Постановление Правительства Республики Алтай от 14 мая 1998 г. N 137
"О программе развития полугрубошерстного овцеводства в Республике Алтай"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 21 ноября 2007 г. N 248 настоящее Постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу развития овцеводства в Республике Алтай.
2. Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай (Карамаев В.Б.), руководителей сельскохозяйственных предприятий принять меры по реализации программы.
3. Просить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации оказать помощь в части финансирования отдельных мероприятий программы развития овцеводства в Республике Алтай.
4. Ранее принятое Постановление Правительства Республики Алтай N 211 от 18.12.95 г. "О программе развития овцеводства и козоводства в Республике Алтай" считать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай Карамаева В.Б.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай |
Ю.В.Антарадонов |
Программа
развития полугрубошерстного овцеводства
в Республике Алтай
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 14 мая 1998 г. N 137)
Раздел I
1.1. Краткий общий анализ состояния сельского хозяйства
и животноводства Республики Алтай
В народнохозяйственном комплексе Республики Алтай наибольшее развитие получило сельскохозяйственное производство. На его долю приходится около 50% основных производственных фондов и свыше 35% численности населения, занятого в народном хозяйстве.
В состав агропромышленного комплекса входят 130 предприятий. Из них 18 колхозов, 17 совхозов, 42 новых формирования (акционерные общества и товарищества) промышленных и обслуживающих предприятий. Создано 1112 крестьянских хозяйств.
Общая площадь сельхозугодий в предприятиях, занимающихся сельскохозяйственным производством и крестьянским хозяйством, составляет:
всего сельхозугодий - 1700000 га, или 100%,
в том числе:
пашни - 107700 га, или 6,0%,
естественные сенокосы - 125500 га, или 7,4%,
из них улучшенные - 16061 га, или 0,9%,
пастбища - 1468000 га, или 86%.
Валовая продукция хозяйства составляет 196 млн. рублей. Она снизилась по сравнению с 1990 годом на 57%, в том числе продукция растениеводства на 54%, животноводства на 59%.
1.2. Растениеводство
Растениеводство товарного значения не имеет, и главной задачей его является производство кормов.
Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 1996 году составили 84380 га, или на 57181 га меньше, чем в 1990 году; соответственно, зерновых и зернобобовых культур на 38951 га.
Тенденция сокращения посевных площадей зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах общественного сектора сохраняется.
Наряду с сокращением посевных площадей снижается и урожайность, соответственно, и фактический сбор урожая сельскохозяйственных культур.
Анализ использования посевных площадей, естественных сенокосов, пастбищ показывает, что фактически получаемый урожай сельскохозяйственных культур на 20 - 30% ниже действительно возможного.
Одной из главных причин низкого уровня и неустойчивого развития является неудовлетворительное состояние земельных угодий, постоянное снижение их плодородия ввиду сокращения внесений органических и минеральных удобрений.
Для проведения весеннего сева в 1997 году сельхозпредприятиями было засыпано в семенные фонды 1,5 тысячи тонн, или 10% к потребности.
1.3. Деградация пастбищных угодий
Деградация пастбищных угодий привела к уменьшению запаса пастбищных кормов, к снижению их продуктивности и замене поедаемого травостоя на ядовитые и непоедаемые растения. Это результат бессистемного использования пастбищ, круглогодового выпаса на значительных площадях и высокой нагрузки скота на гектар пастбищ (см. приложение N 1).
Для повышения продуктивности пастбищ, улучшения ботанического состава трав необходимо:
- провести полное геоботаническое обследование всех сельскохозяйственных, лесных и других угодий, определить площади деградированных пастбищ, установить участки, подлежащие консервации земель (консервирование земель - временное исключение деградированных сельскохозяйственных угодий из хозяйственного отбора для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия);
- организация культурных пастбищ для создания высокопродуктивных кормовых угодий и рациональное их использование.
1.4. Страхование от стихийных бедствий
Стихийные бедствия, связанные с неблагоприятными погодными условиями (продолжительные холодные дни, гололедица, большой снежный покров, бураны) наносят хозяйствам и населению огромный вред, отбрасывая их экономику на несколько лет назад. Отрицательные последствия стихии не заканчиваются одним годом, а действуют в последующие годы, вплоть до 5 - 6 лет.
Для страхования отрасли от неблагоприятных погодных условий необходимо создание финансового страхового фонда овцеводства на уровне Министерства сельского хозяйства и продовольствия, позволяющего оказывать в срочном порядке финансовую помощь пострадавшим хозяйствам для преодоления стихийного бедствия.
Раздел II
2.1. Овцеводство
Функцию главной отрасли сельского хозяйства по-прежнему будет выполнять животноводство, а ведущими являются овцеводство и козоводство.
В 1996 году, по сравнению с 1990 годом, объемы реализации овец и коз упали на 9,6 тысячи тонн в живой массе. Производство основных видов продуктов животноводства сократилось повсеместно.
Продолжается сокращение производства шерсти. Снижение к уровню 1990 года составило 1001 тонну, или 60,1%. Основная причина - сокращение поголовья овец и снижение продуктивности, которое составило в 1996 году 1,7 кг в физическом весе, что на 28,2% ниже уровня 1990 года.
По сравнению с 1990 годом овец и коз стало меньше на 483 тысячи голов. Сокращается маточное поголовье животных. Вызывает тревогу нарастание этого процесса, ведущего к дальнейшему падению производства не только мяса и шерсти, но и подрыву самой основы развития отрасли на перспективу.
Сокращается поступление приплода основных видов скота. Так, ягнят и козлят в 1996 году получено на 100 маток по 30 голов, что меньше уровня 1990 года на 41 голову.
Замедление темпов роста объемов реализации продуктов животноводства изменилось во всех категориях хозяйств в 1990-1996 годах спадом.
1995 | 1996 | 1997 | |
Реализовано на убой скота в живом весе (тыс. т) Валовой надой молока (тыс. т) Произведено яиц (млн. шт.) Настрижено шерсти в физическом весе (тыс. т) |
5,8 9,7 1,7 0,8 |
2,5 7,3 1,3 0,9 |
1,07 6,3 1,4 0,45 |
Генетические возможности животных используются в хозяйствах лишь на 1/3. Сложилось крайне тяжелое положение с сохранением существующего генофонда животных - породы, породной группы.
Племенные животные идут на сдачу, продажу и бартерный обмен.
Традиционно ведущая отрасль в Горном Алтае - овцеводство - не может конкурировать с другими отраслями. Тем не менее, повышенный и постоянный спрос местного населения на баранину, овчину, шерсть и пух, а также наличие обширных пастбищ делают эту отрасль приоритетной на перспективу.
Выход овцеводства на рентабельные пути развития возможен только при повышении закупочных цен шерсти до 14 - 15 тысяч рублей за 1 кг. При этом необходим своевременный расчет после сдачи-приемки шерсти, поскольку такие важнейшие мероприятия, как зимовка, ягнение проводятся с огромными потерями в связи с отсутствием финансов на приобретение оборотных средств (ГСМ, сухое молоко, комбикорм, медикаменты и др.).
2.2. Создание полугрубошерстного овцеводства в высокогорной зоне
В районах, где интенсификация животноводства затруднена природно-географическими условиями, разведение высокопродуктивных пород скота невозможно из-за скудной растительности, низких температур зимой и высоких летом. В этих районах целесообразно разведение мясных пород, хорошо приспособленных к суровым условиям, круглогодовому пастбищному содержанию.
Такой зоной является высокогорная зона Республики Алтай с наиболее суровым и континентальным климатом, низкой годовой температурой, коротким летом, частными заморозками, резкими колебаниями температуры и влажностью воздуха.
Растительность в этой зоне представлена низкорослым и редким травостоем. Кормовую базу в хозяйствах зоны составляют горные и высокогорные пастбища с низкой продуктивностью сырой массы с гектара, многие горные пастбища безводны и могут быть использованы только в зимний период при их заснеженности.
Заготовленного сена хватает только для подкормки в короткий период ослабевшим и больным животным на 10 - 15 дней в исключительных случаях (сильные морозы, бураны, гололедица). В силу этого овцы в течение круглого года содержатся на подножном корме на пастбищах и кочуют по сезонам года с гор в долины и обратно. Поэтому животные этой зоны должны быть выносливыми, обладать способностью быстро и легко двигаться по горам, добывать себе корм из-под снега, хорошо нагуливаться в короткий осенне-летний период и быть стойкими в перенесении неблагоприятных условий в зимний период. В этих условиях наиболее приспособленными являются полугрубошерстные овцы, и расчеты показывают достаточно высокую эффективность их разведения (см. приложения N 4, 5, 6).
Работа по созданию полугрубошерстных овец будет проводиться на базе местных путем их скрещивания с овцами, завезенными из западных районов Монголии и Республики Тыва (чамарская порода).
Данная порода представляет практический интерес как ценный генетический материал для современной и последующей селекции в овцеводстве.
Для полного освоения естественных пастбищ высокогорной зоны овцами полугрубошерстного направления, более быстрого их разведения потребуется финансирование за счет федерального бюджета в сумме 2,5 млрд. рублей для покупки маток и баранчиков из Монголии и Республики Тыва (см. приложение N 7).
2.3. Создание рынка сбыта продукции и сырья овцеводства
В настоящее время производством полутонкой и полугрубошерстной шерсти занимаются Республика Алтай и Республика Тыва. Переработкой шерсти - фабрики первичной обработки шерсти, изготовлением готовой продукции - ковровые комбинаты (напольные ковры, ковры и другая продукция), овчинно-шубные фабрики (цигейка, спецодежда и др.), прядильные и трикотажные фабрики. Все они заинтересованы в развитии овцеводства, для чего необходимо создать ФАПО (финансово-агропромышленное объединение) по производству и переработке полугрубой и полутонкой шерсти, изготовлению конкурентоспособной продукции, что позволит поднять экономику всех его учреждений. Финансово-агропромышленное учреждение предлагает включить в себя следующие хозяйственные субъекты и финансовые центры: ковровые комбинаты, фабрики ПОШ, производителей полугрубой и полутонкой шерсти и финансовый центр (банки или банк).
Главное условие создания ФАПО - установление закупочных цен на полугрубую шерсть и авансирование хозяйств по кварталам:
1 квартал - 35%
2 квартал - 35%
июль - октябрь - 30%
Заключение
Проводимые ценовая, кредитная, налоговая политики привели финансовое состояние АПК в полное расстройство из-за неадекватного роста цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, во многих хозяйствах получаемые доходы не обеспечивают не только расширение, но и простое воспроизводство, развитие многоукладной сельской экономики.
Когда значительная часть земель будет находиться в собственности конкретных землепользователей, а их экономическое положение крайне неудовлетворительное и неустойчивое, реализация программы может быть осуществлена только при ее государственной поддержке путем целевого финансирования (мероприятия прилагаются).
Прогноз развития овцеводства и запаса кормов (см. приложение).
Приложение N 1
Плотность
скота на 100 га сельхозугодий
1994 | 1997 | |
1. Всего условных голов, тыс. 2. Приходится на 100 га с/х угодий (натуральных голов): - крупно-рогатого скота - овец и коз - лошадей - маралов - оленей - верблюдов - итого условных голов |
345,5 8,9 46,6 4,5 1,5 0,5 0,04 17,5 |
164,7 3,1 19,0 2,2 1,6 0,45 0,04 9,7 |
Приложение N 2
Наличие
кормов собственного производства на
1990-1994-1997 годы
1990 | 1994 | 1997 | ||||
кол-во тыс. т |
корм. ед. |
Кол-во тыс. т |
корм. ед. |
Кол-во тыс. т |
корм. ед. |
|
1. Зерновые 2. Сено 3. Солома 4. Силос 5. Сенаж 6. Монокорм |
26,6 179,7 22,3 208,1 189,9 |
26,6 84,4 5,6 33,3 66,4 |
16,5 155,0 23,0 17,0 15,0 |
16,5 72,9 5,8 2,7 5,3 |
5,6 49,1 1,7 39,0 43,2 21,7 |
5,6 22,1 0,3 7,8 13,0 6,5 |
Всего кормовых единиц |
- |
232,6 |
- |
150,3 |
- |
55,3 |
Приложение N 3
Расход
кормов по Республике Алтай
1990 | 1997 | |
1. Крупный рогатый скот, голов условных голов 2. Овцы, козы, голов условных голов 3. Лошади, голов условных голов 4. Маралы, голов условных голов 5. Олени, голов условных голов 6. Всего условных голов 7. Корма собственного производства, к. ед. 8. Факт, кормовых единиц на 1 условную голову |
109859 104875 983005 157281 62745 62745 18656 14925 8386 4193 344019 2326326 6,76 |
52571 49680 323142 51702 34789 37489 27440 21952 7679 3840 164663 553260 3,3 |
Приложение N 4
Оборот
стада овец (1000 голов, маток 44)
1. Поголовье овец, голов в том числе маток 2. Приплод голов (95 ягнят на 100 маток) 3. Сдача: голов (баранчиков в год рождения) вес одной головы (кг) общий вес (ц) Выбраковка: голов (20) от всего поголовья вес одной головы (кг) общий вес (ц) Итого сдачи и выбраковки: голов вес одной головы (кг) общий вес (ц) 4. Живой массы на 1-вх. голову (кг) 5. Поголовье на конец года |
1000 440 427 227 25 57,0 200 45 90,0 427 147 14,7 1000 |
Приложение N 5
Приход | |
1. Выход живой массы на 1-вх. голову (кг) закупочная цена 1 кг (руб.) общая сумма (руб.) 2. Выход шерсти на 1 голову (кг) закупочная цена 1 кг цветной шерсти (руб.) общая сумма (руб.) 3. Выход овчины на 1 голову (шкур) закупочная цена 1 шкуры (руб.) общая сумма (руб.) 4. Итого сумма от реализации всей продукции (руб.) |
14,7 3,0 44,1 1,5 6,0 9,0 0,4 15,0 6,0 59,1 |
Расходы | |
1. Расходы: - грубых кормов (сено) на 1 гол. на зимовку (кг) - закупочная цена 1 кг сена (руб.) общая сумма (руб.) - концентратов на 1 гол. на зимовку (кг) закупочная цена 1 кг концентратов (руб.) общая сумма (руб.) - зарплата в расчете на 1 гол. (руб.) - другие расходы (руб.) |
50,0 0,3 15,0 10,0 1,2 18,0 10,0 10,0 |
Итого расходов (руб.) | 53,0 |
2. Эффективность содержания (%) | 111,5 |
Приложение N 6
Расчет
рентабельности производства шерсти
по Республике Алтай
Факт 1997 года | |
1. Закупочная цена шерсти за 1 кг (в чистом волокне) без НДС и др. расходов (руб.) 2. Дотация на маточное поголовье овец 3. Итого 4. Производственная себестоимость 1 кг шерсти в чистом волокне 5. Прибыль от реализации шерсти (руб./кг) 6. Рентабельность (%) |
10,0 90,0 100,0 15,2 3,8 25,0 |
Приложение N 7
Расходы
на покупку овец в 1997 году
1. Стоимость 1 головы (руб.) 2. Завоз по импорту из Монголии и Республики Тыва, всего голов 3. Общая сумма (тыс. руб.) 4. Расходы на транспортировку (тыс. руб.) 5. Командировочные расходы по отбору (тыс. руб.) 6. Итого (тыс. руб.) |
160,0 15000 2400,0 90,0 10,0 2500,0 |
Приложение N 8
Прогноз
развития овцеводства по Республике Алтай
Годы | Числен- ность овец тыс. гол. |
Настриг шерсти в физ. весе на 1 гол. |
Произ-во шерсти в физ. весе, тонн |
Произв-во шерсти в чистом волокне, тонн |
Баранина в живом весе, тонн |
Овчина, штук |
1997 факт 1998 |
443,0 366,5 |
1,7 1,7 |
753 623 |
480 400 |
1452 1180 |
47,0 39,0 |
1999 | 350,0 | 1,8 | 630 | 400 | 1155 | 37,0 |
2000 | 360,0 | 2,0 | 720 | 460 | 1188 | 39,0 |
Приложение N 9
Прогноз
производства кормов по Республике Алтай
Годы | Всего корм. ед. |
В том числе | ||||
Грубых | Сочных | Конкорм | ||||
1997 факт 1998 1999 |
553260 525000 550000 |
224100 230000 250000 |
221120 226000 245000 |
273460 260000 260000 |
7800 90000 120000 |
56000 35000 40000 |
Приложение N 10
Мероприятия
по выполнению программы развития овцеводства
в Республике Алтай
Объем га. шт. гол. |
Потребность в финансовых средствах | |||||
Общая сумма |
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||
Раздел 1 | ||||||
1. Геоботаническое обследование всех с/х, лесных и других угодий. Определение площади деградированных пастбищ и разработка мероприятий по их улучшению (млн. га) |
1,4 |
210000 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
2. Создание финансового федерального фонда для поддержки хозяйств, подвергшихся неблагоприятным для овец погодным условиям (МЧС такие явления природы не считает стихийными бедствиями) из расчетов 5 руб. за голову |
100000 |
500 |
Ежегодный годовой запас РА |
|||
Раздел 2 | ||||||
3. Дотация на 1 овцекозоматку 90 руб. тыс. гол. сумма |
81900 |
230 20700 |
210 20700 |
220 18900 |
250 22500 |
|
4. Включение всех овцеводческих и козоводческих племзаводов и племхозяйств в список на получение дотации из федерального бюджета |
2 |
2 |
3 |
3 |
||
5. Создание полугрубошерстного овцеводства в высокогорной зоне - закуп по импорту из Монголии. |
15000 |
2,500 |
по расчету |
Приложение N 11
Мероприятия
по государственной поддержке и развитию
полугрубошерстного овцеводства Республики Алтай
NN пп |
Сумма всего млн. руб. |
1997 | 1998- 2000 |
Исполнители | |
1. | Комплексное обследование хозяйств, реконструкция кошар, водоснабжение, энергообеспеченность |
Минсельхозпрод Республики Алтай, хозяйства |
|||
2. | Отбор животных в Республике Тыва, Монголии. Транспортные расходы по перевозке животных. Оплата стоимости животных |
Минсельхозпрод Республики Алтай, Депживотно- водство РФ, Депэкономики, Депфинансов, хозяйства |
Приложение N 12
Источники финансирования
Бюджет РФ, Бюджет Республики Алтай, Собственные средства хозяйств. |
2,5 0,5 0,05 |
1,0 0,25 0,025 |
1,5 0,25 0,025 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 14 мая 1998 г. N 137 "О программе развития полугрубошерстного овцеводства в Республике Алтай"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Алтай от 21 ноября 2007 г. N 248 настоящее Постановление признано утратившим силу