Постановление Правительства Республики Алтай от 23 декабря 1998 г. N 365
"Об утверждении порядка организации торговли на специально отведенных территориях (рынках)"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 мая 2007 г. N 81 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях упорядочения работы рынков и обеспечения интересов граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации торговли на специально отведенных территориях (рынках).
2. Республиканскому центру госсанэпиднадзора, управлению госторгинспекции по Республике Алтай, Горно-Алтайскому центру стандартизации, метрологии и сертификации, департаменту ветеринарии Республики Алтай, МВД Республики Алтай и другим контролирующим органам осуществлять контроль за соблюдением положений данного Порядка.
3. Постановление Правительства Республики Алтай от 14.11.96 г. N 204 "Об утверждении положения о рынках" считать утратившим силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Республики Алтай N 204 следует читать как "4 ноября 1996 г."
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай |
В.П.Барабошкин |
Порядок
организации торговли на специально
отведенных территориях (рынках)
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 23 декабря 1998 г. N 365)
Настоящий порядок определяет основные требования в соответствии с действующим законодательством к работе рынков, в том числе входящих в структуру многофункциональных торговых центров, где арендуется более 50% торговой площади и размещено более 10 хозяйствующих субъектов (юридических лиц, различных организационно-правовых форм, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и устанавливает ответственность управляющих компаний за организацию торгового процесса на вверенной им территории.
1. Общие положения
1.1. Рынок - имущественный комплекс, действующий на постоянной или временной основе в местах, определенных органами исполнительной власти или местного самоуправления, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию его территории и оборудованию в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
Торговый центр - комплекс функционально и пространственно связанных предприятий потребительского рынка и услуг, размещенных на одной территории.
1.2. Основные задачи рынков:
- обеспечение населения широким ассортиментом товаров;
- формирование договорных розничных цен, складывающихся на основе конъюнктуры рынка - соотношение спроса и предложения;
- организация процессов обслуживания на высоком уровне за счет материально-технической базы, обеспечивающей внедрение прогрессивной технологии товародвижения, механизации и автоматизации;
- соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- координация деятельности хозяйствующих субъектов-арендаторов торговых мест.
1.3. Классификация рынков
По специализации рынки делятся следующим образом:
- универсальный рынок - рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;
- вещевой рынок - рынок по реализации непродовольственных товаров;
- продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственных товаров;
- специализированный рынок - рынок по реализации отдельных групп товаров;
- рынок по торговле сельхозпродукцией - бывшие колхозные и вновь вводимые рынки по реализации сельскохозяйственной продукции.
По порядку создания:
городские рынки - рынки, организованные по распоряжению главы администрации г. Горно-Алтайска;
сельские рынки - рынки, организованные по распоряжению главы администрации района.
1.4. Решение об организации рынка, вводе (приемке) в эксплуатацию и прекращении его деятельности принимается в соответствии с распоряжениями (постановлениями) глав администраций города и районов.
Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта ввода (приемки) запрещается.
1.5. Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров определяются управляющей компанией рынка по согласованию с местными администрациями Республики Алтай, территориальными органами госсанэпиднадзора и госветнадзора (при организации торговли продуктами питания).
Вход на территорию рынка бесплатный.
2. Управление рынком
2.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом (далее по тексту - управляющая компания), являющимся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка.
2.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет администрация, назначаемая управляющей компанией.
2.3. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией строятся на договорной основе.
Отношения администрации рынка с местными администрациями республики строятся также на договорной основе, исходя из правил и требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, а также настоящим Порядком.
2.4. Местные администрации вправе расторгнуть договор с администрацией рынка и аннулировать решение об организации рынка в случае нарушения последней условий договора или настоящего Порядка.
2.5. Управляющая компания обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими торговую деятельность, общим регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрация рынка и ее подразделения, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и другие) и настоящим Порядком.
Регламент рынка разрабатывается управляющей компанией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставными документами, настоящим Порядком, иными нормативно-правовыми актами и в обязательном порядке освещает вопросы:
- режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего транспорта;
- характеристика предоставляемых продавцам торговых мест и объектов, порядок (обеспечивающий учет торгующих на рынке), условия и стоимость их аренды;
- порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка);
- перечень дополнительных услуг, их стоимость;
- права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
Разрешение споров и разногласий, не оговоренных регламентом и договором аренды, осуществляется в установленном законом порядке.
3. Режим работы рынка
3.1. Режим работы рынка устанавливается управляющей компанией по согласованию с органами местной администрации.
Органы местной администрации могут вносить коррективы по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и городских мероприятий.
3.2. Время работы отдельных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка.
3.3. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ администрация рынка предварительно информирует продавцов, население и местную администрацию о причинах и периоде закрытия рынка.
3.4. В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно известить об этом администрацию рынка.
3.5. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и местной администрации доводится незамедлительно.
4. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка.
Обязанности администрации рынка
4.1. При организации рынка должны быть соблюдены архитектурные нормы, правила пожарной безопасности в Российской Федерации и нормы пожарной безопасности 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, требования к рекламно-художественному оформлению, освещению территории (объектов рынка).
4.2. Санитарные требования, предъявляемые к планировке рынка, содержанию его территории, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, устройству и содержанию помещений, использованию оборудования и инвентаря и т.д., определяются исходя из "Санитарных правил для предприятий продовольственной торговли" (СанПиН 2.3.5.021-94), "Санитарных правил содержания территории населенных мест" N 4690-88 от 01.08.88 г. пункта 5.2 "Рынки" или иными документами, принятыми во изменение вышеназванных правил.
4.3. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
4.4. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать потребителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
4.5. Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное передвижение по рынку, в том числе в вестибюлях, входных тамбурах, в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами, а также за пределами территории рынка.
Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка категорически запрещается. Завоз товаров и механизированная уборка территории производятся до открытия или после закрытия рынка (ручная уборка осуществляется в течение рабочего дня).
4.6. На площади рынка в специально отведенных местах размещаются:
- лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках);
- помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров;
- предприятия массового питания и сервисного обслуживания;
- средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- общественные туалеты, водопровод;
- мусоросборники.
В зоне торговли на рынке должны быть в необходимом количестве установлены урны, на объектах торговли - индивидуальные средства пожаротушения.
4.7. В целях обеспечения необходимых условий функционирования рынка на выделенной под эти цели площади должна быть организована стоянка для автотранспортных средств операторов рынка.
4.8. Администрация рынка обязана:
4.8.1. Организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с правилами торговли, нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения.
Обеспечить наличие оформленной и зарегистрированной надлежащим образом книги отзывов и предложений, которая выдается покупателю по первому требованию.
4.8.2. Оформить при входе на территорию рынка вывеску с указанием его названия, управляющей компании, специализации, режима работы.
Установить на доступном для обозрения месте:
а) указатели торговых зон по специализации ("Продовольственные товары", "Обувь", "Одежда" и т.п.);
б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках), автостоянки, туалета и других объектов;
в) информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешиваются:
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- настоящий Порядок;
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- действующие нормативно-распорядительные документы по применению контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением, в том числе реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации;
- информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке;
- информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
- номера телефонов руководителя управляющей рынком компании, администрации рынка, администраций города и районов, территориальных органов госсанэпиднадзора, госветнадзора, госторгинспекции, центра стандартизации, метрологии и сертификации, налоговой инспекции, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка.
4.8.3. Обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории. Проводить санитарный день в соответствии с графиком, согласованным с местной администрацией и утвержденным территориальным органом госсанэпиднадзора.
4.8.4. Выделить и за свой счет оборудовать на рынке:
- помещение для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (с учетом специализации рынка);
- помещение (в том числе помещение - изолятор, оборудованное холодильной камерой) для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими органами;
- демонстрационное помещение или стенд для предоставления предприятиям-производителям республики (на договорных условиях) возможности показа перспективных товаров, проведения презентаций, рекламных кампаний по их популяризации;
4.8.5. Обеспечить сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, водо-, теплоснабжения, а также потребность продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленные сроки согласно Правилам по метрологии, утвержденным постановлением Госстандарта России от 08.02.94 г. N 8. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается.
4.8.6. Обеспечить условия (с учетом специализации рынка) для проведения экспертизы продуктов питания по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции животного и растительного происхождения.
4.8.7. Принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей, противопожарной безопасности, организации сторожевой охраны.
4.8.8. Проводить мероприятия по минимальной профессиональной подготовке продавцов и предпринимателей.
5. Требования к организации торгового процесса.
Порядок предоставления торговых мест
5.1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями правил торговли, действующей нормативно-технической документацией (ГОСТов, ТУ, Особых условий, ветеринарных и санитарных, других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов покупателей.
5.2. Ассортимент товаров, реализация которых на рынке запрещена:
- огнестрельное, газовое и пневматическое оружие - винтовки, пистолеты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия;
- холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.д.;
- взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества;
- наркотики;
- драгоценные камни и металлы, а также изделия из них;
- готовое армейское снаряжение, а также ткани, используемые для его изготовления, другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование, белье со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредства и спецснаряжение, применяемые в органах внутренних дел, государственные награды, почетные знаки, бланки строгой отчетности (дипломы, трудовые книжки, пенсионные удостоверения и т.д.), товарные накладные и другая документация, связанная с торговой деятельностью;
- растения, животные и птицы, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством;
- шкурки ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя;
- другие товары, запрещенные к свободной реализации;
- продукты домашнего приготовления (кроме солений), консервы;
- валюта и ценные бумаги (кроме обменных пунктов, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями ЦБ РФ и других органов, регламентирующих данный вид деятельности);
- лекарства, лекарственные растения (кроме специализированных аптечных киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями органов, регламентирующих данный вид деятельности);
- непродовольственные товары для детей в возрасте до 3 лет, детское питание и другие продовольственные товары (кроме павильонов, изолированных секций (боксов) в крытых рыночных помещениях, специально оборудованных и обеспечивающих условия хранения, реализации данной продукции);
- непродовольственные товары: парфюмерно-косметические, электробытовые (кроме крытых рыночных помещений);
- продукция интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, без документов, подтверждающих, что она не является контрафактной;
- товары без соответствующих документов, в том числе сертификатов, подтверждающих их качество и безопасность для жизни и здоровья потребителей, лицензии на право осуществления их продажи.
Товары, для реализации которых на рынке не создано надлежащих условий по выполнению требований Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, форм, габаритов, фасонов, расцветки или комплектации",
Продажа алкогольной продукции производится в строгом соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай.
5.3. Запрещается продажа продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, кроме специализированных автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.
На специально выделенных на рынке площадках допускается продажа с автомашин плодоовощной продукции, бахчевых культур, а также других товаров потребительского назначения.
5.4. Товары, реализуемые на рынке юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, должны иметь соответственно оформленные ценники.
Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и нормативно-правовыми актами. При расчетах с покупателями продавец обязан выдать документ, подтверждающий факт покупки (кассовый или товарный чек).
5.5. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме уровня цен на товары промышленного производства, регулируемого нормативными актами Российской Федерации.
5.6. Торговые места предоставляются при обязательном предъявлении:
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- информационного письма о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного Государственной налоговой инспекцией;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр;
- документа, подтверждающего уплату сбора на право торговли;
- документа, подтверждающего личность продавца (паспорт или иной документ).
Лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров, ранее приобретенных для личного пользования (или бывших в употреблении), сельхозпродукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах на территории Российской Федерации, освобождаются от предъявления вышеперечисленных документов (кроме документа, подтверждающего личность продавца).
5.7. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе сертификат соответствия с реквизитами гигиенического сертификата;
- информацию о товарах на русском языке (в соответствии с действующими нормативными актами).
Лица, реализующие непродовольственные товары промышленного производства, ранее приобретенные для личного пользования, освобождаются от предоставления вышеперечисленных документов.
5.8. Продавцы, реализующие сельхозпродукцию, выращенную на приусадебных земельных участках, должны иметь:
- документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком;
- справку об исследовании сельхозпродукции в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка.
5.9. Предприниматели, осуществляющие торговую деятельность на рынке, обязаны в течение всего периода работы иметь (и по требованию соответствующих органов предъявлять) паспорта (или заменяющие их документы), иногородние лица - паспорта и документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания их в городе или селах республики, а также медицинские книжки установленного образца.
Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявить документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
5.10. Предоставление торговых мест (объектов) осуществляется:
на период от 1 до 10 дней - по соглашению между администрацией рынка и продавцом, при этом выдается квитанция с указанием необходимых реквизитов (номера торгового места, срока его использования, стоимости и пр.);
на период более 10 дней - по договору аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его аренды, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты.
Оплата торгового места производится до начала торговли.
Получение от продавцов денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
5.11. Документы, перечисленные в пунктах 5.6-5.10 настоящего Порядка, хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов.
Администрация рынка несет ответственность за предоставление мест торговли при заключении соглашения-договора без вышеперечисленных документов (копии документов по договорам аренды хранит управляющая компания).
Администрация рынка в течение дня осуществляет оперативный контроль за наличием требуемых документов.
5.12. Передача торгового места третьему лицу возможна только по согласованию с администрацией рынка.
6. Права управляющей компании,
предпринимателей и потребителей
6.1. Администрация рынка имеет право:
Определять стоимость аренды торгового места и дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
Заключать договор аренды торгового места с организациями и физическими лицами на право торговой деятельности на территории рынка и расторгать его в одностороннем порядке до истечения установленного срока в следующих случаях:
- нарушения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность в сфере торговли;
- правил хранения и реализации товаров, санитарных, противопожарных и других норм и правил;
- препятствия проведению проверок;
- несоблюдения регламента рынка и других условий договора о предоставлении торгового места.
6.2. Права предпринимателей-арендаторов торговых мест устанавливаются соответствующими законодательными актами, регламентом рынка и договором аренды торгового места.
6.3. Права потребителя определены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными законодательными, нормативно-правовыми актами.
7. Ответственность управляющей компании
Управляющая компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за нарушение положений настоящего Порядка, за результаты проверок на рынке и торговых местах (объектах), непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений и обязана оказывать содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки.
8. Контроль за работой рынков
8.1. Контроль за соблюдением на рынке настоящего Порядка, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции.
К проверкам могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей.
8.2. Работники контролирующих органов проводят проверки при предъявлении служебного удостоверения, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления).
8.3. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, заверенный в городской или местной администрации, в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки.
На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
8.4. Администрация рынка несет ответственность за результаты проверок на рынке и торговых местах (объектах), непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений и обязана оказывать содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 23 декабря 1998 г. N 365 "Об утверждении порядка организации торговли на специально отведенных территориях (рынках)"
Текст постановления опубликован в газете "Звезда Алтая" от 23 января 1999 г. N 9-10
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 мая 2007 г. N 81 настоящее постановление признано утратившим силу