Постановление Правительства Республики Алтай от 20 марта 2003 г. N 74
"Об утверждении Программы охраны и развития охотничьих ресурсов Республики Алтай на 2003-2004 годы"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 24 апреля 2006 г. N 64 настоящее Постановление снято с контроля
На основании Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", в целях сохранения, увеличения численности, рационального использования ресурсов охотничьих животных и регулирования численности волка Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу охраны и развития охотничьих ресурсов Республики Алтай на 2003-2004 годы (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Алтай (У.Альпимов) предусмотреть в бюджете на 2004 год средства на реализацию Программы.
3. Рекомендовать Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Алтай (В.Я.Каймин) представлять ежегодно до 1 июля в Правительство Республики Алтай информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай, Министра сельского хозяйства Республики Алтай А.А.Кулагина.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Программа
охраны и развития охотничьих ресурсов Республики Алтай
на 2003-2004 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 20 марта 2003 г. N 74)
Паспорт
Программы охраны и развития охотничьих ресурсов Республики Алтай
на 2003-2004 годы
Государственный - Министерство сельского
заказчик хозяйства Республики Алтай
Наименование - Программа охраны и развития
Программы охотничьих ресурсов Республики
Алтай на 2003-2004 годы
Основа для разработки - Федеральный закон "О животном
Программы мире" N 52-ФЗ от 24.04.1995 года
Цели и задачи - устойчивое развитие
Программы охотничьих ресурсов, превращение
охотхозяйственной деятельности в
доходную часть бюджета Республики
Алтай, привлечение инвестиций,
укрепление функций
государственного контроля в
развитии и использовании
охотничьих ресурсов, жесткое
регулирование численности волков,
материально-техническое обеспече-
ние Охотуправления Республики
Алтай
Сроки и этапы - 2003-2004 годы
реализации Программы - I этап: разработка нормативно-
правовых и финансово-технических
механизмов реализации Программы
(2003 год);
- II этап: совершенствование и
развитие созданной на первом этапе
правовой базы, создание системы
мониторинга реализации Программы,
расширение масштабов и отработка
системы реализации Программы (2004
год).
Исполнитель Программы - Министерство сельского
хозяйства Республики Алтай
Предполагаемые - Охотуправление Республики Алтай
участники Программы
Объемы и источники - общий объем финансовых ресурсов.
финансирования составит 648 тыс. руб., в
2003-2004 гг. том числе республиканский
бюджет - 648 тыс. руб. (без учета
роста доходов за 2004 год в части
изъятия охотничьих животных из
среды обитания)
Ожидаемые конечные - охрана и воспроизводство
результаты реализации охотничьих животных, прессинг на
Программы волков, оперативное реагирование
на поступающие сигналы о нарушении
Правил охоты, своевременное
принятие мер в соответствии с
законодательством, увеличение
доходной части бюджета
Организация и - Министерство сельского хозяйства
контроль за Республики Алтай
исполнением Программы
I. Основание для разработки программы
Предлагаемая Программа развития охотничьих ресурсов Республики Алтай разработана с учетом Конституции Российской Федерации, законов и нормативных актов в сфере охраны природы (Федеральный закон "О животном мире" N 52-ФЗ от 24.04.1995 г.), концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, анализа деятельности специально уполномоченных государственных и общественных органов и объединений по ведению охотничьего хозяйства в Республике Алтай за период 1992-2002 гг., а также предложениях ученых, научно-исследовательских учреждений охотничьего профиля и специалистов охотничьего хозяйства.
II. Анализ проблемы
В последнее десятилетие существовал этап примитивного рыночного развития, в ходе которого в Российской Федерации накопилось множество острых проблем в охотничьем хозяйстве. Главными из них в Республике Алтай, требующими срочного решения, являются следующие:
- сокращение бюджетного финансирования регионального охотуправления;
- увеличение объемов браконьерского использования госохотфонда;
- повсеместное снижение численности основных видов охотничьих животных;
- ослабление государственной системы охраны и регулирования процессов охотпользования;
- почти полное прекращение научно-исследовательских работ;
- несовершенство системы платежей за пользование ресурсами;
- отсутствие интеграционных связей охотпредприятий со смежными и посредническими фирмами и финансовыми организациями.
Очень серьезной проблемой является несовершенство и слабость законодательных актов охотпользования - действующие законы и подзаконные акты не стали обеспечивать эффективной защиты охотничьих ресурсов от неорганизованного использования. В некоторых районах местные власти в нарушение законов начинают перераспределение охотничьих угодий.
Качество учетных работ охотпользователей примерно на 20-30% ниже уровня 80-х годов, что связано с отсутствием финансирования, транспортной техники, слабой профессиональной подготовкой работников охотхозяйств.
По мере развития рыночных отношений стремительно возрастает ажиотажный спрос на сырье для тибетской медицины. В последние годы в больших размерах развивается неограниченная скупка, кроме пушнины - медвежьей желчи, кабарговой струи, пантов, контрабанда соколов и вывоз шкур снежных барсов.
За эти годы аукционные цены на соболиные шкурки снизились почти в 2 раза, следовательно, и этот ресурс продается по заниженной цене, а эффективность организованной добычи соболей уменьшилась более чем в два раза, то же происходит с белкой.
В это же время неуклонно возрастали ценовые диспропорции на продукцию охотпредприятий и закупаемое сырье, материалы, машины. Это привело к острому дефициту оборотных средств, свертыванию производства охотничьей и другой продукции.
Подобное положение в Республике Алтай усугубилось тем, что в 1992 году на волне перестройки была незаконно упразднена Государственная охотничья инспекция, а ее функции переданы Госкомэкологии. Только в 1998 году Госохотнадзор был восстановлен и начал свою работу.
За этот период в республике охотничье хозяйство из-за непрофессионального руководства пришло в упадок. Достаточно сказать, что практически прекратилась охрана охотугодий и учет численности охотничьих животных, сокращены на полтора месяца сроки охоты, 22% территории, в том числе и государственные заказники Республики Алтай, были незаконно переведены в разряд особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Разрушена материально-техническая база охотничьего хозяйства, потеряны профессиональные кадры с большим производственным опытом работы.
В результате комплекса отрицательных факторов, а также из-за чрезмерного и нерационального использования ресурсов численность основных охотничьих видов в районах Республики Алтай стала сокращаться, особенно это касается копытных животных и медведя.
Вместе с тем на фоне снижения поголовья этих животных происходит резкое увеличение численности волка (см. таблицу 1).
Масса переплетенных проблем, противоречий и вопросов охотпользования сегодня реально создает предпосылки для быстрого развала охотничьего хозяйства Российской Федерации, а в частности и в Республике Алтай.
Таблица 1
Динамика численности основных охотничьих видов животных
в охотугодьях Республики Алтай за 1987-2002 гг.
(по данным Охотуправления)
Вид животного |
Годы | |||||||||||||||
1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Лось | 2500 | 2300 | 2000 | 1200 | 890 | 1200 | 685 | 713 | 859 | 618 | 490 | 433 | 604 | 1150 | 807 | 583 |
Марал | 18000 | 18000 | 16000 | 14000 | 8700 | 10000 | 9500 | 8700 | 8600 | 7800 | 7660 | 6053 | 5600 | 8310 | 9856 | 11011 |
Косуля | 15000 | 14000 | 13000 | 8500 | 7800 | 9000 | 12500 | 9700 | 11000 | 12800 | 11342 | 10101 | 18640 | 18669 | 16337 | 16922 |
Кабарга | 25000 | 25000 | 20000 | 11000 | 8200 | 7500 | 6000 | 3100 | 3600 | 1700 | 2463 | 4858 | 4570 | 6304 | 2154 | 4316 |
Козерог | 5000 | 5000 | 4000 | 6500 | 4450 | 4100 | 3700 | 2300 | 2800 | 2500 | 2740 | 2870 | 2870 | 8360 | 8150 | 9268 |
Кабан | 400 | 500 | 700 | 600 | 500 | 400 | 450 | 600 | 965 | 1900 | 2054 | 1688 | 1020 | 3052 | 2466 | 2954 |
Медведь | 4500 | 4000 | 3500 | 3000 | 2700 | 2200 | 1500 | 1400 | 1056 | 1170 | 831 | 800 | 1013 | 1323 | 1255 | 1400 |
Волк | 300 | 340 | 280 | 300 | 250 | 320 | 500 | 400 | 500 | 600 | 715 | 1000- 1500 |
1500 | 1368 | 1985 | 2551 |
III. Цели и задачи Программы
Актуальные проблемы охотничьего хозяйства, представленные в данной Программе, стоят на повестке дня Республики Алтай для первоочередного их разрешения с целью материально-технического обеспечения базы Охотуправления, устойчивого развития охотхозяйственной деятельности и превращения ее в доходную часть бюджета республики, восстановления и охраны госохотфонда, привлечения инвестиций, укрепления функций государственного контроля в развитии и использовании охотничьих ресурсов, жесткого регулирования численности волка.
Территория Республики Алтай составляет 92,4 тыс. кв. км, из них 42% площади относятся к районам Крайнего Севера. Штатная численность работников Управления - 60 человек. Транспортное сообщение - автомобильное, ближайший аэропорт в г. Барнауле (280 км). Средняя площадь каждого из десяти районов - около одного миллиона гектаров. Охотуправление Республики Алтай не имеет служебного оружия, в трех районах из 10 нет высокопроходимого автомобильного транспорта, не имеется служебных лошадей - основного транспорта госохотнадзора.
Основные задачи Программы:
1. Техническое оснащение службы охраны животного мира.
Охрана, воспроизводство и рациональное использование охотничьих ресурсов
Современное состояние уровня обеспечения охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов требует коренного изменения, обусловленного возрастанием браконьерского промысла, значительным истощением промысловых запасов диких животных. Прежде всего ощущается острый дефицит финансирования охранных и воспроизводственных мероприятий.
Одним из важных направлений деятельности Управления является учет и оценка численности животного мира. С этой целью предлагается создание информационного центра, оснащенного современными вычислительными средствами, позволяющими создать банк данных о популяциях диких животных, без чего невозможно создание государственного кадастра и осуществление мониторинга животного мира Республики Алтай.
Особую роль приобретает организация мониторинга и определение оптимальной плотности населения диких копытных, как основы для принятия решений по управлению популяциями.
Необходимо обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (квоты, лимиты) изъятия диких копытных животных.
Следует сократить сроки охоты на копытных, начать переход к дифференцированному по полу и возрасту отстрелу, делая основной упор на трофейную охоту.
Финансирование Программы охраны и развития охотничьих ресурсов Республики Алтай до конца 2004 года из республиканского бюджета согласно Федеральному закону "О животном мире", ст. 52, п. 4, 5, по сбору "Плата за изъятие животных из среды обитания" (таблица 2, таблица 3).
Таблица 2
Годы | Итого 2003-2004 гг. |
|
2003 | 2004 | |
Сумма (тыс. рублей) | ||
324 | 324 Возможно увеличение финансирования за счет роста доходов республиканского бюджета в части изъятия охотничьих животных из среды обитания |
648 |
Таблица 3
Проект планируемого объема изъятия охотничьих животных
из среды обитания на 2003-2004 годы по Республике Алтай
Всего тыс. руб. |
Марал | Косуля | Козерог | Кабан | Медведь | Соболь | ||||||
План | Сумма | План | Сумма | План | Сумма | План | Сумма | План | Сумма | План | Сумма | |
340.0 | 300 | 90.0 | 800 | 80.0 | 200 | 40.0 | 200 | 20.0 | 100 | 50.0 | 1500 | 62.0 |
Именные разовые лицензии на добычу пушной, боровой и водоплавающей дичи - 200.0 тыс. рублей
Всего доходов: 540.0 тыс. рублей.
Из них в республиканский бюджет - 324.0 тыс. рублей
Планируемая сумма исков и штрафов в республиканский бюджет - 250.0 тыс. рублей
Всего доходов: - 790.0 тыс. рублей.
Таблица 4
Расшифровка по затратам к ежегодной смете доходов и расходов
Затраты республиканского бюджета |
код | сумма |
Расходы всего: | 111040 | 324000 |
в том числе | ||
Выплата вознаграждений волчатникам |
16000 | |
ГСМ | 70000 | |
Запчасти | 30000 | |
Эксплуатация средств связи |
60000 | |
Биотехнические мероприятия |
10000 | |
Расходы на оплату труда (по договорам и контрактам) |
25000 |
|
Оплата услуг по хранению служебного оружия |
6000 |
|
Изготовление значков, нагрудных знаков различия |
2000 |
|
Издание каталогов, сборников, альбомов |
10000 | |
Приобретение справочной и официальной литературы |
20000 |
|
Оплата экспертиз | 5000 | |
Учет и регулирование численности охотничьих животных |
10000 |
|
Изготовление фотографий | 10000 | |
Расходы на организацию и проведение выставок |
50000 |
Таблица 5
Перечень
основных мероприятий по реализации Программы охраны и развития
охотничьих ресурсов Республики Алтай на 2003-2004 годы
N пп |
Наименование мероприятий и этапов работ |
Источники и объемы финансирования за весь период реализации Программы (тыс. руб.) |
Сроки начала и окон- чания работ |
Исполни- тели |
Предпола- гаемые участники |
Ожидаемые результаты |
||
Республиканский бюджет | ||||||||
Всего | 2003 | 2004 | ||||||
1. | Совершенствова- ние системы пользования животным миром. Разработка и внесение на рассмотрение необходимых правовых актов |
1,0 | 0,5 | 0,5 | 2003- 2004 гг. |
Минсель- хоз РА |
Охотуп- равление РА |
Своевременное внедрение право- вых актов повысит эффективность работы госохот- надзора |
2. | Внедрение и совершенствова- ние механизма платы за пользо- вание охотничь- ими животными |
3,0 | 1,5 | 1,5 | 2003- 2004 гг. |
Минсель- хоз РА |
Охотуп- равление РА |
Это даст возмож- ность более точно отражать резуль- таты работы гос- охотнадзора, бухгалтерии, сократит безлицензионный отстрел диких животных и увели- чит доходную часть бюджета |
3. | Оснащение мате- риально-техни- ческой базы госохотнадзора (приобретение автотранспортных средств, ГСМ, оружия, включая их обслуживание и ремонт) |
308,0 | 154,0 | 154,0 | Еже- годно |
Минсель- хоз РА |
Охотуп- равление РА |
Оперативное реаги- рование на сообще- ния из районов, своевременное выявление наруши- телей правил охоты на территории республики |
4. | Регулирование численности волка в респуб- лике. Прочие биотехнические мероприятия |
90,0 84,0 |
45,0 42,0 |
45,0 42,0 |
Еже- годно |
Минсель- хоз РА- |
Охотуп- равление РА |
Увеличение числен- ности диких копыт- ных животных, промысловых видов птиц. Профилактика заболеваний диких животных |
5. | Учет и регулирование численности охотничьих животных |
37,5 | 18,75 | 18,75 | Ежего- дно в I квар- тале |
Минсель- хоз РА |
Охотуп- равление ление РА |
Точное планирование количественного и видового изъятия охотничьих животных без ущерба животному миру республики |
6. | Повышение квалификации работников гос- охотнадзора. Организация республиканских и районных охотничьих выставок, участие в межрегиональных общероссийских и международных выставках |
124,5 | 62,25 | 62,25 | Еже- годно |
Минсель- хоз РА |
Охотуп- равление РА |
Грамотное примене- ние нормативных актов на практике, развитие охотни- чьей культуры, повышение роли трофейной охоты и охотничьего туризма как источника пополнения республиканского бюджета |
Всего: | 648,0 | 324,0 | 324,0 |
2. Усиление функций государственного управления и контроля
в системе эксплуатации охотничьего фонда.
Введение единой системы регистрации охотников - членов различных объединений
и граждан, имеющих государственный охотбилет
При Охотуправлении, учитывая наличие компьютерной системы, организуется "Кадастр охотфонда", составлены списки охотников, имеющих государственные охотничьи билеты, их более 6000 человек, что составляет 90% всех охотников. Это позволит более обоснованно использовать госохотфонд, наладить государственный учет всех охотников Республики.
3. Развитие биотехнических мероприятий
1) Отношение к хищникам как к конкурентам человека. Резкое сокращение численности волка, бродячих собак, а также птиц - серой и черной вороны.
На территории Республики Алтай в последнее десятилетие многократно увеличилась численность волка и составила около 2000 голов, по данным послепромыслового учета 2002 года.
Республика Алтай по своим географическим и природно-климатическим условиям является одним из основных регионов, где численность волка увеличивается из-за сезонной миграции вида. В зимний период в охотничьи угодья республики мигрирует большое количество волков из регионов, где образуется высокий снежный покров (Алтайский край, Кемеровская область, Республика Хакасия, Тыва, Казахстан, Монголия и Китай). Кроме этого, одним из мест "подпитки" численности волка являются государственные заповедники "Алтайский" и "Катунский".
В вопросах борьбы с волками соседние регионы России в настоящее время находятся в лучших условиях, чем Республика Алтай, потому что в республике в течение 10 лет не было целенаправленной работы по регулированию численности волка. С 1992 года республика не получала средств на борьбу с волками. В 1997 году Правительством Российской Федерации на эти цели было выделено 15 млрд. рублей, но наша республика не получила свою долю из этих денег, т. к. в Республике Алтай не было государственной структуры - Охотуправления.
В 60-х годах, когда численность волка в угодьях Горного Алтая составила 200 - 300 голов, не было необходимости для их уничтожения применять авиацию и яды. Но сегодня, когда численность волков достигает 2000 голов, возможна вспышка бешенства, что грозит безопасности населения, поэтому необходимо принимать самые неотложные меры.
За последние 5 лет (период работы Охотуправления) в республике было добыто 2536 волков (среднегодовая добыча - 507 волков) (см. таблицу 6)
Таблица 6
Регулирование численности волка по Республике Алтай на 1 января 2003 года
Годы | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | Итого | |
Волки | ядом | ||||||
Самец | 220 | 281 | 208 | 323 | 161 | 23 | 1193 |
Самка | 187 | 216 | 112 | 191 | 137 | 19 | 843 |
Вол- чата |
87 | 102 | 77 | 167 | 67 | - | 500 |
Итого | 494 | 599 | 397 | 681 | 365 | 42 | 2536 |
Районы | Добыча волков | ||||||||||
На 2001 год | 2002 | Волков | Волчиц | Вол- чат |
|||||||
2001 | вол ков |
вол- чиц |
вол- чат |
Ядом | Ядом | Ядом | |||||
Турочакский | 30 | 18 | 10 | 2 | 7 | - | 4 | - | 3 | - | - |
Чойский | 42 | 18 | 7 | 17 | 15 | 2 | 4 | - | 7 | 2 | 4 |
Майминский | 81 | 34 | 42 | 5 | 19 | - | 7 | - | 12 | - | - |
Шебалиинский | 25 | 13 | 5 | 7 | 15 | 4 | 5 | 1 | 10 | 3 | - |
Чемальский | 39 | 19 | 13 | 7 | 29 | 6 | 10 | 2 | 19 | 4 | - |
Онгудайский | 111 | 48 | 31 | 32 | 82 | 21 | 43 | 15 | 17 | 6 | 22 |
Усть-Канский | 51 | 22 | 12 | 17 | 18 | - | 11 | - | 7 | - | - |
Усть-Коксинский | 108 | 45 | 35 | 28 | 106 | 1 | 40 | - | 36 | 1 | 30 |
Улаганский | 70 | 44 | 14 | 12 | 57 | 3 | 24 | 2 | 22 | 1 | 11 |
Кош-Агачский | 124 | 62 | 22 | 40 | 17 | 5 | 13 | 3 | 4 | 2 | - |
Всего | 681 | 323 | 191 | 167 | 365 | 42 | 161 | 23 | 137 | 19 | 67 |
Ежегодно проводятся республиканские производственные совещания по организации борьбы с волками с участием ученых, руководителей сельскохозяйственных предприятий, Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, Управления природных ресурсов Республики Алтай, ветеранов охотников-волчатников, егерей и охотоведов, средств массовой информации. На совещаниях приняты Резолюция и Положения о конкурсе среди охотников по добыче волков на территории Республики Алтай.
Каждый год волками, по неполным данным, наносится ущерб животноводству республики на сумму более 20 млн. рублей. Только за 2002 год волки задавили: КРС - 527 гол., МРС - 5091 гол., лошадей - 575 гол., яков - 101 гол., маралов - 14 голов.
Борьба с волками финансируется из бюджета Республики Алтай, но выделяемая сумма является недостаточной для поощрения охотников-волчатников.
В последние годы для уничтожения волков вынужденно применялся яд (фторацетат бария). При полном финансировании программы борьбы с волками можно яд не применять.
Реально при смешанном типе питания волков на территории Республики Алтай уничтожается 3 - 4 тысячи маралов, 5 - 8 тысяч косуль и 800 - 1000 козерогов, без учета других мелких диких животных и птиц. Ежегодный ущерб от уничтожения волками диких животных по грубым подсчетам составляет не менее 20 - 25 млн. рублей.
Охота на волка в горных условиях многократно усложняется, здесь невозможно применять авиационные и автомототранспортные средства, в основном отпадает традиционный облавный метод из-за крутизны склонов.
У нас в горных условиях волк добывается в основном следующими методами:
- облавным - 15%;
- на логовах - 25%;
- применением яда - 40%;
- петлями, капканами и др. - 20%.
При правильной организации работы по уничтожению волков и ее регулярном финансировании до 2006 года возможны следующие результаты, (см. таблицу 7).
Таблица 7
Соотношение численности волка и расходов на премии за его добычу
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Количество волка в республике |
900 | 450 | 250 | 200 |
Расходы на премии в тыс. руб. |
2000,0 | 2000,0 | 1000,0 | 500,0 |
Целесообразно применять размер вознаграждения за уничтожение волка от 1,5 до 3,0 тыс. рублей.
2) Организация солонцов, как основы минеральной подкормки для охотничьих видов животных (особенно копытных) в местах их концентрации - зимних стоянок, станций отела. Соль улучшает обмен веществ в организме животных, повышает его жизнеспособность. Соль способствует усвоению грубой зимней пищи животными, плодовитости самок, нормальному развитию эмбрионов и выживанию молодняка. При наличии в кормовом рационе животных достаточного количества соли увеличивается сопротивляемость их организма к различного рода заболеваниям.
Впервые за последние 10 лет Охотуправлением Республики Алтай завезено в районы Республики Алтай 54 тонны кормовой соли для диких копытных животных.
Подкормка диких копытных животных кормами необходима только при чрезвычайных экстремальных ситуациях, вызванных природно-климатическими и другими условиями.
4. Создание системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров, работающих в сфере госохотнадзора и охотничьего хозяйства
Полное удовлетворение потребностей Охотуправления в кадровом обеспечении будет в ближайшее время решаться за счет привлечения к работе местных специалистов. Наиболее эффективная форма повышения их квалификации - организация учебных семинаров на базе Охотуправления. Для проведения занятий необходимо шире привлекать работников научно-исследовательских институтов охотничьего хозяйства, преподавателей академий и институтов биологического профиля.
Профильным специальностям по направлениям Охотуправления Республики Алтай обучаются: 1 студент - в Московской сельскохозяйственной академии по специальности "Биология со специализацией охотоведение", 1 студент - в Иркутской государственной сельскохозяйственной академии на факультете "Охотоведение". В текущем году Охотуправлением Республики Алтай направлены на учебу 4 абитуриента в Иркутскую сельскохозяйственную академию на факультет "Охотоведение".
5. Совершенствование системы информационного обеспечения,
проведение активной пропагандистской и рекламной деятельности,
направленной на формирование образа Республики Алтай как территории,
благоприятной для охотничьего туризма, заготовки и переработки охотничьей продукции
Наиболее оптимальное решение в вопросах пропагандистской и рекламной деятельности можно обеспечить через Интернет, разработав предварительно соответствующие программы с помощью операторов ПЭВМ.
Целесообразно ежегодно проводить охотничьи выставки. На Международной выставке "Природа, охота и охотничьи трофеи" Республике Алтай в общем зачете среди регионов России было присуждено второе место, а по видовому разнообразию трофейной коллекции - первое.
Республиканская коллекция завоевала 165 золотых, 134 серебряных и 147 бронзовых медалей. Выставка широко освещалась центральными и республиканскими средствами массовой информации.
6. Стимулирование развития местного отечественного предпринимательства,
поддержка среднего и малого бизнеса в сфере заготовок охотпродукции,
полной ее переработки, создание новых рабочих мест.
Сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Республики Алтай
В последнее время экономическое состояние охотпользователей всех организационно-правовых форм собственности ухудшилось. Без экономической поддержки государства они не в состоянии эффективно осуществлять охрану и воспроизводство животного мира.
При недостаточной правовой и социальной защите работников специально уполномоченных государственных органов (охотуправлений) и отсутствие таковой у пользователей животным миром, при скудном финансировании, нехватке специальной техники и оборудования охрана угодий значительно ослаблена, усиливается отрицательный фактор браконьерства.
Ответственность за состояние животного мира должны нести как пользователи, так и специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие управление и регулирование в области охраны и использования животного мира.
Охотуправлению при содействии местных властей необходимо принимать непосредственное участие в создании сети муниципальных, малых и средних предприятий с товарно-закупочными, посредническими и снабженческими функциями для развития интегральных связей охотпредприятий с партнерами.
Основные критерии оценки результатов деятельности природопользователей связанных с животным миром:
- достижение оптимального уровня численности (плотности населения) важнейших видов охотничьих животных (копытные, соболь, медведь);
- неистощимое использование ресурсов;
- экономическая эффективность ведения охотничьего хозяйства;
- социальная справедливость.
Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включает традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения должны иметь право на приоритетное пользование животным миром на территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Республики Алтай.
7. Развитие спортивной и трофейной охоты, развитие трофейного дела
Спортивная охота, трофейное дело и охотничий туризм развиваются во всем мире огромными темпами. Многие страны мира получают в бюджет огромные средства от развития охотничьего туризма.
Республика Алтай является одним из самых богатых регионов России по видовому разнообразию охотничьих животных, их численности и уникальности. Необходимо развивать международный и российский охотничий туризм. Это позволит создать новые рабочие места в сельской местности и повлечет развитие побочных производств в малом и среднем бизнесе, таких как изготовление медальонов; сувениров из рогов, дерева, камня и т.д., а также возрождение национальных традиций в охоте (создание одежды, упряжи для лошадей и т.п.).
Для решения этих целей необходимо создавать в республике систему государственных охотничьих хозяйств. Создание охотничьих хозяйств позволит обеспечить рабочие места для местных жителей и финансовые поступления в бюджет Республики Алтай. Существенно изменится психология местных жителей, т. к. выгода от проведения туров иностранной охоты создаст дополнительные доходы. Часть доходов, полученных от охотничьей деятельности специализированного охотничьего хозяйства, направится на содержание служб охраны и на другую природоохранную деятельность (научно-исследовательскую, просветительскую и пр.).
Республика Алтай является наиболее благоприятным горным регионом в России для туризма и отдыха, обладающим сезонными лечебно-курортными возможностями.
Экономическое будущее Республики Алтай должно быть основано на устойчивом, долговременном использовании собственных природных преимуществ, максимальном увеличении доходов, получаемых от туризма, при этом предотвращая ущерб, наносимый природе.
Развитие международных охотничьих туров будет характеризоваться высокой прибыльностью, для чего необходимо в кратчайшие сроки создать соответствующую инфраструктуру и подготовить кадры. В организацию международных охотничьих туров дополнительно будут привлечены вновь созданные охотничьи хозяйства.
На основе развития охотничьих туров будут созданы новые рабочие места (около 500). Современный синтез экономики и охраны охотничьих животных принесет увеличение охотничьей продукции и охотничьих услуг, которые являются хорошей базой для эффективного налогообложения.
В последние годы весь цивилизованный мир строит экономику охотничьего хозяйства через трофейную охоту на копытных, которой все больше интересуются и наши российские охотники. Правительством Республики Алтай принято постановление N 22 от 23.01.2001 "Об утверждении Положения о порядке проведения охотничьего туризма в Республике Алтай".
В связи с этим ежегодно реально пополнятся местный и федеральный бюджеты до 2006 года на сумму более 200-300 тысяч долларов США, получат развитие охотничьи хозяйства Республики.
Население и охотпользователи в местах организации охотничьих туров будут в корне заинтересованы в охране диких животных, увеличении их численности и предоставлении туристам множества видов дополнительных услуг. Начиная с 2003 года в Республике Алтай можно ежегодно минимально добывать 50 маралов, 100 сибирских горных козлов, 50 сибирских косуль, 20 медведей и 500 сурков, что принесет более 200 тысяч долларов США только за трофеи без дополнительных услуг, добычи попутной дичи, фото- и видеосафари. В 2004 году затраты принесут суммарный эффект в 16,2 млн. рублей. Основной доход будет получен от охотничьих туров.
Республике Алтай необходимо принять самое активное участие для вхождения в Федеральную программу "Косуля".
Для создания государственных и государственно-опытно-охотничьих хозяйств необходимо в первую очередь в 2003-2004 годах провести научно-исследовательские работы по охотэкономическому обследованию и обоснованию охотхозяйств.
8. Региональный опытно-производственный центр по организации Государственного мониторинга,
Кадастра и развития охотничьих ресурсов
Региональный опытно-производственный центр по организации Государственного мониторинга, Кадастра и развития охотничьих животных (в дальнейшем - Центр) в перспективе может быть организован Охотдепартаментом Российской Федерации на территории Республики Алтай, в связи с тем, что этот регион обладает наибольшим в России видовым разнообразием охотничьих животных, их высокой численностью, благоприятными погодными условиями, разнообразными ландшафтами и хорошей дорожной сетью.
Основными задачами Центра будут являться:
1. Организация Государственного мониторинга и Кадастра охотничьих животных.
2. Изучение экологии охотничьих видов и выявления факторов, влияющих на их численность.
3. Отработка технологии содержания, кормления и разведения млекопитающих и птиц в искусственных условиях.
4. Вольерное содержание и разведение диких животных.
5. Реабилитация и выпуск на волю незаконно отловленных диких животных.
6. Разработка методов учета охотничьих животных в горных условиях.
7. Акклиматизация перспективных видов охотничьих животных в горных районах.
8. Создание учебного центра по повышению квалификации сотрудников территориальных органов Охотдепартамента России, стажировка и практика студентов биологов-охотоведов.
9. Развитие охотничьего туризма (международного и российского) и трофейного дела. Подготовка специалистов по охотничьему туризму и оценке охотничьих трофеев.
10. Отработка биотехнических мероприятий, применяемых в горных районах.
11. Апробирование ветеринарных препаратов для профилактики и борьбы с болезнями диких животных.
12. Производственная деятельность в сфере охотничьего хозяйства и природопользования.
Просить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Охотдепартамент РФ) профинансировать строительство, содержание и работу Центра.
9. Реорганизация и создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
с учетом экономических интересов республики
В настоящее время, в связи с новой социально-экономической ситуацией в стране, необходимо по-новому подойти к вопросу охраны диких животных. Заказники, образованные по инициативе Главохоты РСФСР более 30 лет назад, не соответствуют современному состоянию популяций охотничьих животных и не охраняют должным образом виды, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Республики Алтай.
За последний период в Республике Алтай кроме "Алтайского" созданы: "Катунский" государственный природный заповедник, зона покоя "Укок" и два Природных парка. Таким образом, общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) составляет более 20% от всей территории Республики. Это во много раз превышает общепринятые нормы организации охраняемых территорий.
Кроме этого, в республике идет развитие мараловодства, как одного из высокодоходных видов животноводства, которое занимает площадь более 80 тыс. га территории Республики Алтай.
Ускоренными темпами расширяются парковые загоны, перекрывая традиционные миграционные пути диких животных, что приводит к необратимому экологическому бедствию на огороженных территориях из-за нарушения нормативных пределов содержания маралов на определенной пастбищной площади.
Мараловодство необходимо развивать в рамках экологической и экономической целесообразности, но не во вред другим отраслям сельского хозяйства и среде обитания диких животных.
Природоохранные организации не в состоянии обеспечить должный контроль над всеми особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в силу недостаточного финансирования, поэтому в современной ситуации основной задачей устойчивого развития Республики Алтай должны являться не запретительные меры и исключение значительных площадей охотугодий, ресурсов животного и растительного мира из экономики Республики Алтай, а их рациональное использование.
В первую очередь, необходимо определить участки, где обитают наиболее редкие виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, и расположены места концентрации зимовок и размножения. Осуществить создание и работу Фонда возрождения тигра в Республике Алтай.
Во вторую очередь, необходимо выяснить факторы, влияющие на динамику численности видов, нуждающихся в более строгой охране на особо охраняемых природных территориях.
В-третьих, наметить сеть охотничьих заказников, площадь которых не должна превышать 5% территории Республики Алтай. Заказники должны быть небольшими, что будет отражать точность и качество выбранной территории для охраны видов и позволит производить охрану с наименьшими людскими и финансовыми затратами.
Необходим постоянный мониторинг животного мира и гибкая схема создания заказников.
Намечается создать два государственных охотничьих заказника местного значения до 2005 года и один заказник федерального значения. Имеется заключение Западно-Сибирского отделения Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М.Житкова Российской Академии сельскохозяйственных наук на проект Охотуправления Республики Алтай "О реорганизации системы заказников в Республике Алтай" N 67 от 26.12.2000 года.
IV. Ожидаемые результаты
1. Создание дополнительных возможностей более полного использования охотничьих ресурсов.
2. Воспроизводство и увеличение численности охотничьих животных, снижение численности волка, сохранение поголовья сельскохозяйственных животных.
3. Усиление контроля над охраной диких животных. Строгое соблюдение допустимых норм изъятия охотничьих животных из среды обитания.
4. Рациональное использование ООПТ.
5. Создание в республике конкурентоспособной охотничьей индустрии посредством повышения роли трофейной охоты и охотничьего туризма и как следствие - увеличение доходной части бюджета.
6. Создание дополнительных рабочих мест на базе развивающихся охотхозяйств в сфере переработки охотпродукции и оказания охотничьих услуг.
7. Удовлетворение потребностей охотничьей отрасли Республики Алтай в квалифицированных кадрах.
8. Возникновение благоприятных условий для научных исследований в охотэкономической и природоохранной сфере.
9. Укрепление материально-технической базы охотхозяйств и служб охотнадзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 20 марта 2003 г. N 74 "Об утверждении Программы охраны и развития охотничьих ресурсов Республики Алтай на 2003-2004 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, январь-март 2003 г. N 8(14), с.325
Постановлением Правительства Республики Алтай от 5 июня 2018 г. N 161 настоящее постановление признано утратившим силу с 5 июня 2018 г.
Настоящий документ снят с контроля