Постановление Правительства Республики Алтай от 9 ноября 2001 г. N 316
"Об утверждении региональной программы "Плодородие" 2002-2005 годы"
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с истечением срока реализации
В целях сохранения и повышения плодородия почв, устойчивого ведения земледелия и развития сельскохозяйственного производства Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Плодородие" 2002-2005 годы (3-й этап) (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай.
3. Министерству экономики Республики Алтай (С.П.Суразакова), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай (В.Б.Карамаев) принять меры по вхождению региональной программы "Плодородие" 2002-2005 годы в федеральную целевую программу в части средств федерального бюджета.
4. Министерству финансов Республики (Н.И.Медведева), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай (В.Б.Карамаев) предусматривать ежегодно до 2005 года финансирование основных мероприятий настоящей Программы за счет средств бюджета Республики Алтай.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай (В.Б.Карамаев), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Алтай (А.Л.Филиппов), Горно-Алтайскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства (В.А.Марченко) организовать межведомственный совет по реализации третьего этапа комплексной программы повышения плодородия почв Республики Алтай.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай В.И.Безрученкова.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай |
А.Н.Алчубаев |
Региональная программа
"Плодородие" 2002-2005 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 9 ноября 2001 г. N 316)
См. Республиканскую целевую программу "Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай на 2006-2010 годы"
Паспорт
Региональной программы "Плодородие"
2002-2005 годы
Наименование Программы - региональная программа
"Плодородие" 2002-2005 годы
Дата принятия решения
о разработке Программы,
дата ее утверждения
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Республики Алтай
Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства
Программы и продовольствия Республики Алтай
Цели и задачи Программы, - повышение плодородия почв;
важнейшие целевые показатели - подъем сельскохозяйственного
производства
Сроки и этапы реализации
Программы - 2002-2005 годы
Перечень основных мероприятий - комплекс мер по повышению и
сохранению плодородия почв;
- финансовое обеспечение реализации
программы "Плодородие";
- научное обеспечение программы
"Плодородие"
Исполнители основных - Министерство сельского хозяйства
мероприятий и продовольствия Республики Алтай
Объемы и источники - 17639 млн. руб.
финансирования
в том числе:
из федерального бюджета - 146,5 млн. руб.
из бюджета Республики Алтай - 26,1 млн. руб.
собственные средства хозяйств - 4,3 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты - увеличение производства
реализации программы сельскохозяйственной продукции;
- развитие предприятий;
- создание дополнительных рабочих
мест
Система организации контроля - Министерство сельского хозяйства
за исполнением Программы и продовольствия Республики Алтай
- Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
- Министерство финансов Республики
Алтай
I. Обоснование Программы
Республика Алтай располагает ограниченными сельскохозяйственными ресурсами. Из всей территории на сельскохозяйственные угодья приходится 40%. Наибольшая часть из них (83%) приходится на пастбища, 6% на сенокосы и 11% на пашни.
Пахотные угодья представляют собой наиболее плодородные почвы и используются преимущественно под посевы кормовых культур.
Главной задачей земледелия является обеспечение животноводства всеми видами кормов и зернофуражом.
На основании имеющихся анализов можно утверждать, что за 1970-1990 годы в результате ежегодного известкования, применения органических и минеральных удобрений плодородие пахотных почв заметно улучшилось, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур и увеличилось производство кормов.
Начиная с 1991 года, в связи с произошедшим реформированием, сельскохозяйственное производство республики стало приходить в упадок. Сократились посевные площади, снизилось плодородие, а резервы естественного плодородия пахотных земель Республики Алтай в основном исчерпаны. Анализируя обеспеченность почв основными элементами питания, можно сделать вывод, что при существующем уровне ведения сельскохозяйственного производства плодородие будет снижаться, а соответственно расти необеспеченность животноводства кормами. Поэтому дальнейший подъем и даже стабилизация сельскохозяйственного производства невозможны без повышения плодородия почв.
Комплекс мер по повышению и сохранению
плодородия почв
1. Агрохимическое обеспечение
1.1. Применение минеральных и органических удобрений.
Главная причина уменьшения плодородия - снижение уровня внесения минеральных и органических удобрений, прекращение проведения химической мелиорации земель. Если в 1989 году было внесено 9,1 тыс. тонн д.в. на каждый гектар пашни, то в 2000 году менее чем 1 кг на 1 га пашни.
Внесение органических удобрений уменьшилось с 360 тыс. тонн в 1989 году до 30 тыс. тонн в 2000 году.
На сегодняшний день 30% пашни характеризуется низким и около 60% средним содержанием подвижного фосфора. Наибольшая проблема обеспеченности фосфором складывается в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах, где произошло увеличение площадей с низким и очень низким содержанием фосфора. Согласно расчетам, сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам республики необходимо вносить ежегодно 25% органических и минеральных удобрений (Приложения N 1, N 2).
2. Химическая мелиорация почв
Отмечено повсеместное ухудшение агрохимических показателей плодородия, особенно по степени кислотности. Согласно многолетним обследованиям, в районах высокогорной зоны идет интенсивное повышение щелочной среды. Такие площади увеличились в Онгудайском районе с 54% до 94%, в Шебалинском с 26% до 72%, в Усть-Коксинском с 27% до 71%, в Улаганском с 5% до 51%, в Усть-Канском с 26% до 74%.
В низкогорной зоне, наоборот, идет повышение кислотности почв. С прекращением работ по известкованию и комплексному окультуриванию полей в Турочакском и Чойском районах произошел переход нейтральных и слабокислых почв в категорию кислых и сильнокислых. В Майминском районе площади пашни с кислыми почвами составляют 92%. Все это отрицательно сказывается на продуктивности растений. Для понижения кислотности почв необходимо проводить ежегодно на площади 2 тысячи га известкование почв (Приложение N 3, N 4).
3. Поверхностное улучшение сельскохозяйственных угодий
В республике 41 тыс. га под многолетними травами, 95% из них имеют возраст 15 и более лет.
В целях повышения продуктивности ранее созданных улучшенных сенокосов необходимо:
- ежегодно проводить перезалужение на площади 6 тыс. га;
- ежегодно проводить поверхностное улучшение естественных сенокосных угодий на площади 4 тыс. га (Приложение N 5).
4. Мелиорация земель
В настоящее время в республике имеется 7,2 тыс. га орошаемых земель. Мелиорированные земли дают 100% кормов для животноводства Кош-Агачского района. Необходимо восстанавливать и орошаемые участки Онгудайского района, где без орошения ежегодно страдают посевы от засухи, особенно в весенний период. Поэтому первоочередными мероприятиями являются работы по повышению технического уровня мелиоративных систем и улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
Приоритетным направлением в мелиорации земель будут мероприятия, направленные на комплексную реконструкцию существующего мелиоративного фонда. Из 7,2 тыс. га орошаемых земель 1,83 тыс. га подлежат реконструкции. Необходим капитальный ремонт оросительной сети всех видов собственности. Нужны замена и ремонт дождевального оборудования. В 2002-2005 годах намечено осуществить:
- комплексную реконструкцию оросительных систем на площади 1,83 тыс. га;
- замену вышедшего из строя трубопровода на оросительной сети 7 тыс. км;
- обводнение пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обводненных пастбищах на площади 6 тыс. га.
II. Основные цели и задачи Программы
Материальной основой сельскохозяйственного производства является плодородие почвы - совокупность свойств почвы, обеспечивающих необходимые условия для жизни растений, ее способность производить урожай. Поэтому постоянные заботы о сохранении и повышении плодородия почв, охрана их от загрязнения являются важнейшей задачей государства, общества, землепользователей и одной из основных социально-экономических и экологических проблем современности.
Программа "Плодородие" будет направлена на реализацию приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах республики.
Настоящая Программа включает в себя:
- мелиорацию земель;
- агрохимические работы;
- поверхностное улучшение сельхозугодий;
- проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Реализация настоящей Программы может быть осуществлена только при ее государственной поддержке.
Качество почв Республики Алтай очень низкое. Поэтому Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены минимальные ставки налога за землю и определены фиксированные выплаты в размере за один га пашни.
Сумма налога от платы за землю по республике незначительна и не обеспечивает потребности в средствах для выполнения объемов работ, предусматриваемых "Комплексной программой повышения плодородия почв Республики Алтай". Других источников финансирования этой программы в республике нет. Поэтому необходимо просить Правительство Российской Федерации осуществить финансирование основных мероприятий, предусмотренных настоящей Программой повышения плодородия почв Республики Алтай, за счет средств бюджета Российской Федерации.
III. Финансовое обеспечение реализации Программы
Финансирование Программы "Плодородие" 2002-2005 гг. будет проводиться в течение 2001-2005 гг. и осуществляться за счет средств федерального бюджета, средств от земельного налога, а также средств собственников, владельцев и пользователей земель, кредитов банка и других источников, определенных федеральным законом. За этот период объем затрат на финансирование мероприятий по программе "Плодородие" составит 225,70 млн. руб. В том числе из федерального бюджета субъектов федерации 42,6 млн. руб.
Источники финансирования |
2002- 2005 |
Годы | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Бюджетные средства - всего | 176,9 | 29,05 | 42,75 | 52,75 | 52,35 |
В том числе: | |||||
Федеральный бюджет | 146,5 | 35,25 | 44,95 | 44,35 | |
Бюджет Республики Алтай | 26,1 | 6,5 | 6,3 | 6,6 | 6,7 |
Собственные средства хозяйств |
4,3 |
0,6 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
IV. Реализация Программы повышения плодородия почвы
и контроль за ее выполнением
Для реализации намеченных мероприятий необходимо в 2002-2005 и последующие годы разработать для каждого сельскохозяйственного предприятия, включая крестьянские хозяйства, научно-обоснованные, базирующиеся на экономической оценке земель систем земледелия и землеустройства.
Системы земледелия и землеустройства должны представлять собой законченный комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на эффективное использование земли в конкретных природно-климатических условиях каждого хозяйства.
Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий, направленных на сохранение и поддержание плодородия почв, будет осуществляться на основе разработанных для каждого хозяйства систем земледелия.
Землепользователи, не выполняющие мероприятия, предусмотренные проектами землеустройства, и другие обязательные требования по поддержанию плодородия почв, несут ответственность в соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения права на пользование землей.
Ресурсное обеспечение предоставляется существующими государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, учреждениями и акционерными обществами, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ будет выполняться непосредственно землепользователями. В то же время в связи с тем, что последние 4-5 лет совершенно не пополнялся парк почвообрабатывающей, мелиоративной техники, оснащенность подрядных организаций и землепользователей низкая. Необходимы действенные меры по поставке большого количества специальной техники с целью выполнения намечаемых объемов работ.
V. Научное обеспечение Программы
Реализация программы повышения плодородия почв Республики Алтай при многообразии почвенно-климатических условий возможна только при надежном научном обеспечении на базе достигнутого в прошлые годы уровня работ в области земледелия, мелиорации и химизации.
Для повышения практической отдачи научных работ, ускорения использования их результатов в производстве необходимо повысить эффективность работы Горно-Алтайского госуниверситета с привлечением их опытно-производственных и учебно-опытных хозяйств к работам по внедрению научных разработок, способствующих сохранению плодородия почв.
Правовое обеспечение представлено законами Российской Федерации и законодательными актами Государственного Собрания Эл - Курултай Республики Алтай.
VI. Обеспечение выполнения комплекса мероприятий по
сохранению и повышению плодородия почв
Выполнение мероприятий, намеченных республиканской программой на 1996-2000 гг., возможно только при государственной поддержке путем целевого финансирования из федерального бюджета большей части предполагаемых объемов работ.
VII. Оценка эффективности Программы
На реализацию социально, экономически и экологически значимых мероприятий по поддержанию и сохранению плодородия почвенного покрова требуется около 176,9 млн. руб., из них 158,6 млн. руб. из Федерального бюджета. Только при этом условии намечаемые мероприятия программы будут выполнены, что даст возможность увеличить объемы сельскохозяйственного производства в республике и окупить затраты на агрохимические, гидротехнические и культуртехнические мероприятия в течение нескольких лет.
Реализация комплекса мер, предусмотренных программой, обеспечит создание дополнительных рабочих мест, восстановление и развитие предприятий, что позволит сельскому населению адаптироваться к новым экономическим условиям.
Приложение N 1
"Плодородие" 2002-2005 гг.
Объем
внесения органических удобрений
по Республике Алтай
2002-2005 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Объемы работ, тыс. тонн. | 750 | 110 | 200 | 210 | 230 |
В т.ч. по районам: | |||||
Майминский | 53 | 7 | 12 | 17 | 17 |
Чойский | 35 | 5 | 10 | 10 | 10 |
Турочакский | 42 | 6 | 11 | 11 | 14 |
Чемальский | 25 | 4 | 6 | 6 | 9 |
Шебалинский | 143 | 23 | 40 | 40 | 40 |
Онгудайский | 93 | 13 | 25 | 25 | 30 |
Усть-Канский | 106 | 14 | 26 | 31 | 34 |
Усть-Коксинский | 253 | 38 | 70 | 70 | 75 |
Стоимость работ, млн. руб. | 4,3 | 0,6 | 1,2 | 1,2 | 1,3 |
В том числе по районам: | |||||
Майминский | 0,31 | 0,04 | 0,08 | 0,08 | 0,19 |
Чойский | 0,21 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,03 |
Турочакский | 0,25 | 0,03 | 0,06 | 0,06 | 0,06 |
Чемальский | 0,16 | 0,02 | 0,04 | 0,04 | 0,05 |
Шебалинский | 0,80 | 0,13 | 0,26 | 0,26 | 0,28 |
Онгудайский | 0,54 | 0,07 | 0,14 | 0,14 | 0,15 |
Усть-Канский | 0,6 | 0,08 | 0,16 | 0,16 | 0,18 |
Усть-Коксинский | 1,43 | 0,22 | 0,44 | 0,44 | 0,46 |
Приложение N 2
"Плодородие" 2002-2005 гг.
Объем
внесения минеральных удобрений в
сельхозпредприятиях Республики Алтай
Итого 2002-2005 годы |
В том числе | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Внесение минеральных удобрений тыс. тонн действ. вещества |
4,5 | 0,9 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
Стоимость работ, млн. руб. | 32,2 | 6,4 | 8,6 | 8,6 | 8,6 |
В том числе по районам: | |||||
Майминский | 2 | 0,4 | 0,52 | 0,53 | 0,55 |
Чойский | 1 | 0,2 | 0,26 | 0,26 | 0,28 |
Турочакский | 1 | 0,2 | 0,25 | 0,27 | 0,28 |
Чемальский | 1 | 0,2 | 0,25 | 0,27 | 0,28 |
Шебалинский | 5 | 1,0 | 1,26 | 1,27 | 1,27 |
Онгудайский | 4,2 | 0,7 | 1,16 | 1,17 | 0,17 |
Усть-Канский | 5 | 1 | 1,35 | 1,33 | 1,34 |
Усть-Коксинский | 9 | 1,7 | 2,43 | 2,43 | 2,44 |
Улаганский | 1 | 0,2 | 0,25 | 0,27 | 0,28 |
Кош-Агачский | 3 | 0,6 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Приложение N 3
"Плодородие" 2002-2005 гг.
Объем
поставок известковых удобрений
2002-2005 годы
2002-2005 годы |
В том числе | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Местные известковые материалы тыс. тонн |
35 | 7,5 | 13,7 | 13,8 | |
В том числе по районам: | |||||
Майминский | 12,5 | 2,15 | 5,15 | 5,2 | |
Турочакский | 5 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | |
Шебалинский | 12,5 | 2,15 | 5,15 | 5,2 | |
Чойский | 5 | 1,6 | 1,7 | 1,7 |
Приложение N 4
"Плодородие" 2002-2005 гг.
Объем
известкования почв 2002-2005 годы
2002-2005 годы |
В том числе | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Известкование почв, тыс. га | 7 | 1,5 | 2,7 | 2,8 | |
Стоимость работ, млн. руб. | 31 | 7 | 12 | 12 | |
В том числе по районам: | |||||
Майминский | 10,0 | 1,9 | 3,5 | 3,6 | |
Турочакский | 4,0 | 1,5 | 1,9 | 1,9 | |
Шебалинский | 12,2 | 2,0 | 4,3 | 4,3 | |
Чойский | 4,8 | 1,6 | 2,2 | 2,2 |
Приложение N 5
"Плодородие" 2002-2005 гг.
Объем
работ по поверхностному улучшению
сельскохозяйственных угодий 2002-2005 годы
2002-2005 годы |
В том числе | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Улучшение сенокосов, тыс. га | 12 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Перезалужение многолетних трав, тыс. га |
22 | 4 | 6 | 6 | 6 |
Стоимость работ по поверхностному улучшению сельхозугодий, млн. руб. |
53 | 9 | 12 | 16 | 16 |
В том числе по районам: | |||||
Майминский | 2 | 0,3 | 0,4 | 0,65 | 0,65 |
Чойский | 1 | 0,2 | 0,25 | 0,27 | 0,27 |
Турочакский | 1 | 0,2 | 0,26 | 0,27 | 0,27 |
Шебалинский | 9 | 1,5 | 2 | 2,7 | 2,8 |
Чемальский | 1 | 0,2 | 0,26 | 0,27 | 0,27 |
Онгудайский | 9 | 1,5 | 2 | 2,7 | 2,8 |
Усть-Канский | 10 | 1,6 | 2,5 | 2,9 | 3 |
Усть-Коксинский | 18 | 3,1 | 3,8 | 5,7 | 5,4 |
Улаганский | 1 | 0,2 | 0,26 | 0,27 | 0,27 |
Кош-Агачский | 1 | 0,2 | 0,26 | 0,27 | 0,27 |
Приложение N 6
"Плодородие" 2002-2005 гг.
Объем
работ до мелиорации земель на
2002-2005 годы
Наименование работ | 2002-2005 годы |
В том числе | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Комплексная реконструкция систем, тыс. га |
1,83 |
0,24 |
0,43 |
0,43 |
0,73 |
Замена вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети, км |
7 |
1,5 |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
Обводнение пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обводненных пастбищах, тыс. га |
6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Общие затраты на проведение мелиоративных мероприятиях в текущих ценах, млн. руб. В том числе: а) стоимость проведения комплекса строительных мелиоративных работ, млн. руб. б) стоимость ремонта и содержание межхозяйственных мелиоративных систем, млн. руб. в) стоимость ремонта и содержание внутрихозяйственных систем, млн. руб. |
36,8 28 4,8 4 |
8,2 6,0 1,2 1,0 |
9,7 7,5 1,2 1,0 |
9,7 7,5 1,2 1,0 |
9,2 7,0 1,2 1,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 9 ноября 2001 г. N 316 "Об утверждении региональной программы "Плодородие" 2002-2005 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, октябрь-ноябрь 2001 г. N 6, с.148
Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 июня 2018 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу с 18 июня 2018 г.