Постановление Правительства Республики Алтай от 3 ноября 2005 г. N 202
"Об утверждении Концепции Программы социально-экономического развития
Республики Алтай на 2006-2009 годы"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 16 мая 2007 г. N 82 настоящее постановление снято с контроля
В целях формирования условий, обеспечивающих достижение устойчивых темпов роста качества жизни, обоснования вариантов первого этапа по выводу республики на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого социально-экономического развития с соблюдением экологических ограничений Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы.
2 Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай (Зотов М.П.) разработать Программу социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы в срок до 15 декабря 2005 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тайтакова Н.М.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Концепция
программы социально-экономического развития Республики Алтай
на 2006-2009 годы
г. Горно-Алтайск, 2005
См. Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 год и на период до 2008 года
1. Концепция Программы
Основные предпосылки
Программа социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу является частью более общей долгосрочной стратегии развития Республики Алтай на период до 2010 года, ее детализацией на 2006-2009 годы.
Необходимость разработки данной программы вызвана несколькими обстоятельствами. Во-первых, Республика Алтай, находясь по ряду показателей социально-экономического развития на одном из последних мест среди регионов Сибири, не имеет достаточных возможностей для самостоятельного решения всех проблем. За счет внешних источников (главным образом, средств федерального бюджета) покрывается более половины всех расходов республики. Из-за отсутствия четкой как долгосрочной, так и среднесрочной комплексной программы не происходит концентрации средств на ключевых, приоритетных направлениях, что, безусловно, снижает эффективность их использования. В этих условиях бюджет используется для решения сиюминутных экономических задач в ущерб долгосрочным целям.
Во-вторых, республика обладает богатейшим природным потенциалом, что позволяет ей рассчитывать (при целенаправленной внешней поддержке) в обозримой перспективе стать бездотационным регионом.
В-третьих, наличие уникальных природных ресурсов с одной стороны, и уязвимость горных ландшафтов, с другой, накладывают серьезные экологические ограничения для интенсивного индустриального и аграрного развития территорий Республики Алтай, вместе с тем открывая возможности для отработки в данном регионе стратегии устойчивого развития. Однако это также требует определенной целевой финансовой поддержки.
В-четвертых, согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и аналогичной Концепции на республиканском уровне, основным направлением признано совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов планирования как социально-экономического развития регионов и территорий, так и бюджетного развития в частности.
Программа на среднесрочную перспективу служит инструментом реализации экономической и социальной стратегии, политики регионального развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения ключевых территориальных проблем и призвана обозначить пути реализации основных концептуальных положений и стратегических направлений в развитии производительных сил Республики Алтай.
В отличие от традиционного подхода предлагается несколько иная идеология построения концепции данной программы. Программа представляет собой не только и не столько взаимоувязанный перечень инвестиционных проектов, сколько документ, анализирующий современное состояние региона и причины кризиса, и на базе этого анализа предлагающий пути развития и определяющий роль в этом государства.
В Концепции предусматривается реализация трех взаимосвязанных подходов к развитию экономики Республики Алтай: проблемного, отраслевого и территориального.
Анализ и диагностика современного состояния
и основных проблем развития региона
Республика Алтай - регион с уникальным природным, рекреационным, гидроэнергетическим и биосферным потенциалом, имеющим мировое значение, и одновременно отсталой экономической, финансовой и социальной инфраструктурой. Регион находится на юге Западной Сибири и граничит с Китайской Народной Республикой, Монголией и Республикой Казахстан. Его благоприятное геополитическое положение способствует развитию взаимовыгодных торгово-экономических и научно-технических отношений с соседними государствами и позволяет обеспечить проведение российских интересов на территории сопредельных государств.
Как субъект Российской Федерации и приграничный экономический регион Республика Алтай выступает проводником ряда интересов Российской Федерации, к основным из которых можно отнести:
- обеспечение внутреннего экономического и политического единства государства, в том числе через формирование и сохранение единого экономического пространства, основой которого выступает улучшение социально-экономического положения приграничных территорий;
- укрепление позиций Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (регион обладает выгодным для России геополитическим положением);
- пополнение ресурсной базы экономики России в целом (регион богат природными ресурсами, некоторые из которых являются импортозамещающими и имеют стратегическое значение).
Учитывая запасы гидроэнергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, наличие других ресурсных составляющих, предполагается обеспечить переход экономики с экстенсивного на путь интенсивного динамичного развития. В рамках реализации данной стратегии на территории региона может быть сформирован ряд новых перспективных "точек роста" для повышения финансовой обеспеченности региона.
Реализация Программы направлена на достижение цели общероссийского масштаба по удвоению валового внутреннего продукта страны. В Республике Алтай это, прежде всего, обеспечение экономического роста, характеризуемого темпами прироста, по крайней мере, не ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу.
Предварительные расчеты показывают, что при отсутствии изменений существующей методики расчета ВВП, достичь удвоения ВРП к уровню 2001 года в период реализации Программы не представляется возможным. Однако более точные расчеты и формулировка промежуточных целей (подцелей) будут осуществлены на стадии проработки программных мероприятий.
Для достижения поставленной цели потребуется значительное повышение уровня работы на всех участках хозяйствования, в том числе активной работы по реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу. Использование имеющихся возможностей потребует перестройки на всех уровнях управленческой сферы, резкого повышения эффективности ее работы в соответствии с рыночными условиями хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата, осуществления действенных мер по закреплению наметившихся положительных тенденций в развитии экономики региона и намного более интенсивной реализации приоритетных для республики направлений.
В связи с этим формирование Концепции основывалось на решении комплекса задач в экономической сфере, а также учитывалась общая картина социально-экономической ситуации, сложившаяся в Республике Алтай.
С открытием внешнего рынка и переходом к процессу строительства рыночной экономики ряд исторически сложившихся в республике традиционных отраслей стал неконкурентоспособным и, прежде всего, по себестоимости и качеству выпускаемой в них продукции. Существенным образом на увеличение себестоимости выпускаемой на территории республики продукции влияют неэффективность имеющихся технологий, издержки по транспортировке энергии, топлива и увеличенные транспортные издержки по доставке произведенной продукции к местам ее реализации.
В условиях предыдущей общественно-экономической формации эти издержки разного рода, влияющие на увеличение себестоимости продукции, погашались за счет государственных дотаций. С их отменой требуется либо поиск иных механизмов снижения себестоимости и доведения цены до конкурентоспособной, либо структурная перестройка хозяйственного механизма и создание наиболее благоприятных экономических условий для выпуска тех или иных видов продукции и услуг, которые конкурентоспособны по цене, а также выпуск которых невозможен не только в других регионах России, но и в других странах.
Необходимо принять в качестве свершившегося факта то, что денежные средства, выделенные Республике Алтай за период 1994-2004 годы и составляющие в сопоставимых ценах более пятнадцати миллиардов рублей, потрачены не эффективно, что подтверждается сокращением доли собственных доходов в бюджете РА, частично выведены из хозяйственного оборота и на снижение темпов экономического спада в хозяйственном комплексе республики повлияли мало.
Учитывая изменившиеся тенденции в формировании межбюджетных отношений, подкрепленные соответствующей законодательной и нормативной базой, необходимо учесть, что дотационные выплаты в доходную часть бюджета Республики Алтай за счет субвенций и дотаций Правительства России с каждым годом будет получать все более проблематично.
Наметившиеся позитивные сдвиги в последние годы по ряду направлений развития региона не имеют прочной основы и не носят системного характера. При более глубоком анализе становится очевидным, что большинство положительных изменений не очень значительны, временны и создают только видимость относительной стабильности.
Направление социально-экономической политики, основанное на инерционном варианте развития практически без вмешательства государства, является стратегически бесперспективным. Его реализация приведет лишь к дальнейшей консервации существующих диспропорций в экономике и социальной сфере, не решая стоящих перед республикой проблем, а также осложняя проблемы социальные.
Подъем экономики Республики Алтай требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, собственной энергетики, развития курортно-рекреационных зон и центров, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
С учетом вышеизложенных обстоятельств на основе оценки всех видов ресурсов следует определить перспективные направления, которые будут способствовать повышению финансовой обеспеченности региона И сопровождаться ростом доходообразующих факторов в бюджетной системе республики. Основываясь на анализе целей и исходя из геополитического положения и ресурсного потенциала Республики Алтай, целесообразно рассмотрение таких стратегически приоритетных направлений, как топливно-энергетический, транспортно-дорожный комплексы, туризм и рекреация.
Республика Алтай располагает двумя третями всех гидроресурсов Западной Сибири, и в тоже время является энергодефицитным регионом. Современное состояние электроснабжения является одним из основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие республики, и характеризуется следующими основными проблемами:
- полная зависимость от энергетической ситуации в соседнем субъекте РФ;
- отсутствие собственных генерирующих источников электроэнергии;
- повышенная стоимость электроэнергии из-за высоких транспортных и эксплуатационных расходов;
- преобладание малоэффективных отопительных котельных;
- высокие транспортные расходы по доставке топлива:
- большие технические и коммерческие потери в электросетях. Ограничения и преимущества в развитии топливно-энергетического комплекса республики обосновывают освоение гидроэнергетических ресурсов как одного из наиболее перспективных направлений.
Республика располагает богатейшим гидроэнергетическим потенциалом рек (более 60 млрд. кВт. час). Использование данного вида возобновляемого ресурса является весьма перспективным проектом для дальнейшего развития экономики Республики Алтай и всей Западной Сибири. Освоение гидроэнергетических ресурсов целесообразно по следующим причинам:
- продукция этой отрасли экспортоориентирована;
- продажа электроэнергии потребителям по цене близкой к ее себестоимости позволит снизить себестоимость продукции производимой во всех отраслях экономики и повысить ее конкурентоспособность;
- учитывая отсутствие издержек на добычу и доставку к месту выработки электроэнергии необходимых энергоносителей, данную отрасль можно считать высокоэффективной.
Целесообразно рассмотреть вариант строительства ГЭС на реке Катунь, что позволит в первую очередь обеспечить нужды населения и хозяйственного комплекса республики, затем способствовать реконструкции энергетического хозяйства близлежащих регионов.
Для электроснабжения населенных пунктов, расположенных далеко от магистральных ЛЭП, целесообразно сооружение малых ГЭС. Концепцией развития и схемы размещения объектов малой энергетики на территории республики предусмотрено строительство 35 таких объектов.
Решение проблем и задач энергообеспечения и перспективного развития топливно-энергетического комплекса Республики Алтай будет обозначено в Стратегии развития энергетики Республики Алтай на 2006-2010 годы и на перспективу до 2020 года, которая подготавливается соответствующими ведомствами и планируется к рассмотрению.
Реализация проекта позволит создать в республике собственный бесперебойный источник энергоснабжения, а также экспортировать избыток электроэнергии в северо-западную часть Монголии, Китай и Восточный Казахстан. Поставки электроэнергии в данные районы необходимы для освоения богатых залежей полезных ископаемых (полиметаллические, серебряные руды, минеральные красители и т. д.) на их территории.
При освоении одной десятой имеющихся гидроэнергетических мощностей республики и цене на электроэнергию в пределах двух центов за киловатт, суммарный доход бюджета Республики Алтай от данной отрасли может составлять сумму, эквивалентную 10-15 млн. долларов или около 7-10% его доходной части.
В рамках создания экологически приемлемой энергоснабжающей базы необходимо обозначить строительство магистрального газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху, что позволит обеспечить надежное снабжение потребителей энергоносителем, решить проблемы загрязненности атмосферы в зоне действия котельных, оптимизировать использование бюджетных средств на поставку топлива и обеспечить экономию средств в пределах 100-120 млн. руб. в год. С учетом высокой изношенности оборудования и тепловых сетей реализация проекта будет сопровождаться процессом перевода ряда котельных на газ и газификации в первую очередь г. Горно-Алтайска и с. Майма.
Управление развитием энергосбережения будет осуществляться при сочетании экономических, организационных и технических методов.
Рост тарифов на электроэнергию является одним из стимулов рационального потребления и энергосберегающей политики, что делает мероприятия по энергосбережению экономически выгодными.
Планируемые административные меры включают разработку и принятие республиканского закона об энергосбережении в Республике Алтай, создания центра по энергосбережению, внедрение системы энергоаудита, обеспечение при проектировании, строительстве и реконструкции объектов требований строительных норм и правил по энергосбережению, а также внедрение энергосберегающих технологий в производство.
В технической области главное внимание предполагается уделить широкому внедрению регулирующих и измерительных приборов, тепловых и водяных счетчиков. С созданием системы аудита будут выявлены теплопотери в существующих зданиях с последующими мероприятиями по их устранению.
Выгодное геополитическое положение Республики Алтай создает все необходимые предпосылки для сотрудничества с соседними регионами и сопредельными государствами по развитию единой транспортной инфраструктуры. Потенциал, определяющий транзитное положение республики, обеспечит развитие транспортного комплекса, как фактора для дальнейшей интеграции России в мировую экономику в ее азиатской части. Развитие и расширение экономических связей Республики Алтай с Республикой Монголия и Китайской Народной Республикой способствуют такой возможности.
В связи с этим преимущественное развитие должно получить расширение дороги на Монголию и ее продолжение к границе с Китаем. Несмотря на высокие затраты на изыскательские и строительные работы, при реализации данного проекта будут учитываться экологические ограничения. Реализация проекта позволит активизировать торгово-экономическое сотрудничество и развитие туризма, деятельность хозяйствующих субъектов, будет способствовать созданию конкуренции и развитию приграничной торговли на территории региона.
Наряду с реализацией данного приоритетного направления, развитие получат и другие направления дорожной политики, прежде всего, развитие сети автодорог. Автомобильные дороги являются неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Алтай и функционируют на ее территории как единый взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс. Тем самым они являются составной частью единой транспортной системы Сибири и предназначены для удовлетворения потребностей и нужд граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, обороны и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на свободу передвижения.
Развитие и нормальное функционирование автомобильных дорог являются важнейшими условиями развития экономики Республики Алтай. Направленные на эти цели меры закреплены и будут реализоваться в рамках Программы развития автомобильных дорог Республики Алтай на период до 2010 г. "Дороги Горного Алтая XXI века".
В качестве основных задач обозначены развитие и модернизация опорной дорожной сети, и в первую очередь, автомобильных дорог, входящих в состав международных и российских транспортных коридоров, обеспечивающих устойчивые международные и межрегиональные связи. Целесообразно сформировать единую дорожную сеть на основе координируемого развития территориальных автомобильных дорог республики и муниципальных дорог.
Необходимо совершенствование действующей системы финансирования автомобильных дорог с внесением соответствующих норм в законодательные акты, привлечения средств инвесторов в дорожное строительство.
Основным видом транспорта, осуществляющим более 90% всех видов перевозок, является автомобильный. Для грузоперевозок задействовано 74% автомобилей юридических лиц и 26% автомобилей предпринимателей. Пассажироперевозки на городских, пригородных автобусных маршрутах и междугороднем сообщении осуществляются ОАО "ПАТП" и частными предпринимателями, также присутствуют хозяйствующие субъекты из соседних регионов.
Цель развития транспортного комплекса - создание современной транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям рыночной экономики и удовлетворяющей потребности всех отраслей народнохозяйственного комплекса и населения республики в грузовых и пассажирских перевозках.
Для достижения цели необходимо разработать комплекс мероприятий для обновления подвижного состава транспортных организаций, а также развивать альтернативные виды транспортной деятельности, в частности предоставление авиационных услуг, услуг водного транспорта для отдыхающих как на Телецком озере, так и на всей территории республики.
Туризм - один из наиболее доходных и интенсивно развивающихся видов деятельности, который отнесен к приоритетным направлениям развития экономики России. Концепцией развития туризма в Сибири туристская деятельность рассматривается как инструмент улучшения состояния социальной сферы и возможности для получения доходов в культуре, спорте, здравоохранении. Республика Алтай является регионом, который обладает уникальными рекреационными ресурсами, способными обеспечить динамичное развитие туристкой деятельности и получить в ближайшее время большой социально-экономический эффект.
Количество средств размещения в туристской отрасли за последние пять лет увеличилось почти в 4 раза, активно развивается сельский ("зеленый") туризм. Вместе с тем уровень комфортности и качество предлагаемых услуг многих туристских объектов не соответствуют уровню в туристки развитых странах, также не хватает квалифицированных кадров.
Активное развитие туристской деятельности на территории республики привело к нарастанию противоречий в вопросе удовлетворения туристского спроса и рационального использования рекреационных ресурсов. Это сопровождается негативным воздействием на природу, обусловленным возрастанием дигрессии лесной и луговой растительности, загрязнением лесов и водных объектов, деградацией отдельных природных комплексов, вовлеченных в оборот данной отрасли. Возникла серьезнейшая проблема утилизации отходов, вывозимых в настоящее время на свалки, площадь которых постоянно увеличивается.
Одним из факторов, обуславливающих негативное влияние на развитие туризма, является низкий бюджетный эффект, связанный с перераспределением доходов в пользу теневой экономики и оборота денежных средств от продажи путевок за пределами республики. За четыре года объем налоговых поступлений от туристской индустрии увеличился всего лишь с 4 до 18 млн. рублей при численности приезжающих более полумиллиона человек, что составляет более 50% туристского потока СФО. Для предотвращения нарушений законодательства в сфере налогообложения и компенсации потери доходов в бюджете введение системы налогового мониторинга и налогового администрирования позволит осуществлять оперативный контроль за уплатой налогов. Размеры налоговых платежей должны обеспечивать восстановление деградированных рекреационных ресурсов.
Освоение рекреационных ресурсов республики требует новых подходов, направленных на обеспечение экономической целесообразности функционирования объектов, не нарушающих экологического равновесия и сводящих к минимуму вред, наносимый окружающей среде и культурным ценностям.
Цель развития туризма на территории Республики Алтай - создание развитого туристского комплекса, соответствующего международным требованиям по уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и организациям индустрии туризма, обеспечивающего, с одной стороны - потребности туристов, с другой стороны - высокий уровень налоговых поступлений для осуществления воспроизводственных процессов данного ресурса.
Одним из вариантов развития является создание на территории региона особой экономической зоны рекреационно-туристского типа, предоставляющей режим наибольшего благоприятствования деятельности финансово-инвестиционных институтов (банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании), находящихся как на территории Российской Федерации, так и на территории стран СНГ и дальнего зарубежья, при условии вложения высвобождающейся прибыли в развитие объектов туризма и производственно-технической инфраструктуры республики. При этом режим налогового благоприятствования в части освобождения от выплат налогов в федеральный бюджет структурами, зарегистрированными в качестве участников особой экономической зоны, может предоставляться за счет инвестиционного налогового кредита, который республике необходимо оформить в бюджете Российской Федерации сроком на 15-20 лет.
Развитие этого вида бизнеса в Республике Алтай может осуществляться с оптимальными вложениями в сферу капитальных затрат, иметь наивысшую скорость оборота капитала и высокую эффективность. Следует учитывать, что данный вид бизнеса может принести значительную долю доходов в регион, в т.ч. бюджетную сферу, косвенным образом, через увеличение оборота в смежных отраслях и усиление налогового администрирования в туризме.
Несмотря на то, что кредитные и финансовые учреждения, находящиеся в особой экономической зоне, будут только пользоваться территорией республики, и не будут являться интегральной частью для ее экономики - это может послужить привлечению капитала из стран СНГ, приграничных государств, стран дальнего зарубежья и развитию всей инфраструктуры оффшорного бизнеса.
Функционирование данного вида деятельности целесообразно по следующим причинам:
при малом удельном уровне расходов на содержание определяется наивысший уровень рентабельности;
способствует увеличению инвестиционной привлекательности региона;
не требует введения в экономический оборот других ресурсов, кроме как рекреационных и трудовых;
позволяет сформировать кадровый потенциал менеджеров в области финансового, налогового планирования и администрирования;
обладает наивысшей экологической чистотой.
Для создания особой экономической зоны рекреационно-туристского типа на территории Республики Алтай Минэкономразвития РФ инициировано внесение дополнений в Федеральный закон от 27 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах". При последовательной экономической политике органов власти Республики Алтай в отношении данного вида деятельности сумма бюджетных доходов может составить от 500 млн. до 1 млрд. рублей в год при самых пессимистических прогнозах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" следует читать: "22 июля 2005 г."
В современных условиях связь и телекоммуникации выступают важнейшими инфраструктурными составляющими, которые являются основными предпосылками преодоления периферийности территории и позволяют решать такие социально-важные задачи, как развитие дистанционного образования, телемедицины, оптимизации государственного управления, предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф.
Для республики это направление совершенно ново и имеет широкие перспективы, так как потребности экономической сферы динамично расширяются. При этом имеют место объективные сдерживающие факторы. Сложный горный рельеф территории республики в значительной степени накладывает ограничения на допустимые технологические решения по формированию магистральных линий связи и доступности современных телекоммуникационных услуг, особенно в труднодоступных и удаленных населенных пунктах.
Современное телекоммуникационное оборудование достаточно наукоемко и, как следствие, на начальном этапе модернизации телекоммуникационной инфраструктуры требуются значительные финансовые инвестиции. Существует проблема недостатка квалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, в силу их большей востребованности в соседних регионах, где присутствует крупная и наукоемкая промышленность и развиты финансовые институты и рынки.
Тем не менее, наметились четкие границы "телекоммуникационного прорыва". Интенсивно расширяется зона радио-покрытия мобильной связи, особенно сельских территорий, которые перспективны с рекреационной точки зрения. Развиваются спутниковые телекоммуникационные технологии, успешно внедряются технологические решения симметричного спутникового высокоскоростного доступа в сеть Интернет.
Целями и задачами в данном направлении являются дальнейшее развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям, что обеспечивает взаимодействие граждан и бизнеса с властью, поступательное развитие экономики и ее интеграцию в межрегиональное и международное сообщество. Достижение целей и задач предусматривается в рамках реализации республиканских целевых программ "Электронный Алтай" на 2002-2007 годы и "Развитие спутникового телерадиовещания и связи" на 2003-2005 годы (с учетом пересмотра сроков реализации).
Республика характеризуется в большей степени традиционной аграрной специализацией, поэтому и проблемы затрагивают как значительную часть населения, так и производственный сектор экономики. Итоги реформирования аграрного сектора республики выявили ряд негативных моментов. Прежде всего, низкий уровень цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, недостаточный спрос на нее, конкуренция со стороны импорта из соседних регионов, бессистемное реформирование предприятий АПК обусловили резкое снижение производственного потенциала сельского хозяйства и всех отраслей агропромышленного комплекса. Ухудшилось продовольственное обеспечение населения республики. Продолжается отставание темпов роста цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию от темпов удорожания цен промышленной продукции и услуг.
Реформирование отношений собственности субъектов хозяйствования в части использования ресурсного потенциала сопровождается нарушением инфраструктуры материально-технического обеспечения, разрывом существовавших ранее производственно-технических и технологических связей на всех уровнях хозяйствования, отсутствием материально-технических средств, что вынуждает свертывать инвестиционную деятельность и воспроизводство основных фондов.
В итоге выявились характерные проблемы аграрного сектора экономики республики. Из-за высоких тарифов на электроэнергию обусловлена низкая конкурентоспособность продукции предприятий АПК и энергетическая зависимость предприятий АПК Республики Алтай от межрегионального рынка электроэнергии. Особенно остро стоит проблема сдерживания спада в отраслях животноводства. Высокая трудоемкость, капиталоемкость, энергоемкость животноводческих отраслей при свободных ценах на энергоносители и комбикорма привели к значительному росту себестоимости и снижению доходности производства продукции, особенно в овцеводстве и скотоводстве.
Высокой является доля транспортных издержек по доставке произведенной продукции сельского хозяйства к местам ее переработки и реализации, что обостряет необходимость ее переработки с целью увеличения добавленной стоимости на территории республики. Имеющийся уровень производственно-технического потенциала не обеспечивает на должном уровне потребности хозяйств, недостаточно используются факторы интенсификации (химизации, комплексной механизации, передовой агротехники), и это обуславливает деградацию земельных ресурсов, имеющих продовольственный потенциал.
Имеющийся уровень производственно-технического потенциала не обеспечивает на должном уровне потребности хозяйств, недостаточно используются факторы интенсификации (химизации, комплексной механизации, передовой агротехники), что обуславливает деградацию земельных ресурсов, имеющих продовольственный потенциал.
Отмеченное отсутствие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья оказывает влияние на недостаточное развитие перерабатывающей и пищевой отраслей. Сказывается отсутствие в республике крупных современных корпораций (агрохолдингов), готовых реализовать конкурентоспособную, высокотехнологичную конечную продукцию из местного сырья на основе применения современных технологий управления, финансирования, закупа, переработки и доставки к рынкам сбыта и продажи.
Обусловленный отсутствием организованной кадровой работы, недостаток квалифицированных руководителей и специалистов, способных обеспечить необходимый уровень управления и финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночной экономики накладывает определенные ограничения на эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Под влиянием регионального разделения труда, использования земельных ресурсов, почвенно-климатических условий и других факторов, Республика Алтай среди других регионов Сибири выделяется наличием многоотраслевой животноводческой специализацией, что должно способствовать наращиванию объемов продукции отрасли и его темпов роста, вследствие растущего потребительского спроса на данный вид сельскохозяйственной продукции.
В качестве позитивных тенденций отмечаются повышение экономической активности сельского населения, что создает предпосылки для его адаптации к рыночным отношениям, развитие корпоративных связей, создание и функционирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Начались позитивные процессы установления производственно-корпоративных связей между сельскими товаропроизводителями и предприятиями, расположенными на территории республики, поддержать которые государственные органы просто обязаны.
Главной стратегической целью на долгосрочную перспективу в сфере сельского хозяйства является формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения региона в качественных продуктах питания, спрос перерабатывающей промышленности на сырье по приемлемым ценам и продвижение экологически чистой сельскохозяйственной продукции на межрегиональные и зарубежные рынки.
Достижение цели зависит от поставленных задач в среднесрочной перспективе. Это создание условий для последующего роста, достаточных для удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания за счет местного производства по доступным ценам, преодоление убыточности и неплатежеспособности, улучшение финансово-экономического положения предприятий всех организационных форм для оптимальной деятельности.
Для реализации указанных задач необходимо обеспечить:
- сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сфере переработки, плодородия почв, племенного животноводства и семеноводства;
- согласованную деятельность по всей воспроизводственной цепи: производство продукции - переработка, хранение - оптово-розничная торговля - потребление, а также ускорение возврата (обращения) средств от конечных потребителей к товаропроизводителям на эквивалентной основе. Создание системы вертикальной интеграции в АПК в правовой форме агрохолдинга для оптимизации закупок, производства и реализации продукции сельского хозяйства;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение экспортной выручки от продажи пантов и поступления налогов в бюджеты всех уровней.
В соответствии с этим предполагается обеспечить увеличение объемов производства традиционных видов сельхозпродукции и сырья, ценных пантов марала, кедрового масла, биологически активных добавок из сырья растительного и животного происхождения, повышение качества и объемов производства хмеля. Приоритеты развития и механизм реализации определены в разделе "Инвестиционная стратегия программы".
По сравнению с ситуацией в сельском хозяйстве, в промышленности наблюдался еще более сильный спад. Основная специфика промышленности республики - наличие производств неполного цикла с отсутствием на территории республики сырьевой базы и небольшой масштаб. С одной стороны, это создает представление об относительной легкости решения проблем с финансированием отрасли из разных источников. С другой стороны, малый объем промышленного производства является в определенной мере сдерживающим фактором: отсутствие крупных или стратегически важных объектов снижает государственный интерес к промышленности республики и отталкивает частных и иностранных инвесторов от вложений в небольшие проекты.
Тем не менее, в республиканской промышленности есть производства, в частности, цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, пищевая промышленности, способные привлечь инвесторов.
Структура производственного потенциала, в настоящее время, не является оптимальной. Большинство предприятий характеризуются устаревшим технологическим оборудованием, а также низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
Основными проблемами являются изношенность основных фондов, имеющиеся неиспользуемые производственные мощности, недостаточное обновление основных фондов, низкая инновационная восприимчивость предприятий, отсутствие высококвалифицированных управленческих кадров.
На современном этапе социально-экономического развития республики принципиально важным становится цель обеспечения устойчивого и эффективного развития промышленности с сохранением имеющегося ресурсного и технического потенциала отраслей промышленности. Рациональное и наиболее полное его использование возможно за счет оптимизации структуры, роста объемов производства продукции, повышения конкурентоспособности промышленного производства путем вовлечения в производство недорогих видов продукции, отличающихся от аналогов высоким качеством и способных удовлетворить потребности внутреннего рынка.
Создание условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на базе технологического перевооружения и модернизации предприятий, внедрения современных производств глубокой переработки сырья с высокой добавленной стоимостью, позволят освоить выпуск предприятиями республики современных видов продукции из древесины, лекарств и бальзамов на основе использования уникального богатства экологически чистого региона и векового опыта народа. Переход от продажи лесосырьевых ресурсов к производству различных видов изделий из них позволит повысить конкурентоспособность предприятий лесопромышленного комплекса республики. Модернизация производства строительных материалов, в том числе облицовочного кирпича, тротуарной и дорожной плитки, элементов благоустройства, мостовых конструкций, позволит расширить рынки сбыта этой продукции.
Основные проблемы лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов республики связаны с низким уровнем развития производительных сил, со спецификой рельефа территории, особенностями породной структуры, характером транспортных условий, а также отсутствием мощностей по переработке древесины. Расчетная лесосека используется на 10%.
Стратегическим направлением лесопромышленного комплекса является развитие лесоперерабатывающих производств, соответствующих требованиям неистощимого и постоянного лесопользования, для удовлетворения потребностей республики и увеличения поставок на внутренний и внешний рынки. Имеющиеся ресурсы позволяют обеспечить реализацию данной задачи. Лесопокрытая площадь составляет 42,9% территории. Общий запас древесины в лесном фонде 740 млн. куб. м, более 40% которого составляют наиболее ценные насаждения кедра, обеспечивающие рекреационную привлекательность территории.
Реализация республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Алтай" обеспечит достижение поставленных целей и задач.
Активное вовлечение в хозяйственный оборот производственного потенциала потребует рационального применения минерально-сырьевой базы. Темпы ее освоения не отвечают потенциальным возможностям, так как не используются в должной мере. Однако степень изученности позволяет сделать вывод о возможности более широкого использования природных ресурсов в хозяйстве республики и страны.
Реальную основу экономического развития региона в ближайшее время составит освоение месторождений импортозамещающего сырья (волластонит, спекулярит), в дальнейшем - месторождений высоколиквидных металлов (золото, вольфрам, литий, тантал, ртуть).
Предварительная оценка запасов стратегического сырья позволяет предположить, что в недалеком будущем республике предстоит сыграть определенную роль в замещении ресурсов, необходимых для России. Преимущества геополитического положения можно использовать для создания совместных предприятий по разработке месторождений минерального сырья путем вовлечения в инвестиционный процесс представителей сопредельных государств.
Для сбалансированного развития минерально-сырьевой базы и удовлетворения потребностей экономики Республики Алтай в топливно-энергетических, минеральных, водных и других ресурсах необходима реализация республиканской целевой программы "Изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы территории Республики Алтай до 2010 года".
Несмотря на высокие темпы роста строительных работ, в республике насчитывается 698 объектов, находящихся в незавершенном строительстве (с объемом выполненных работ с начала строительства в сумме 2543,7 млн. руб.). Наибольший удельный вес в незавершенном объеме строительных работ составляют объемы в образовании (31,4%), жилищном хозяйстве (14,4%), здравоохранении (10%). Как видно, подавляющая структура строительных работ имеет социальный характер. Поэтому назрела необходимость оптимизации числа объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Приоритетным направлением государственной поддержки стратегически важных для республики объектов должны стать, прежде всего, объекты производственной инфраструктуры, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики и доходообразующих статей бюджета, которые должны стать основными источниками финансирования социальной сферы. Базовым критерием для обеспечения эффективности использования капвложений и сокращения объектов, находящихся в незавершенном строительстве, является концентрация государственных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности, подлежащих завершению. При этом должен реализоваться принцип софинансирования из республиканского и муниципального бюджетов, а также привлечения средств частных инвесторов.
Проведение экспертизы объектов с готовностью менее 50% позволит выявить высвобождающиеся резервы финансовых средств, которые могут быть направлены на проектирование и строительство объектов производственной инфраструктуры с их последующим акционированием и продажей на аукционе пакетов акций с возвращением средств в бюджетную систему.
Основное направление градостроительной политики нацелено на проведение работ по разработке генеральных планов города и районов. Обеспечение максимальной эффективности инвестирования средств связано с развитием жилищного строительства, ипотечного кредитования, реализация мероприятий по ним обозначена в республиканской целевой программе "Жилище". С деятельностью строительной отрасли, в первую очередь, связано обновление производственных фондов, развитие новых производственных мощностей, объектов жилищного, социально-культурного назначения, а также решение проблем реконструкции жилых домов первых массовых серий застройки, расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Основные цели модернизации производства в строительной отрасли заключаются в реализации политики энергосбережения, обновлении основных фондов подрядных строительных организаций и предприятий стройиндустрии, внедрении современных стандартов качества строительной продукции, соблюдении нормативных сроков строительства, использовании передовых технологий, современных материалов, облегченных конструкций зданий и сооружений.
Реализация общей политики в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве будет взаимосвязана с основными принципами и положениями Инвестиционной стратегии программы.
Несмотря на проводимую реформу в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая сопровождается ростом тарифов и увеличением доли платежей населения на возмещение затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг, отрасль остается убыточной.
Техническое состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры республики характеризуется высоким уровнем износа, аварийностью, низким КПД мощностей и большими потерями энергоносителей. Значительная часть водопроводных, канализационных и тепловых сетей эксплуатируется свыше установленного срока, что приводит к потерям до 40% энергоносителей.
Большинство муниципальных предприятий, выполняющих общественные или социально значимые частные услуги, получают в том или ином виде ассигнования из бюджета. Они, по объективным причинам, не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, так как это может привести к сокращению бюджетных поступлений, и соответственно, оптимизации их численности. В связи с этим необходимо создание таких рыночных механизмов, которые бы вывели присутствие государства из данной сферы и обеспечили контроль владельцев бизнеса за эффективностью (финансовой, энергетической, ресурсной, кадровой) деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса.
Сохраняющаяся практика бюджетного финансирования отрасли, слабые рычаги влияния получателей услуг на их количество и качество в сочетании с централизацией управления коммунальными организациями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем ЖКХ, выражающихся в недостатке средств, высокой затратности, отсутствии экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий ЖКХ, высоком уровне потерь ресурсов.
Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения возможно путем создания реальной системы экономической мотивации к сокращению затрат ресурсов и повышению эффективности деятельности организаций, привлечения инвестиций в реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры республики.
Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства - минимизация стоимости предоставляемых услуг при обеспечении их качества, соответствующего техническим требованиям.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач: создание конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг путем преобразования унитарных предприятий в акционерные общества; законодательное обеспечение создания конкурентной среды в данной сфере; снижение издержек и повышения качества услуг путем проведения мероприятий по энергоресурсосбережению и внедрению новых перспективных технологий; повышение эффективности управления в отрасли на основе современных технологий менеджмента.
Решение поставленных целей и задач будет осуществляться по таким направлениям, как: совершенствование системы бюджетных расходов на ЖКХ, стимулирование конкурентных отношений и создание рынка услуг в отраслях жилищно-коммунального хозяйства с привлечением в отрасль представителей частного бизнеса путем акционирования, содействие созданию товариществ собственников жилья. Результатом этих направлений станет возможность превращения дотационной отрасли в финансово-привлекательный прибыльный бизнес.
Наличие государственной границы, устоявшихся внешнеэкономических связей, природно-ресурсного и производственного потенциала способствуют возможности более активного развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, с сопредельными государствами, несмотря на проблемы, связанные с функционированием базовых отраслей экономики.
Развитие имеющейся инфраструктуры в селе Ташанта, дальнейшая реконструкция международного автомобильного пункта пропуска, социальное обустройство села послужат импульсом для развития приграничной торговли, придорожного сервиса на территории республики.
Создание условий для эффективного развития производственного и аграрно-промышленного комплексов позволит активизировать внешнеэкономические связи, способствовать расширению экспортных товарных статей и закрепить позиции экспортно-ориентированных отраслей. Здесь приоритетом следует считать пантовое мараловодство.
Республика Алтай является монополистом мирового рынка по экспорту пантов марала класса элита (60%), что позволяет осуществлять выгодную для республики политику. С каждым годом экспорт данной продукции увеличивается, наблюдается устойчивый рост спроса. С учетом положительной тенденции в данной отрасли целесообразна разработка комплексной программы перспективного развития пантового мараловодства в республике. Необходимо использовать положительный опыт, имеющийся в районах. Потребуются структурные преобразования в сельском хозяйстве, перераспределение трудовых ресурсов в пользу приоритетной отрасли. Необходимо проведение оценки ресурсов с соблюдением принципа устойчивого развития и возможности ухудшения экологической ситуации.
Перспективой развития данной отрасли является приближение переработки пантов к месту их производства на базе создания совместных предприятий и скоординированная государственная политика при их реализации. Таким образом, при переработке пантов можно увеличить стоимость поставляемой продукции на экспорт в 3-4 раза и обеспечить отражение средств в доходах бюджета.
Увеличению стоимостных объемов реализации и расширению рынков сбыта пантовой продукции должна способствовать грамотная государственная политика, основанная на уникальности фармацевтических и биологических свойств пантов и обеспечивающая и представляющая республиканские интересы производителей и экспортеров, преодоление ограничений по ввозу и сбыту произведенной пантовой продукции.
Основной целью внешнеторговой политики Республики Алтай является формирование благоприятных правовых, экономических, организационных условий для развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, повышение эффективности и расширение круга ее участников.
Приоритетными направлениями и основными задачами в рамках реализации этой цели являются:
- формирование развитой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;
- развитие приграничной торговли;
- развитие экспортно-ориентированных отраслей, лидирующую роль среди которых займет пантовое мараловодство;
- создание предприятий, в том числе совместных, с полным циклом производственного и воспроизводственного процесса;
- развитие международных и межрегиональных внешнеэкономических связей;
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности.
Малое предпринимательство может стать мощным рычагом для решения комплекса экономических и социальных проблем. Однако препятствиями для дальнейшего развития данной сферы все еще остаются несовершенство нормативной правовой базы, недостаточное развитие инфраструктуры поддержки в муниципальных образованиях, недоступность финансовых ресурсов и недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.
Сложившаяся ситуация в малом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. Основные ее направления связаны с реализацией республиканской целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы".
Целью является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе государственной поддержки на республиканском уровне и развития негосударственной инфраструктуры. При этом должны получить соответствующий уровень развития система институтов инвестиционной и финансово-кредитной поддержки малого бизнеса, организация информационного обеспечения.
Предлагаемый комплекс мер, который будет отражен в системе программных мероприятий, ставит задачи повышения темпов развития малого предпринимательства одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития республики, за счет увеличения его доли в формировании валового регионального продукта, поступления налоговых платежей, расширения сфер деятельности и экономического укрепления имеющейся базы.
В период реализации комплекса программных мероприятий мерами государственной поддержки предлагается увеличение количества субъектов малого предпринимательства и занятых в них как минимум в 2 раза. Долю налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет региона и долю производства товаров и услуг в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по республике, планируется увеличить в 1,5 раза. Рост доли производства субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте составит 120%.
Республика относится к числу наиболее высокодотационных субъектов Российской Федерации. Доходная часть бюджета в основном формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета (70%) и налоговых поступлений (30%). Основные усилия, при исполнении бюджета республики, направляются на максимальную мобилизацию собственных налоговых доходов. В результате этого их объем за пять лет увеличился в 4,5 раза. В настоящее время доля финансовой помощи из федерального бюджета в объеме консолидированного бюджета возросла в связи с финансированием льгот и компенсаций отдельным категориям населения, установленных федеральными законами, передачей расходных полномочий на региональный уровень и вступлением в силу новых федеральных законов. Обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами за четыре года сократилась с 36,7 до 30%, и это не может не настораживать.
Основными факторами роста собственных доходов бюджета стали присутствие на территории региона института социальных инвесторов, перераспределение налогов между уровнями бюджетной системы, улучшение собираемости налогов, снижение недоимки, рост заработной платы. Доля налоговых поступлений от предприятий - социальных инвесторов в связи с их оттоком снижается с каждым годом и на данный момент составляет 28,4% налоговых доходов консолидированного бюджета республики.
Основной целью на весь период будет являться обеспечение собственными доходными источниками до 50% расходов бюджета путем мобилизации финансового потенциала республики для активизации воспроизводственных процессов.
Для достижения поставленной цели необходима реализация ряда задач:
- вовлечение во внутрирегиональные инвестиции частного капитала (сбережений населения), резервов страховых организаций, лизинговых компаний, накопленной прибыли и амортизационных отчислений хозяйствующих субъектов;
- трансформация банковских сбережений в инвестиции внутри региона (усиление инвестиционной направленности банковской сферы);
- создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций;
- наращивание налогооблагаемой базы региона;
- повышение результативности бюджетных расходов путем эффективного распределения бюджетных средств с учетом приоритетных направлений развития региона (переориентация части ресурсов с социальной сферы на производственную, за счет оптимизации расходов социальной сферы).
Финансирование проектов и мероприятий Программы предполагается осуществлять на принципе многоканальности с привлечением средств федерального, республиканского и местных бюджетов, предприятий и организаций, а также других источников, включая внешние инвестиции.
Конкретная структура источников финансирования инвестиционных проектов и мероприятий Программы будет определяться спецификой соответствующих целевых и ведомственных программ и конкретных проектов.
За последние годы изменился потребительский спрос, повысились требования к культуре обслуживания, качеству товаров, увеличился приток покупателей в организованную торговую сеть, обеспечивающую необходимые гарантии населению. Сложилась более высокая по сравнению с другими сферами конкурентная среда, продолжается структурная перестройка товародвижения: формирование торговых сетей, универсализация продовольственной торговли, развитие специализированных непродовольственных и фирменных магазинов. Вместе с тем, выделяется недостаточно быстрое развитие крупных торговых сетей, особенно в муниципальных образованиях, что связано с небольшими объемами товарооборота и предоставления услуг, относительно низким уровнем доходов населения.
Динамика объемов и структура их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом ассортимент услуг, их качество предоставления все еще не соответствуют потребностям экономической среды. В структуре денежных расходов населения доля расходов на оплату услуг увеличилась почти в два раза.
В республике сохраняется тенденция снижения уровня индекса потребительских цен, однако темпы инфляции остаются выше среднероссийского уровня.
Развитие потребительского рынка, обеспечивающего предоставление качественных товаров и услуг, должно учитывать основные тенденции развития производственной, сельскохозяйственной, инвестиционной политики. Формирование благоприятной рыночной среды также напрямую связано с поддержкой среднего и малого предпринимательства, созданием условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, активной политики налогового регулирования в интересах регионального развития.
В целях реализации приоритетных направлений необходимо учитывать создание условий для повышения эффективности занятости населения, и применение механизмов, обеспечивающих баланс спроса и предложения на рынках труда на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов.
Существующая в настоящее время ситуация на рынке труда республики характеризуется скрытой безработицей, сокращением числа занятых в различных отраслях экономики, нехваткой квалифицированных кадров, высоким уровнем официальной безработицы. Несмотря на низкий уровень официальной зарегистрированной безработицы по сравнению со средним показателем по Сибирскому федеральному округу, численность безработных граждан увеличивается с каждым годом.
Ситуация может улучшиться при осуществлении ряда мер, направленных на сдерживание безработицы, содействие безработным гражданам и т.д., которые отражены в ежегодно принимаемой программе занятости населения. Целесообразно такую программу обозначить, как ведомственную целевую, что позволит конкретизировать основные этапы работ по всем направлениям, определять задачи и предусматривать результаты данных работ. Такое построение будет способствовать также и регулированию трудовых отношений.
Основная цель региональной политики в сфере трудовых отношений и занятости населения будет состоять в создании законодательных условий и экономической базы эффективного их регулирования, обеспечении достойного уровня заработной платы, повышения качества рабочей силы, улучшении условий и охраны труда.
Достижение данной цели зависит от решения поставленных задач в среднесрочной перспективе. Прежде всего, внимание должно быть уделено вопросам кадрового обеспечения во всех секторах и сферах, подготовке кадров в соответствии с имеющейся базой образования и потребностями, а также будущими вызовами экономики.
Существующая ситуация на рынке труда республики, а также значительная территориальная дифференциация по уровню безработицы, свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, взаимосвязанных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по выработке единых подходов по каждой категории населения.
Реализация основных приоритетов в сфере регулирования трудовых отношений и занятости, нацеленных на задачи социальной политики и модернизацию экономики, в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда, предполагает действия, увязанные с мероприятиями демографической, инвестиционной и бюджетной политики.
Наряду с решением вопросов занятости населения, основной целью социальной политики Республики Алтай является создание условий для дальнейшего роста уровня жизни и доходов населения. Несмотря на тенденции темпов роста денежных доходов населения и заработной платы, Республика Алтай занимает 10-11 место среди регионов Сибирского федерального округа, по интегральному показателю качества жизни населения - 76 место среди субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день для республики характерной остается проблема значительного расслоения населения по уровню доходов. Разрыв в доходах между 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляет 8 раз.
Основным целью в данном направлении является формирование социальной среды, обладающей потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающее изменение качества жизни населения и устойчивое расширенное воспроизводство, а также укрепление конкурентоспособности и безопасности региона. Обеспечение потребностей такой среды связано с функционированием экономической системы, сопровождающейся формированием доходообразующих факторов бюджета.
Достижение основных целей социальной политики потребует решение следующих задач:
- создание условий положительной социально-экономической мобильности населения, возможностей перехода большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные. Данная задача сводится к созданию экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая потребление и содержание комфортного жилья, пользование услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
- повышение стимулирующей роли заработной платы. По многим категориям работающих, официальная заработная плата пока не выполняет основного регулятора рынка труда. Ее низкий уровень не соответствует реальной стоимости рабочей силы, а темпы роста отстают от динамики цен на товары и услуги.
Достижение поставленных целей возможно только в результате модернизации экономики, что позволит обеспечить экономический рост и создать базу для повышения уровня жизни граждан. В целом социальная политика республики будет проводиться во взаимосвязи с политикой, проводимой Правительством Российской Федерации в соответствии с общим ходом реформ.
Сокращение производственной инфраструктуры в предшествующие годы привело к тому, что основная часть рабочих мест в республике оказалось сосредоточенной в учреждениях социальной сферы (32% занятого населения республики).
Объективная оценка нуждаемости населения региона в учреждениях социальной сферы формируется с учетом тенденций и динамики развития различных демографических, социально-экономических, культурных и других процессов в регионе. Развитие сети учреждений социальной сферы в Республике Алтай в настоящее время избыточно и осуществляется без всестороннего изучения потребности в данных учреждениях, без учета демографической ситуации в регионе. При этом на содержание данных учреждений расходуется значительная часть средств консолидированного бюджета Республики Алтай.
Несоответствие фактического состояния сети учреждений социальной сферы Республики Алтай рекомендуемым федеральным нормативам, еще не дает оснований для однозначной ее оценки, как недостаточной, поскольку федеральные нормативы имеют рекомендательный характер и не учитывают всей специфики субъектов. Здесь требуется взвешенный подход по всем вышеуказанным позициям.
Развитие социальной инфраструктуры в Республике Алтай долгое время развивалось по пути количественного наращивания ресурсов. В настоящее время возникла необходимость перехода от их количественного наращивания к качественному, реформированию без ощутимых потерь имеющейся материально-технической базы и кадровых ресурсов. Усиление роли и ответственности муниципальных образований в управлении социальной сферой создали объективные предпосылки для повышения эффективной деятельности учреждений социальной сферы.
Фактором, определяющим перспективы развития учреждений социальной сферы, является производственная специфика. Выбираемая стратегия развития социальной инфраструктуры должна быть увязана с концепцией развития производительных сил республики, так как это сопровождается структурными сдвигами различных видов ресурсов. На современном этапе социально-экономического развития республики возникла необходимость связать развитие социальной инфраструктуры с долгосрочными тенденциями развития производительных сил республики, правильно ориентировать органы управления на решение конкретных задач и избежать, в отдельных случаях, неоправданных финансовых и материальных затрат.
Важнейшей задачей в сфере социальной политики является существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.
Хочется еще раз обратить внимание, что предпринимаемые попытки решить социальные проблемы лишь путем дальнейшего наращивания финансирования, без анализа демографической динамики региона и проведения глубоких структурных преобразований в сфере социальной политики бесперспективны. Улучшение состояния социальной инфраструктуры напрямую зависит от развития производственной сферы деятельности, которая формирует налогооблагаемую базу, в т.ч. основную часть средств, направляемых на развитие социальной сферы. Такой подход должен быть связан с бюджетным приоритетом, заключающимся в переориентации направления значительной доли средств с социальной сферы, состояние которой должно соответствовать основным средним показателям по Сибирскому федеральному округу, на развитие реальных секторов экономики республики, призванных обеспечить занятость населения и формирование доходных источников бюджета для решения социальных проблем.
Развитие инновационной сферы в республике требует повышения роли научных исследований и разработок в экономическом развитии региона и отдельных предприятий, превращения научного потенциала в один из основных факторов устойчивого экономического роста. При формировании программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу будет учитываться совокупность взаимосвязанных приоритетов федерального и регионального значения. Здесь актуальным является использование научно-инновационного потенциала республики. Так, на ближайшую перспективу федеральной политикой определен путь развития, направленный на усиление инновационной компоненты экономического роста. Хотя научно-инновационный потенциал республики незначителен, но без его широкого и эффективного использования нельзя надеяться на интенсивный рост экономического потенциала республики. С учетом такого подхода необходимо развитие нормативно-правовой системы, обеспечивающей реформу науки и стимулирование инноваций, формирование рынка инновационной продукции и информационно-консультационных услуг. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий переработки ресурсного потенциала республики, путем организации соответствующих финансово-экономических стимулов.
Решение экологических проблем региона требует обеспечения ресурсной оценки с целью минимальной нагрузки на окружающую среду, при обеспечении экономического роста республики. Реализация мероприятий по охране окружающей среды должна быть направлена на улучшение экологической ситуации при осуществлении мер по сохранению уникальной природы Горного Алтая.
Республика должна более активно и поступательно использовать возможности, которые появились в связи с объявлением части территории Горного Алтая мировым природным наследием. Необходимо широко применять весь инструментарий привлечения зарубежных инвестиций в республику. Опираясь на общественный интерес к проблемам устойчивого развития и экологической стабилизации, предполагается настойчиво привлекать к сотрудничеству международные организации (ЮНЕСКО, экологические фонды, другие коммерческие и некоммерческие организации), создать международный научно-экологический центр для проведения на его базе экологических исследований, конференций, подготовки исследователей-экологов и развития туризма.
Реформа местного самоуправления в республике, как и по всей Российской Федерации, проходит в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В рамках закона определены главная задача и смысл - переломить сложившуюся ситуацию, научить местные власти и население самостоятельно принимать решения, управлять делами на основе четкого распределения полномочий между уровнями власти. Решается комплекс задач по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Алтай и органами местного самоуправления с определением системы финансового обеспечения переданных полномочий и создание условий и механизмов для перевода муниципальных образований в режим бюджетной самодостаточности.
Предварительная проработка некоторых вопросов экономического блока, с учетом реализации данного Закона, выявила ряд проблем, требующих комплексного подхода к их решению (в частности, вопросы имущества, земельных отношений, похозяйственного учета, муниципальной статистики, кадрового обеспечения и т.д.). Решение этих вопросов должно быть основой для планирования развития муниципальных образований, так как программы социально-экономического развития муниципальных образований должны обеспечить единство республиканской социально-экономической политики на их территории и согласованность действий органов государственной власти, местного самоуправления и населения.
Совершенствование системы управления в республике на среднесрочную перспективу будет осуществляться в рамках административной реформы, а также реформы государственной службы - приоритетного направления социально-экономической политики Российской Федерации. Концентрация усилий направлена на обеспечение публичности деятельности органов государственной власти Республики Алтай, эффективной ее регламентации, дальнейшее сокращение избыточных функций, а также на переход к ориентации на программно-целевое планирование и достижение конкретных результатов. В области совершенствования государственной службы при реализации Программы социально-экономического развития должны быть решены задачи, связанные с созданием стимулов для привлечения квалифицированных работников, в первую очередь из числа молодежи, а также повышением качества их работы за счет создания механизма эффективного административного контроля.
Решение всех задач неразрывно связано с преобразованием нормативно-правовой базы. Существующая нормативно-правовая база не позволяет эффективно решать вопросы социально-экономического развития республики. Поэтому преобразования должны быть направлены на создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, защиту прав кредиторов и собственников, выравнивание условий конкуренции, упорядочение регулирующих и контрольно-ревизионных функций государства, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления государственной собственностью.
Формирование целей, задач и обоснование структуры Программы
Цель программы, разрабатываемой на базе данной Концепции, - обоснование вариантов первого этапа мер по выводу республики на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого социально-экономического развития с соблюдением экологических ограничений.
Функционирование отраслей и сфер республиканской экономики происходит в тесной взаимосвязи с общероссийской, а значительная зависимость республиканского бюджета от федерального предопределяет сильное влияние общероссийской ситуации на положение дел в республике. Поэтому необходимо учитывать как внешние ограничения развития, так и макроэкономические условия, на которые существенным образом оказывает влияние политика федерального центра. Детальный анализ конкурентных позиций Республики Алтай, учитывающий благоприятные возможности и потенциальные опасности внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды, выполненные с использованием принципов SWOT-анализа, а также цели и задачи приведены в приложении 1 к Концепции.
Программа будет разрабатываться как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс правовых, организационных, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач.
Для успешного достижения цели Программы предстоит обеспечить управление ее реализацией, разработать новые и пересмотреть ряд действующих республиканских законодательных актов, нормативно-методических документов, организовать информационно-аналитическое сопровождение и контроль за ходом развития социальной сферы и экономики республики.
Инвестиционная стратегия Программы
Республика Алтай относится к регионам с незначительным производственно-инфраструктурным потенциалом, и умеренным риском, для которых в то же время характерен высокий природно-ресурсный потенциал, но чрезвычайно низкий финансовый.
Несмотря на высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в последние годы, объем инвестирования еще недостаточен для обеспечения устойчивого экономического роста. Тенденция роста инвестиций в республике прослеживается с 1999 года. За последние пять лет объем инвестиций в основной капитал увеличился в 1,7 раз (или в среднем на 150 млн. руб. в год).
Приоритетными направлениями капитальных вложений, на протяжении последних пяти лет, являются отрасли непроизводственной сферы, удельный вес которых в общем объеме инвестиций в основной капитал составлял 33,2%-57,5%.
Однако, оценка состояния отраслей социальной сферы за последние пять лет показывает, что поставленные цели не достигнуты. Так, почти 700 объектов непроизводственной сферы находятся в работе, и для их завершения требуется более 5 млрд. рублей или более 20 лет по срокам, учитывая возможности бюджета Республики Алтай и поддержку федерального бюджета. В результате растет долгострой, увеличиваются затраты на корректировку проектно-сметной документации и охрану объектов, распыляются вкладываемые средства.
Доля собственных средств предприятий в структуре инвестиций сократилась с 34,8% до 12%. Удельный вес бюджетных средств возрос до 75,7%, в том числе за счет средств федерального - до 51,3%. Это, с одной стороны, создает представление об относительной легкости решения проблемы структурного перераспределения средств, т.к. три четверти их находится в сфере непосредственного государственного управления, с другой стороны, показывает низкую эффективность использования государственных средств, так как они распыляются, значительно снижая их инвестиционную эффективность.
Основные проблемы в инвестиционной сфере Республики Алтай заключаются в отсутствии четко выраженной республиканской инвестиционной политики, распылении бюджетных средств на строительство объектов только общественной инфраструктуры; слабом использовании механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции, инструментов фондового рынка для привлечения инвестиционного капитала.
Инвестиционная политика Республики Алтай в перспективе до 2010 года заключается в создании благоприятного инвестиционного климата для экономической деятельности, стимулирующего развитие предпринимательской инициативы и расширяющего приток инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики:
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Проведение инвентаризации строящихся и проектируемых объектов общественной инфраструктуры.
2. Обеспечение, начиная с 2006 года, первоочередного финансирования объектов общественной инфраструктуры со степенью готовности более 50%.
3. Совершенствование нормативно-правовой базы для привлечения социальных инвесторов и организация ОЭЗ рекреационно-туристского типа.
4. Использование внутренних инвестиционных ресурсов (сбережений населения, накоплений предприятий) с применением прогрессивных финансовых технологий.
Предполагаемая к проведению инвестиционная политика, должна решать следующие первоочередные задачи привлечения средств от:
- частных инвесторов на конкурсной основе для реализации высокодоходных бизнес-проектов с созданием системы государственных гарантий частным инвесторам;
- бюджета Республики Алтай в виде субсидий на погашение процентной ставки кредита для финансирования инвестиционных программ в стратегически важных отраслях реального сектора экономики и реализацию социально-значимых инвестиционных проектов с последующей продажей акций и возвратом вложенных бюджетных ресурсов.
Инвестиционная стратегия определена на основе комплексной проработки вопросов, касающихся возможных (сценарных) вариантов социально-экономического развития Республики Алтай в условиях тесных взаимосвязей с экономикой России, и исходя из реальных перспектив мобилизации финансовых средств для осуществления инвестиционных программ и проектов в приоритетных отраслях и сферах экономики республики.
В перечень важных инвестиционных проектов, которые целесообразно реализовать на территории Республики Алтай, необходимо отнести:
- возвратное инвестирование строительства Алтайской ГЭС на р. Катунь;
- строительство газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху и перспективой его продолжения на территорию СУАР КНР;
- расширение транспортного коридора Новосибирск-Ташанта с продолжением до Ховда (МНР) и выходом на границу с КНР;
- развитие республиканской системы связи и телекоммуникаций с использованием геостационарных спутников.
Республиканские инвестиционные программы целесообразно ограничить следующими направлениями:
- создание особой экономической зоны рекреационно-туристического типа;
- восстановление республиканской закупочно-сбытовой сети для продукции сельского хозяйства;
- создание муниципальной сети перерабатывающих производств сырьевых ресурсов.
Инвестиционные программы муниципального уровня возможно сосредоточить на следующем:
- поддержка проектов развития малого и среднего предпринимательства;
- освоение различных видов местных минерально-сырьевых, природных и рекреационных ресурсов.
Отбор вышеуказанных приоритетных направлений определялся исходя из необходимости обеспечения в долгосрочном плане, во-первых, наиболее благоприятного варианта социально-экономического развития республики с точки зрения устойчивости экономического роста, эффективности производства, недопущения дальнейшего роста безработицы; во-вторых, решения задач, имеющих важное значение для России, поэтому имеющих возможность быть профинансированными за счет федерального бюджета, в том числе, в рамках исполнения Поручения Президента РФ N Пр-792 от 10.05.2005 г. и Распоряжения Правительства РФ N МФ-П13-23712 от 16.05.2005 г.
Предполагается, что инвестиционная стратегия станет стержнем долгосрочной социально-экономической политики, призванной обеспечить взаимоувязанное решение неотложных текущих задач и долговременных ключевых проблем развития экономики региона.
Инвестиционная политика будет осуществляться в трех направлениях:
- привлечение инвестиций частного сектора;
- максимальное использование внутренних инвестиционных ресурсов (накоплений предприятий, сбережений населения). Для их эффективного использования необходимым является развитие финансовой инфраструктуры, в частности банковской системы, рынка страховых услуг;
- обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.
В условиях ограниченности объемов бюджетных средств государственное инвестирование в отрасли материального производства будет осуществляться, как правило, посредством программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность, а в ряде случаев посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам по обозначенным направлениям, а также разделения инвестиционных рисков путем предоставления инвестиционных гарантий.
Реализация политики поощрения инвестиций является одним из основных направлений в среднесрочной перспективе, способствующих созданию условий для расширения притока инвестиционных ресурсов в экономику и обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста.
Важным инструментом государственной политики должно стать использование режимов недропользования по договорам, заключаемым с частными инвесторами.
С учетом длительного инвестиционного цикла дорожных и энергетических проектов представляется целесообразным определить конечные цели, приоритетные направления и этапы их развития в более долгосрочной программе.
Особое внимание при разработке Программы предполагается уделять вопросам конкурентоспособности и сбыта намечаемой к производству продукции на основных для республики рынках - общероссийском внешнем и внутрирегиональном.
При этом к отраслевой группе межрегиональной экономической ориентации относятся пантовое мараловодство, производство лекарственно-технического сырья на основе культурного разведения эндемиков, питьевой и минерализованной воды, твердых сыров, освоение запасов полезных ископаемых (после освоения гидроэнергетических ресурсов).
Так как программа формируется в условиях системы рыночного хозяйства, она не является ни директивной, ни всеохватывающей. Ее отдельные подпрограммы не предусматривают развития соответствующих отраслей (комплексов) в целом. Их развитие будет носить избирательный, сугубо целевой характер, определяемый конкретными инвестиционными проектами, социально-экономической значимостью и сроками окупаемости вложенных средств.
Кроме того, инвестиционная стратегия исходит из такого фундаментального свойства рыночной экономики, как неопределенность поведения функционирующих в ней субъектов хозяйствования, в т.ч. неопределенность их инвестиционной деятельности. С учетом этого в каждой подпрограмме включенное в нее число инвестиционных проектов значительно меньше общего числа хозяйствующих объектов соответствующей отрасли, что позволяет обеспечить их выполнение на конкурсной основе. При этом с точки зрения реального финансового обеспечения целевые подпрограммы включают в себя:
- инвестиционные проекты, которые полностью либо частично обеспечены финансированием;
- инвестиционные проекты, которые требуют реализации, но финансирование их не определено и по которым будет вестись работа по поиску инвесторов.
Уже само включение проектов второго типа в Программу значительно повышает вероятность их практической реализации.
При экономическом обосновании и отборе инвестиционных проектов, включаемых в целевые подпрограммы, принимались во внимание, прежде всего, их значимость для республики и России, эффективность, объемы и источники финансирования, уровень издержек производства, сроки реализации и окупаемость, воздействие на окружающую среду, характер применяемой технологии, емкость рынка намечаемой к производству продукции, возможности получения сырья и комплектующих материалов, наличие трудовых ресурсов, формы управления производством.
Ограниченные возможности по привлечению инвестиций, актуализирует необходимость поиска дополнительных источников, контролируемых государством. Таким источником могут стать земельные ресурсы, вводимые в хозяйственный оборот.
Проблема заключается в наличии политической воли и рациональном распоряжении имеющимся ресурсом (с учетом негативного опыта разбазаривания национального достояния в процессе приватизации государственных предприятий в 90-е годы).
Результаты анализа практики применения земельного законодательства в Республике Алтай характеризуются отсутствием полноты его применения. Сегодня в республике нет плановой системы для ведения земельного кадастра в подавляющем большинстве населенных пунктов. Плановый материал на межселенческие территории устарел, также устарели или отсутствуют данные специальных обследований (почвенные, геоботанические, агрохимические и т.п.), используемые для организации использования земельных участков сельхозпредприятий.
Основная цель земельной реформы, проводимой в республике, на современном этапе не достигнута, она находится лишь на промежуточной стадии своего осуществления. Не произошло кардинального повышения эффективности использования земли, качественного увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Неверно отводить развитию земельного рынка и земельным отношениям исключительно пассивную роль, как производную ожидаемых преобразований в аграрном производстве.
В течение 2004-2007 г.г. необходимо организовать работу по проведению инвентаризации земель, землеустройству, составлению карт, регистрации земельных участков в качестве отдельных объектов недвижимости, заключение договоров на использование земельных участков.
Основными элементами стимулирования инвестиционной активности должны стать мероприятия, намеченные к реализации по следующим направлениям:
- в сфере привлечения инвестиций,
- в сфере использования инвестиций,
- в сфере развития инвестиционной инфраструктуры.
Применительно к Горному Алтаю с его уникальными особенностями усиление конкурентных позиций должно осуществляться нестандартным путем, в основе которого лежит использование преимуществ, нейтрализующих объективные ограничения экономическому и, следовательно, социальному росту. Прежде всего, необходимо найти нетрадиционные ниши, которые позволят республике начать производство продукции и услуг, не имеющих сильных конкурентов на внутреннем и внешнем рынке (например, производство экологически чистой продукции, лекарственных трав, развитие туризма, проведение на территории Горного Алтая экологических конференций и т.п.). Поиск этих ниш невозможен без развития отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность республики и ее привлекательность для потенциальных инвесторов, реализующих инфраструктурные задачи (энергетика, дороги, связь, строительный комплекс). Кроме того, необходимо формирование благоприятной рыночной сферы, условий для инвестиционной деятельности, формирование новых стандартов жизни населения.
Внебюджетные государственные фонды вполне соизмеримы с консолидированным бюджетом республики и, кроме того, база их образования и сроки поступления более надежны, чем многие источники дохода бюджета. Учитывая, что бюджетные и внебюджетные средства предназначены для использования в одних и тех же целях - преимущественно социальных, необходимо их консолидированное использование на основе разработки комплексной региональной целевой программы, охватывающей все важнейшие направления социальной политики.
В условиях, когда собственные доходы бюджета ограничены, и внешние финансовые источники будут оставаться основным направлением формирования финансового потенциала республики, рациональное использование финансовых ресурсов приобретает особое значение. Повышение уровня управляемости республикой становится главным резервом, способным обеспечить рост социально-экономической эффективности ее развития и который находится в компетенции республиканских органов власти. Использование этого резерва предполагает, прежде всего, установление строгого контроля за всеми финансовыми потоками, которые оборачиваются в республике, обеспечение соответствия между их направленностью, интенсивностью движения, целями и приоритетными направлениями экономической и социальной политики республики (адресная социальная поддержка, избирательный характер поддержки предпринимательской сферы с предпочтением тех направлений, которые отвечают стратегическим интересам развития территории).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 3 ноября 2005 г. N 202 "Об утверждении Концепции Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Звезда Алтая" от 21 февраля 2006 г. N 38-39, Сборнике законодательства Республики Алтай, ноябрь-декабрь 2005 г. N 29(35), с.410
Постановлением Правительства Республики Алтай от 26 марта 2018 г. N 83 настоящее постановление признано утратившим силу с 26 марта 2018 г.
Настоящий документ снят с контроля