Постановление Правительства Республики Алтай от 25 мая 2000 г. N 149
"Об улучшении положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 28 июля 2014 г. N 221 настоящее постановление признано утратившим силу
См. план мероприятий Министерства образования Российской Федерации по реализации Программы мер по предупреждению социального сиротства и улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2001-2002 годы, утвержденный приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3572
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями на 8 февраля 1998 года) от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в целях усиления работы по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Принять к сведению информацию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Чаптынова А.И.) о положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Главам администраций районов и города:
- обеспечить неукоснительное исполнение законодательства Российской Федерации в части гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (трудоустройство и обеспечение жильем);
- предусмотреть введение в районных отделах образования штатной должности специалиста по охране детства.
3. Министерству образования и науки (Тулинов Н.И.), Министерству труда и социального развития (Елбаева Н.А.) совместно с Министерством экономики (Суразакова С.П.), Министерством финансов (Пекпеев С.Т.) разработать программу мер по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускников детских домов, школы-интерната, мероприятий по их социальной адаптации в обществе на период до 2005 года. Предусмотреть строительство жилья, создание накопительного фонда для предоставления целевых безвозмездных ссуд на приобретение и строительство жилья (в срок до 1 июля).
См. Республиканскую целевую программу "Дети-сироты на 2005-2006 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 22 июля 2004 г. N 136
4. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения (Куранаков В.М.) разработать план мероприятий по созданию рабочих мест для детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (в срок до 1 июля).
5. Министерству образования и науки (Тулинов Н.И.) усилить контроль за строительством детского дома в с. Чепош Чемальского района.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай |
М.З.Гнездилов |
Справка
об улучшении положения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
в Республике Алтай
В последние годы политика исполнительной власти в Республике Алтай по отношению к детям, нуждающимся в помощи государства, направлена, прежде всего, на улучшение их воспитания и обучения, укрепление материально-технической базы интернатных учреждений. Проработана и реализуется президентская программа "Дети-сироты", включающая комплекс мер по совершенствованию системы профилактики социального сиротства, развитию семейных форм, устройства таких детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в Республике Алтай насчитывается около двух тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 919 опекаемых детей и более 600 детей воспитывается в детских домах и школах-интернатах, свыше 230 детей-сирот обучаются в ПУ, техникумах, ГАГУ и зачислены на полное государственное обеспечение.
Основными причинами, способствующими широкой распространенности сиротства, являются: понижение стабильности брака, материальные и жилищные трудности, безработица, рост числа семей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 1999 году лишены родительских прав 37 родителей, отобраны по суду без лишения родительских прав - 6 человек, отказались родители от воспитания 165 детей.
В Республике Алтай функционируют три детских дома, школа-интернат для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, две специальные коррекционные школы-интернаты: вспомогательная и для глухих.
Постоянно запаздывающее и неполное финансирование создало критическую ситуацию в материально-техническом обеспечении учреждений. В настоящее время школа-интернат находится в аварийном состоянии.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации N 736-р от 10 мая 1999 года принято постановление и утвержден план мероприятий органов исполнительной власти Республики Алтай по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы от 23.08.1999 г. N 250. Данное постановление Правительства направлено на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятия данного постановления не выполняются из-за отсутствия финансирования, например, строительство детского дома в с. Чепош Чемальского района.
Проверкой Генеральной прокуратуры РФ 17.08.98 г. отмечена неудовлетворительная работа в РА органов исполнительной власти, органов опеки и попечительства, которая приводила к прямому нарушению права детей-сирот и лишившихся родительского попечения на жилье.
В марте месяце текущего года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве и Министерством образования и науки проведена проверка по вопросу "Об улучшении положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Алтай".
В ходе проверки установлено, что большая работа проводится администрациями и коллективами учреждений общественного воспитания и руководителями учебных заведений по улучшению положения детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.
По данным проверки, положение детей, находящихся под опекой, далеко неблагополучно. Выплата денежных средств на содержание детей осуществляется не в полном объеме. В ряде районов республики размер пособий устанавливается произвольно из-за дефицита бюджета. Администрацией города и районов не в полной мере выполняется Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На сегодня опека (попечительство) представляет собой распространенную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняющую родственные связи, и считается более гуманной.
На качество работы с опекаемыми влияет частая сменяемость инспекторов по охране прав детства в отделах образования районов или отсутствия их в штатном расписании.
В учреждениях общественного воспитания оборудование не обновляется, дети не в полной мере обеспечены одеждой и обувью. Во многих случаях выходят из критического положения за счет гуманитарной помощи.
В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в детских учреждениях, под опекой (попечительством) обеспечиваются органами местного самоуправления вне очереди благоустроенными жилыми помещениями на основании ст.ст. 37, 60 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данный закон в Республике Алтай не исполняется.
За 5 лет в г. Горно-Алтайске обеспечены жилой площадью две семьи из льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти семьи заключили льготный договор по форме N 1 (т.е. под 5% от стоимости квартиры). В настоящее время на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации города в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит 52 человека.
Районные администрации возложили обязанности выделять жилье детям-сиротам на сельские администрации, которые ни средств для этого, ни собственного жилого фонда не имеют. Не установлены органами местного самоуправления учет и контроль за выделением жилья выпускникам учреждений общественного воспитания.
Органы местного самоуправления, администрации учреждений общественного воспитания, техникумов, ПУ и ГАГУ не располагают достоверными сведениями о наличии жилой площади у детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в связи с чем не принимается достаточных мер к ее закреплению, а за закрепленным жильем органами опеки и попечительства не составляются акты проверки его сохранности и использования.
Так же проверкой выявлено, что из 600 воспитанников учреждений общественного воспитания имеют закрепленное жилье 297 человек. Есть случаи нарушения сроков (три месяца) при заключении договоров о передаче жилых помещений в собственность детям и назначение пенсии в случае смерти их родителей (школа-интернат N 1, специальная коррекционная школа для умственно и физически отсталых детей, Манжерокский детский дом).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: в Республике Алтай полностью отсутствует финансирование на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На сегодня нет социальных гостиниц, общежитий для детей этой категории. Выпускники учреждений общественного воспитания остаются без жилья и работы. Трудоустройство детей-сирот, детей, лишившихся попечения родителей, не решается, нет рабочих мест.
Органы исполнительной власти Республики Алтай продолжат работу по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссия по делам
несовершеннолетних при
Правительстве Республики Алтай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 25 мая 2000 г. N 149 "Об улучшении положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Алтай от 28 июля 2014 г. N 221 настоящее постановление признано утратившим силу