Постановление Правительства Республики Алтай от 22 августа 2002 г. N 237
"Об утверждении республиканской программы "Развитие единой образовательной
информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 годы"
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2001 года N 630# Правительство Республики Алтай постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства РФ N 630 следует читать "от 28.08.2001 г."
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развития единой образовательной информационной среды на 2002-2005 годы" (далее именуется - Программа).
2. Министерству финансов Республики Алтай (У.А.Альпимов) при формировании бюджета на 2003 год и на последующие годы предусмотреть средства на реализацию данной Программы.
3. Министерству образования и науки Республики Алтай (В.К.Трутнев) для выполнения и практического применения данной Программы создать "Центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса".
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства РА B.C.Торбокова.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Пояснительная записка
к проекту Постановления Правительства Республики Алтай
об утверждении республиканской программы
"Развитие единой образовательной информационной среды
Республики Алтай на 2002-2005 годы"
Программа "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 годы" разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы".
В настоящее время в рамках Президентской программы "Дети России" в образовательные учреждения республики поступает вычислительная техника, которая практически не используется в учебном процессе, и причиной этого является:
- отсутствие квалифицированных кадров в области информационных технологий в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
- отсутствие доступа к информационным ресурсам, системы дистанционного образования и электронных учебных материалов.
Основной целью программы является создание единой образовательной информационной среды Республики Алтай, которая позволит повысить качество образования с использованием новых информационных технологий и предоставит равные возможности для получения образования всех уровней и ступеней в Республике Алтай.
Программа предусматривает создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграцию с традиционными учебными пособиями и подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Программа рассчитана на 2002-2005 годы. Финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Алтай и внебюджетных источников. На реализацию программы планируется затратить 40 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета - 11,666 млн. руб., из бюджета Республики Алтай - 16,078 млн. руб., из других источников - 12,256 млн. руб.
В результате реализации этой программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая:
- позволит создать условия для обеспечения равных возможностей на получение образования всех уровней и ступеней в Республике Алтай; обеспечит доступ учащихся и преподавателей не менее 50% общеобразовательных учреждений и не менее 70% профессиональных учебных заведений республики к сетевым информационным ресурсам; число компьютеров в общеобразовательных учреждениях будет доведено до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся;
- повысит качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы;
- осуществит внедрение электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.) и их интеграцию с традиционными средствами обучения;
- позволит провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий;
- создаст условия для сохранения и изучения языка и культуры алтайского народа.
Министерство образования и науки Республики Алтай
Горно-Алтайский государственный университет
Республиканская программа
"Развитие единой образовательной информационной среды
Республики Алтай на 2002-2005 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 22 августа 2002 г. N 237)
Горно-Алтайск, 2002 г.
Паспорт
Республиканской программы
"Развитие единой образовательной информационной среды
Республики Алтай на 2002-2005 гг."
Наименование Программы
"Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг."
Государственный заказчик Программы
Министерство образования и науки Республики Алтай
Основные разработчики Программы
Горно-Алтайский государственный университет, Министерство образования и науки Республики Алтай, Центр науки и технологий Республики Алтай
Конечная цель Программы
Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай, обеспечивающей:
- повышение качества образования в республике на основе использования новых информационных технологий:
- предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем жителям республики на получение образования всех уровней и ступеней.
Задачи Программы
1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.
2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2002-2005 годы.
Первый этап - 2002-2003 годы. Разработка и внедрение современных электронных учебных материалов. Разработка программ, учебных планов и материалов, организация курсов повышения квалификации преподавательских кадров. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Создание единой образовательной информационной среды.
Второй этап - 2004-2005 годы. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Завершение поставок средств информатизации в учебные заведения. Развитие единой образовательной информационной среды. Организация сервисной службы.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Основные направления Программы
1. Создание и внедрение электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса. Формирование перечня электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования; разработка и тиражирование электронных учебных материалов; организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам; организация системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Формирование программ и методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
3. Обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами. Обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов.
4. Создание и развитие образовательной телекоммуникационно-информационной среды. Проектирование и развертывание республиканской образовательной сети, включение ее в российские телекоммуникационные сети. Интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду.
5. Организация сервисной службы. Создание инфраструктуры сервисной службы, организация эффективного функционирования сервисной службы.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Алтай и из других источников.
Всего на 2002-2005 годы 40 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 11,666 млн. руб., из средств бюджета Республики Алтай 16,078 млн. руб., из других источников 12,256 млн. руб.
Примечание: в случае изменения объемов финансирования из средств федерального бюджета (при формировании бюджета на очередной год) пропорционально изменяются и объемы финансирования из бюджета Республики Алтай, а также объемы финансирования из других источников (усредненные соотношения по годам реализации программы федерального бюджета, бюджета Республики Алтай, средств из других источников соответственно следующие: 29% - 40% - 31%).
Ожидаемые конечные результаты
В результате выполнения Программы получит существенное развитие, будет апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит:
Создать условия для повышения качества образования в Республике Алтай за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся.
Создать условия для обеспечения равных возможностей на получение образования всех уровней и ступеней в Республике Алтай; обеспечить доступ учащихся и преподавателей не менее 50% общеобразовательных учреждений и не менее 70% профессиональных учебных заведений Республики Алтай к сетевым информационным ресурсам.
Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для сельской школы.
Обеспечить разработку электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Внедрить современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.
Разработать электронные учебные материалы по изучению природных и социально-экономических особенностей Республики Алтай, этнокультурных традиций местного населения.
На территории Республики Алтай создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
Создать условия жителям республики с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.
Внедрить программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.
Создать республиканский центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, осуществляющий обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды Республики Алтай.
Система организации контроля за исполнением Программы
Система организации контроля за исполнением Программы определяется Министерством образования и науки Республики Алтай.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
принятия Программы
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность.
Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.
В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты# складывающейся системы открытого образования.
На этом фоне состояние информатизации школ Республики Алтай можно расценить как неудовлетворительное.
Общеобразовательная школа
Большую часть компьютерного парка в школах составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые по существу в настоящее время не пригодны к эксплуатации. В большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Определенная работа велась на местах, но это были лишь разрозненные усилия, которые носили частный характер и не могли существенно повлиять на реальное положение дел в школах республики.
Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется только в классах, оснащенных устаревшими средствами вычислительной техники. Это, как правило, системное программное обеспечение, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовые редакторы. Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.
Только 6,34% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и только 0,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.
Разработка образовательных ресурсов идет крайне медленно.
На сегодняшний день менее 10% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится более 2000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Широкому распространению Интернет-технологий в общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования Республики Алтай входят 189 сельских школ основного общего образования. Имеется 62 начальных малокомплектных школы. В сельских школах обучается примерно две трети школьников республики.
В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой - как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Определенный прогресс в области оснащения сельских школ компьютерами был достигнут в ходе реализации программы компьютеризации сельских школ, проводимой в 2001 г. Однако число поставляемых компьютеров в отдельную школу минимально и данную вычислительную технику можно рассматривать как некоторый задел для дальнейшего наращивания компьютерного парка.
Описанное состояние оснащенности сельских школ приводит к определенной информационной изолированности сельских школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.
Профессиональная школа
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Однако в настоящее время лишь около 25% из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
В настоящее время единственный государственный вуз Республики Алтай, Горно-Алтайский государственный университет, имеет низкоскоростной и ненадежный доступ в глобальные вычислительные сети. При этом уровень информатизации учебной и научной деятельности там пока недостаточен. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов связи. Для высших учебных заведений необходимо# постоянный надежный высокоскоростной выход в Интернет с пропускной способностью 256Кбит/с - 2Мбит/с. В этом случае вуз может стать важным источником информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования Республики Алтай.
Состояние сферы образования Республики Алтай и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в республике единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Необходимость разработки и принятия республиканской программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием работ по информатизации образования в мире.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы
Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай, обеспечивающей:
- повышение качества образования в республике на основе использования новых информационных технологий;
- предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем жителям республики на получение образования всех уровней и ступеней.
Задачи Программы
Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:
1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения.
2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
4. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды Республики Алтай.
III. Система программных мероприятий
1. Создание и внедрение электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса
Одной из главных составляющих образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной и республиканской системами образования.
Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.
Разработка электронных учебных материалов организуется по уровням образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Поскольку в базисных учебных планах общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования предусмотрен федеральный компонент, который как раз и обеспечивает единство образовательного пространства страны и включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения, то разработка электронных учебных материалов по дисциплинам федерального компонента осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Электронные библиотеки. Широкое распространение новых информационных технологий и Интернет сформировали необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных, методических и иных ресурсов. Благодаря сетевой инфраструктуре данные ресурсы потенциально доступны любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы по расширению аудитории обучающихся.
В составе электронной библиотеки, создающейся в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальные сети.
Принципы организации электронной библиотеки должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных.
Медиатеки. Инструментальный программно-технический комплекс должен сопровождаться прикладным программно-методическим обеспечением.
Внедрение электронных учебных материалов. Для организации разработки, производства и тиражирования программно-методических и учебно-технических комплексов требуется создание системы сертификации, тестирования и экспертизы электронных учебных материалов и учебно-лабораторного оборудования.
Создание электронных учебных материалов с использованием современных технологий предполагает объединение усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов - ученых-педагогов, учителей, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой работы.
В электронных учебных материалах должны реализовываться предпосылки для повышения эффективности обучения, для развития способностей к творческой деятельности, которые создает применение компьютеров и информационных технологий. Принципы мультимедиа создают, в частности, большие возможности для создания интегрированных курсов.
Система дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения необходимо предусмотреть создание комплекта документов и материалов, обеспечивающих индивидуальное обучение лиц, желающих получить образование в форме самостоятельного экстерната (в силу социальных, психологических или физиологических особенностей не имеющих возможности посещать массовую общеобразовательную школу).
Средства сетевого тестирования и контроля знаний. В рамках комплекса работ по созданию информационно-образовательной среды системы образования республики необходимо предусмотреть внедрение системы сетевого тестового контроля для дистанционного обучения.
В ходе реализации Программы должна быть создана информационно-производственная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.) для индивидуальных и коллективных форм обучения.
Общеобразовательная школа
Информатизация школы - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
На основе концепции обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса должен быть сформирован перечень необходимых электронных средств обучения с учетом интеграции их с учебными средствами на традиционных носителях.
В ходе реализации Программы необходимо предусмотреть создание электронных учебных материалов и средств поддержки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для получения ими полноценного образования и необходимой специальной (коррекционной) помощи.
В рамках Программы предполагается развитие сетевых ресурсов для системы дополнительного образования детей по различным программам детского и юношеского творчества, укрепление материальной базы учреждений дополнительного образования, что особенно важно для проведения внеурочной работы в сельских школах.
В целях создания педагогически эффективной информационно-образовательной среды будет осуществлена разработка и экспериментальная проверка материалов для образовательного портала, который должен содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и т.д.
В первую очередь необходимо внедрить учебно-методические комплексы, обеспечивающие выполнение базисного учебного плана основной общей средней школы и профилированной старшей школы. В рамках программы требуется предусмотреть создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса по дисциплинам национально-регионального компонента.
Учебный комплекс должен включать электронный учебник, школьную мультимедийную электронную энциклопедию, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для учителей.
Среднее и высшее профессиональное образования#
Перечни электронных учебных материалов и программно-методических комплексов по дисциплинам специальностей среднего профессионального образования формируются на основе:
- приоритетного обеспечения инвариантных дисциплин перечня образовательных программ специальностей среднего профессионального образования;
- анализа особенностей назначения, формирования содержания и специфики практических навыков по дисциплинам;
- востребованности подготовки специалистов среднего звена по различным направлениям подготовки.
С учетом специфики университета значительное количество электронных учебных материалов должно готовиться силами самого университета в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, научно-педагогических, административных и инженерно- технических кадров в области новых информационных и телекоммуникационных технологий
2.1. Формирование программ повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров
В целях организации повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров формируются программы обучения различных категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий: - административно-управленческого персонала, включающего руководителей и специалистов местных органов управления образованием, руководителей методических служб, директоров общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального, среднего основного и профессионального образования; - по общеобразовательным школам: учителей-предметников, педагогов дополнительного и специального (коррекционного) образования, учителей информатики; - по учреждениям начального профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала.# - по образовательным учреждениям среднего профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала; - по специальным (коррекционным) учреждениям: руководителей, учителей начальных классов, практических психологов;
- по информационным центрам: руководителей, инженерно-технического персонала.
2.2. Методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Для выполнения программы повышения квалификации административно-управленческого персонала, учителей, педагогических и инженерно-технических кадров общего, специального и профессионального образования необходима разработка учебно-методических материалов с учетом требований к уровню подготовки различных категорий работников.
В этих целях составляется перечень учебно-методических материалов, необходимых для повышения квалификации преподавателей-мультипликаторов, работников общего и профессионального образования.
Определяется перечень высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по разработке учебно-методических материалов. Для обеспечения единых подходов к содержанию программ повышения квалификации разрабатываются для отдельных категорий работников государственные требования к содержанию программ повышения квалификации, а также методические рекомендации для различных категорий работников. Разрабатываются также учебно-тематические планы с указанием целей и сроков обучения слушателей.
2.3. Организация повышения квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров будет осуществляться на базе Горно-Алтайского государственного университета, других учреждений дополнительного образования в республике и за ее пределами. Подготовка инженерно-технических кадров будет осуществляться на базе Республиканского центра информационной и научно-методической поддержки образования, Горно-Алтайского государственного университета, других учреждений дополнительного образования в республике и за ее пределами.
Состав категорий работников образовательных учреждений приведен ниже.
Состав категорий работников образовательных учреждений общего,
начального и среднего профессионального образования, информационных центров на 1 сентября 2001 г.
Образовательные учреждения
1. Количество учреждений среднего и начального образования - 203
Количество учителей - 4210
в городских школах - 688
в сельских школах - 3522
Количество руководителей - 1025
2. Количество учреждений среднего профессионального образования - 5 Количество штатных преподавателей - 300
Количество руководителей - 30
3. Количество учреждений начального профессионального образования - 6
Количество штатных преподавателей - 84
Количество руководителей - 28
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Количество информационных центров - 12
Количество инженерно-технических работников - 50
Для организации и проведения повышения квалификации различных категорий работников составляются перечни высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. При подготовке перечней образовательных учреждений исходными предпосылками для выбора образовательных учреждений, на базе которых будет проходить повышение квалификации административно-управленческого персонала, учителей, преподавателей и инженерно-технического персонала, являются имеющийся опыт работы по повышению квалификации в области новых информационных технологий и состояние материально-технической базы образовательных учреждений, а также территориальное расположение образовательных учреждений, позволяющих организовать на их базе повышение квалификации во всей республике.
Учитывая, что университет и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования не смогут в короткие сроки обеспечить обучение необходимого (расчетного) количества учителей-предметников, учителей информатики, инженерно-технического персонала общеобразовательных школ, необходимо провести работу по определению базовых школ и межшкольных компьютерных центров в республике для организации повышения квалификации различных категорий работников.
Существенное снижение расходов на подготовку и переподготовку учителей может быть достигнуто за счет использования дистанционного образования. В этом случае обучение можно вести, не затрачивая значительных средств на проезд, проживание и т.п. Учитель получает при этом возможность постоянных консультаций, живого общения с ведущими специалистами, доступ к сетевым информационным ресурсам.
Особое значение имеет подготовка координаторов информационных технологий в образовательном учреждении, структуре управления, республике, организующих применение информационных технологий в образовательном процессе и в повседневной деятельности учащегося и учителя, обеспечивающих методическую поддержку учителей.
Переподготовка преподавателей должна носить практический, проектный характер, направленный на получение опыта практического применения информационных и коммуникационных технологий и опыта проектирования информационной среды учреждения или системы учреждений.
В целях формирования в республике актива учителей-координаторов информационных технологий их подготовка будет осуществляться с использованием интенсивных тренингов и специальных семинаров.
3. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации
3.1. Определение типовых конфигураций и технических параметров оборудования
Для эффективной работы учащихся целесообразно поставлять в образовательные учреждения не отдельные компьютеры, а компьютерные классы, объединенные в локальную сеть. Это позволит осуществлять более эффективный контроль со стороны учителя, использовать сетевые версии образовательных продуктов (на класс, а не на каждое рабочее место), эффективнее использовать ресурсы сети (осуществлять обмен информацией и совместную обработку данных). В этом случае компьютерные классы поставляются вместе со специализированной мебелью, поскольку монтаж сетевого оборудования, укладка соединительного кабеля не может производиться случайным образом, а должна соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам, поскольку подлежит обязательной сертификации.
Поставляемая учебная мебель должна соответствовать требованиям государственных стандартов по школьной мебели, по мебели для образовательных учреждений, по столам для преподавателя. Обязательно соблюдение ростовых категорий мебели для различных возрастных групп учащихся. Кроме того, для мебели обязателен гигиенический сертификат Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
В комплект поставки должно входить лицензионное системное программное обеспечение.
Таким образом, предметом поставки в образовательные учреждения являются:
- компьютерные классы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика);
- учебная техника в номенклатуре в соответствии с утвержденными перечнями минимально необходимого учебного оборудования (принтер, сканер, проектор), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники;
- программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;
- сетевое и телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение;
- специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов.
Необходимо обеспечить готовность образовательных учреждений к приемке и размещению поставляемой техники, учет специальных требований к размещению компьютеров.
3.2. Оснащение средствами учебной и вычислительной техники
Среднее (полное) общее образование
Центральное место в оснащении занимает компьютерный класс, который предназначается для проведения занятий по информатике, а также для проведения отдельных уроков по большинству школьных дисциплин. Этот же компьютерный класс, при поставке соответствующих программных средств, может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и национальных языков.
Минимизировать расходы на оснащение можно путем поставки кабинета-лектория (в составе проектора, отражательного экрана, наборов плакатов) для всех дисциплин гуманитарного цикла, а также математики, безопасности жизнедеятельности и некоторых других.
Таким образом, можно обеспечить материально-техническую поддержку дисциплин федерального компонента образования.
За счет этого допускается поставка компьютеров не в отдельные школы, а в специально создаваемые муниципальные межшкольные компьютерные центры (ресурсные центры), где имеются кадры, способные обеспечить их эффективное использование, надлежащая ремонтная база, хорошие линии связи.
В последующие годы обеспечение сельских школ компьютерным и телекоммуникационным оборудованием должно быть продолжено.
Начальное и среднее профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений начального и среднего профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений среднего общего образования.
Для учреждений начального и среднего профессионального образования принципиально важным является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся, формирующих у них профессиональные навыки.
Компьютерный класс предназначается для проведения занятий по информатике, отдельных занятий по общеобразовательным и специальным дисциплинам, использования в качестве лингафонного кабинета для изучения иностранных и национальных языков при поставке соответствующих программных средств.
Таким образом, можно обеспечить материально-техническую поддержку дисциплин федерального компонента образования.
Среднее профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений среднего профессионального образования всех типов, а также оснащение лабораторий и кабинетов специальных (профилирующих) дисциплин может быть аналогичен уровню оснащения учреждений начального профессионального образования.
Для учреждений среднего профессионального образования принципиально важным является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов, формирующих у них профессиональные знания и навыки.
Компьютерный класс предназначается для проведения занятий по информатике, а также для проведения отдельных занятий как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам (этот же компьютерный класс при соответствующей конфигурации поставки программных средств может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и национальных языков).
Высшее профессиональное образование
В настоящее время Горно-Алтайский государственный университет уже имеет достаточное количество компьютерных классов. Основная задача, которую необходимо решать, это - модернизация парка вычислительной техники, управление учебным процессом, автоматизация и развитие существующего учебного оборудования. Одной из задач здесь является сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использования при обучении новых компьютерных образовательных продуктов на современных носителях, а также модернизация и компьютеризация инфраструктуры поточных лекционных аудиторий.
Для решения этой задачи планируется разработка автоматизированных лабораторных практикумов как по общенаучным, так и по специальным профилирующим дисциплинам.
Это позволит университету стать источником информационных и образовательных услуг для общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования республики.
Поставка оборудования будет осуществляться на базе Республиканского центра информационной и научно-методической поддержки образования.
4. Создание и развитие образовательной телекоммуникационно-информационной среды
В качестве сети передачи данных в рамках рассматриваемой Программы необходимо использовать существующую инфраструктуру республиканских сетей связи общего пользования, российских научно-образовательных сетей, выделенных сетей, имеющих наиболее разветвленную инфраструктуру на республиканском уровне.
Сетевая телекоммуникационная инфраструктура республиканского образования должна давать возможность получения интегрированных телекоммуникационных услуг: передача данных, голоса, видео по сети, т.е. изначально направлена на перспективу создания единой высокотехнологичной информационной среды.
Поскольку сетевая телекоммуникационная инфраструктура образования должна быть реально интегрирована в существующие системы связи, первым шагом должна быть разработка проекта сети, учитывающего расположение учебных заведений (средних, среднеспециальных, высших, дополнительных), предполагаемые объемы передачи информации, существующие и планируемые подключения к другим сетям, наличие и перспективы подготовки кадров по эксплуатации сетевого оборудования и всей сетевой инфраструктуры и т.д.
Основным элементом сети передачи данных, охватывающей средние школы, профессиональные учебные заведения, межшкольные компьютерные центры, районные узлы доступа в сеть# должен стать центральный узел доступа в сеть, расположенный в Горно-Алтайске. К нему должны подключаться школы, другие образовательные учреждения, компьютерные центры, расположенные непосредственно в городе и на относительно небольшом удалении от него.
Для организации подключения сельских учебных заведений предлагается организовать пилотный районный центр и подключить его в общую образовательную сеть.
Схема подключения сельских школ должна выбираться исходя из их расположения, состояния имеющейся инфраструктуры с целью минимизации затрат, необходимых для обеспечения достаточной скорости, качества и надежности связи. С это#
Центральный узел доступа в сеть, должен быть иметь подключение к общероссийской научно-образовательной сети при помощи высокоскоростных каналов передачи данных, которые могут арендоваться у национальных или местных операторов связи.#
Как дополнение к наземным магистралям передачи данных предполагается использовать комплексы спутниковой связи, обеспечивающей достаточную пропускную способность центрального узла доступа.
Следует иметь в виду, что построение сети должно быть максимально сбалансированным: недопустим перекос в сторону построения одного типа магистралей связей за счет других.
В местах неразветвленной местной сети возможно применение систем беспроводного доступа, радиорелейных линий передач и т.д.
Комплексный подход к построению сети должен ускорить ее ввод в действие и, самое важное, создать прецедент продуманного построения сети на долгие годы.
Для обеспечения реализации основных задач Программы,# опорная инфраструктура должна удовлетворять следующим требованиям:
- поддержка интегрированных услуг связи,#
- поддержка высокой скорости передачи данных (ПД);
- возможность эффективной замены оборудования средств связи на новые высокотехнологичные решения;
- масштабируемость используемых технологий;
- высокий уровень надежности и безопасности ПД;
- обеспечение гарантированной пропускной способности для всех каналов, образующих сеть и качества предоставляемых услуг;
- использование стандартизованных вариантов решения шлюзования различных сегментов сети;
- эффективное управление ресурсами сети и параметрами качества;
- эффективное использование каналов связи;
- минимальная стоимость расширения инфраструктуры.
Основными направлениями развития республиканской телекоммуникационной инфраструктуры в сфере образования должны стать:
- разработка проекта республиканской образовательной сети, нацеленной на долгосрочные перспективы предоставления интегрированных услуг связи;
- решение задачи "последней мили", т.е. подключение конечных пользователей (образовательных учреждений);
- дальнейшее увеличение пропускной способности наземных каналов связи опорной сети, внедрение перспективных технологий беспроводного доступа, развитие доступа к спутниковым каналам связи.
В соответствии с требованиями настоящей Программы предусматривается обеспечить доступ в сеть образовательных учреждений на всей территории Республики Алтай, на скоростях не менее:
- для индивидуальных пользователей (детей с ограниченными возможностями) - 33,6 Кбит/с, - для образовательных учреждений, являющихся сегментами сети с количеством компьютеров менее 10 - 33,6 Кбит/с,
- для образовательных учреждений, являющихся сегментами сети с количеством компьютеров от 10 до 50 - 64 Кбит/с,
- для образовательных учреждений, являющихся сегментами сети с количеством компьютеров от 50 до 100 - 128 Кбит/с,
- для образовательных учреждений, являющихся сегментами сети с количеством компьютеров свыше 100 - 256 Кбит/с-2Мбит/с.
В ходе построения сети для решения задач "последней мили" могут использоваться современные технологии передачи данных.
При проектировании учитывается необходимость унификации используемого оборудования по всей сети, предусмотрена возможность масштабирования коммутационного и маршрутизирующего оборудования, в соответствии с нормативными документами Министерства связи Российской Федерации.
При построении как всей сети, так и ее первой очереди учитываются вопросы равномерности загрузки сети и эффективности ее использования.
В ходе реализации программы необходимо отработать в экспериментальном режиме вопросы подключения школ, межшкольных и районных центров по различным схемам организации связи.
Создание единой республиканской телекоммуникационной образовательной среды осуществляется совместно с реализацией Республиканской целевой программы "Электронный Алтай".
Разработка проекта и его реализация будут осуществляться на базе Республиканского центра информационной и научно-методической поддержки образования и Горно-Алтайского государственного университета.
5. Организация сервисного обслуживания
Уровень организации сервисной службы имеет определяющее значение в обеспечении качества и эффективности реализации Программы в целом. Это обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим количеством потребителей (более двухсот школ) и удаленностью потребителей от потенциальных поставщиков и структур сервисного обслуживания.
Исходя из требований международных стандартов, сервисное обслуживание должно охватывать четыре последовательных стадии жизненного цикла продукции:
- монтаж и ввод в эксплуатацию;
- техническая помощь и обслуживание;
- этапы после реализации;
- утилизация или восстановление в конце выработки ресурса.
Качественное выполнение сервисного обслуживания требует организационной, технической и информационной взаимосвязи при выполнении работ на всех указанных четырех стадиях.
Организация сервисного обслуживания в рамках Программы должна обеспечить, главным образом, постгарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их модернизацию (частично) и учебно-методическую поддержку для адаптации в учебном процессе.
С учетом масштабности Программы организация сервисной службы должна включать решение следующих задач:
- разработка организационных форм и принципов управления сервисным обслуживанием на республиканском и районном уровнях;
- создание нормативно-технического и методического обеспечения для организации сервисного обслуживания;
- создание материально-технической базы и подготовка кадров для центров сервисного обслуживания республиканского и местного уровней.
Сервисное обслуживание будет осуществляться на базе Республиканского центра информационной и научно-методической поддержки образования.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Алтай, других средств.
Программа предусматривает направление финансовых средств лишь на целевые расходы, связанные с выполнением программных мероприятий.
Для обеспечения образовательных учреждений средствами вычислительной техники и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам даже на уровне, минимально соответствующем современным требованиям, необходимо, как показывают расчеты, более 152 миллионов рублей (в ценах мая 2002 года).
С учетом ограниченных возможностей республиканского бюджета в данной Программе предполагаются только минимальные поставки современной техники, инициирующие работу по информатизации образования и позволяющие создать необходимую основу для дальнейшего развития.
Общий объем финансирования программы предусмотрен в размере 40 млн. руб. (в ценах 2002 г.); в том числе из средств федерального бюджета - 11,666 млн. руб., из средств бюджета Республики Алтай - 16,078 млн. руб., из других источников - 12,256 млн. руб.
Часть недостающих средств может быть выделена за счет текущего финансирования из других различных источников.
В случае изменения объемов финансирования из средств федерального бюджета (при формировании бюджета на очередной год) пропорционально изменяется и объем финансирования из бюджета Республики Алтай, а также объемы финансирования из других источников (усредненные соотношения по годам реализации программы федерального бюджета, бюджета РА и других средств соответственно следующие: 29% - 40% -31%).
Средства федерального бюджета будут направлены в основном на:
- создание электронных средств обеспечения и поддержки учебного процесса (направление 1);
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий (направление 2);
- обеспечение учебных заведений общего и профессионального образования средствами информатизации (средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными средствами) и предоставление услуг по их сопровождению (направление 3);
- создание системы доступа учебных заведений общего и профессионального образования к образовательным ресурсам (направление 4):
- организация эффективной сервисной службы (направление 5).
Наиболее значительные расходы приходятся на 2004-2005 годы, когда запланирован интенсивный процесс разработки и внедрения электронных учебных материалов и развертывания образовательной информационной среды. Распределение средств по годам приведено в таблице.
Распределение средств по годам (тыс. руб.)
Источник финансирования | Всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Финансовые затраты всего, в том числе |
40000 | 2696 | 13444 | 14315 | 9545 |
- федеральный бюджет | 11666 | 751 | 3767 | 4272 | 2876 |
- бюджет Республики Алтай | 16078 | 1120 | 5417 | 5640 | 390 |
- другие источники | 12256 | 825 | 4260 | 4403 | 2768 |
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы из средств федерального бюджета подлежат уточнению при формировании бюджетов всех уровней на очередной год.
V. Механизм реализации Программы
В соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" отбор участников программных проектов и мероприятий производит государственный заказчик в лице Министерства образования и науки Республики Алтай на конкурсной основе.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов - перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования.
Выполнение республиканской программы "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг." должно осуществляться в координации с выполнением ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг.",#
При этом Республика Алтай:
- разрабатывает республиканскую программу создания единой информационной образовательной среды с включением в нее конкретных мероприятий, предусмотренных в Федеральной целевой программе, и осуществляет их реализацию;
- обеспечивает финансирование мероприятий республиканской программы за счет собственных средств и других источников финансирования.
Планы работ на предстоящий год с указанием механизмов реализации и объемами финансирования представляются в Министерство образования и науки Республики Алтай не позднее 1 сентября Научно-техническим советом по республиканской программе "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг.".
VI. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляется Научно-техническим советом по республиканской программе "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 гг." (далее именуется - Совет), образованным государственным заказчиком и включающим представителей организаций, являющихся основными разработчиками Программы. Государственный заказчик вместе с Советом контролирует выполнение проектов и мероприятий Программы, ведет информационный банк данных по Программе. Государственный заказчик совместно с Министерством экономики РА и Министерством финансов РА с учетом выделяемых на выполнение Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
VII. Ожидаемые конечные результаты
В результате выполнения Программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда Республики Алтай, которая позволит:
- Создать условия для повышения качества российского образования за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся.
- Создать условия для обеспечения равных возможностей всем жителям республики на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей не менее 50% общеобразовательных учреждений и не менее 70% профессиональных учебных заведений республики к сетевым информационным ресурсам.
- Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждой сельской школы.
- Обеспечить разработку электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Внедрить современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.
- Разработать электронные учебные материалы по изучению природных и социально-экономических особенностей Республики Алтай, этнокультурных традиций местного населения.
- Создать и развить нормативную базу единой образовательной информационной среды.
- На территории Республики Алтай создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам.
- Создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
- Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
- Создать условия жителям республики с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования. Создать условия для интеграции в общеобразовательные учебные заведения электронных специализированных (коррекционных) учебных средств, необходимых для оказания квалифицированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении.
- Внедрить программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.
- Создать республиканский центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, осуществляющий развитие и поддержку сети, обслуживание программно-аппаратных комплексов единой образовательной информационной среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 22 августа 2002 г. N 237 "Об утверждении республиканской программы "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002-2005 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, июнь-сентябрь 2002 г. N 5(11), с.452
Постановлением Правительства Республики Алтай от 9 июня 2018 г. N 173 настоящее постановление признано утратившим силу с 9 июня 2018 г.