Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Правительства Республики Алтай
от 18 ноября 1999 г. N 318
121260, г. Москва
ул. Воровского, д. 15
В Конституционный Суд
Российской Федерации
Заявитель: Правительство Республики
Алтай
659700, г. Горно-Алтайск
ул. Кирова, 16
Орган, принявший закон: Государственное Собрание -
Эл Курултай Республики
Алтай
659700, г. Горно-Алтайск
Ходатайство
О признании республиканского конституционного закона
"О внесении дополнения в статью 123 и введении новой
статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай"
несоответствующим Конституции Российской Федерации
На XIII сессии 2.09.1999 г. Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай преодолевает "вето", наложенное Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, и принимает Конституционный закон Республики Алтай "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай", которым закладывается норма об отзыве Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай путем всенародного голосования. Данный Конституционный республиканский закон вступил в действие с момента опубликования в республиканской газете "Звезда Алтая" 07.09.99 года.
Вышеназванные дополнения и изменения Конституции Республики Алтай и Закон противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации закрепляет, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается этими субъектами самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом".
Федеральный Конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 10.10.1995 г. (пункт 2 части 2 статьи 3) устанавливает, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы "досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кроме того, часть 3 указанной статьи устанавливает, что вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Пункт 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы "о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с пунктом 7 той же статьи, вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Закон Республики Алтай "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай" N 22-20 от 9 июля 1997 года устанавливает, что избранным признается кандидат на должность Главы Республики Алтай, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (т.е. выборы однотуровые и победившим признается кандидат, набравший относительно большее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами).
На выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай 13 декабря 1997 года победил претендент, набравший 23,5% голосов. Это означает, что 76,5% избирателей, отдавших голоса за других кандидатов, голосовали против, тем не менее, в соответствии с действующим законодательством, набравший наибольшее число голосов был избран Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.
Часть 4 статьи 37 Закона "О референдуме Российской Федерации" устанавливает общий принцип референдума, из которого следует, что решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Но принятие на референдуме простым большинством голосов решения об отрешении от должности Главы республики, законно избранного относительным большинством голосов, является юридическим нонсенсом и противоречит как федеральному законодательству, так и законодательству Республики Алтай.
Депутаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай отрицают, что отзыв путем всенародного голосования является референдумом, в таком случае Конституционный республиканский закон "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" вводит новый институт народовластия, направленный на отрицание результатов законно состоявшихся выборов, так как Глава Республики Алтай, Председатель Правительства, согласно ст. 115 Конституции Республики Алтай, избирается населением на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании сроком на 4 года. В соответствии с данной нормой в декабре 1997 года был избран ныне действующий Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай.
Норма, заложенная в статью 123, - отзыв путем всенародного голосования будет являться еще одной формой непосредственной демократии, направленной на признание другой формы - свободных выборов - недействительной.
Институт отзыва путем всенародного голосования не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и противоречит части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, устанавливающей только две формы непосредственной демократии: свободные выборы и референдум. Согласно части 1 статьи 15, части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и может быть изменена в особом порядке.
Законодательный орган субъекта Федерации не вправе изменять основы конституционного строя, Конституцию Российской Федерации и принимать нормы, им противоречащие.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 40 Федерального Конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" просим Конституционный суд Российской Федерации:
1. Рассмотреть данное ходатайство и признать несоответствующим Конституции Российской Федерации Конституционный закон Республики Алтай "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" N 12-9 от 02.06.1999 г.
2. Обратиться к Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай и Председателю Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Табаеву Даниилу Ивановичу с предложением приостановить действие Закона Республики Алтай "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" N 12-9 от 02.06.1999 г. до рассмотрения дела Конституционным судом Российской Федерации.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
С.И.Зубакин |
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Алтай от 18 ноября 1999 г. N 318 "О запросах в Конституционный Суд Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.