Постановление Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2002 г. N 334
"О ходе реализации республиканской целевой программы улучшения условий
и охраны труда на 2000-2005 годы"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20 октября 2006 г. N 256 настоящее постановление снято с контроля
С принятием республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 гг. (далее - Программа) Министерством труда и социального развития Республики Алтай совместно с органами местного самоуправления, соответствующими федеральными надзорными органами в течение 2000-2002 гг. проведена определенная работа по реализации Программы. На выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда предприятиями и организациями всех форм собственности по республике в 2000 году было израсходовано более 4,5 млн.рублей (173 руб. на 1 работающего), в 2001 году в 2 раза больше.
Основные финансовые средства направлены предприятиями на частичное улучшение условий труда и модернизацию оборудования, на внедрение безопасных технологических процессов производства, обучение своих работников по вопросам охраны труда, на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Министерством труда и социального развития Республики Алтай проводится определенная работа по реализации правовых и нормативных актов по охране труда в республике. Министерство труда и социального развития Республики Алтай разработало ряд нормативных правовых актов по охране труда, рекомендации по организации и проведению трудоохранных работ различных структур, постоянно оказывается организационно-методическая помощь органам по труду районов и организациям республики.
В течение трех лет на реализацию Программы не выделялись средства, предусмотренные на эти цели в республиканском бюджете. Недостаточное финансирование Программы на всех уровнях, отсутствие полностью сформированной государственной системы управления охраной труда, неадекватное отношение других министерств и ведомств к охране труда в целом и к реализации Программы в частности, не позволило в полной мере обеспечить безопасные условия труда работникам на производстве, снизить уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организовать в подведомственных предприятиях соответствующую службу охраны труда и проводить организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Органами исполнительной власти республики недостаточно уделяется внимание вопросам обеспечения условий и охраны труда.
На основании вышеизложенного Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Информацию Министерства труда и социального развития Республики Алтай "О ходе реализации республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 годы" принять к сведению.
2. Признать работу министерств, комитетов, республиканских ведомств, органов местного самоуправления по реализации республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 гг. неудовлетворительной.
3. Республиканским органам исполнительной власти до 1 января 2003 года разработать отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.
4. Министерству финансов (У.Альпимов) предусмотреть средства из республиканского бюджета на 2003 год для дальнейшей реализации Программы в сумме 390 тыс.руб. и последующие годы в размере, определенной настоящей Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления определить источники финансирования трудоохранных мероприятий, предусмотренных в программах районов, города на 2003 и последующие годы с использованием местного бюджета, принять меры по реализации федеральных, республиканских правовых, нормативных актов по охране труда.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай В.С.Торбокова.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Информация
Министерства труда и социального развития Республики Алтай
о ходе реализации республиканской целевой программы улучшения
условий и охраны труда на 2000-2005 годы
В целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве предусмотренной Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законом Республики Алтай "Об охране труда" 20 апреля 2000 г. Правительством Республики Алтай принято постановление N 110 "О республиканской целевой пpoграмме улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 годы".
Программа предназначена способствовать осуществлению планового подхода к решению проблем охраны труда органами власти республики всех уровней на основе формирования и реализации единого комплекса организационных, методических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 26.12.2000 N 354 утверждено Положение "О государственной системе управления охраной труда в Республике Алтай", основной целью которого является реализация республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда Республики Алтай на 2000-2005 гг. В Положении четко определены принципы формирования, функции, задачи, структура органов государственного управления охраной труда в республике. Постановление принято, но основа утвержденного Положения - структура органов управления не выдерживается, а следовательно окончательное формирование государственной системы управления охраной труда задерживается на неопределенный срок.
Приведение в соответствие структуры управления охраной труда в республике на всех ее уровнях позволило бы создать единый, полнокровный механизм управления - государственную систему управления охраной труда, что несомненно повысит уровень оперативного и более эффективного решения всех программных мероприятий охраны труда.
На данный период республиканским органом управления охраной труда в Республике Алтай, в соответствии с Положением "О государственной системе управления охраной труда в Республике Алтай", определено Министерство труда и социального развития Республики Алтай. Управление охраны труда является структурным подразделением Министерства труда и социального развития Республики Алтай, которое сегодня представлено всего лишь 1-м специалистом - это специалист по охране труда отдела Министерства труда и социального развития Республики Алтай. Для сравнения, в соседнем регионе Республике Хакасия, которая по своему социально-экономическому положению мало чем отличается от Республики Алтай, управление охраной труда республики представлено штатом из 8 сотрудников.
Основная масса предприятий Республики Алтай - это предприятия малого и среднего бизнеса, которые из-за своей многочисленности и специфичной деятельности, почти полностью выпадают из поля деятельности органа управления охраной труда Республики Алтай. Поэтому управление охраны труда республики с таким штатом не в состоянии эффективно реализовать свои полномочия во всех отраслях экономики Республики Алтай.
В штате ряда отраслевых министерств отсутствует освобожденный специалист охраны труда (культура, образование, промышленность), что в свою очередь ощутимо сказывается на реализации программных мероприятий и решении вопросов охраны труда в целом по отрасли.
Следует отметить, что на данный период ни одно министерство и ведомство Республики Алтай не имеет подобной отраслевой программы, несмотря на пункт 5 постановления от 20.04.2000. N 110 Правительства Республики Алтай "О республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 гг." и рекомендации Министерства труда и социального развития Республики Алтай по ее разработке.
В некоторых отраслях экономики отсутствует работа общественных объединений и в том числе профсоюзных организаций по обеспечению общественного контроля за охраной труда. Недостаточно используются ведомствами, предприятиями, организациями правовые основы коллективных договоров и соглашений по охране труда.
В рамках Программы планировалось осуществить 47 мероприятий. Источниками финансирования были определены - республиканский бюджет и средства предприятий. Но ни одно мероприятие Программы, финансирование которых определено республиканским бюджетом, до настоящего времени из-за отсутствия средств не реализовано (приложение N 1).
В течение 2001 года Министерство труда и социального развития Республики Алтай вносило на рассмотрение Постоянной комиссии по экономической политике, финансам, бюджету и предпринимательству и Постоянной комиссии по охране здоровья и социальной защите населения Государственного Собрания - Эл Курултай предложения о финансировании Программы и в целом охраны труда Республики Алтай, а также о выделении отдельной строкой финансирование охраны труда в бюджете республики. Решения приняты положительно, но исполнения не последовало.
Очень важным пунктом Программы является организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях республики. Осуществление данного мероприятия позволяет создать:
- условия для сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- обоснованное предоставление льгот и компенсаций работникам, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
- решать вопрос о связи заболеваний с профессией при подозрении на профзаболевание, устанавливать диагноз профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
- нормированное обеспечение спецодеждой;
- снижение уровня травмобезопасности на рабочих местах и в целом на производственном объекте и т.д.
Из-за отсутствия до 2002 года в республике своей специализированной организации, способной проводить такой комплекс работ, а также финансовых средств, привело к тому, что в Республике Алтай только 3 и то наиболее крупных предприятий могли провести аттестацию и получить Сертификат соответствия требованиям охраны труда.
Такое положение дел не могло не отразиться на уровне производственного травматизма в регионе (приложение N 4).
Анализ производственного травматизма показывает, что его уровень неуклонно растет. Основными причинами его проявления, кроме слабого финансового состояния предприятий, являются нарушения требований безопасности при эксплуатации машин и оборудования, недостаток в обучении безопасным приемам труда работников, необученность самих руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, нарушение производственной и технологической дисциплины работниками и работодателями, неудовлетворительная организация производства, предельная изношенность основных средств производства, отсутствие служб охраны труда, которые являются одним из звеньев системы государственного управления охраной труда и двигателем настоящей Программы, отсутствия информирования населения и работников на производстве о травматизме и других вопросах охраны труда, отсутствия на производствах квалифицированных специалистов и инженерно-технических работников по охране труда.
В тоже время, намеченные мероприятия по улучшению условий и охраны труда на перспективу не остались без внимания.
Так, Министерством труда Республики Алтай продолжается работа по воссозданию служб охраны труда на предприятиях и в организациях республики (приложение N 2).
В декабре 2000 года Министерством труда и социального развития Республики Алтай разработано, а Правительство Республики Алтай приняло постановление от 26.12.2000 N 354 "Об утверждении Положения об организации государственного управления охраной труда в Республике Алтай".
В апреле 2001 года принят с изменениями и дополнениями Закон Республики Алтай "Об охране труда".
С 2001 сода организована система непрерывного обучения по охране труда руководителей, специалистов предприятий и отдельных категорий застрахованных лиц (приложение N 3).
Систематически осуществляется оценка соответствия лицензионной деятельности предприятий условиям безопасности, и только благодаря организации выдачи Заключений на соответствие требованиям охраны труда от части создана правовая организация охраны труда на предприятиях и в учреждениях республики.
В 2002 году организована и начата работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в предприятиях республики.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.07.2002 N 179 утверждена смета расходов отдела госэкспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Республики Алтай на 2003 и последующие годы, что позволит теперь создать полноценный и работоспособный отдел государственной экспертизы условий труда.
Оказывается практическая организационно-методическая помощь администрациям и предприятиям районов в решении вопросов охраны труда.
Постоянно практикуется проведение комплексных проверок по соблюдению законодательства о труде и охране труда в учреждениях организациях и предприятиях республики, с последующим рассмотрением их результатов на Межведомственной комиссии по охране труда Республики Алтай или коллегии Министерства труда Республики Алтай.
В целях реализации республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на период до 2005 года Министерством труда и социального развития Республики Алтай были разработаны рекомендации по разработке районных программ улучшения условий и охраны труда. Изданный период в 6 районах и городе подобные программы приняты (за исключением Турочакского, Чойского, Улаганского и Кош-Агачского районов). В Усть-Канском районе в принятии Программы непосредственное участие принимал высший орган представительной власти - сессия районного Совета депутатов, что вселяет определенную надежду по выполнению программных мероприятий. Но в основном районные программы, как показали проверки, не работают по той же причине, что и республиканская - отсутствие финансирования из республиканского и местного бюджетов.
Таков не полный перечень мероприятий Программы, который реализован силами и средствами Министерства труда и социального развития Республики Алтай за истекший период.
Средства, выделяемые предприятиями республики на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, используются самостоятельно по своему усмотрению.
Основное вложение финансовых средств предприятиями направлено на частичное улучшение условий труда, модернизацию оборудования, внедрение безопасных технологических процессов на производстве, обучение работников и специалистов по вопросам охраны труда, профилактику производственного травматизма. Такие отчисления характерны в основном только в крупных и финансово стабильных предприятиях республики. Продолжительное нефинансирование охраны труда в республике становится препятствием в реализации и осуществлении конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, согласно требованиям нормативно-правовым актам Российской Федерации. Данное обстоятельство в последующем отражается на уровне производственного травматизма, в отставании темпов обучения по охране труда, отсутствия во многих предприятиях и даже в отраслевых министерствах служб охраны труда, недостаточное материально-техническое оснащение отделов охраны труда, в неполном предоставлении работникам льгот и компенсаций за работу в тяжелых и опасных условиях труда и т.д.
Охрана труда, как система мероприятий направленная на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, не должна рассматриваться изолировано, так как она тесно связана с состоянием экономического развития региона в целом, основными фондами и техническими средствами производства и включает в себя правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Поэтому, финансовое обеспечение Программы решает много проблем по ее реализации и в первую очередь консолидировать средства по предотвращению производственного травматизма, профзаболеваний, скоординировать работу министерств, ведомств, органов управления районов и усилить таким образом эффективность государственной политики в сфере охраны труда и контроля за ее выполнением.
Министр труда и социального
развития Республики Алтай |
В.М.Куранаков |
Приложение N 1
к информации Министерства труда
и социального развития Республики Алтай "О ходе
реализации республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 гг."
Расход
средств на реализацию мероприятий республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда на 2000-2001 гг.
Источники финансирования |
2000 г. | 2001 г. | 1 полугодие 2002 г. |
|||
план | факт | план | факт | план | факт | |
Всего (тыс.руб) в том числе на 1 работающего |
1860 | 4915,9 172,7 |
2035 | 10665 369,6 |
2050 | - |
в том числе республиканский бюджет (тыс.руб.) средства предприятий (тыс.руб.) |
360 1500 |
- 4915,9 |
375 1660 |
- 10665 |
550 1500 |
- |
Приложение N 2
к информации Министерства труда
и социального развития Республики Алтай "О ходе
реализации республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 гг."
Сведения
о наличии служб охраны труда на предприятиях и организациях районов
(города) Республики Алтай по состоянию на 01.01.2002 г.
N п/п |
Районы | Среднее списочное число работников |
Количество подразделений в организации |
Наименование служб охраны труда | Израсходовано средств на охрану труда |
|||||
Количество уполномоченных (доверенных) лиц охраны труда |
Количество комиссий (комитетов) охраны труда |
Количество | ||||||||
Привлекаемых специалистов охраны труда (по догово- ру) |
Работников на которых возложены обязанности специалиста охраны труда (совмести- тельство) |
Количество освобожден- ных специалистов по охране труда |
||||||||
Всего (тыс.руб.) |
На 1 работающего (руб.) |
|||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Всего за 2001 год | 40441 | 1166 | 711 | 286 | 1 | 342 | 52 | 106665,0 | 369,6 | |
1. | г. Горно-Алтайск | 12560 | - | 134 | 70 | - | 125 | 16 | 5956,9 | 610,2 |
2. | Майминский район | 5126 | 298 | 80 | 8 | - | 26 | 5 | 855,3 | 355,5 |
3. | Турочакский район | 1779 | 131 | 40 | 7 | - | 10 | 1 | 1582,4 | 1060,6 |
4. | Чойский район | 2110 | - | 36 | 20 | - | - | 3 | 529,2 | 433,4 |
5. | Чемальский район | 1566 | - | 7 | 19 | - | 78 | - | 94,9 | 94,8 |
6. | Шебалинский район | 3613 | 224 | 70 | 9 | - | 34 | 4 | 751,2 | 285,7 |
7. | Усть-Канский район |
2600 | 114 | 51 | 31 | - | 23 | 5 | 165,5 | 134,1 |
8. | Усть-Коксинский район |
4631 | - | 114 | 61 | - | 6 | 5 | 137,3 | 63,0 |
9. | Онгудайский район | 3304 | 207 | 110 | 33 | - | 1 | 6 | 256,2 | 87,1 |
10. | Улаганский район | 598 | - | 28 | 26 | 1 | 20 | 5 | 134,6 | 119,6 |
11. | Кош-Агачский район |
2524 | 110 | 41 | 2 | - | 19 | 2 | 201,5 | 70,4 |
За 1 квартал 2002 года |
41975 | 1230 | 696 | 494 | 2 | 426 | 51 |
Приложение N 3
к информации Министерства труда
и социального развития Республики Алтай "О ходе
реализации республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 гг."
Сведения
о прохождении обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей, специалистов и работников предприятий
Показатели | Годы | |||
1999 год |
2000 год |
2001 год |
1 полугодие 2002 года |
|
Работники предприятий, всего в том числе руководители и специалисты предприятий |
76 15 |
153 26 |
840 153 |
836 130 |
Приложение N 4
к информации Министерства труда
и социального развития Республики Алтай
"О ходе реализации республиканской
целевой программы улучшения условий
и охраны труда на 2000-2005 гг."
Травматизм
на производстве по выборочному кругу отраслей в разрезе районов и
города за период 1999-1 квартал 2002 года
Средняя списочная численность работающих |
Несчастные случаи на производстве | |||||||
Число пострадавший с утратой трудоспособности на рабочий день и более и со смертельным исходом |
Из ник со смертельным исходом |
|||||||
Всего | из них женщин |
Всего | Из них | Всего | Из них | |||
жен- щин |
подрост- ков |
жен- щин |
подрост- ков |
|||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1999 год | 29143 | 11725 | 157 | 33 | - | 9 | - | - |
2000 год | 28462 | 11275 | 199 | 29 | - | 10 | - | - |
Всего за 2001 год, в том числе г. Горно-Алтайск |
28854 9763 |
11675 4666 |
211 61 |
29 11 |
1 - |
4 1 |
- - |
- - |
Майминский район | 2406 | 991 | 24 | 5 | - | - | - | - |
Чойский район | 1492 | 496 | 15 | - | 1 | 1 | - | - |
Турочакский район | 1221 | 447 | 7 | - | - | - | - | - |
Чемальский район | 1001 | 563 | 5 | 1 | - | 1 | - | - |
Шебалинскин район | 2629 | 997 | 18 | 2 | - | 1 | - | - |
Онгудайский район | 1234 | 532 | 6 | - | - | - | - | - |
Усть-Канский район |
2179 | 675 | 22 | 2 | - | - | - | - |
Усть-Коксинский район |
2941 | 1027 | 45 | 3 | - | - | - | - |
Улаганский район | 1125 | 505 | 2 | 1 | - | - | - | - |
Кош-Агачский район |
2863 | 776 | 9 | 4 | - | - | - | - |
Всего за 1 полугодие 2002 года |
73 | 4 | - | 7 | - | - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2002 г. N 334 "О ходе реализации республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, ноябрь-декабрь 2002 г. N 7(13), с.270
Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 апреля 2018 г. N 109 настоящее постановление признано утратившим силу с 16 апреля 2018 г.
Настоящий документ снят с контроля