Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 21 июня 2006 г. N 136
Методика
оперативной и годовой оценки качества управления финансами
и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай
1. Общие положения
Настоящая Методика устанавливает систему показателей, характеризующих качество управления финансами и платежеспособность муниципальных образований Республики Алтай.
Для расчета показателей используются данные месячной и годовой отчетности об исполнении бюджета муниципальных образований, статистической отчетности, долговой книги муниципального образования, решения сессий о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и др.
Оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования измеряется в баллах. Для каждого показателя установлены два критических значения:
значение максимального риска неплатежеспособности и наихудшего качества управления финансами;
значение минимального риска неплатежеспособности и оптимального качества управления финансами.
2. Расчет оценки качества управления финансами и платежеспособности
муниципального образования
В случае, если значение показателя находится в интервале между двумя критическими значениями, то по данному показателю присваивается оценка в пределах от нуля до единицы. Оценка по показателю рассчитывается по формуле:
Si = (Pi - Pmin) / (Рmах - Pmin), где
Si - оценка по i-му показателю;
Pi - фактическое значение i-го показателя;
Pmin - критическое значение i-го показателя, соответствующее высокому риску неплатежеспособности и низкому качеству управления финансами;
Рmах - критическое значение i-го показателя, соответствующее низкому риску неплатежеспособности и высокому качеству управления финансами.
Если значение показателя равно или находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то показателю присваивается оценка 0 баллов.
Для показателей установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых показателями факторов на общий уровень качества управления финансами и платежеспособности.
Итоговая оценка качества управления финансами и платежеспособности определяется суммой произведений оценок по всем показателям на соответствующие им веса относительной значимости показателей по следующей формуле:
C = SUM(Si x wi), где
С - комплексная оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования;
Si - оценка по i-му показателю;
wi - удельный вес i-го показателя.
3. Оперативная оценка качества управления финансами
и платежеспособности муниципального образования
Для расчета оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай используются показатели, отражающие соблюдение муниципальными образованиями основных требований бюджетного законодательства.
Оперативная оценка качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городского округа Республики Алтай производится по показателям Р2-Р24 Приложения к настоящей Методике.
Наилучшая величина оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городского округа Республики Алтай в соответствии с Приложением к настоящей Методике составляет 20,3 баллов.
Оперативная оценка качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений Республики Алтай производится по показателям Р2-Р5, Р9-Р24 Приложения к настоящей Методике.
Наилучшая величина оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений в Республике Алтай в соответствии с Приложением к настоящей Методике составляет 16,4 баллов.
4. Годовая оценка качества управления финансами
и платежеспособности муниципального образования
Для расчета годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай используются показатели, отражающие ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов.
Показатели сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования. Перечень показателей и их веса в системе годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований представлены в Приложении к настоящей Методике.
Наилучшая величина годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городского округа Республики Алтай в соответствии с Приложением к настоящей Методике составляет 23,3 балла.
Годовая оценка качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений Республики Алтай производится по показателям Р2-Р5, Р9-Р24 Приложения к настоящей Методике.
Наилучшая величина годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений Республики Алтай в соответствии с Приложением к настоящей Методике составляет 16,4 балла.
5. Показатели оперативной и годовой оценки качества управления
финансами и качества управления финансами муниципального образования
Система показателей оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования состоит из двух основных групп показателей:
1) группа показателей оценки платежеспособности муниципальных образований, которые отражают способность муниципальных образований обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели оценивают как текущую платежеспособность муниципалитетов, так и их финансовый потенциал;
2) группа показателей оценки качества управления финансами муниципальных образований, которые отражают эффективность управления финансами муниципальных образований, результаты достигаемые органами местного самоуправления в выполнении требований финансовой дисциплины и достижении эффективного распределения финансовых ресурсов.
5.1. В группу показателей оценки платежеспособности муниципальных образований входят следующие показатели:
Блок "Уровень социально-экономического развития территории"
Показатель Р1 "Уровень социально-экономического развития территории".
Данный показатель представляет собой агрегированный результат по основным направлениям экономической деятельности административно-территориального образования. Показатель рассчитывается на основе следующих данных Федеральной службы госстатистики и соответствующих им индексов удельных весов:
N | Показатель экономической деятельности (W) | Индекс удельного веса по категориям (WN) |
1 | Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды), в % |
1 |
2 | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, тыс. руб. на душу населения |
0,8 |
3 | Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, тыс. руб. на душу населения |
0,4 |
4 | Ввод в действие жилых домов на душу населения, кв. м общей площади |
0,7 |
5 | Объем розничного товарооборота на душу населения, тыс. руб. |
1 |
6 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. |
0,8 |
7 | Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб. | 0,5 |
8 | Доля индивидуальных предпринимателей в трудоспособном населении, % |
1 |
9 | Уровень зарегистрированной безработицы в % к трудоспособному населению |
-0,6 |
Блок "Финансовая гибкость"
Показатель Р2 "Доля первоочередных расходов в расходах бюджета". Объем первоочередных расходов бюджета для расчета данного показателя определяется как сумма обязательных расходов бюджета (по статьям экономической классификации). К обязательным расходам в соответствии с предлагаемой Методикой относятся: оплата труда, начисления на оплату труда, выплата процентов по долговым обязательствам, оплата коммунальных услуг. Данный показатель отражает долю вышеперечисленных расходов во всех расходах местного бюджета.
Данный показатель позволяет оценить долю расходов, сокращение которых может привести к негативным социальным последствиям. Значительная доля обязательных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета муниципальное образование столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, коммунальные услуги или реструктурировать свои долговые обязательства.
Показатель Р3 "Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года".
Объем капитальных вложений, используемый для определения значения данного показателя, включает расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе:
расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;
иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципального образования;
другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.
Данный показатель отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых муниципальным образованием. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о большей финансовой гибкости муниципального образования и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения данной потребности.
Показатель Р4 "Зависимость бюджета от финансовой помощи".
Зависимость бюджета муниципального образования от финансовой помощи определяется как отношение объема безвозмездных перечислений, полученных муниципальным образованием из республиканского бюджета, а для сельского поселения и из бюджета муниципального района, к общей сумме доходов.
Данный показатель характеризует зависимость доходов муниципального образования от безвозмездных поступлений из республиканского бюджета, а для сельского поселения и из бюджета муниципального района. Чем выше значение данного показателя, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства. Если значение показателя меньше 10%, то данный риск оказывает слабое влияние на общую платежеспособность.
Показатель Р5 "Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние 3 года (месяца)".
Данный показатель отражает соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета муниципального образования. В Методике к текущим расходам относятся расходы, рассчитываемые по следующей формуле:
ТР = Р - КР - РД, где
ТР - текущие расходы местного бюджета;
Р - всего расходы местного бюджета;
КР - капитальные расходы местного бюджета, к которым относятся расходы на инвестиции, финансовые и нефинансовые активы и капитальные трансферты;
РД - расходы на обслуживание и погашение долга.
Рост текущих расходов бюджета, не превышающий рост доходов, свидетельствует о консервативной финансовой политике муниципального образования, основанной на ограничении и контроле уровня текущих расходов. Если же текущие расходы растут быстрее доходов, то такая тенденция приводит к ухудшению сбалансированности бюджета, что негативно сказывается на способности обслуживать долговые обязательства.
Показатель Р6 "Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений".
Данный показатель рассчитывается как отношение просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений муниципального образования к общей сумме расходов бюджета. Этот показатель отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования. Наличие значительной в сравнении с расходами бюджета просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности. В случае обращения кредиторов в суд и вынесения положительных для них судебных решений орган местного самоуправления будет вынужден погашать задолженность, что приведет к снижению ликвидности.
Показатель Р7 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям на оплату труда".
Данный показатель рассчитывается в дополнении к показателю Р7 "Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений" и отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования по таким видам первоочередных расходов бюджета, как оплата труда и начисления на оплату труда. Наличие значительной в сравнении с расходами бюджета просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности.
Показатель Р8 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг".
Данный показатель рассчитывается в дополнении к показателю Р7 "Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений" отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования по такому виду первоочередных расходов бюджета как коммунальные услуги. Наличие значительной в сравнении с расходами бюджета просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности.
Блок "Долговая нагрузка"
Показатель Р9 "Отношение муниципального долга (без учета гарантий и поручительств) к доходам бюджета".
Для расчета данного показателя под долгом муниципального образования понимаются долговые обязательства муниципального образования перед сторонними кредиторами, по которым муниципальное образование выступает заемщиком. Долг составляют кредитные соглашения и договоры, займы органа местного самоуправления, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг. В долг для целей расчета данного показателя не включаются гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц. Для расчета значения данного показателя рассчитывается сумма объемов действующих долговых обязательств, включая основную сумму долга и не включая процентные платежи. Далее полученное значение относится к общей сумме доходов бюджета. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств.
Показатель Р10 "Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета".
Большинство проектов, реализуемых в общественном секторе, имеют большой срок окупаемости. В случае привлечения заемного финансирования для их реализации дюрация долга должна быть сопоставима со сроком окупаемости, поэтому долгосрочные заимствования должны составлять основную часть долгового портфеля. Данный показатель отражает практику ограничения краткосрочного долга муниципального образования в виде ценных бумаг и кредитов (ссуд). К краткосрочным долговым обязательствам относятся долговые обязательства со сроком действия до 1 года. Чем выше дюрация долга муниципального образования, тем больший объем заимствований может произвести муниципальное образование без ущерба для стабильности собственных финансов.
Показатель Р11 "Отношение объема выданных гарантий (поручительств) к доходам бюджета".
Показатель отражает практику ограничения муниципальным образованием объема выдаваемых гарантий и поручительств по долговым обязательствам третьих лиц (юридических лиц, муниципальных образований). Гарантии и поручительства являются условными долговыми обязательствами, необходимость выплат по которым определяется финансовым состоянием заемщика, по обязательству которого выдана гарантия. В силу специфики гарантий, как обязательств для объема действующих гарантий, необходимо устанавливать отдельное ограничение, закрепляемое нормативным правовым актом. В обратном случае возникает риск увеличения муниципального долга в отсутствие долгосрочных ограничений на объем выданных гарантий, кроме установленных федеральным законодательством. В этой ситуации возникает опасность необходимости масштабных выплат по действующим договорам гарантии и поручительства в результате ухудшения финансового состояния всех получателей гарантий и их неспособности обслуживать гарантированные обязательства. Значительные выплаты по гарантиям, особенно в пределах текущего финансового года, способны серьезно ухудшить финансовое состояние муниципального образования.
Показатель Р12 "Отношение просроченных обязательств к доходам бюджета".
Данный показатель отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. При этом долговые обязательства муниципального образования дифференцируются по типам кредиторов: отдельно рассматриваются обязательства перед сторонними кредиторами и обязательства перед бюджетами других уровней - выданные им кредиты и бюджетные ссуды, а также гарантии и поручительства муниципального образования по долговым обязательствам третьих лиц перед бюджетами других уровней. Наличие просроченных обязательств перед сторонними кредиторами характеризует низкую платежеспособность, так как все доходы муниципального образования будут направлены на погашение данной задолженности.
5.2. В группу показателей оценки качества управления финансами муниципальных образований входят следующие показатели:
Блок "Выполнение требований федерального законодательства"
Показатель Р13 "Предельный объем муниципального долга".
Показатель отражает выполнение требования к объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом объем долга не может превышать общий объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Показатель Р14 "Предельный размер дефицита бюджета".
Данный показатель отражает соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета муниципального образования не может превышать 10% общего объема доходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Показатель Р15 "Предельный размер расходов на обслуживание муниципального долга".
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничение для расходов на обслуживание долга. Данный индикатор отражает выполнение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на обслуживание муниципального долга ограничиваются 15% расходов бюджета.
Показатель Р16 "Отношение текущих расходов бюджета к доходам".
Данный показатель отражает соблюдение требований, установленного# Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса текущие расходы бюджета не могут превышать доходов бюджета муниципального образования.
Показатель Р17 "Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам".
Данный показатель отражает отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам, характеризует собираемость налогов.
Блок "Исполнение бюджета"
Показатель Р18 "Исполнение бюджета по собственным доходам в процентах от первоначально утвержденного плана".
Показатель отражает процентное исполнение бюджета по доходам без учета безвозмездных перечислений бюджета другого уровня к первоначально утвержденному бюджету по решению о бюджете муниципального образования. Значение показателя характеризует степень реалистичности утвержденного плана по доходам, а также эффективность работы органов местного самоуправления с предприятиями и организациями по уплате налогов в бюджет муниципального образования.
Показатель Р19 "Коррекция объема расходов бюджета в соответствии с исполнением плана по доходам бюджета муниципального образования".
Данный показатель отражает соответствие соотношения фактических доходов и расходов бюджета муниципального образования к плановым значениям за три последних отчетных года. Под планом по доходам и расходам понимается объем доходов и расходов бюджета в первой редакции решения о бюджете муниципального образования. Значение показателя рассчитывается как сумма ежегодной разности соотношений факта и плана по доходам и по расходам бюджета в процентных пунктах. Данный показатель отражает изменение объема фактических расходов бюджета муниципального образования в зависимости от фактического поступления доходов. Требования финансовой дисциплины предполагают коррекцию плана расходов в зависимости от фактического исполнения плана по доходам. При этом важно, чтобы расходы бюджета увеличивались не в большей степени или уменьшались не в меньшей степени по сравнению с первоначальным планом, чем доходы бюджета.
Показатель Р20 "Исполнение плана по расходам в разрезе укрупненной структуры расходов бюджета".
Данный показатель отражает исполнение утвержденного бюджета по укрупненной структуре расходов бюджета. Подобный подход позволяет достигать эффективного распределения расходов бюджета, основанного на приоритетах, а не на поступивших заявках от получателей бюджетных средств.
Оценка показателя осуществляется по следующей укрупненной структуре расходов бюджета: образование, здравоохранение и физическая культура, жилищно-коммунальное хозяйство, национальная экономика. Показатель рассчитывается как отклонение максимального значения фактических расходов от запланированных (в разрезе укрупненной структуры расходов бюджета).
Показатель Р21 "Динамика отношения суммы финансовых нарушений, выявленных по результатам ревизии к расходам бюджета".
Данный показатель отражает динамику сумм финансовых нарушений, выявленных по актам проверки ревизии контрольных органов. Если данный показатель соответствует нулю, то муниципальное образование считается выполнившим данное требование и получает максимальную оценку, так как это будет характеризовать работу бюджетных учреждений муниципального образования как соответствующей бюджетному, бухгалтерскому и трудовому законодательству. Если же при наличии сумм финансовых нарушений произойдет рост данного показателя по сравнению с предыдущим годом, то такая тенденция отражает неэффективное управление финансами, нецелевое использование средств, недостаточность работы по финансово-бюджетному контролю.
Показатель Р22 "Доля расходов на принимаемые обязательства в общей сумме расходов местного бюджета".
Показатель отражает долю расходов на принимаемые обязательства в общей сумме расходов местного бюджета и характеризует способность местного бюджета фактически обеспечивать принимаемые обязательства.
Показатель Р23 "Количество учреждений, финансируемых из местного бюджета".
Показатель характеризует динамику изменения численности муниципальных учреждений в муниципальном образовании.
Показатель Р24 "Количество бюджетополучателей".
Показатель характеризует динамику изменения численности бюджетополучателей в муниципальном образовании.
Показатель Р25 "Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности".
Данный показатель отслеживает состав финансовой отчетности муниципального образования, входящей в годовой отчет, и соответствие состава годовой финансовой отчетности минимальным требованиям, основанным на лучшей практике. Показатель имеет два значения - "Требования выполнены" и "Требования не выполнены". Для оценки соответствия финансовой отчетности минимальным требованиям муниципальное образование предоставляет следующие данные:
1. Дата публикации годовой финансовой отчетности в составе годового отчета в средствах массовой информации (Интернете).
2. Место публикации: реквизиты печатного средства массовой информации (адрес сайта органа исполнительной власти муниципального образования).
Содержащиеся в финансовой отчетности данные должны быть представлены в разрезе следующих показателей:
"уточненный план" - плановое значение с учетом всех корректировок, принятых в течение года;
"исполнено" - фактическое значение на конец отчетного года.
Показатель Р26 "Опубликование в средствах массовой информации (Интернете) нормативных правовых актов".
Данный показатель отражает практику публикации муниципальным образованием законопроектов для вовлечения населения в процесс принятия решений. Данная практика предполагает публикацию в средствах массовой информации (Интернете) проектов законов по различным проблемам, требующим учета мнения населения. После публикации соответствующих материалов муниципальное образование организует сбор отзывов населения по данной проблеме, обобщает данные и принимает решение по рассматриваемой проблеме, учитывая мнение населения.
Данный показатель имеет два значения - "Требования выполнены" и "Требования не выполнены". Для определения значения показателя муниципальное образование представляет следующие данные:
1. Общее количество проектов решений муниципального образования, опубликованных в средствах массовой информации (Интернете) в отчетном году, не позднее внесения в орган представительной власти местного самоуправления, с указанием даты и места публикации, проблемы, которой был посвящен проект решения.
2. Общее количество поступивших отзывов в отчетном году по каждому проекту решения.
3. Фактическое решение проблемы по результатам поступивших отзывов (принятие решения муниципального образования с учетом мнения населения).
Показатель принимает значение "Требования выполнены", если муниципальное образование представило всю запрашиваемую информацию.
6. Публикация результатов оперативной и годовой оценки качества управления
финансами и платежеспособности муниципальных образований на сайте
Министерства финансов Республики Алтай
Результаты оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай, а также результаты рейтинга муниципальных образований, основанного на оперативной и годовой оценке качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай публикуются на сайте Министерства финансов Республики Алтай в нижеприведенной табличной форме.
Таблица
результатов оценки качества управления финансами и платежеспособности
муниципальных образований Республики Алтай
Наименование муниципального образования |
Значения показателей | Итоговая оценка |
Рейтинг | |||||
Р1 | Р2 | ... | ||||||
Фактическое значение |
Оценка | Фактическое значение |
Оценка | Фактическое значение |
Оценка | |||
7. Составление рейтинга по муниципальным образованиям Республики Алтай
В целях сопоставления оценок качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай проводится их ранжирование.
Ранжирование по оценке качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований осуществляется отдельно по двум группам муниципальных образований:
1 группа: муниципальные районы, городской округ:
2 группа: сельские поселения.
Рейтинговый номер (далее рейтинг) муниципальному образованию присваивается муниципальному образованию путем ранжирования оценок качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований в порядке возрастания. Наивысший рейтинг (1 место) имеет муниципальное образование с максимальным значением по своей группе оценки качества управления финансами и платежеспособности. Наименьший рейтинг имеет муниципальное образование с минимальным значением по своей группе оценки качества управления финансами и платежеспособности.
Итоги оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований выводятся в форме таблицы с фактическими значениями показателя, оценками, полученными по каждому из показателей, итоговыми оценками в целом по муниципальному образованию и номером, занимаемым им по рейтингу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.