Постановление Правительства Республики Алтай от 16 октября 2001 г. N 280
"О республиканской целевой программе "Общая врачебная (семейная) практика
на 2002-2006 гг."
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20 января 2016 г. N 12 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью повышения качества и доступности медицинской помощи в Республике Алтай и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.99 N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Общая врачебная (семейная) практика на 2002-2006 гг." (далее именуется Программа).
2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Министерство здравоохранения Республики Алтай.
3. Министерству финансов Республики Алтай (Н.И.Медведева) предусматривать с 2002 года и на каждый последующий год при формировании республиканского бюджета, выделение средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
4. Министерству здравоохранения Республики Алтай (Переверзев С.А.) обеспечить реализацию данной Программы.
5. Рекомендовать главам г. Горно-Алтайска и районов республики предусматривать в бюджетах с 2002 по 2006 гг. финансирование данной Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Ю.В.Антарадонова.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай |
А.Н.Алчубаев |
Республиканская целевая программа
"Общая врачебная (семейная) практика
на 2002-2006 гг."
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 16 октября 2001 г. N 280)
См. Отраслевую программу "Общая врачебная (семейная) практика
Паспорт
республиканской целевой программы
"Общая врачебная (семейная) практика
на 2002-2006 гг."
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Общая врачебная (семейная) практика на 2002-2006 гг." |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Государственный заказчик Основные разработчики Программы Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели Сроки и этапы реализации Программы Перечень основных мероприятий Исполнители основных мероприятий Объемы и источники финансирования Ожидаемые конечные результаты Система организации контроля за исполнением Программы |
- приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 30.12.99 г. N 463 - Министерство здравоохранения Республики Алтай - Министерство здравоохранения Республики Алтай - повышение качества и доступности медицинской помощи на этапе первичного звена медицинской помощи - 2002-2006 годы - проведение структурной реорганизации амбулаторно- поликлинической помощи и усиление ее путем развития службы врачей общей практики; - обеспечение рационального использования финансовых и кадровых ресурсов амбулаторно- поликлинического звена здравоохранения; перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный; - сокращение уровня госпитализации в 1,3 раза и длительности госпитального этапа на 7 дней - Министерство здравоохранения Республики Алтай, главные врачи центральных районных больниц - из средств федерального бюджета - 750,0 тыс. руб. - из средств республиканского бюджета - 598,5 тыс. руб. - удовлетворение спроса населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь; повышение эффективности и качества медицинской помощи (диагностика, лечение, реабилитационные мероприятия); - создание предпосылок для улучшения показателей состояния здоровья населения; - снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности в днях на 10%; - снижение первичного выхода на инвалидность у работающего населения на 20%; - уменьшение обращаемости на станции скорой медицинской помощи на 30%; - снижение уровня смертности населения на 10%; - снижение уровня перинатальной смертности и младенческой смертности на 10% - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Правительство Республики Алтай |
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
За последние годы проблемы демографической ситуации и здоровья населения Республики Алтай становятся все острее. Сложившееся положение в состоянии здоровья населения требует мобилизации дополнительных ресурсов общества, неординарных решений. Средняя продолжительность предстоящей жизни населения в Республике Алтай на 10 лет ниже среднероссийских показателей и занимает одно из последних мест в Российской Федерации. У мужчин средняя продолжительность предстоящей жизни в Республике Алтай - 56,7 лет. Общая смертность выросла с 11,8 - 1998 г. до 12,9 - 2000 г. на 1000 населения. В структуре общей смертности по классам болезней по данным 2000 г.: на I месте болезни системы органов кровообращения 46%; на II месте - травмы, отравления и несчастные случаи - 24,99%, на III месте - злокачественные новообразования - 10,4%. В разрезе районов республики высокий уровень смертности трудоспособного населения отмечается в Улаганском (9,0), Усть-Канском (7,6), Усть-Коксинском (7,3) районах при республиканском показателе 6,1 на 1000 населения.
Младенческая смертность в Республике Алтай в течение многих лет остается одной из самых высоких в Российской Федерации - 22,9 - 1998 г., 28,9 - 1999 г., 23,1 - 2000 г. (Россия - 16,5) на 1000 живорожденных. Самые высокие показатели по Кош-Агачскому (53,4), Улаганскому (33,0) и Усть-Коксинскому (33,1) районам на 1000 детей, рожденных живыми. Основными в структуре младенческой смертности остаются причины, тесно связанные со здоровьем матери. Это заболевания и состояния, возникающие на первой неделе беременности (5,9), а также врожденные аномалии (5,5).
Общая заболеваемость взрослого населения Республики Алтай, по данным 2000 г., составила 1354,1 на 1000 населения.
Прирост общей заболеваемости за 2000 г. по сравнению с 1999 г. составил 5% (высокий уровень в Улаганском районе - 2198,4). В сравнении со среднероссийским показателем увеличение на 19% (Российская Федерация - 49,3%).
Общая заболеваемость детей составила в 2000 г. 1321,2 на 1000 детей. Отмечается значительный рост и превышение показателя по следующим группам заболеваний:
- болезни крови и кроветворных органов - 31,1 (1999 г. - 18,1; Российская Федерация - 19,0);
- болезни эндокринной системы и расстройство питания - 23,8 (1999 г. - 19,4; Российская Федерация - 31,6);
- психические расстройства - 47,8 (1999 г. - 44,4; Российская Федерация - 33,8).
Перинатальная смертность - 23,6 (Российская Федерация - 15,0) на 1000 детей, родившихся живыми.
Рождаемость в 2000 году составила 14,1 на 1000 населения (1999 г. - 13,6, 1998 г. - 14,5). Естественный прирост населения составил +1,2. В 2000 г. 77,3% беременных страдало анемией, болезни мочеполовой системы - 17,3%, болезни системы кровообращения - 6,9% и т.д.
Продолжает ухудшаться эпидемическая ситуация по туберкулезу. Общая заболеваемость активным туберкулезом на 2000 г. составила - 400,8 (1999 г. - 378,0). Первичная заболеваемость туберкулезом составила в 1998 г. - 82,8, 1999 г. - 94,0, 2000 г. - 89,7 на 100 тыс. населения (Российская Федерация - 85,3). Самая неблагополучная обстановка по туберкулезу в г. Горно-Алтайске - 140,9 на 100 тыс. населения (1999 г. - 148,1).
Остается высоким уровень заболеваемости по многим социально обусловленным болезням (психическим, наркологическим, венерическим).
Первичная заболеваемость злокачественными новообразованиями в Республике Алтай продолжает расти и соответствует 200,4 на 100 тыс. населения (1999 г. - 200,3). Страдает своевременное выявление онкологической патологии. Увеличивается удельный вес больных с 3 - 4 стадией заболевания. Лечение поздних стадий заболеваний обходится в 10 раз дороже, чем ранних стадий (1 - 2 стадия).
Обеспеченность специалистами в Республике Алтай намного ниже, чем по Российская Федерация.
Так, на 10 тыс. населения Республики Алтай приходится 26,1 врачей (Российская Федерация - 41,5, Алтайский край - 36,3). В сельской местности цифры еще ниже - 13,5 на 10 тыс. нас. Многие сельские врачебные амбулатории не укомплектованы врачами. В некоторых центральных районных больницах нет онкологов, наркологов, психиатров и др. узких специалистов.
От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранения здоровья населения, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально не защищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.
Во внебольничной медицинской помощи исчез принцип врач - семья. Участковый терапевт перестал пользоваться авторитетом у населения потому, что в большинстве случаев превратился в диспетчера. В процессе лечения одного заболевания пациент передается от одного консультанта к другому и из 5 - 6 посещений поликлиники встречается непосредственно с лечащим врачом 1 - 2 раза. Более 50% первичных больных направляется к консультантам, тогда как в других странах не более 10%. Диспансеризация, этапная реабилитация часто не более чем формальность. Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний. Связь между педиатрами, терапевтами, акушерами - гинекологами не всегда адекватна. По данным МЗРФ, неполноценное обследование в поликлиниках получают 16,3% пациентов, неполноценное лечение - 15%; диагноз не подтверждается в стационаре у 11,2% больных; лишь 5% посещений участкового врача связано с профилактическими мероприятиями. Более 15% госпитализированных взрослых не нуждалось в стационарном лечении. Все это происходит потому, что имеется существенная диспропорция в объемах финансирования амбулаторно - поликлинической и стационарной помощи (соответственно 20% - 30% и 70% - 80% всех расходов на здравоохранение). Существующая модель поликлиники не удовлетворяет потребность пациента в доступной, качественной медицинской помощи. Необходимо развивать материально-техническую базу амбулаторно-поликлинического звена, внедрять современные технологии оказания помощи на до- и послегоспитальном этапах. Все это позволит уменьшить показания к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи. Таким образом, существует реальная необходимость реформирования структуры поликлиник.
Становится ясной целесообразность перехода на оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики, а в дальнейшем семейного врача. Значение работы по принципу врача общей практики (семейного врача) возросла при переходе к обязательному медицинскому страхованию, когда на рынке медицинских услуг большим спросом пользуется специалист широкого профиля. При введении врача общей практики (семейного врача) он возьмет на себя (по анализу развития врачебной общей практики в других регионах России):
46,6% - неврологических больных.
36,4% - офтальмологических больных.
41,1% - отоларингологических больных.
22,7% - хирургических больных.
Тем самым уменьшится нагрузка на узких специалистов, которые будут, в дальнейшем, выступать в роли консультантов. Лечение, наблюдение и реабилитацию больного будет проводить лечащий врач, врач общей практики. Планируется выделение коек в дневных стационарах для врачей общей практики, для лечения своих пациентов, нуждающихся в стационарном лечении. При развитии сети дневных стационаров в больничные стационары будут направляться пациенты с тяжелыми формами заболевания, нуждающиеся в круглосуточном наблюдении. Таким образом, планируется уменьшить количество дорогостоящих стационарных коек.
Врач общей практики, посещая больных на дому, может, при необходимости, развернуть стационар на дому хроническим больным при ухудшении самочувствия. Таким образом планируется уменьшить нагрузку на "Скорую помощь".
Основным направлением реформирования является поэтапный переход к принципу работы врачей общей практики, сочетающего в себе высокий профессионализм и ответственность за судьбу больного и семьи в целом. Семья является генетической основой для формирования, как здоровья человека, так и той или иной патологии. Кроме того семья во многом формирует образ жизни, установки на те или иные традиции, поведенческие особенности, поэтому и мероприятия, способные улучшить здоровье населения, должны проводиться на уровне семьи.
Необходимость развития медицинской помощи по принципу работы врачей общей практики заложен в основу законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Переход на оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики сложен, должен проходить поэтапно. Весьма важно то, что не предусматривается разрушение отдельных служб здравоохранения и видов помощи. При реализации программы планируется использовать все имеющиеся возможности. Программа не предусматривает сокращения численности врачей, не предполагает дорогостоящих преобразований в системе здравоохранения. Реализация программы потребует дополнительных финансовых затрат на профессиональную подготовку врачей общей практики, среднего медицинского персонала, оборудование и оснащение кабинетов врача общей практики. Все финансовые затраты в ходе реализации программы, при правильном внедрении ее в структурные звенья первичной медицинской помощи, со временем окупятся и принесут прибыль в виде: предотвращение заболеваний (профилактическая деятельность), выявление заболеваний на ранних стадиях и своевременное лечение, контроль за лечением, реабилитационные мероприятия после лечения.
Объектом открытия первых кабинетов врача общей практики в Республике Алтай выбраны - поликлиническое отделение республиканской больницы (в г. Горно-Алтайске большая скученность населения, большое количество людей нетрудоспособного возраста, неблагоприятная обстановка по некоторым показателям заболеваемости населения), Улаганская и Кош-Агачская центральные районные больницы из-за отдаленности районов (более 450 километров) от республиканского центра, а также неблагоприятной обстановке по показателям заболеваемости населения. Отбор кандидатур для работы по принципу врача общей практики планируется проводить на добровольной основе, путем тестирования по специальным программам, по стажу работы.
Вторым этапом планируется открытие кабинетов врачей общей практики на базе всех центральных районных больниц, некоторых участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий республики (за период с 2002-2006 гг. открыть и оснастить 20 кабинетов врачей общей практики). Соотношение среднего медицинского персонала к врачам соответственно 2:1 (фельдшер общей практики, медсестра общей практики).
Обучение врачей планируется следующим образом:
- первый, основной, этап обучения - на базах факультета усовершенствования врачей г. Барнаула, государственного института усовершенствования врачей г. Новокузнецка;
- второй этап обучение на рабочих местах узких специалистов республиканской больницы.
Обучение среднего медперсонала будет проводиться на базе медицинского училища г. Горно-Алтайска, по специальным программам, а также на рабочих местах узких специалистов республиканской больницы.
Программа рассчитана на пять лет (2002-2006 гг.) поэтапного перехода на систему работы по принципу врача общей практики.
Мероприятия
по реализации Программы "Общая врачебная (семейная)
практика на 2002-2006 гг."
Оснащение кабинетов врачей общей практики
N | Наименование оборудования | Коли- чество, штук |
Стоимость за 1 шт. в тыс. руб. |
Общая сумма в тыс. руб. |
1. | ЭВМ | 15 | 15,0 | 225,0 |
2. | Набор участкового врача | 15 | 2,0 | 30,0 |
3. | Набор окулиста универсальный | 15 | 5,0 | 75,0 |
4. | Набор лор - врача смотровой | 15 | 4,0 | 60,0 |
5. | Набор гинекологический смотровой | 15 | 1,5 | 22,5 |
6. | Гинекологическое кресло ГК-1 | 15 | 4,0 | 60,0 |
7. | Весы напольные взр. РП-150 МГ | 15 | 0,9 | 13,5 |
8. | Ростомер | 15 | 0,5 | 7,5 |
9. | Стол для инструментов | 15 | 2,0 | 30,0 |
10. | Сумка медицинская для оказания экстренной помощи |
15 |
0,5 |
7,5 |
11. | Письменный стол | 30 | 1,0 | 30,0 |
12. | Стулья | 60 | 0,5 | 30,0 |
13. | Кушетка смотровая | 30 | 1,0 | 30,0 |
14. | Ширма мед. 2-секционная | 30 | 1,0 | 30,0 |
15. | Шкаф книжный | 30 | 1,0 | 30,0 |
16. | Шкаф для одежды | 30 | 1,4 | 42,0 |
17. | Шкаф для медикаментов | 15 | 1,4 | 21,0 |
18. | Облучатель бактерицидный | 30 | 1,0 | 30,0 |
19. | Халаты мед. | 135 | 0,3 | 40,5 |
20. | Носилки санитарные | 15 | 0,1 | 1,5 |
21. | Телефонный аппарат | 15 | 0,4 | 6,0 |
22. | Электрокардиограф ЭК 1 Т-04 | 15 | 7,0 | 105,0 |
23. | Малый хирургический набор | 5 | 8,0 | 40,0 |
24. | Набор для оказания акушерской помощи на дому |
5 |
3,0 |
15,0 |
25. | Весы детские электронные "САША" (ВМЭ) |
5 |
4,0 |
20,0 |
26. | Ростомер дет. РМ-Н | 5 | 0,3 | 1,5 |
27. | Стол для перевязок мед. передвижной |
5 |
2,0 |
10,0 |
28. | Стол для медсестры манипуляционный |
5 |
2,0 |
10,0 |
Итого: | 1023,5 |
Приложение
"Общая врачебная (семейная
практика) на 2002-2006 гг."
Объем
финансирования мероприятий программы
"Общая врачебная (семейная практика)
на 2002-2006 гг."
N п/п |
Мероприятия | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Общая сумма в тыс. руб. |
Исполни- тели |
|||||
Кол- во |
Сумма в тыс. руб. |
Кол- во |
Сумма в тыс. руб. |
Кол- во |
Сумма в тыс. руб. |
Кол- во |
Сумма в тыс. руб. |
Кол- во |
Сумма в тыс. руб. |
||||
1. | Подготовка (15) врачей - терапевтов республики для работы по принципу врача общей практики |
1 чел. |
10,0 |
3 чел. |
30,0 |
3 чел. |
30,0 |
3 чел. |
30,0 |
5 чел. |
50,0 |
150,0 |
МЗ РА |
2. | Подготовка среднего медперсонала (30 человек) для работы по принципу врача общей практики |
2 чел. |
10,0 |
4 чел. |
20,0 |
6 чел. |
30,0 |
8 чел. |
40,0 |
10 чел. |
50,0 |
150,0 |
МЗ РА |
3. | Оснащение кабинетов врача общей практики 2002 - 2004 гг. - на базе респоликлиники и районных больниц 2006 г. - кабинеты на базе участковых больниц и сельских амбулаторий |
3 каб. |
204,7 |
3 каб. |
204,7 |
3 каб. |
204,7 |
3 каб. |
204,7 |
3 каб. |
204,7 |
1023,5 |
МЗ РА МЗ РФ |
4. | Проведение семинаров с терапевтами, участковыми врачами, врачами общей практики с целью анализа, передачи опыта совместно с врачами общей практики Алтайского края |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
25,0 |
МЗ РА |
|||||
Всего: | 229,7 | 259,7 | 269,7 | 279,7 | 309,7 | 1348,5 | |||||||
За счет бюджета Республики Алтай |
66,0 |
96,0 |
133,4 |
129,7 |
173,4 |
598,5 |
МЗ РА |
||||||
За счет бюджета Российской Федерации |
163,7 |
163,7 |
136,3 |
150,0 |
136,3 |
750,0 |
МЗ РФ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 16 октября 2001 г. N 280 "О республиканской целевой программе "Общая врачебная (семейная) практика на 2002-2006 гг."
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, октябрь-ноябрь 2001 г. N 6, с.136
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20 января 2016 г. N 12 настоящее постановление признано утратившим силу