Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 2 июля 2014 г. N 18-11 настоящий Регламент дополнен приложением
Приложение 1
к Регламенту выборного представительного
органа местного самоуправления - Горно-Алтайского
городского Совета депутатов, утвержденному решением
Горно-Алтайского городского Совета депутатов
от 5 июля 2005 г. N 28-6
Правила
юридико-технического оформления проектов муниципальных правовых актов Горно-Алтайского городского Совета депутатов
I. Общие требования к оформлению проектов правового акта
1. Текст проекта муниципального правового акта Горно-Алтайского городского Совета депутатов (далее - проект либо проект правового акта) печатается шрифтом Times New Roman размером шрифта 14 через один межстрочный интервал на стандартных листах бумаги формата А 4, текст утверждаемого им документа (приложение) - через один межстрочный интервал, при этом возможно использование иного размера шрифта (но не менее 10).
2. Каждый лист проекта должен иметь поля не менее:
левое - 25 мм;
правое - 10 мм;
верхнее - 20 мм;
нижнее - 20 мм.
3. Страницы проекта нумеруются арабскими цифрами размером шрифта 14 внизу страницы справа. На первой странице проекта нумерация не проставляется.
4. Первая страница проекта печатается на копии бланка решения (распоряжения, постановления) Горно-Алтайского городского Совета депутатов.
5. Наименование (заголовок) проекта печатается в предложном падеже с прописной (заглавной) буквы полужирным шрифтом, одинарным межстрочным интервалом, располагается по левому краю, отделяется одним межстрочным интервалом от текста и одним интервалом - от реквизитов "дата и номер правового акта", не может быть более восьми строк и занимать более 2/3 ширины страницы. Точка в конце наименования (заголовка) не ставится.
Реквизиты "дата" и "номер правового акта" размешаются по центру страницы, печатаются полужирным шрифтом. Датой является день принятия проекта городским Советом. Реквизит "дата" оформляется словесно-цифровым способом без сокращений, если число состоит из одной цифры, то ноль перед ней не ставится. Например: 1 декабря 2012 года.
Реквизит "номер правового акта" состоит из порядкового номера сессии городского Совета в пределах созыва и добавляемого через дефис порядкового номера, под которым данный проект рассматривался на сессии. При принятии правового акта посредством опроса депутатов в порядке, установленном статьей 33 настоящего Регламента, реквизит "номер правового акта" состоит из порядкового номера следующей сессии и добавляемой через дефис аббревиатуры "ОП", обозначающей, что правовой акт принят посредством опроса депутатов.
6. Проект решения либо постановления Горно-Алтайского городского Совета депутатов должен содержать реквизит "подпись", который отделяется от текста двумя межстрочными интервалами и включает подписи Мэра города Горно-Алтайска (лица, его заменяющего) и Председателя Горно-Алтайского городского Совета депутатов (лица, его заменяющего).
7. Проект распоряжения Горно-Алтайского городского Совета депутатов должен содержать реквизит "подпись", который отделяется от текста двумя межстрочными интервалами и включает подпись Председателя Горно-Алтайского городского Совета депутатов (лица, его заменяющего).
II. Требования к оформлению текста проекта правового акта
8. Наименование проекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, излагаться точно, четко и быть максимально информационно насыщенным.
9. Преамбула - вводная часть проекта, которая определяет его цели и задачи. Преамбула не является обязательной.
Преамбула:
не имеет наименования;
не содержит нормативные предписания;
не нумеруется;
не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием проекта;
может состоять из абзацев.
10. Текст проекта в зависимости от предмета и объема может содержать структурные элементы: разделы, главы, статьи. Текст небольшого по объему проекта может в качестве основной структурной единицы иметь пункты.
11. Разделы обозначаются словом "Раздел", нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование либо нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование. Обозначение раздела и его наименование печатаются полужирным шрифтом одно под другим по центру страницы с прописной (заглавной) буквы полужирным шрифтом в две (или более) строки. Точка в конце наименования раздела не ставится.
Пример:
I. Общие положения
или
Раздел I. Общие положения
12. Главы обозначаются словом "Глава", нумеруются арабскими цифрами (в Уставе города - римскими) с точкой и имеют наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы (в Уставе города - прописными буквами) и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом по левому краю страницы в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка. Точка в конце наименования главы не ставится.
Пример:
Глава 1. Общие положения
13. Статьи нумеруются арабскими цифрами и, как правило, имеют наименования.
Обозначение статьи и наименование статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа полужирным шрифтом. После обозначения номера статьи ставится точка. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится.
Статья может подразделяться на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой.
Части статей могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты части статьи могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (как правило, не более пяти), за исключением статей, содержащих перечни основных понятий, используемых в проекте.
В тексте проекта должно применяться единообразное деление:
частей в статьях - на пункты или на абзацы;
пунктов в частях статей - на подпункты или на абзацы.
14. Пункт как основной структурный элемент небольшого по объему проекта нумеруется арабской цифрой с точкой и не имеет наименования.
Перечисление, указываемое в пункте, обозначается подпунктами, нумеруемые арабскими цифрами, начиная с единицы, с закрывающей круглой скобкой справа или буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой справа. Содержание подпункта печатается строчными буквами, в конце подпункта ставится точка с запятой, в конце последнего подпункта - точка.
15. В исключительных случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы (как правило, не более пяти), которые не обозначаются цифрами, но их нумерация подразумевается. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого этот абзац находится. Абзацы могут начинаться со знака дефис.
Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на структурные элементы, содержащие перечни основных понятий, используемых в проекте правового акта, а также перечни правовых актов (отдельных структурных элементов), отменяемых (признаваемых утратившими юридическую силу).
16. Первые строки пункта, подпункта, абзаца печатаются с абзацного отступа на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
17. Выравнивание текста проекта устанавливается по ширине страницы.
18. В проектах правовых актов (утверждаемых ими документах) разделы, главы, статьи, пункты должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта (документа), а подпункты, абзацы должны иметь сквозную нумерацию в пределах соответствующего структурного элемента.
Недопустимо изменять нумерацию пунктов, разделов, глав, статей правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных элементов правового акта. Недопустимо изменять нумерацию пунктов и обозначения подпунктов при внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных элементов правового акта.
19. Структурные элементы проекта правового акта не могут иметь преамбулу и располагаются в проекте в последовательности, обеспечивающей логическое разделение темы правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным.
20. Положения проекта должны соответствовать требованиям действующего законодательства, определять сроки и порядок вступления в силу правового акта, могут содержать указания об отмене ранее действующих правовых актов в целом или в части в связи с принятием данного правового акта, о приведении в соответствие с данным правовым актом иных правовых актов.
21. При использовании в проекте цифровой и словесно-цифровой формы записи следует:
однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, обозначать словами;
многозначные количественные числительные обозначать цифрами, денежные выражения сопровождать словесным выражением - прописью с заглавной буквы в скобках;
при перечислении однородных чисел (величин и отношений) обозначать единицу измерения после последней цифры;
при записи порядковых числительных арабскими цифрами ставить падежные окончания.
22. В целях избежание повторов и показа взаимной связи составных частей проекта правового акта может применяться ссылка на другие составные части акта, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения.
Ссылка на последующие составные части допускается, если иным путем невозможно обеспечить связанность составных частей проекта. При этом включение норм других нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности органов государственной власти по отношению к органам местного самоуправления, не допускается. Не допускается использование ссылок к нормативному правовому предписанию отсылочного характера.
Ссылка (отсылка) на нормативный правовой акт должна содержать его реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и его наименование. Вид конкретного нормативного правового акта указывается с прописной буквы. При неоднократных ссылках (отсылках) в проекте на конкретный нормативный правовой акт допускается введение сокращенного варианта его наименования.
При ссылке (отсылке) на кодекс, дата его подписания и регистрационный номер кодекса не указываются. При ссылках (отсылках) на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
При оформлении ссылки (отсылки) на структурный элемент нормативного правового акта указывается конкретный структурный элемент (начиная с наименьшего), вид нормативного правового акта, дата подписания, регистрационный номер и наименование. При этом номера разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами (римскими, арабскими), номера подпунктов обозначаются цифрами или строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Обозначение абзаца при ссылке (отсылке) на него указывается словом.
23. Проект правового акта может содержать приложения, на наличие которых указывается в соответствующих структурных элементах проекта.
Приложение оформляется в виде текста, таблиц, графиков, положений, инструкций, перечней, списков, схем, чертежей, рисунков, карт и других документов на отдельном листе с пометкой (в пределах правой верхней границы текстового поля) "Приложение <номер приложения арабскими цифрами> к ".
Наименование приложения располагается по центру страницы без взятия в кавычки и без точки в конце.
Приложения к проекту правового акта являются его неотъемлемой составной частью (не могут применяться без текста правового акта), в этих случаях в соответствующих пунктах проекта делается ссылка "согласно приложению (номер приложения арабскими цифрами)" или "(Приложение (номер приложения арабскими цифрами))". При ссылках на приложения в тексте акта, как и в самом приложении, знак N не ставится. Если в акте присутствует только одно приложение, то последнее не нумеруется.
В приложениях, оформленных в виде таблиц, допускается применение шрифта размером 12, 11, 10.
24. Если при подготовке проекта правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений и (или) дополнений в ранее принятые правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких правовых актов, а также если в правовой акт неоднократно (более 4-х раз) вносились изменения и (или) дополнения, которые затрудняют его чтение и (или) применение, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый правовой акт либо он отменяется с последующим принятием нового правового акта с прежним предметом правового регулирования.
В проект такого правового акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее принятых (изданных) актах предписания.
Под существенными изменениями и (или) дополнениями, влекущими необходимость представления новой редакции правового акта, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний ранее принятого правового акта.
25. В случае необходимости, в целях обеспечения контроля за исполнением правового акта, в проекте акта, как правило, определяется постоянная комиссия городского Совета, на которую возлагается контроль за исполнением правового акта.
26. Проект правового акта может содержать указание о снятии с контроля правового акта в случае его выполнения, или когда новый акт принимается (издается) взамен ранее принятого.
III. Требования к оформлению проекта о внесении изменений в правовой акт
27. Проект о внесении изменений в действующие правовые акты разрабатывается в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Алтай, иными нормативными правовыми актами Республики Алтай, муниципальными правовыми актами, устранения пробелов в правовом регулировании, а также множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
28. Изменение правового акта оформляется правовыми актами того же вида или актом высшей юридической силы. Изменения вносятся в основной правовой акт.
Не допускается внесение изменений в правовые акты о внесении изменений в правовые акты.
Внесение изменений в правовой акт может осуществляться путем принятия его новой редакции, при этом не отменяется предыдущая редакция.
29. Внесением изменений считается:
1) замена слов, цифр;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) исключение структурных элементов правового акта;
4) новая редакция структурных элементов правового акта;
5) дополнение правового акта новыми структурными элементами;
6) дополнение структурного элемента правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
7) признание утратившими силу структурных элементов правового акта;
8) изменение срока (приостановление или продление) действия правового акта или его структурных элементов.
30. Независимо от конкретного содержания проекта о внесении изменений его наименование должно содержать слово "изменение" в соответствующем числе и падеже. Если проект также содержит структурные элементы с перечнем правовых актов, подлежащих отмене, то их наличие должно быть отражено в наименовании проекта.
31. При одновременном внесении изменений в несколько правовых актов, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.
При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных элементов данного правового акта, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
32. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей, пунктов правового акта, его структурных элементов при внесении в них изменений или признании утратившими силу отдельных структурных элементов правового акта.
33. При внесении изменения в правовой акт сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом - характер изменений. Внесение изменений следует оформлять, начиная с наименьшего структурного элемента.
Примеры:
подпункт 2 пункта 1 Решения Горно-Алтайского городского Совета
депутатов от _______ г. N _____ "О ________" дополнить предложением
следующего содержания "_______"
или
в подпункте "в" пункта 1 Решения Горно-Алтайского городского Совета
депутатов от _______ г. N _____ "О ______" слова "_______" заменить
словами "____________________"
34. При внесении дополнения в конец структурного элемента правового акта нумерация разделов, глав, статей, частей статей, пунктов, структурных элементов пункта продолжается. Исключение составляет случай, когда структурный элемент дополняется словами в конце данного структурного элемента. При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемого структурного элемента, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться, например, абзац 2 пункта 2 после слов "______" дополнить словами "_______".
При включении в пункт новых подпунктов, при исключении из пункта подпунктов не допускается изменение прежней нумерации подпунктов.
Новым структурным элементам, которыми дополняется ранее принятый (изданный) правовой акт, в случае, если указанные элементы помещаются в середину текста, присваиваются номера, состоящие из номеров предыдущих элементов с добавлением через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. В случаях, если указанные элементы помещаются в конце текста, им присваиваются номера, следующие за номером последнего элемента.
35. При необходимости изложить один структурный элемент правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Внести в пункт 16 Положения о _______, утвержденного Решением
Горно-Алтайского городского Совета депутатов от _______ г. N ______
"О ________" изменение, изложив его в следующей редакции:
"16. ____________________________________________________________".
или
Пункт 16 Положения о ______________________, утвержденного Решением
Горно-Алтайского городского Совета депутатов от _______ г. N ______
"О _________" изложить в следующей редакции:
"16. _____________________________________________________________"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
31. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры". При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Например, цифры "2, 4, 12" заменить цифрами "3, 5, 16" или слова "10 раз" заменить словами "20 раз".
36. Если в пункте правового акта необходимо произвести замены слова или слов и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот пункт или его структурные элементы не вносятся, то применяется следующая формулировка:
Примеры:
В пункте 2 Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов
от ______ г. N _______ "О _______" слова "_______ (слова указываются
в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе
и падеже заменить словами "_______ (слова указываются в именительном
падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже.
или
В пункте 2 Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов
от _______ г. N ______ "О ________" слова "__________________ (слова
указываются в именительном падеже единственного или множественного
числа)" в соответствующем падеже заменить словами "__________ (слова
указываются в именительном падеже единственного или множественного
числа)" в соответствующем падеже.
37. При необходимости внесения изменения в приложение к правовому акту в виде изложения его в новой редакции, текст приложения, изложенный в новой редакции, как правило, включается в текст изменяющего правового акта и не является приложением к нему.
Пример:
"2. Приложение 1 к Решению Горно-Алтайского городского Совета
депутатов от ________ г. N ___________ "О ________________" изложить
в следующей редакции:
"Приложение 1
к Решению Горно-Алтайского
городского Совета депутатов
от _____________ г. N _____
<текст приложения>".
38. При признании статьи, пункта, подпункта, абзаца правового акта утратившими силу или их исключении пересчет последующих пункта, подпункта, абзаца не производится. Утратившие силу статья, пункт, подпункт, абзац участвуют при подсчете пункта, подпункта, абзаца при последующем внесении изменений в данный структурный элемент.
39. Если в правовом акте одновременно с пунктами о внесении изменений в правовые акты содержится пункт с перечнем правовых актов, подлежащих отмене, то наличие такого пункта обязательно должно быть отражено в наименовании правового акта.
Пример:
О внесении изменений в Решение Горно-Алтайского городского Совета
депутатов от __________ г. N _______ "О ________", а также признании
утратившими силу некоторых Решений Горно-Алтайского городского
Совета депутатов.
IV. Требования к оформлению проекта об отмене (признании утратившим силу) правового акта
40. Проект об отмене (признании утрате ранее принятых правовых актов разрабатывается в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Алтай, иными нормативными правовыми актами Республики Алтай, муниципальными правовыми актами, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
41. В пункте проекта отдельными позициями указываются:
1) правовые акты, подлежащие отмене полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты (структурные элементы правовых актов), которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения.
2) структурные элементы правовых актов, подлежащие признанию утратившими силу. При этом отдельными позициями указывается как сам структурный элемент правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данного структурного элемента ранее вносились изменения.
42. Каждый правовой акт включается в перечень правовых актов, подлежащих отмене, в виде отдельной позиции с указанием вида акта; органа, принявшего акт; даты, номера и наименования акта. При этом могут указываться сведения об источнике его официального опубликования, а также об источнике официального опубликования правового акта, которым вносились в него изменения.
Правовые акты, включенные в перечень, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания) и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Правовые акты с одинаковой датой подписания располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
В случае необходимости установления разных дат (сроков) отмены правовых актов, включенных в перечень, перечень подразделяется на структурные элементы, формируемые в соответствии с конкретной датой (сроком) отмены.
43. Если в правовом акте остался действующим один пункт (иной структурный элемент), и он подлежит признанию утратившим силу, то отмене подлежит правовой акт полностью.
Если в правовом акте имеются пункты (иные структурные элементы), которыми отменялись ранее принятые правовые акты, то при необходимости отменить данный правовой акт, он отменяется полностью, независимо от наличия в нем таких пунктов (иных структурных элементов).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
40. В перечень правовых актов, подлежащих отмене, не включаются правовые акты (их структурные элементы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (их структурные элементы) временного характера подлежат включению в перечень правовых актов, подлежащих отмене, в случае, если срок их действия не истек.
Если действие правового акта временного характера или его структурного элемента было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и правовой акт, продляющий его действие.
44. Отмена правового акта без отмены в виде отдельных позиций всех актов (их структурных элементов), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения (например, отменить Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от _______ г. N _______ "О _______" и все решения, вносившие в него изменения), не допускается.
При отмене правового акта, наименование которого было изменено, в перечень актов, подлежащих отмене, данный акт включается с его первоначальным наименованием. Акт, изменивший наименование первого акта, включается в перечень в виде отдельной позиции. При признании утратившей силу структурного элемента правового акта, наименование которого было изменено, в перечень актов, подлежащих отмене, акт включается с измененным наименованием.
45. В случае необходимости отмены приложения к правовому акту в перечень правовых актов, подлежащих отмене, включается структурный элемент правового акта, в котором содержится указание на наличие данного приложения.
46. Если в пункте правового акта наряду с утверждением приложения содержатся иные нормативные правовые предписания, сохраняющие силу, а приложение подлежит отмене полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих отмене, включается этот пункт только в части, относящейся к приложению.
47. Если приложение подлежит отмене частично, то в перечень правовых актов, подлежащих отмене, включаются только структурные элементы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного Решением
Горно-Алтайского городского Совета депутатов от ________________ г.
N ______ "О _____________________________________________________".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.