Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Рогожииной Е.В.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартынюка С. А. о признании недействующим нормативного правового акта в части по апелляционной жалобе Думы городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 (далее - Решение N 539) утвержден Генеральный план городского округа Самара (далее - Генеральный план).
Решение N 539 опубликовано в печатном издании "Самарская Газета" от 3 апреля 2008 N 59 (3852) (карты и схемы), от 10 апреля 2008 года N 64 (3857).
Решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 (далее - Решение N 181), опубликованным в печатном издании "Самарская Газета" от 18 февраля 2012 года N 29 (4806), в Генеральный план внесены изменения.
Мартынюк С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план (в редакции Решения N 181) в части установления на земельном участке с кадастровым номером N красных линий.
Решением Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года административное исковое заявление Мартынюка С.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Дума городского округа Самара ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета положений статьей 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 181-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации" и сложившейся судебной практики, что отображение красных линий в Генеральном плане является обоснованным, что административный истец вправе уточнить границы спорного земельного участка путем обращения в департамент городского округа Самара с предложением о подготовке документации по планировке территории.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мартынюк С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара данный земельный участок расположен в границах красных линий, отображенных в Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана (в редакции Решения N 181).
Обращаясь в суд с требованиями о признании Генерального плана в вышеназванной части недействующим, административный истец исходил из того, что он противоречит требованиям законодательства и нарушает его права, свободы и законные интересы, препятствуя в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой городского округа Самара в пределах ее компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие и по данным основаниям не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года N 150 (далее - Инструкция N 150), Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), Порядка установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, исследовал материалы настоящего административного дела и пришел к правильному выводу о том, что административное исковое заявление Мартынюка С.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке, межеванию территории, которые в отношении спорного земельного участка не разрабатывались и не утверждались.
Поскольку по делу достоверно установлено, что, в соответствии с документацией по планировке территории в целях создания технополиса в Кировском районе г. Самары, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 2 декабря 2015 года N 985-р, материалами проекта межевания территории в районе Радиоцентра N 3 в границах Кировского и Красноглинского районов городского округа Самары в целях размещения объекта капитального строительства-стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 5 декабря 2014 года N 935-р, красные линии земельный участок с кадастровым номером N не пересекают, приведенные выводы суда первой инстанции являются правильными, а принятое им решение об удовлетворении требований административного истца - законным и обоснованным.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о не соответствии выводов суда первой инстанции положениям статьей 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 181-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации" и сложившейся судебной практике, а также о том, что отображение красных линий в Генеральном плане является обоснованным.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия Решения N 181 (7 февраля 2012 года), красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 ГрК РФ в указанной редакции предусмотрено, что генеральный план содержит в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах отображаются:
планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, названные нормы, действовавшие в период внесения Решением N 181 изменений в Генеральный план, не предусматривали отображения в Генеральном плане красных линий застройки.
Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в указанный период, как верно отметил суд первой инстанции, регламентировались также Инструкцией N 150, которая утратила силу с 23 июля 2018 года, и Инструкцией РДС 30-201-98, которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ.
Так, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции N 150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки.
Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно таблице соответствия ГрК РФ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 года N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).
В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 предусматривается, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.
При этом в пунктах 12 и 13 раздела 3.1.5 Инструкции N 150 также не предусмотрено отображение красных линий застройки на схеме транспортной инфраструктуры и схеме инженерной инфраструктуры генерального плана городского округа.
Таким образом, градостроительным законодательством, действовавшим в 2012 году, допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.
Изложенные выводы, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласуются и с положениями ГрК РФ в редакции, действующей на дату вынесения судом решения.
Так, из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 ГрК РФ следует, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статья 42 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Следовательно, вопреки вышеуказанным доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, а также в полном мере соответствуют сложившейся по рассматриваемому вопросу судебной практике, в том числе Верховного Суда Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на то, что административный истец вправе уточнить границы спорного земельного участка путем обращения в департамент городского округа Самара с предложением о подготовке документации по планировке территории подлежат отклонению как не имеющие правового значения.
В целом указанные в апелляционных жалобах доводы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
В абзаце втором пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" содержатся разъяснения о возможности учета имеющихся в судебном акте суда первой инстанции описок при вынесении судом апелляционной инстанции апелляционного определения без возвращения материалов административного дела в суд первой инстанции.
Судебной коллегией установлено, что в мотивированном решении Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года, составленном 14 сентября 2020 года, допущена описка в дате его принятия - ошибочно указано 2 сентября 2019 года вместо правильного 2 сентября 2020 года.
Учитывая изложенное, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия считает необходимым устранить вышеуказанную описку, так как она является явной и носит технический характер.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского округа Самара - без удовлетворения.
Исправить в мотивированном решении Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года, составленном 14 сентября 2020 года, описку, указав дату принятия решения - 2 сентября 2020 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.