Постановление Правительства Республики Алтай от 15 мая 2003 г. N 150
"Об утверждении Программы финансового оздоровления неплатежеспособных
сельскохозяйственных организации Республики Алтай до 2008 года"
29 декабря 2004 г., 30 декабря 2005 г.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 19 октября 2007 г. N 211 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 ноября 2007 г.
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г.
В целях экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, сохранения и развития их ресурсного потенциала, преодоления спада и перехода к наращиванию производства сельскохозяйственной продукции Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай до 2008 года (далее именуется - Программа).
2 Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.) предусмотреть в республиканском бюджете Республики Алтай на 2004 год и последующие годы средства на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства, Министра сельского хозяйства Республики Алтай Кулагина А.А.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Программа
финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных
организаций Республики Алтай до 2008 года
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 15 мая 2003 г. N 150)
Паспорт программы
Наименование Программы |
- финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай до 2008 года |
Основание для разработки Программы |
- поручение коллегии Министерства сельского хозяйства Республики Алтай |
Основная цель Программы |
- финансовое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай |
Основные задачи Программы |
1. Постановка и совершенствование управления организацией 2. Создание благоприятной, для улучшения финансового состояния неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, макроэкономической среды в отрасли. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2003-2008 годы |
Основные мероприятия Программы |
- создание республиканской и районных комиссий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций; - проведение анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций Республики Алтай и определение направлений их финансового оздоровления; - отслеживание социально-экономических результатов реализации мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций; - реализация основных направлений финансового оздоровления; - совершенствование экономических отношений, организации и управления; |
Исполнители основных мероприятий |
- республиканская комиссия по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Предполагаемые участники Программы |
- районные комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций |
Объемы и источники финансирования |
- объемы и источники финансирования Программы на весь период реализа- ции Программы: Всего - 320889 тыс. рублей, в том числе: - средства бюджета Республики Алтай, предусматриваемые на реализацию Программы- 70389 тыс. рублей; - предполагаемые собственные средства предприятий - 85500 тыс. рублей; - кредиты коммерческих банков - 165 000 тыс. рублей. Формы финансирования из бюджета сводятся к компенсации приобретения материальных ресурсов, уменьшению процентной ставки по кредитам |
Ожидаемая экономическая эффективность Программы: |
- переход организаций - участников Программы в категорию прибыльных, будут реализованы мероприятия, направленные не только на профилактику финансовой несостоятельности и стабилизацию, но и на переход в категорию прибыльных организаций в дальнейшем. Будет повышена эффективность хозяйственной деятельности организаций - участников Программы |
Социальная эффективность Программы |
- повышение уровня жизни на селе, сокращение безработицы |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Раздел 1. Постановка проблемы, обоснование необходимости
ее решения программными методами. Цель, задачи и основные
этапы реализации Программы
Тенденция уменьшения производства сельскохозяйственной продукции и существенного ослабления материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Республики Алтай наметилась в 90-е годы.
Количество тракторов в 1991-2000 годах уменьшилось на 83%, зерноуборочных комбайнов - на 62%, кормоуборочных комбайнов - на 67%. Резко сократилось количество оборудования на животноводческих фермах.
Негативная динамика средств труда стала одной из основных причин роста площади необрабатываемой пашни, сокращения площади посевов, поголовья скота.
Уменьшение внесения минеральных удобрений в 4-5 раз, органических удобрений - в 2-3 раза, а также других работ по улучшению качества почв привело к существенному падению урожайности сельскохозяйственных культур.
В этот период уменьшилось число занятых работников в сельскохозяйственном производстве, ухудшилось качество их жизни. Обследование показало, что свыше 81% сельских жителей считают себя самыми обездоленными людьми в Республике Алтай, а 84% селян сравнивают себя с нищими.
В совокупности эти факторы обусловили уменьшение производства сельскохозяйственной продукции. Стоимость основных товарных продуктов в сельскохозяйственных организациях в 2000 году была меньше, чем в 1991 году в 1,5 раза.
Негативные тенденции в агропромышленном комплексе набрали мощные темпы, остановить которые чрезвычайно сложно. Они заключаются в ограниченности внутренних ресурсов для саморазвития, апатии сельского населения, снижения производительности труда в сельском хозяйстве. Необходимо сильное внешнее экономическое, организационное и психологическое воздействие для того, чтобы изменить негативную тенденцию на позитивную.
По итогам 2001 года были убыточными 41% сельскохозяйственных предприятий. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.02 г. была в 76 организациях. Размер просроченной кредиторской задолженности составлял 81 млн. рублей.
Кредиторская задолженность имеет следующую структуру: 55% - внебюджетным фондам, 33% - поставщикам и подрядчикам, 8% - бюджетам всех уровней, задолженность персоналу - 4%. В соответствии с действующим законодательством ко многим из них могут быть применены процедуры, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Положение, в котором находится часть сельскохозяйственных организаций, может быть охарактеризовано, как фактическая несостоятельность, предусмотренная статьей 3 действующего закона о несостоятельности. Но закон не содержит норм, позволяющих корректно разрешить данную проблему. Более того, он создает противоречие между соответствием организаций-должников признакам несостоятельности и социально-экономической нецелесообразностью применения к ним процедур банкротства. Закон не исключает ситуации, когда подавляющее большинство сельскохозяйственных организаций будет ликвидировано в порядке конкурсного производства, в то время как стоимость преодоления социальных и экономических последствий ликвидации окажется для государства больше, чем затраты по улучшению финансового состояния неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
Таким образом, необходимость улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций путем оказания государственной финансовой поддержки продиктована следующим:
- масштабом проблемы - т.е. это характерно для половины предприятий сельскохозяйственной отрасли;
- неспособностью решения этого вопроса в рамках рыночного механизма, из-за значительной нерыночной ее составляющей (необходимости поддержания социальной стабильности на территории республики, обеспечения достаточных для продовольственной безопасности объемов сельскохозяйственного производства и др.);
- необходимостью решения проблемы параллельно с реализацией Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Причины возникновения несостоятельности сельскохозяйственных организаций могут быть разложены на следующие составляющие:
1. Долги и те препятствия, которые они создают для нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
2. Незаинтересованность собственника в стабильной работе либо отсутствие ресурсов для инвестирования.
3. Неэффективность управления и использования имеющихся ресурсов.
4. Неспособность эффективной работы в сложившихся условиях и, как следствие, банкротство.
Первая из названных проблем - проблема прежней несостоятельности. Три последних - в актуальной несостоятельности, которые не исчезнут с ликвидацией накопленной задолженности, а будут толкать сельхозпредприятия к несостоятельности в будущем.
Соответственно с этим, основными задачами Программы являются:
- постановка и совершенствование управления организацией;
- создание благоприятной, для финансового оздоровления, макроэкономической среды в отрасли.
Достижение цели Программы связано как с улучшением финансового состояния, так и с сохранением социальной стабильности и улучшением уровня жизни на селе.
Раздел 2. Система программных мероприятий
2.1. Создание республиканской и районных комиссий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай.
2.1.1. Создание республиканской комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай.
Для того, чтобы процессы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций имели максимальный эффект, органы исполнительной власти Республики Алтай создают комиссию по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Республики Алтай (далее - комиссия). Ее цель координация, активизация и ускорение работ всех служб и органов государственного управления по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций республики.
Персональный состав комиссии утверждается Министерством сельского хозяйства Республики Алтай. Возглавляет комиссию Министр сельского хозяйства. В состав комиссии входят первый заместитель Министра, Заместитель Министра сельского хозяйства по экономике и финансам, представители государственных внебюджетных фондов, налоговой службы и других ведомств (по согласованию). Деятельность комиссии осуществляется на постоянной основе.
Рабочим аппаратом комиссии являются утвержденные председателем комиссии работники министерства и других организаций, входящих в ее состав.
Комиссия должна:
а) формировать перечень организаций, включенных в программу финансового оздоровления, устанавливать календарные сроки проведения работ;
б) по каждой организации, включенной в перечень на финансовое оздоровление, рассматривать план преодоления неплатежеспособности, представленный организацией;
в) организовать работу по привлечению потенциальных инвесторов в агропромышленный комплекс республики;
г) вносить в Правительство Республики Алтай при разработке проекта бюджета Республики Алтай на очередной календарный год предложения о формировании средств для финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в пределах сумм выделяемых на АПК.
2.1.2. Создание районной комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
Органы местного самоуправления играют важную роль в успешном осуществлении финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. В их компетенции находится принятие нормативных актов, способствующих реализации процедур по улучшению финансового состояния, принятие решений в отношении объектов социальной сферы.
В целях координации, активизации и ускорения работ всех служб и органов местного самоуправления по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций рекомендовать создать во всех районах республики комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций.
В состав районной рабочей комиссии рекомендуется включать представителей всех заинтересованных служб, которые могут как-либо повлиять на ход финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Функции по управлению работой комиссии могут возлагаться на органы местного самоуправления.
Комиссия должна:
- оценивать и вести мониторинг финансово-хозяйственного состояния организаций района;
- содействовать проведению реструктуризации кредиторской задолженности организаций в бюджеты всех уровней;
- разрабатывать мероприятия по преодолению несостоятельности неплатежеспособных организаций;
- работать по поиску и привлечению инвесторов.
2.2. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций республики.
Анализ финансового состояния всех сельскохозяйственных организаций Республики Алтай проводится специалистами республиканской комиссии по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций ежегодно.
Анализ проводится с целью классификации организаций по уровню финансового благополучия, выделения типовых случаев неплатежеспособности по методике экспресс-оценки финансового состояния, разработанной специалистами ВИАПИ, РосАгроФонда. Оценка проводится с помощью индекса финансового благополучия (ИФБ), который представляет собой интегрированный показатель, объединяющий ряд показателей, характеризующих финансовое состояние организации. Использование ИФБ в качестве группировочного признака позволяет унифицировать подход в распределении хозяйств к той или иной группе по уровню финансового состояния.
Это необходимо для решения следующих задач: классификации всех хозяйств по определенному признаку; анализа ситуации, складывающейся в сельском хозяйстве определенного района; выработки программы улучшения финансового состояния для различных групп сельскохозяйственных организаций. Выделяются пять основных групп, для каждой из которых даются типовые рекомендации, позволяющие изначально определить наиболее общие направления работы.
Для обработки информации используется компьютерная программа "Агроэксперт".
Порядок проведения анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций Республики Алтай следующий: бухгалтерский баланс организации (ф.1 по ОКУД) и отчет о прибылях и убытках (ф.2 по ОКУД), вносятся в компьютерную программу. На основании полученных данных республиканская комиссия готовит справку о финансовом состоянии сельскохозяйственных организаций республики, делает группировку в разрезе каждого района. Данные о количестве организаций, относящихся к той или иной группе по ИФБ и др. показателям, передаются в районную комиссию и используются при выборе способа улучшения финансового состояния (п. 3.3.).
Данная методика позволяет разделить все организации на пять групп по уровню их финансового благополучия.
Первая группа 1-я группа "Финансовое благополучие". Условие: ИФБ > +2000 баллов.
Предприятия, вошедшие в эту группу полностью платежеспособны, какого-либо вмешательства в их деятельность со стороны не требуется. Предприятия кредитоспособны, имеют существенный запас финансовой прочности.
Если значение ИФБ более чем на 50% превышает установленную границу, то успешная деятельность предприятия не вызывает сомнений. Если же ИФБ превышает установленную границу на 10-20%, то при возникновении неблагоприятных условий не исключен переход предприятия во 2-ю группу.
2-я группа "Финансовая нестабильность". Условие: 0 < ИФБ < +2000 баллов.
Часть предприятий этой группы (+1000 < ИФБ < +2000) могут испытывать временные финансовые трудности, но еще сохраняют свою платежеспособность и кредитоспособность. В качестве помощи предприятиям могут быть оказаны консультации по экономическим, финансовым, юридическим и производственным вопросам.
Другая часть предприятий 2-ой группы (0 < ИФБ < +1000) оказывается временно неплатежеспособными, но пока еще сохраняет возможность восстановить платежеспособность в течение одного года нормальными экономическими методами с оказанием государственной целевой финансовой поддержки.
3-я группа "Начало финансового кризиса, сопровождающегося неплатежеспособностью". Условие: -2000 < ИФБ < 0 баллов.
Для предприятий этой группы наступил финансовый кризис, сопровождающийся выраженной неплатежеспособностью. Структура баланса неудовлетворительная, запас финансовой прочности у предприятия, как правило, незначителен. Однако некоторые из них (-1000 < ИФБ < 0) еще сохраняют реальные шансы восстановить платежеспособность экономическими методами. Эти предприятия нуждаются в помощи по вопросам разработки и реализации мероприятий по улучшению финансового состояния и государственной финансовой целевой поддержке.
Для другой части предприятий 3-й группы (-2000 < ИФБ < -1000) восстановление экономики возможно только при введении мер, предотвращающих дальнейшее углубление кризиса. В первую очередь следует поставить вопрос о руководителе предприятия, его способности реализовать на практике комплекс жестких мер по улучшению финансового состояния. Кроме того, есть необходимость оказания государственной финансовой целевой поддержки.
4-я группа "Глубокий финансово-экономический кризис. Предприятие становится несостоятельным". Условие: -4000 < ИФБ < -2000 баллов.
В предприятиях этой группы углубление финансового кризиса привело их не только к полной неплатежеспособности, но и к несостоятельности. По существу это предприятия-банкроты. Большой проблемой становится сохранение целостности предприятий данной группы, поскольку практически невозможно восстановить их состоятельность и платежеспособность. Ставится вопрос о замене руководителя, не имеющего четкой программы выхода предприятия из кризиса. Рекомендуется привлечение инвестора.
5-я группа "Развал финансово-экономической системы". Условие: ИФБ < -4000 баллов.
В этих предприятиях не обеспечивается процесс простого воспроизводства. Сохранение их целостности весьма проблематично. Необходимо проведение детального анализа сложившейся ситуации и основных причин развала предприятий. Имеются все предпосылки к реформированию предприятий, вошедших в данную группу, в ходе которого должны быть решены такие задачи, как подбор сильного лидера, либо присоединение слабого предприятия к сильному. Не исключена процедура ликвидации предприятия.
2.3. Выбор сельскохозяйственной организации для участия в программе.
Выбор сельскохозяйственных организаций для участия в Программе проводится в следующей последовательности. Сельскохозяйственные организации подают заявки на участие в программе в районную комиссию.
Соответственно отбор проводится только среди тех организаций района, которые подали заявки. Все мероприятия по выбору способа финансового оздоровления специалисты комиссии должны осуществлять совместно с руководством сельхозорганизации.
Выбор способа улучшения финансового состояния и организации работы комиссии в этом направлении осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством сельского хозяйства Республики Алтай, в следующем порядке:
1. Комиссия совместно с руководством организации должна ответить на вопрос: "Возможно ли восстановить платежеспособность в этой организации?". В данном случае учитываются также результаты анализа финансового состояния сельскохозяйственных организаций, с использованием индекса финансового благополучия (см. п. 3.2.), проведенного республиканской комиссией по финансовому оздоровлению. Этот этап является основополагающим, поскольку от правильности и обоснованности ответа во многом зависят дальнейшие действия и выбор способа финансового оздоровления.
2. Если восстановить платежеспособность в данной организации реально, то следующим шагом должно стать определение необходимости создания благоприятных условий государственной поддержки.
2.1. Если для улучшения финансового состояния организации нет необходимости создания благоприятных условий государственной поддержки, то в отношении такой сельскохозяйственной организации районной комиссией должны быть определены пути совершенствования внутрихозяйственных отношений, управления, технологии производства и реструктуризации организации производства.
2.2. Если же для улучшения финансового состояния необходимо привлекать внешние инвестиции, тогда комиссия начинает работу по поиску инвестора в соответствии с разработанной методикой. В данном случае комиссия рекомендует организации привлечь инвестора.
2.3. Если инвестор не найден, данная сельскохозяйственная организация в Программу не включается. Поиск инвестора продолжается, одновременно специалисты районной комиссии, совместно со специалистами сельскохозяйственной организации, разрабатывают план мероприятий, направленных на сохранение ресурсной базы в данном хозяйстве до момента появления инвестора. Таким образом, предполагается, что в республиканскую комиссию из районов поступают данные лишь по тем сельскохозяйственным организациям, в которых подобные вопросы урегулированы.
После того, как этот этап пройден, и способ улучшения финансового состояния определен, районная комиссия составляет заключение по каждой сельскохозяйственной организации. В заключение обязательно должна содержаться отметка о согласии сельскохозяйственной организации с принятым решением, краткая информация об организации, а также способ улучшения финансового состояния с обоснованием причин выбора.
К заключению прилагается следующий перечень документов:
- устав сельскохозяйственной организации;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство о регистрации права собственности на землю или права аренды;
- годовая бухгалтерская отчетность за последние 2 года;
- бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату перед подачей заявки в комиссию;
- расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности с указанием даты возникновения задолженности.
Все вышеуказанные документы районная комиссия передает на рассмотрение в республиканскую комиссию. Республиканская комиссия на основании представленных данных делает вывод о включении или не включении каждой из организаций в Программу, либо принимает решение о необходимости отправить пакет документов на доработку в районную комиссию, после чего еще раз его изучает и выносит окончательное решение.
Для тех сельскохозяйственных организаций, в отношении которых республиканская комиссия принимает положительное решение, составляется подробный план мероприятий согласно выбранному способу финансового оздоровления с указанием сроков реализации той или иной процедуры, который в дальнейшем согласовывается с самой сельскохозяйственной организацией, с организацией-инвестором.
Кроме того, руководитель организации - участника Программы или общее собрание дает письменное обязательство выполнять все требования комиссии о финансовой и производственной деятельности, о предоставлении по первому требованию любой бухгалтерской, финансовой и производственной документации.
После того, как план мероприятий по финансовому оздоровлению согласован и утвержден всеми заинтересованными сторонами процесса, начинается их реализация (подробнее о содержании плана и порядке реализации указанных в нем мероприятий описано в п. 3.4.).
2.4. Реализация мероприятий по финансовому оздоровлению.
2.4.1. Реализация мероприятий по финансовому оздоровлению путем совершенствования организации внутрихозяйственных отношений и реструктуризации бизнеса (организации)
В связи с тем, что большинство процедур, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не устраняет причин, приведших к финансовому кризису сельскохозяйственной организации, а направлены только на ликвидацию их последствий, очень важно в рамках Программы осуществлять мероприятия, которые укрепляют финансовую дисциплину и являлись бы профилактикой возникновения неплатежеспособности в будущем.
Основными процедурами финансового оздоровления такого рода являются:
1. Совершенствование внутрихозяйственных отношений и управления.
2. Реструктуризация организации производства, в том числе совершенствование технологий производства
С этой точки зрения вышеперечисленные процедуры целесообразно осуществлять во всех организациях, участвующих в программе финансового оздоровления независимо от проведения в них других (юридических) процедур. Вместе с тем, организации, относящиеся к 1 группе финансовой устойчивости условно можно отнести к организациям, для финансового оздоровления которых не требуется оказания благоприятных условий государственной поддержки и можно ограничиться проведением только этих мероприятий.
Роль рабочих комиссий (республиканской и районных) при осуществлении этих процедур сводится к отбору хозяйств, определению сроков реализации программных мероприятий по этому направлению работ, а также организации обучения специалистов методикам совершенствования внутрихозяйственных отношений и реструктуризации организации производства.
1. Совершенствование внутрихозяйственных отношений и управления - это система мероприятий, направленных на оптимизацию и построение таких трудовых и социально-экономических отношений в организации, целью которых является максимизация прибыли (компенсация расходов собственными доходами) путем соизмерения затрат и результатов труда отдельных подразделений.
Хозяйственный расчет - это метод экономического управления организацией и материального стимулирования персонала, ориентированного на повышение финансовых результатов отдельных подразделений (хозрасчетных единиц) и организации в целом.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- расширять самостоятельность подразделений хозяйства с централизацией управления;
- достигать максимальной прозрачности в принятии управленческих решений и привлекать персонал для принятия решений в рамках хозрасчетных отделений;
- закреплять принципы построения внутрихозяйственных отношений в локальных нормативных актах, что предотвратит возможность субъективного решения возникающих трудовых споров;
- материально заинтересовать работников в повышении производственных и финансовых показателей работы хозрасчетных единиц и организация в целом;
- экономически заинтересовать персонал в соблюдении технологической и трудовой дисциплины;
- вводить противозатратный механизм в подразделениях и на предприятии в целом, путем управления производственными затратами на уровне подразделений;
- осуществлять обособленный анализ по вкладу каждого хозрасчетного отделения в общие доходы и затраты организации.
Схема организации внутрихозяйственных отношений на хозрасчетных принципах можно представить как последовательность следующих этапов:
1. Управленческая, организационная и финансовая структуризация организации.
2. Формализация внутрихозяйственных отношений в локальных нормативных актах.
3. Постановка управленческого учета.
4. Постановка финансово-производственного планирования по хозрасчетным единицам (бюджетирование).
5. Организация системы материального стимулирования в зависимости от финансово-производственных показателей хозрасчетных коллективов;
6. Обособленный расчет и анализ производственно-финансовых показателей по структурным подразделениям и принятие соответствующих управленческих решений.
2. Реструктуризация бизнеса (организации производства)
Реструктуризация - это процесс внедрения структурных изменений в деятельность организации. Главными целями реструктуризации является создание условий для повышения конкурентоспособности продукции и прибыльности работы организации.
Реструктуризация необходима, как проблемным организациям, так и вполне успешным, в частности, быстро растущим.
В ходе осуществления реструктуризации бизнеса (организации производства) решаются следующие задачи:
1. Обоснование целесообразности разделения организации, выделения производственно-финансовых единиц, ликвидации убыточных подразделений и т.п.
2. Оптимизация ресурсов и повышение эффективности их использования.
3. Повышение инвестиционной привлекательности организации и содействие в привлечении инвесторов.
4. Обучение (повышение квалификации) руководителей различных уровней по методикам реструктуризации организации производства (бизнеса).
Реструктуризация производственной структуры основана на анализе работы организации в предыдущие годы (не менее 3 лет) и составлении бизнес-плана на стратегический (до 5 лет), тактический (1-2 года) и оперативный (сезонный) периоды времени. Главными критериями выбора направления деятельности хозяйства являются:
- соответствие производимой продукции потребностям рынка (устойчивый спрос и рост цены);
- обеспеченность ресурсами или возможность перевода одного вида ресурсов в другой;
- применение низко затратных (ресурсосберегающих) технологий;
- наличие программы управления рисками.
Важной частью проводимых изменений является оперативное получение данных о текущих результатах и корректировка производственной деятельности (мониторинг).
Решение задач реструктуризации бизнеса позволяет устранить внутренние причины нерентабельного производства (производство продукции, не имеющей спроса на рынке, с высокой себестоимостью; неэффективное использование ресурсов; слабая технологическая и трудовая дисциплина) и существенно снизить влияние внешних (макроэкономических) причин (диспаритет цен, высокая доля импорта). В связи с этим, данный компонент улучшения финансового состояния является обязательным для большинства случаев и всегда дает положительный эффект. Это позволяет сформировать новые производственные отношения на основе финансового менеджмента.
Выполнение задач реструктуризации бизнеса осуществляется через комплекс мероприятий, проводимых как со стороны самой организации, так и со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.
Сельскохозяйственной организации необходимо подготовить данные для:
- изучения каналов реализации и анализа спроса на продукцию (маркетинговые исследования);
- оценки ресурсного потенциала организации (земля, основные средства, оборотные средства, кадры), проверки соответствия производственно-финансовых показателей нормативам эффективного использования. Также необходимо создать группу специалистов для:
- проведения инвентаризации;
- оценки ресурсов;
- разработки и введения новых форм управленческой информации.
Организовать информационную работу среди членов организации для:
- разъяснения целей реструктуризации;
- урегулирования производственных и гражданских отношений, Республиканским органам исполнительной власти:
- создать правовые и экономические условия;
- обеспечить координацию действий и контроль за выполнением графика работ;
- содействовать распространению информации о методике работ.
2.5. Мониторинг финансово-экономических результатов реализации процедур финансового оздоровления
Мониторинг социально-экономических результатов реализации процедур улучшения финансового состояния проводится специалистами районных комиссий ежегодно в соответствии с методическими рекомендациями Министерства сельского хозяйства Республики Алтай.
Цель проведения мониторинга - выявить результат от проведенных мероприятий по финансовому оздоровлению, а также достигаются ли заявленные программой цели.
Мониторинг проводится после предоставления отчетов в районные комитеты сельского хозяйства. Результаты деятельности организации, полученные в первый год после реализации программных мероприятий, сопоставляются с аналогичными показателями за период (год), предшествующий включению организации в программу.
По результатам проведенных исследований районная комиссия готовит заключение и вместе с приложениями направляет его в республиканскую комиссию не позднее 15 апреля.
В случае если результаты мониторинга свидетельствуют об успешности реализации процедур финансового оздоровления, то работы продолжаются в соответствии с планом мероприятий, в противном случае по необходимости проводится корректировка плана. Порядок работ по корректировке плана мероприятий по улучшению финансового состояния аналогичен порядку его разработки.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
В целях создания благоприятной для финансового оздоровления макроэкономической среды в отрасли, привлечения инвесторов к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций будут реализованы следующие мероприятия.
Льготное кредитование.
В рамках бюджетных средств выделяемых под удешевление кредитных ресурсов для АПК устанавливается лимит, направляемый на удешевление кредита для организаций - участников программы финансового оздоровления. Величина лимита должна соответствовать количеству участников программы. В первый год это 25-30% общей суммы средств, выделяемых на эти цели.
Фактическая кредитная ставка для организаций, участвующих в программе должна быть меньшей, чем общая льготная ставка, в противном случае инвестор не будет иметь стимула к инвестированию в финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций, так как льготные кредиты на тех же условиях будут доступны для него и без участия в Программе. Компенсация обслуживания кредита за счет средств бюджета в данном случае устанавливается на уровне 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Дотации и компенсации.
Программа должна обеспечить доступ участников программы к получению субсидий и компенсаций, установленных республиканским бюджетом для приобретения сельскохозяйственными организациями некоторых видов материальных ресурсов. Подход такой же, как и при льготном кредитовании - установление лимита для организаций - участников Программы, установление для них более льготных в сравнении с установленными условий.
Объемы и источники финансирования Программы даны в приложении к Программе.
Раздел 4. Механизм реализации Программы
Программа осуществляется на основе действующего законодательства Российской Федерации и Республики Алтай.
Механизм реализации Программы включает следующие элементы.
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений улучшения финансового состояния неплатежеспособных организаций);
- экономические и правовые формы воздействия, регулирующие отношения федеральных, республиканских отраслевых органов, в процессе реализации мероприятий и проектов Программы;
- организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).
Для осуществления Программы предусматривается использовать механизмы и процедуры, способствующие привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс Республики Алтай. Они должны обеспечивать реструктуризацию организации производства (бизнеса) неплатежеспособных организаций, внедрение современных методов управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, финансово-кредитный механизм, государственную контрактную систему закупки и поставки продукции, налоговое законодательство, лизинг.
Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику агропромышленного комплекса и социальную сферу села Республики Алтай инвестиционных ресурсов. Для решения социальных и экономических проблем сельскохозяйственной отрасли республики Программа предусматривает финансирование за счет средств республиканского бюджетов на безвозвратной основе. Одновременно с этим для финансирования инвестиционной части Программы предполагается использовать кредиты.
Наряду с мероприятиями по ресурсному обеспечению в Программе намечен ряд организационных мер, способствующих росту деловой и инвестиционной активности в агропромышленном комплексе республики. Для этого могут быть созданы:
- банк данных по сельскохозяйственным организациям для восстановления платежеспособности которых необходимо привлечение инвестора;
- постоянно действующая ярмарка сельскохозяйственных инвестиционных проектов.
Раздел 5. Организация управления программой и контроль за
ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, которое:
- определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по реализации программы;
- координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
- осуществляет согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, в том числе за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за качеством проводимых мероприятий, за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов; при сокращении объемов финансирования программы корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования Программы;
- осуществляет сбор отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет в Правительство Республики Алтай доклад о реализации Программы.
Функции по управлению Программой осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай в порядке, определенном Правительством Республики Алтай.
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай готовит:
- проекты ведомственных нормативных актов по соответствующим проблемам;
- проекты решений органов законодательной и исполнительной власти Республики Алтай по проблемам осуществления Программы;
- решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы;
- предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе;
- методические рекомендации по технологии реализации Программы.
Такая организационная структура управления способствует разделению ответственности за принятие и выполнение конкретных решений и позволяет эффективно реализовать сочетание региональных, территориальных и отраслевых задач развития.
Контроль обеспечивает своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов Программы, а также эффективное и целевое использование финансовых средств.
При необходимости Министерством сельского хозяйства, Министерством финансов Республики Алтай, заинтересованными органами государственной власти области могут проводиться экспертные проверки хода реализации Программы. По результатам указанных проверок на Правительство Республики Алтай могут вноситься соответствующие предложения по вопросам реализации Программы.
Раздел 6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы улучшения финансового состояния осуществляется на основании данных мониторинга финансово-экономических результатов, проводимого районными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями и является основным документом, позволяющим сделать вывод, действительно ли реализация предлагаемых мероприятий привела к финансовому оздоровлению конкретной сельскохозяйственной организации, т.е. достигла ли Программа своей цели и выполнены ли поставленные задачи.
Данная работа проводится специалистами республиканской комиссии ежегодно с учетом задач, определенных для каждого этапа реализации Программы. Основное назначение - контроль за выполнением по критериям, характеризующим достижение следующих результатов:
- будут отработаны механизмы и процедуры финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Они будут направлены не только на преодоление их настоящей несостоятельности, но и на профилактику этого в дальнейшем - на решение традиционных проблем сельскохозяйственной отрасли - низких и нестабильных доходов, а так же на вовлечение в товарное производство сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств, что в итоге должно привести к росту доходов как работников должников, так и лиц, занятых личным подсобным хозяйством;
- к концу 2005 года в результате выполнения программных мероприятий не менее 30 сельскохозяйственных организаций области должны получить помощь в решении проблемы неплатежеспособности;
- будет сокращен размер непогашенной кредиторской задолженности организаций - участников проекта;
- будут найдены и привлечены к улучшению финансового состояния организаций инвесторы - эффективные собственники;
- будет повышена эффективность хозяйственной деятельности организаций - участников Программы;
- будут разработаны республиканские нормативные акты, обеспечивающие создание благоприятной для улучшения финансового состояния макроэкономической среды в отрасли, основы для устойчивого развития сельских территорий;
- будет проводиться мониторинг финансово-экономических последствий реализации процедур финансового оздоровления;
- будет проводиться ежегодный экспресс-анализ финансового состояния всех сельскохозяйственных организаций республики.
Оценка эффективности реализации Программы позволит не только отслеживать степень достижения цели, но и сделать вывод по ее завершении о целесообразности проведения работ по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций республики в установленном настоящей Программой порядке.
Приложение N 1
к Программе финансового оздоровления
неплатежеспособных сельскохозяйственных
организаций Республики Алтай до 2008 года
Объемы и источники финансирования Программы
тыс. рублей
Источники финансирования | 2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
На весь период реализации Программы |
Средства республиканского бюджета Республики Алтай: |
5889 |
11100 |
12000 |
12900 |
13800 |
14700 |
70389 |
1. Возмещение части затрат на уплату про- центов по кредитам; |
|||||||
2. Возмещение части затрат на строительство животноводческих и других производственных объектов; |
|||||||
3. Возмещение части затрат на приобретение дорогостоящей сельскохозяйственной техники и оборудования. |
|||||||
Собственные средства сельскохозяйственных организаций |
10500 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
85500 |
Кредиты коммерческих банков |
15000 |
20000 |
25000 |
30000 |
35000 |
40000 |
165000 |
Всего | 31889 | 46100 | 52000 | 57900 | 63800 | 69700 | 320889 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 15 мая 2003 г. N 150 "Об утверждении Программы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организации Республики Алтай до 2008 года"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, апрель-май 2003 г. N 9(15), с.217
Постановлением Правительства Республики Алтай от 19 октября 2007 г. N 211 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 ноября 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Алтай от 30 декабря 2005 г. N 103-РЗ
Действие настоящего Постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Закон Республики Алтай от 29 декабря 2004 г. N 66-РЗ
Действие настоящего Постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г.