Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Правительства Республики Алтай
от 18 ноября 1999 г. N 318
121260 г. Москва
ул. Воровского, дом, 15
В Конституционный суд
Российской Федерации
Орган, обращающийся в Правительство Республики
Конституционный суд Алтай
Российской Федерации: 659700 г. Горно-Алтайск
ул. Кирова, 16
Орган, принявший документ: Государственное Собрание -
Эл Курултай Республики
Алтай
659700 г. Горно-Алтайск
ул. Э.Палкина, 1
Запрос
О соответствии Конституции Российской Федерации
отдельных Положений Конституции Республики Алтай
7 июня 1997 года на 21-й сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай была принята Конституция (Основной Закон) Республики Алтай, которая вступила в действие со дня ее опубликования 11 июля 1997 года. Опубликована в Ведомостях Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1997, N 21.
Ряд положений Конституции Республики Алтай, на наш взгляд, противоречат Конституции Российской Федерации.
I. Так, из смысла статьи 4 Конституции Республики Алтай вытекает, что Республика Алтай как субъект Российской Федерации обладает суверенитетом.
Часть 1 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации устанавливают, что "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию", что "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика имеет свою Конституцию и законодательство". Следовательно, статья 4 Конституции Республики Алтай в части установления суверенитета Республики Алтай противоречит Конституции Российской Федерации.
II. Часть 2 статьи 10 Конституции Республики Алтай закрепляет положение о том, что в Республике Алтай не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ. Это противоречит части 1 статьи 67, пунктам "б", "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающим, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов и, что в ведении Российской Федерации находятся такие вопросы, как федеративное устройство и территория Российской Федерации, а также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
III. Часть 1 статьи 16 Конституции Республики Алтай устанавливает, что земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай. Данное положение противоречит статьям 9, 36, пункту "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности", "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц", а вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
IV. Часть 3 статьи 37 Конституции Республики Алтай гласит: "С целью обеспечения межнационального согласия в Республике Алтай одновременно должности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не могут замещать лица одной национальности".
Данное положение Конституции Республики Алтай противоречит части 2 статьи 19, части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на принуждение к определению и указанию своей национальной принадлежности.
V. В части 1 статьи 59 Конституции Республики Алтай закреплено, что родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, в то время, как частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации установлено, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В соответствии со статьей 64 Конституции Российской Федерации, положения главы "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Это имеет отношение ко всем правам и свободам человека и гражданина, установленным Конституцией Республики Алтай.
VI. Статья 75 Конституции Республики Алтай устанавливает, что на территории Республики Алтай "гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, имущества, услуг и финансовых средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Единая финансово - кредитная, налоговая и ценовая политика в Республике Алтай проводится на основе законов Российской Федерации".
Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантирует "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности".
Кроме того, согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации "установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное регулирование, основы ценовой политики" находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
VII. В части 1 статьи 78 Конституции Республики Алтай говорится о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Республикой Алтай, которое осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным Договором и Конституцией Республики Алтай. Тогда как в части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации речь идет, во-первых, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и во-вторых, это разграничение "осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". О Конституциях субъектов Российской Федерации здесь не говорится.
Кроме того, часть 5 статьи 78, статья 82 Конституции Республики Алтай устанавливают возможность "взаимной передачи осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Алтай на основании договоров и соглашений". Это противоречит частям 2, 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации, в которой речь идет об "органах исполнительной власти" (а не государственной власти).
VIII. Пункт "з" статьи 81 Конституции Республики Алтай закрепляет, что "решение вопросов изъятия и предоставления земель для любых целей, включая и перевод лесов первой группы в нелесные" относится к ведению Республики Алтай, что противоречит Конституции Российской Федерации.
Пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации относит лесное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов. Следовательно, вышеназванные правоотношения не могут быть отнесены к предметам ведения Республики Алтай. В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, к предметам ведения субъекта Российской Федерации относятся правоотношения, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
IX. Пункт "г" статьи 81 Конституции Республики Алтай относит к ведению Республики Алтай "установление системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядка их организации и деятельности в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации".
Это положение не соответствует части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что система органов государственной власти республики устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (т.е. органы местного самоуправления здесь не упоминаются, и в статье 81 Конституции Республики Алтай нет ссылки на федеральный закон).
X. Статья 86 Конституции Республики Алтай устанавливает, что "федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации для осуществления своих полномочий в Республике Алтай могут создавать территориальные структурные подразделения и назначать соответствующих должностных лиц".
Решение кадровых вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай производится с согласия или по представлению высших органов государственной власти Республики Алтай"... Данные нормы противоречат Конституции Российской Федерации.
Часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации определяет: "федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". Кроме того согласно пункту "г" статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов власти находится в компетенции Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
XI. В соответствии с пунктом 23 статьи 108 Конституции Республики Алтай к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится: "дача согласия Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай на назначение членов Правительства Республики Алтай".
Фактически это означает, что Правительство Республики Алтай (высший орган исполнительной власти) формируется Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай (высшим органом законодательной власти), что противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основной принцип организации государственной власти в Российской Федерации: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
XII. Пункт 1 статьи 118 Конституции Республики Алтай гласит, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай "обеспечивает государственную и общественную безопасность Республики Алтай, законность и правопорядок на ее территории, защиту конституционных прав и свобод граждан". Это противоречит пункту 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".
XIII. Пункт 6 статьи 118 Конституции Республики Алтай устанавливает, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай "предоставляет на утверждение Государственного Собрания - Эл Курултай предложения по структуре Правительства Республики Алтай и исполнительных органов республики, об образовании и упразднении республиканских министерств, комитетов и ведомств".
Это означает, что структуру Правительства Республики Алтай, структуру исполнительных органов Республики Алтай, изменения в структуре определяет законодательный орган, что противоречит принципу организации государственной власти, закрепленной в статье 10 Конституции Российской Федерации и устанавливающей, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
XIV. Пункт 9 статьи 118 закрепляет норму, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай "назначает на должность министров, председателей комитетов и руководителей ведомств Республики Алтай, а также освобождает их от должности с согласия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай".
Данная норма противоречит ст. 10 Конституции Российской Федерации, устанавливающей принцип разделения властей и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
XV. На основании ст. 126 Конституции Республики Алтай Председатель Правительства Республики Алтай может быть отрешен от должности Государственным Собранием - Эл Курултай в случае совершения им умышленного преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Республики Алтай". Это противоречит пункту 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
Кроме того, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай является по должности членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и в соответствии с частью 2 статьи 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении его неприкосновенности "решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации" Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
XVI. Статья 154 Конституции Республики Алтай устанавливает: "Городской и районные суды Республики Алтай образуются и действуют в соответствии с федеральным законом и законом Республики Алтай".
Это противоречит части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов "устанавливаются федеральным конституционным законом" (нет речи о законах субъектов РФ).
В соответствии с пунктом "б" и части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта "б" части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просим Конституционный Суд Российской Федерации разрешить запрос на соответствие Конституции Российской Федерации изложенных в запросе отдельных положений Конституции Республики" Алтай.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
С.И.Зубакин |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Алтай от 18 ноября 1999 г. N 318 "О запросах в Конституционный Суд Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.