до 3 апреля 2019 года задолженности по земельному налогу в размере 74 781, 00 руб. и пени за несвоевременную уплату этого налога за период за период с 4 декабря 2018 года по 7 февраля 2019 года в сумме 1265, 10 руб, административным ответчиком также исполнено не было.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Строгоновой В.П. задолженности по земельному налогу в размере 74 781 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1265, 10 руб, налоговый орган обратился 5 августа 2019 года, то есть в течение установленного налоговым законодательством шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
5 августа 2019 года мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского района Калининградской области вынесен судебный приказ по делу N 2а-1887/19 о взыскании со Строгоновой задолженности по земельному налогу - 74 781 руб. и пени - 1265, 10 руб, который на основании определения от 22 августа 2019 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено административным истцом в Гусевский городской суд Калининградской области 23 декабря 2019 года, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер налоговой ставки 0.3%, примененный налоговым органом для исчисления налога за указанный земельный участок за периоды 2015, 2016 годов и четырех месяцев 2017 года является правильным.
При этом, суд также указал, что срок для обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогу административным истцом не пропущен, поскольку заявление о выдаче судебного приказа подано налоговым органом 24 июля 2019 года в пределах шести месяцев со дня истечения срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате налога и пени, а после отмены 22 августа 2019 года судебного приказа административное исковое заявление подано в пределах шести месяцев 20 декабря 2019 года.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Такие выводы судов основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а отсутствие такого уведомления не препятствует пересмотру кадастровой стоимости в установленном законом порядке.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гусевского городского суда Калининградской области от 20 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Строгановой В.П. - без удовлетворения.
Решение Гусевского городского суда Калининградской области от 20 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 мая 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.