Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Птоховой З.Ю, Гутеневой Е.Н, с участием прокурора Бердинских С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования видеоконференц-связи гражданское дело N 2-49/2020 г. по иску Корчина Дениса Александровича к Федеральному лечебнопрофилактическому учреждению "Больница N 18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Управлению Федеральной службы наказания по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Корчина Дениса Александровича на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 июня 2020 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения Корчина Д.А... поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корчин Д.А. обратился в суд с иском к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 000 руб, судебных расходов в размере 375 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был этапирован в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по "адрес" для обследования и проведения лечения. После прибытия его поместили в 7 корпус, в котором до ДД.ММ.ГГГГ содержали в нечеловеческих условиях в камерах N, 8, 9. Данные камеры были однотипными по обстановке и площади, находились в антисанитарном состоянии: наличие грибка, тараканов, крыс; не проводилось ежедневное кварцевание; постельное белье было застирано до дыр, имелись пятна крови: пища однообразная, диетическое и лечебное питание не выдавалось; санузел не огорожен; отсутствовала принудительная вентиляция; окно камеры находилось высоко; плохое искусственное освещение, напротив камер отбывали наказание женщины, больные туберкулезом и ВИЧ инфекцией. Площадь камер не соответствовала международному стандарту нормы площади на одного заключенного, его незаконно содержали по безопасному месту. В больнице проводилось только симптоматическое лечение, его не обеспечивали жизненно необходимыми лекарствами. ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия отказала в направлении на МСЭ. ДД.ММ.ГГГГ его вновь этапировали в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по "адрес". После прибытия поместили в палату N отделения неврологии, а затем в палату N. Наполняемость палат была с нарушением нормы площади на одного осужденного больного, не было горячей воды, отсутствовала принудительная вентиляция, не было столовой, оказывалось некачественное медицинское лечение. Указанные обстоятельства причиняли нравственные и моральные страдания.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Корчина Д.А. отказано.
В кассационной жалобе Корчин Д.А. просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Корчин Д.А. отбывает меру уголовного наказания по приговору суда.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был этапирован для проведения лечения в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по "адрес". Согласно журналу учета осужденных, содержащихся в палатах, оборудованных по тюремному типу корпуса N был размещен ДД.ММ.ГГГГ в камеру N (блок ШИЗО) на основании постановления на БМ (безопасное место) начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на 30 суток (угроза жизни и здоровья) в соответствии с разделом 27 п. 186 приказа Министерства юстиции РФ N от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника ФКЛПУБ-18 УФСИН России по "адрес" Корчин Д.А. помещен в БМ (безопасное место) на 30 суток (угроза жизни и здоровья) в палату N, впоследствии переведен в больничную палату N, а затем в палату N, где проходил лечение до убытия.
По обращению Корчина Д.А. о незаконности помещения на безопасное место Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка, по результатам которой нарушений действующего законодательства не установлено.
Площадь камер N и 9 составляет 12, 5 кв.м и 12, 6 кв.м, что соответствует норме площади на двух больных осужденных из расчета 5 кв.м на одного осужденного и не противоречит требованиям части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. При этом Корчин Д.А, помещенный на безопасное место в палатах N и 9 находился один.
Нахождение истца в камере N в материалах дела своего подтверждения не нашло.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корчин Д.А. находился на лечении в филиале ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в палате N неврологического отделения, площадь которой согласно данным технического паспорта помещений составляет 43, 5 кв.м и по нормам площади рассчитано на 8-9 осужденных.
Согласно справке ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в указанный период времени в палате N находилось не более 6 человек, что соответствует норме.
Палаты N и 9 корпуса 7 оборудованы согласно нормы N приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" двумя спальными местами со спальными принадлежностями на одного человека: матрац, подушка, одеяло, простыня в количестве трех шт. (на матрац и на одеяло), наволочка- 2 шт, полотенце вафельное-3 шт, полотенце банное-1 шт. В палатах имеется стул, стол для приема пищи (кружка, тарелка, ложка). Унитаз и раковина находятся в камерах. Унитаз оборудован гидравлическим затвором (сифоном), установленным под сантехническим прибором, который не позволяет выделяться неприятному запаху из канализации. Туалет камеры оборудован шторкой. В указанных палатах имеется раковина с холодной водой. Душевая находится в корпусе 7. Помывка осужденных данного корпуса, согласно п.21 приказа Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, производится не менее двух раз в неделю. При этом осужденные могут стирать свое белье в тазу.
По сведениям ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по "адрес" при поступлении в учреждение истец был обеспечен одеялом, матрацем, подушкой, постельным бельем в соответствии с установленными требованиями. Смена постельного белья происходит раз в неделю, качество выдаваемого постельного белья контролируется администрацией ФКЛПУ Б- 18, в случае его износа составляется акт о списании.
Корчин Д.А. был обеспечен лечебно-дополнительным питанием в учреждении по приказу Министерства Юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания, на мирное время".
Из представленных ФКЛУП Б-18 УФСИН России по Республики Коми сведений в палатах N и 9 установлен один потолочный люминесцентный светильник типа ЛВО мощностью 72 Вт. Световой поток данного светильника составляет 3500-600 ЛМ, что дает 200-250 Лк на кв.м. Площадь палаты 7 составляет 12, 5 кв.м, следовательно, световой поток на данную площадь составляет 280 Лк, что соответствует норме (3500Лм/12, 5 кв.м). Световой поток в палате 9 на ее площадь (12, 6 кв.м) составляет 277, 78 Лк, что также соответствует норме.
Факт наличия в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по "адрес" в приведенные истцом периоды грызунов, тараканов, клопов и плесени не установлен. Учреждением ежегодно заключаются договора с ФГУП "Дезинфекция" "адрес"" Роспотребнадзора на выполнение профилактических и истребительных дератизационных работ по потребности и в целях профилактики.
В корпусе 7 имеются бактерицидные лампы, в том числе и передвижная для обработки палат, постоянно проводится дезинфекционная обработка после каждого больного осужденного. Дезинфекция и кварцевание корпусов 5 и 7 производится согласно графику, который находится на стойке дежурного.
Наличие грибка и черной плесени, в частности на потолке в душевой, не установлено.
Из представленных ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республики Коми фотографий (фотоматериала) камер N и 9 корпуса 7, камеры номере 5 корпуса 5 судом установлено, что проветривание в камерах пребывания осужденных естественное, в месте нахождения освещения, над дверью есть проем в коридор, и при открывании форточки окна (напротив двери), помещение проветривается. Форточку можно открыть без использования каких - либо подставок и других вспомогательных средств.
Доказательств необеспечения в камерах температурного режима, повышенной влажности суду представлено не было и судом не добыто.
ДД.ММ.ГГГГ Ухтинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обращалась в суд с заявлением о признании бездействия незаконными в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, в том числе об обязании оборудовать неврологическое отделение корпуса 5 столовой с общим числом посадочных мест. Однако от данного требования отказалась.
С целью проверки доводов истца об оказании некачественного медицинского лечения судом по делу назначалась судебно-медицинская экспертиза. Из экспертного заключения ГБУЗ РК "Бюро судебно- медицинских экспертиз" N (п) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между указанными истцом состояниями (новыми заболеваниями) и ненадлежащим, несвоевременным оказанием медицинской помощи, либо условиями содержания в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республики Коми причинно-следственная связь отсутствует. Состояние здоровья истца на периоды госпитализации в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по "адрес" соответствует характеру и тяжести имеющихся хронических заболеваний. По данным представленной медицинской документации не выявлено объективных признаков ухудшения здоровья Корчина Д.А, которое могло бы быть связано с какими-либо дефектами оказания медицинской помощи. При таких обстоятельствах, степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит.
Отсутствие нарушений со стороны медицинских работников учреждения также было установлено в заключении прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ, которое было принято после проверки доводов Корчина Д.А. по обращению, направленному в Генеральную прокуратуру РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статей 151, 1069 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994г. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, включая заключение проведенной по делу экспертизы, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с недоказанностью факта содержания Корчина Д.А. в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республики Коми в период прохождения лечения в ненадлежащих условиях, а также отсутствием доказательств того, что действия (бездействие) ответчиков противоречили действующему законодательству и рекомендациям Комитета Министров Rec(2006)2 государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах, нарушали права и свободы заявителя, в том числе причиняли истцу нравственные и физические страдания.
Судом при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дана оценка представленным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно с учетом требований статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оставил решение без изменения.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и правильно примененным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, судом установлено, что материально-бытовые условия в исправительном лечебном учреждении соответствовали требованиям нормативных актов, недостатков оказания истцу медицинской помощи не установлено. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено. Действия (бездействия) администрации учреждения в данной части незаконными не признавались.
Как правильно указал суд первой инстанции наличие в деле признаков бесчеловечного обращения, а также таких фактов, как этапирование истца в учреждение без медицинской карты при наличии ее дубликата, незаконного содержания его на безопасном месте, отказа ему в телефонных переговорах с правозащитником материалами дела не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, были рассмотрены судом и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 июня 2020 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Корчина Дениса Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.