Постановлением Правительства Республики Алтай от 24 апреля 2006 г. N 64 настоящее Постановление снято с контроля
В целях надежного функционирования наблюдательной сети и всей инфраструктуры технологического процесса сбора, обработки, анализа и представления информации о состоянии природной среды Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай на период 2003-2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Алтай (У.А.Альпимов) предусмотреть в бюджете Республики Алтай на 2003 год и последующие годы средства на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства, Министра сельского хозяйства Республики Алтай А.А.Кулагина.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Республиканская целевая программа
"Развитие гидрометеорологической сети на территории
Республики Алтай на период 2003-2005 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 17 октября 2002 г. N 287)
Паспорт
республиканской целевой программы
"Развитие гидрометеорологической сети на территории
Республики Алтай на период 2003-2005 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай на период 2003-2005 гг." |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 19.07.98 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"; - Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинг окружающей среды (постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.97 N 1425); - Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.99 N 555); - Положение о государственной службе наблюдений за состоянием окружающей природной среды (постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2000 N 622) |
Государствен- ный заказчик |
Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по соглашению "О сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды") |
Основные разработчики Программы |
Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Минэкономразвития РА |
Исполнители Программы |
Минэкономразвития Республики Алтай Министерство финансов Республики Алтай |
Предполагаемые участники Программы |
Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Основная цель Программы |
Эффективность прогнозирования (гидрометеорологических) явлений |
Источники финансирования Программы |
Проведение работ федерального уровня - за счет средств федерального бюджета Проведение работ территориального уровня - за счет средств бюджета Республики Алтай |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется ежеквартально - Горно-Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию) - Министерством финансов Республики Алтай |
Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по источникам |
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет всего: - 17894,5 тыс. рублей в том числе: из федерального бюджета - 9672,8 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай. из республиканского бюджета - 7696,0 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - 525,7 тыс. рублей. 2003 год - 5216,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета 2429,1 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай из республиканского бюджета - 2628,6 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - 158,3 тыс. рублей. 2004 год - 5471,5 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 2808,4 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай из республиканского бюджета - 2487,3 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - 175,8 тыс. рублей. 2005 год - 7207,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 4435,3 тыс. рублей, предполагаемые для Республики Алтай из республиканского бюджета - 2580,1 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - 191,6 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Уменьшение ущерба от локальных природных стихийных явлений |
Сроки и этапы реализации Программы |
Первый этап - 2003 год Второй этап - 2004 год Третий этап - 2005 год |
Введение
Принятие 19.07.1998 N 113 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" позволило впервые в законодательном порядке закрепить правовые основы деятельности службы, в том числе и в области мониторинга окружающей природной среды. Положения этого закона чрезвычайно важны для правового регулирования выполнения работ федерального и территориального назначения и предоставления потребителям информации общего назначения, организации деятельности по выполнению специализированных работ и предоставлению специализированной информации по заказам потребителей за счет их средств.
Настоящая Программа определяет механизм, пути развития и совершенствования Горно-Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в вопросах прогнозирования и предупреждения опасных, в т.ч. локальных, природных (гидрометеорологических) явлений.
Сущность проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Увеличение числа чрезвычайных ситуаций является глобальной мировой проблемой. В России это проблема усугубляется прогрессирующим износом основных производственных фондов.
В Республике Алтай (Горно-Алтайская автономная область) до 1975 г. функционировали 19 гидрометеорологических станций (в т.ч. Яйлю - озерная на Телецком озере, Кош-Агач - аэрологическая, на которой проводилось зондирование атмосферы, а часть метеорологических станций выполняли и шаропилотные наблюдения) и 58 гидрометеорологических постов.
Сокращение Федерального бюджетного финансирования гидрометеорологической службы за последние годы привело к резкому сокращению наблюдательных органов, в результате чего на территории Республики Алтай закрыто 6 гидрометеорологических (гидрометеорологическая служба Бертек на плато Укок, Актру, Джазатор, Уландрык, Беля) и 34 гидрометеорологических поста, что привело к потере гидрометеорологической информации о состоянии погоды, гидрометеорологическом режиме и состоянии загрязнения окружающей среды в ряде районов.
В настоящее время на территории Республики Алтай действуют только 13 ГМС и 24 поста и один прогностический орган, Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - ГА ЦГМС (Гидрометеорологическое бюро было реорганизовано в центр 01.01.1999 г. Закрыта аэрологическая станция в Кош-Агаче, она была преобразована в обычную метеорологическую, и на огромной горной территории теперь зондирование атмосферы не выполняется совсем, нет нигде шаропилотных наблюдений.
В южной части территории республики, высокогорных Кош-Агачском и Улаганском районах, которые занимают почти треть республики, осталась одна метеорологическая станция.
Во всех соседних регионах выполняется программа совместного решения задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, т.е. проводится софинансирование из местных бюджетов, что совсем не выполняется в Республике Алтай. Гидрометеорологическая информация, предоставляемая органам исполнительной власти, составляет более 200 тысяч рублей.
Усугубляется состояние сети наблюдений и в целом гидрометеорологической службы на территории республики еще и тем, что при ранее сложившейся структуре Западно-Сибирского Управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды по территориальному признаку в Республике Алтай отсутствует лаборатория мониторинга окружающей среды, поэтому все пробы воды, осадков, радиоактивных выпадений обрабатываются в лабораториях Новосибирска, Бийска, Барнаула и финансируются из бюджетов этих субъектов федерации.
Материально-техническая база гидрометеорологической службы устарела и морально, и физически. Здания метеорологических станций построены в 50 - 60-х годах, замена устаревшего оборудования и приборов не проводилась уже в течение последних 15 - 20 лет.
В связи с этим на многих метеорологических станциях и постах ухудшается качество наблюдений, а в последние годы парк оборудования и приборов зачастую страдает от вандализма, т.е. на водомерных постах систематически срезаются тросы, разбиваются термометры на метеорологических площадках, крадутся некоторые приборы (гелиографы и пр.). По причине отсутствия финансирования не может идти речь об автоматизации системы наблюдений, компьютеризации сети, за счет собственных средств установлено только автоматизированное рабочее место синоптика и работа бухгалтерии переведена на ПЭВМ.
В последние годы участились случаи стихийных явлений природного характера (градобитие, сильные дождевые паводки, пожары и пр.) и отсутствие данных наблюдений, либо очень сокращенное их количество намного ухудшает возможность реального прогнозирования таких явлений.
Горно-Алтайский центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды обеспечивает многие отрасли народного хозяйства гидрометеорологической информацией (ежедневный гидрометбюллетень, штормовые предупреждения, прогнозы опасных и стихийных явлений, прогноз погоды на неделю и месяц, декадный агрометбюллетень, прогноз формирования паводка и пр.).
Гидрометеорологическая сеть должна выполнять наблюдения и передавать их результаты в центр через каждые 3 часа и при возникновении стихийного явления производить наблюдения и передавать сведения о нем срочно в момент его возникновения, а во многих населенных пунктах сейчас отсутствует даже телефонная связь (М.Яломан), если даже она есть, у гидрометслужбы нет средств на оплату услуг связи в необходимых объемах.
В сети Горно-Алтайского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды действуют 3 труднодоступных станции (Ак-Кем, Кара-Тюрек на Белухе, Яйлю - на Телецком озере), завоз продуктов питания и топлива на Белуху возможен только вертолетом, эти станции находятся на грани закрытия из-за дефицита собственных средств для их финансирования (из федерального бюджета получаем только Фонд оплаты труда). Закрытие этих станций гидрометеорологической сети приведет к невозможности прогнозирования формирования паводка, практическому прекращению метеообеспечения полетов в район Белухи, соответственно, гидрометобеспечения развития туризма и альпинизма в этом районе и изучения природно-климатических условий Республики Алтай.
Основные цели, задачи и сроки
реализации Программы
- функционирование и совершенствование государственной наблюдательной сети для получения наиболее полных данных о гидрометеорологических условиях и состоянии загрязнения окружающей природной среды, необходимых для успешного развития отраслей экономики, снижения возможного ущерба и защиты населения от опасных природных (гидрометеорологических) явлений и экстремального загрязнения окружающей среды;
- повышение эффективности прогнозирования опасных природных (гидрометеорологических) явлений и создания оптимальных условий для повышения уровня оперативного информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Алтай;
- совершенствование системы предупреждения администрации, хозяйствующих субъектов и населения Республики Алтай о возможных опасных природных (гидрометеорологических) явлениях и значительных загрязнениях окружающей среды;
- мероприятия, направленные на уменьшение ущерба населению и экономике Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
- создание, восстановление и развитие гидрометеорологических и аэрологической станций, гидрологических и метеорологических постов;
- переоснащение материально-технической базы гидрометеорологических станций, гидрологических и метеорологических постов;
- кадровая подготовка специалистов для гидрометеорологических станций;
- создание резерва материально-технических ресурсов.
Программа рассчитана с 2002 по 2005 годы.
Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы на территории Республики Алтай будут обеспечены:
- эффективность прогнозирования (гидрометеорологических) явлений;
- оптимальный уровень оперативного информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и населения РА;
- уменьшение ущерба от локальных природных стихийных явлений;
- повышение достоверности инструментальных наблюдений за природными явлениями (в т.ч. опасными);
- расширение гидрометобеспечения народнохозяйственных структур Республики Алтай.
Приложение
к республиканской целевой программе
"Развитие гидрометеорологической
сети на территории Республики Алтай
на период 2002-2005 гг."
Мероприятия
по реализации республиканской целевой программы
"Развитие гидрометеорологической сети на территории
Республики Алтай на период 2003-2005 годы"
N п/п |
Наименование задач |
Наименование мероприятий |
Исполнители | Предполагаемые участники |
Срок испол- нения |
Объем финансирования 2003-2005 гг. |
1. | Создание, восстановление и развитие гидрометеоро- логических, аэрологических и метеорологи- ческих постов |
Открытие ГМС Чоя, Улаган, МП в с. Курай, на Семинском перевале, ГП на реке Чуя (Иодро). Восстановить ГП на реке Катунь, метеорологические наблюдения на ГМС Актру, Уландрык. Аэрологические наблюдения на ГМС Кош-Агач, капитальный ремонт станций |
Министерство финансов Республики Алтай |
Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
2003 - 2005 гг. |
Из федерального бюджета - 7918,1 тыс. руб., предполагаемые для Республики Алтай. Из республиканского бюджета - 1703,7 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - |
2. | Переоснащение материально- технической базы ГМС, ГП, МП |
Замена устаревшего оборудования и приборов, компьютеризация сети |
Министерство финансов Республики Алтай |
Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
2003 - 2005 гг. |
Из федерального бюджета - 430,0 тыс. руб., предполагаемые для Республики Алтай. Из республиканского бюджета - 2439,7 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - |
3. | Кадровая подготовка специалистов |
Повышение квалификации, приобретение методической литературы |
Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
2003 - 2005 гг. |
Из федерального бюджета - Из республиканского бюджета - предполагаемые из внебюджетных средств - 2869,7 тыс. рублей. |
|
4. | Создание резерва материально - технических ресурсов |
Создание резервного запаса оборудования, приборов и бланкового материала |
Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
2003 - 2005 гг. |
Из федерального бюджета - 162,7 тыс. руб., предполагаемые для Республики Алтай. Из республиканского бюджета - из внебюджетных средств - 226,7 тыс. руб. |
|
5. | Оплата коммунальных услуг |
Аренда помещения, содержание помещения, отопление, теплоэнергия, электроэнергия |
Министерство финансов Республики Алтай |
2003 - 2005 гг. |
Из федерального бюджета - Из республиканского бюджета - 730,0 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - |
|
6. | Обеспечение труднодоступ- ных станций |
Заброска топлива, продуктов питания на ТДС Ак-Кем и Кара-Тюрек |
Министерство финансов Республики Алтай |
Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
2003 - 2005 гг. |
Из федерального бюджета - 1162,0 тыс. руб., предполагаемые для Республики Алтай. Из республиканского бюджета - 2821,9 тыс. рублей, предполагаемые из внебюджетных средств - |
Примечание. ГМС - гидрометеорологическая станция.
МП - метеорологический пост.
ГП - гидрологический пост.
Финансирование
мероприятий республиканской целевой программы
"Развитие гидрометеорологической сети на территории
Республики Алтай на 2003-2005 годы"
N п/п |
Наименование мероприятий |
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2003-2005 годы | ||||||||||||
Всего | Ф/б | Х/д | Р/б | всего | Ф/б | Х/д | Р/б | Всего | Ф/б | Х/д | Р/б | Ф/б | Х/д | Р/б | Всего | ||
1. | Открытие ГМС: |
||||||||||||||||
Чоя | 1959,5 | 1959,5 | 1959,5 | 1959,5 | |||||||||||||
Улаган | 2017,0 | 2017,0 | 2017,0 | 2017,0 | |||||||||||||
Открытие МП: | |||||||||||||||||
Семинский перевал |
70,6 | 70,6 | 70,6 | 70,6 | |||||||||||||
С. Курай | 70,6 | 70,6 | 70,6 | 70,6 | |||||||||||||
Р. Чуя (Иодро) |
317,4 | 317,4 | 317,4 | 317,4 | |||||||||||||
Р. Катунь (Карлушка) |
32,1 | 32,1 | 32,1 | 32,1 | |||||||||||||
Восстановле- ние ТДС |
|||||||||||||||||
Актру, Уландрык |
1935,5 | 1935,5 | 1935,5 | 1935,5 | 3871,0 | 3871,0 | |||||||||||
Капитальный ремонт |
|||||||||||||||||
Чемал | 105,0 | 105,0 | 105,0 | 105,0 | |||||||||||||
Усть-Кокса | 127,7 | 127,7 | 127,7 | 127,7 | |||||||||||||
Катанда | 115,6 | 115,6 | 115,6 | 115,6 | |||||||||||||
Онгудай | 102,7 | 102,7 | 102,7 | 102,7 | |||||||||||||
Кара-Тюрек | 340,0 | 340,0 | 340,0 | 340,0 | |||||||||||||
Ак-Кем | 366,2 | 366,2 | 366,2 | 366,2 | |||||||||||||
Кызыл-Озек | 126,4 | 126,4 | 126,4 | 126,4 | |||||||||||||
Итого: | 2862,7 | 2030,1 | 832,6 | 2806,6 | 1935,5 | 871,1 | 3952,5 | 3952,5 | 7918,1 | 1703,7 | 9621,8 | ||||||
2. | Приобретение оборудования |
||||||||||||||||
Турочак | 74,6 | 74,6 | 74,6 | 74,6 | |||||||||||||
Горно- Алтайск |
430,0 | 430,0 | 430,0 | 430,0 | |||||||||||||
Кызыл-Озек | 218,4 | 218,4 | 218,4 | 218,4 | |||||||||||||
Шебалино | 72,3 | 72,3 | 72,3 | 72,3 | |||||||||||||
Улаган | 23,0 | 23,0 | 23,0 | 23,0 | |||||||||||||
Кош-Агач | 70,6 | 70,6 | 70,6 | 70,6 | |||||||||||||
Усть-Кан | 202,5 | 202,5 | 202,5 | 202,5 | |||||||||||||
Онгудай | 46,6 | 46,6 | 46,6 | 46,6 | |||||||||||||
Чемал | 140,4 | 140,4 | 140,4 | 140,4 | |||||||||||||
Усть-Кокса | 54,0 | 54,0 | 54,0 | 54,0 | |||||||||||||
Яйлю | 1098,3 | 1098,3 | 1098,3 | 1098,3 | |||||||||||||
Ак-Кем | 155,1 | 155,1 | 155,1 | 155,1 | |||||||||||||
Кара-Тюрек | 150,8 | 150,8 | 150,8 | 150,8 | |||||||||||||
Катанда | 133,1 | 133,1 | 133,1 | 133,1 | |||||||||||||
Итого: | 725,9 | 725,9 | 858,4 | 430,0 | 428,4 | 1285,4 | 1285,4 | 430,0 | 2439,7 | 2869,7 | |||||||
3. | Повышение квалификации, приобретение методической литературы |
90,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
109,0 |
109,0 |
299,0 |
299,0 |
||||||||
Итого: | 90,0 | 90,0 | 100,0 | 100,0 | 109,0 | 109,0 | 299,0 | 299,0 | |||||||||
4. | Создание резерва материально- технических ресурсов |
117,3 |
49,0 |
68,3 |
130,2 |
54,4 |
75,8 |
141,9 |
59,3 |
82,6 |
162,7 |
226,7 |
389,4 |
||||
Итого: | 117,3 | 49,0 | 68,3 | 130,2 | 54,4 | 75,8 | 141,9 | 59,3 | 82,6 | 162,7 | 226,7 | 389,4 | |||||
5. | Аренда | 40,2 | 40,2 | 44,6 | 44,6 | 48,6 | 48,6 | 133,4 | 133,4 | ||||||||
Содержание помещений |
29,5 | 29,5 | 32,7 | 32,7 | 35,7 | 35,7 | 97,9 | 97,9 | |||||||||
отопление | 69,0 | 69,0 | 76,6 | 76,6 | 83,5 | 83,5 | 229,1 | 229,1 | |||||||||
Теплоэнергия | 54,0 | 54,0 | 60,0 | 60,0 | 65,3 | 65,3 | 179,3 | 179,3 | |||||||||
Электро- энергия |
27,4 | 27,4 | 30,4 | 30,4 | 33,2 | 33,2 | 91,0 | 91,0 | |||||||||
Итого: | 220,1 | 220,1 | 244,3 | 244,3 | 266,3 | 266,3 | 730,7 | 730,7 | |||||||||
6. | Заброска топлива, продуктов питания на трудно- доступные станции Ак-Кем и Кара-Тюрек |
1200,0 |
350,0 |
850,0 |
1332,0 |
388,5 |
943,5 |
1451,9 |
423,5 |
1028,4 |
1162,0 |
2821,9 |
3983,9 |
||||
Итого: | 1200,0 | 350,0 | 850,0 | 1332,0 | 388,5 | 943,5 | 1451,9 | 423,5 | 1028,4 | 1162,0 | 2821,9 | 3983,9 | |||||
Всего: | 5216,0 | 5471,5 | 7207,0 | 17894,5 | |||||||||||||
Федеральный бюджет |
2429,1 |
2808,4 |
4435,3 |
9672,8 |
9672,8 |
||||||||||||
Хоздоговорные средства |
158,3 |
175,8 |
191,6 |
525,7 |
525,7 |
||||||||||||
Республиканс- кий бюджет |
2628,6 |
2487,3 |
2580,1 |
7696,0 |
7696,0 |
Примечание. ГМС - гидрометеорологическая станция.
МП - метеорологический пост.
ГП - гидрологический пост.
Объемы и источники
финансирования программы
N п/п |
Источники финансирования Программы |
2003 - 2005 гг. тыс. руб. |
2003 г. тыс. руб. |
2004 г. тыс. руб. |
2005 г. тыс. руб. |
Всего, в том числе: | 17894,5 | 5216,0 | 5471,5 | 7207,0 | |
1. 2. 3. |
Федеральный бюджет | 9672,8 | 2429,1 | 2808,4 | 4435,3 |
Республиканский бюджет | 7696,0 | 2628,6 | 2487,3 | 2580,1 | |
Внебюджетные источники | 525,7 | 158,3 | 175,8 | 191,6 |
Примечание. Применен индекс - дефлятор цен:
2002 г. - 2003 г. - 113%.
2003 г. - 2004 г. - 111%.
2004 г. - 2005 г. - 109%.
Финансирование Программы проводится в течение трех лет.
Размер финансирования может уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 17 октября 2002 г. N 287 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие гидрометеорологической сети на территории Республики Алтай на период 2003-2005 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, октябрь-ноябрь 2002 г. N 6(12), с.159
Настоящий документ снят с контроля