Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 09 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 января 2021 г. по гражданскому делу N 2-4069/2020 по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, процентов за задержку денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что с 16 декабря 1991 года по 8 июня 2020 года он проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, последняя занимаемая им должность -начальник МО МВД России "Алатырский". При увольнении с ним не был произведен окончательный расчет, не выплачена денежная компенсация за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Данную компенсацию он не получал виду отсутствия приказа Министра внутренних дел Чувашкой Республики отношении руководителей межмуниципальных отделов. 8 июня 2020 года он обратился в МВД по Чувашской Республике с просьбой издать соответствующий приказ и произвести оплату, однако 1 августа 2020 года в удовлетворении заявления ему было отказано.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просил суд взыскать с ответчика МВД по Чувашской Республике денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за период с 1 января 2017 года по 31 марта 2020 года в сумме 66749 руб. 29 коп, проценты за задержку выплаты денежной компенсации в размере 15142 руб. 70 коп. согласно приложенным расчетам.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 09 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 января 2021 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2012 года, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 5 данной статьи ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 указанного Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, который действовал в период с 8 сентября 2014 года по 1 апреля 2018 года.
Со 2 апреля 2018 года порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни определен Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50.
В соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961, а также пункта 284 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
На основании пункта 10 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961, а также пункта 285 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
Пунктом 15 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961, а также пункта 293 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется руководителем (начальником) на основании рапорта сотрудника.
Согласно пункту 290 Порядка от 1 февраля 2018 года предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 291).
Аналогичный порядок предусмотрен для выплаты сотруднику вместо предоставления дополнительных дней отдыха денежной компенсации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 16 декабря 1991 года по 8 июня 2020 года истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, последняя занимаемая им должность - начальник Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Алатырский".
Приказом МВД по Чувашской Республике от 29 мая 2020 года N632л/с истец ФИО1 уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона N342 - ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии) 8 июня 2020 года.
В соответствии с приказом об увольнении ФИО1 до своего увольнения использовал все отпуска (основные и дополнительные).
После увольнения со службы истец 25 июня 2020 года обратился в МВД по Чувашской Республике с заявлением о выплате денежной компенсации в связи с выполнением в период службы обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Письмом от 24 июля 2020 года N 3/205206950825 ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления о выплате указанной денежной компенсации.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из того, что из материалов дела не следует, что истец привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании изданного правового акта Министерства внутренних дел по Чувашской Республики. Доводы истца о том, что в это время он был занят на работе на основании устного распоряжения, не могут быть приняты во внимание.
Не состоятельна ссылка истца о том, что его сверхурочная работа подтверждена табелями учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел, поскольку представленные табели учета продолжительности выполнения истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, не отвечают требованиям Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утв. Приказом МВД России от 19.10.2012 N961, По окончании учетного периода данные табели не были переданы в соответствующее кадровое подразделение МВД, что не позволяет суду прийти к выводу о фактическом исполнении истцом служебных обязанностей в спорные периоды времени.
Истцом в период службы не подавался рапорт о выплате указанной денежной компенсации, представленные в материалы дела доказательства не подтверждают выполнение истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании денежной компенсации за 2017 - 2019 годы.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что истцом выполнялись служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017-2020 гг.
Основанием для выполнения истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни являлся приказ МВД по Чувашской Республике от 21 апреля 2016 года N 492, которым в Правила внутреннего служебного распорядка Министерства внутренних дел по Чувашской Республике внесены изменения, и время несения службы сотрудников установлено с 9 часов до 18 часов с перерывом с 13 часов до 14 часов, приказ МВД по Чувашской Республике от 19 января 2018 года N 78 "О внесении изменений в приказ МВД по Чувашской Республике от 21 сентября 2017 года N 1144 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации работы дежурных нарядов МВД по Чувашской Республике", обязывающий начальника территориального органа МВД, каким являлся истец как руководитель МО МВД России "Алатырский", участвовать при приеме - сдаче суточных дежурств в МВД по Чувашской Республике ранее времени начала службы.
В нарушение статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не отразил в судебном постановлении мотивы, по которым отвергнутые судом первой инстанции приказы МВД по Чувашской Республике от 21 апреля 2016 года N 492, от 19 января 2018 года N 78, табели учета были приняты им в качестве доказательств обоснования вывода о том, что истцом выполнялись служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017-2020 гг.
Между тем при разрешении спора суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам.
Тем не менее суд второй инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суды обоснованно исходили из отсутствия волеизъявления истца, выраженного в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение указанной компенсации, отсутствия доказательств получения отказа в предоставлении компенсации в виде отдыха в другие дни недели или в присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску в соответствующем календарном периоде.
Приведенные ФИО1 в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для взыскания денежной компенсации за сверхурочную работу, являлись предметом проверки суда, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 09 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.