Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Конституцию Республики Алтай, принятую 7 июня 1997 года (Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1997, N 21; 1999, N 13(38); Сборник законодательства Республики Алтай, 2001, N 1, N 3, N 5, N 6; 2002, N 3(9), N 7(13); 2003, N 13(19); 2004, N 21(27); 2005, N 24(30), N 28(34), N 29(35), изменения, изложив ее в следующей редакции:
"Конституция Республики Алтай
(Основной Закон)
Мы, полномочные представители многонационального народа Республики Алтай,
выражая его волю и интересы,
сознавая ответственность за обеспечение достойной жизни и благополучие для нынешнего и будущего поколений, сохранение и развитие культурных и духовных ценностей, укрепление государственности,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
выражая приверженность принципам социальной справедливости, добра и преисполненные решимости создания правового и социального государства,
исходя из федеративного устройства, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации,
подтверждая историческую общность своей судьбы с Россией и ее многонациональным народом,
принимаем первую Конституцию Республики Алтай и провозглашаем ее Основным Законом Республики Алтай.
Добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией создали условия для сохранения исторической территории, образования государственности, сохранения национальной самобытности и принятия первой Конституции Республики Алтай.
Раздел I.
Основы конституционного строя Республики Алтай
Статья 1
Республика Алтай есть равноправный субъект Российской Федерации, являющийся ее составной и неотделимой частью. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай и может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Алтай в соответствии с федеральным конституционным законом.
Республика Алтай имеет свою Конституцию, законодательство, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местного самоуправления, государственные символы.
Статья 2
Республика Алтай провозглашает незыблемыми основами ее конституционного строя и деятельности принципы демократии, законности, народовластия, единства и целостности территории, равноправия народов, приоритета прав и свобод человека и гражданина, разделения властей, гармонии общечеловеческих и национальных ценностей.
Статья 3
Республика Алтай признает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью, и гарантирует их соблюдения# и защиту на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Алтай, республиканских законов, а также общепризнанных принципов и норм международного права.
В Республике Алтай запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 4
Республика Алтай, исходя из целостности Российской Федерации и равноправия ее субъектов, основывается на своей государственности как естественном, необходимом и законном условии, обеспечивающем ее самостоятельность и всю полноту государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай, мирную жизнь народов республики, сохранение и развитие культурных и духовных ценностей.
Статья 5
Республика Алтай на своей территории, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай, обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 6
Народ Республики Алтай осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшей формой осуществления власти народа являются референдумы и свободные выборы.
Конституция Республики Алтай гарантирует ответственность государственной власти перед народом и одинаковую ее доступность для всех граждан.
Статья 7
Государственная власть в Республике Алтай осуществляется на основе разделения ее на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.
Органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей действуют самостоятельно, взаимодействуя друг с другом и не выходя за пределы своих полномочий.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти республики, порядок их взаимодействия устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Алтай, законами Республики Алтай, а также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 8
Государственную власть в Республике Алтай осуществляют Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Правительство Республики Алтай и суды Республики Алтай.
Статья 9
Республика Алтай признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление организуется с учетом исторических, национальных, социально-экономических и других местных условий.
Статья 10
Территория Республики Алтай является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай.
В Республике Алтай не допускаются создание и деятельность незаконных военизированных формирований.
Границы между Республикой Алтай и соседними субъектами Российской Федерации могут быть изменены только по взаимному их согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Республика Алтай в соответствии с федеральным законом имеет статус приграничной территории Российской Федерации.
Статья 11
Республика Алтай самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства в установленном законом порядке.
Территория Республики Алтай определена границами: на юге - с Китайской Народной Республикой и Республикой Монголия, на западе - с Республикой Казахстан, на востоке - с Республикой Тыва и Республикой Хакасия, на севере - с Алтайским краем и Кемеровской областью.
Статья 12
Республика Алтай не устанавливает свое гражданство, исходит из положения Конституции Российской Федерации о единстве гражданства в Российской Федерации и признает, что каждый гражданин Российской Федерации на территории республики обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай.
Статья 13
Государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки.
Республика Алтай гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Алтайский язык является основой национального самосознания алтайского народа. Органы власти республики способствуют его возрождению, сохранению, развитию и расширению среды употребления.
Статья 14
Республика Алтай проводит единую социальную политику, направленную на создание и обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека, обеспечивает свободу труда, экономической деятельности, предпринимательства, поддержку товаропроизводителей и добросовестной конкуренции.
Статья 15
В Республике Алтай признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 16
Земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности.
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и Республики Алтай и регулируются федеральными и республиканскими законами.
Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам народа, проживающего на соответствующей территории.
Республика Алтай обеспечивает экологическую безопасность, рациональное природопользование, защиту уникальной территории республики и ее природно-заповедного фонда.
Статья 17
В Республике Алтай признается идеологическое и политическое многообразие.
Никакая идеология не может устанавливаться и действовать в качестве государственной или обязательной.
Республика Алтай гарантирует общественным объединениям равные правовые возможности в осуществлении своих программ и уставных полномочий.
Запрещается образование и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации и Республики Алтай, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды и ненависти.
Статья 18
В Республике Алтай никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 19
Органы власти республики способствуют развитию культуры народов, проживающих в Республике Алтай.
Республика Алтай, являясь единственным очагом и хранителем алтайской национальной культуры, историко-культурного наследия, гарантирует их сохранение и развитие.
Статья 20
Конституция Республики Алтай и решения, принятые путем референдума в пределах полномочий Республики Алтай, являются общеобязательными и обладающими прямым действием на всей территории Республики Алтай.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Алтай.
Органы государственной власти Республики Алтай, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Республики Алтай и законы Республики Алтай.
Законы Республики Алтай подлежат официальному опубликованию. Законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
Статья 21
Положения первого раздела Конституции Республики Алтай составляют основы ее конституционного строя и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Алтай.
Раздел II
Правовой статус человека и гражданина
Глава I. Общие положения
Статья 22
На территории Республики Алтай гарантируется осуществление всех прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы, пола, языка, социального происхождения, рода занятий, общественного, должностного и имущественного положения, образования, места жительства, политических, правовых, религиозных и иных убеждений, членства в общественных объединениях, а также других обстоятельств.
Республика Алтай обеспечивает проживающим на ее территории народам защиту от посягательств на их этническую самобытность.
Все граждане равны перед законом и судом. Женщина и мужчина имеют равные права, свободы и возможности для их реализации.
Права и свободы гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть ограничены Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай.
Незнание закона не освобождает лицо от ответственности за его несоблюдение.
Статья 23
Основные права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат ему от рождения и являются непосредственно действующими.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Перечень прав и свобод человека, содержащийся в Конституции Республики Алтай, не является исчерпывающим, не отрицает и не умаляет других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Статья 24
Республика Алтай гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права.
Статья 25
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других граждан, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и Республики Алтай.
Не имеют юридической силы подзаконные акты, умаляющие или ограничивающие права и свободы человека и гражданина. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай.
Каждый гражданин в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся в Российской Федерации внутригосударственные средства правовой защиты.
Действия, направленные на использование прав и свобод для насильственного изменения существующего конституционного строя Российской Федерации и Республики Алтай, пропаганды и разжигания межнациональной, социальной, религиозной вражды, насилия и войны, преследуются по закону.
Статья 26
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.
Глава II. Гражданские и политические права и свободы гражданина
и человека
Статья 27
Гражданин может самостоятельно в соответствии с законом осуществлять в полном объеме свои права и свободы с 18 лет.
Статья 28
Право на жизнь - неотъемлемое право каждого человека, данное ему от рождения. Жизнь, здоровье, личная свобода находятся под защитой государства и закона.
Статья 29
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Ограничение свободы, включая арест и задержание гражданина, допускается только в порядке, установленном федеральными законами.
Никто не может быть подвергнут насилию, пыткам и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Ни один человек не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным, военным или иным опытам.
Статья 30
Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 31
Каждый имеет право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Граждане имеют право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, на получение относящейся к ним информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить граждан такой информацией, если иное не предусмотрено законом.
Статья 32
Каждый, кто законно находится на территории республики, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Республики Алтай, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение.
Статья 33
Каждому гарантируется свобода мысли, слова, печати, выражения мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Преследование за убеждения не допускается.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, ограничения этих прав могут устанавливаться только законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 34
Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания: право свободно исповедовать любую религию, в основе которой нет идей человеконенавистничества, национальной и расовой розни, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Статья 35
Каждый вправе свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
Статья 36
Каждый имеет право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучения, воспитания и творчества.
Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государственными языками.
Статья 37
Граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления и на выборные государственные должности, участвовать в отправлении правосудия.
Граждане имеют право равного доступа к государственной и муниципальной службе.
Статья 38
Граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования в порядке, установленном законодательством.
Статья 39
Граждане имеют право на объединение в порядке, установленном федеральными законами. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 40
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям предприятий независимо от форм собственности, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленные законом сроки.
Решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, ущемляющих права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Статья 41
Граждане в целях защиты своих экономических и социальных интересов имеют право на забастовки. Никто не может быть принужден к организации и участию в забастовке. Порядок ее проведения определяется федеральным законом.
Глава III. Экономические, социальные и культурные права гражданина
и человека
Статья 42
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.
Статья 43
Каждый имеет право на труд, то есть свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию, род занятий, место работы, заниматься предпринимательством.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера его оплаты, а также на охрану труда и защиту трудовых прав работников на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
Отказ в трудоустройстве без законных оснований преследуется по закону.
Республика Алтай гарантирует социальную защиту инвалидов, малообеспеченных и безработных.
Статья 44
Каждый имеет право на образование, выбор форм его получения и вида образовательного учреждения.
В республике в соответствии с федеральным законом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования в государственных или в муниципальных образовательных учреждениях.
Получение основного общего образования обязательно.
Республика Алтай устанавливает национально-региональные компоненты государственного образовательного стандарта, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 45
Граждане имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления республики обеспечивают развитие и охрану государственного и муниципального жилищного фонда, поощряют жилищное строительство.
Малоимущим, инвалидам и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 46
Каждый имеет право на отдых и досуг. Это право обеспечивается установлением продолжительности рабочей недели и рабочего дня, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, выходных и праздничных дней, сокращенных рабочих дней для ряда профессий и работ, а также созданием условий для полезного использования свободного времени.
Статья 47
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных лечебных учреждениях медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Платная медицинская помощь допускается в соответствии с федеральным и республиканским законами.
Российская Федерация и Республика Алтай финансируют программы охраны и укрепления здоровья населения, принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, обеспечению охраны природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 48
Каждый имеет право на социальную защиту и материальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при рождении ребенка и до достижения им установленного законом возраста, в случае потери кормильца, а также по другим основаниям и в размерах, предусмотренных федеральным и республиканским законами.
В республике гарантируется установленный федеральным законодательством прожиточный минимум.
Республика Алтай гарантирует социальное обеспечение и страхование, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность.
Статья 49
Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и закона.
Республика Алтай проявляет особую заботу о содержании, воспитании и образовании детей-сирот, инвалидов и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.
Занятие общественно-полезным# трудом, почитание старших, уважение к женщине, любовь к Отечеству признаются основополагающими направлениями в воспитании детей в семье, школе и обществе.
Статья 50
Республика Алтай принимает меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко-культурного наследия, самобытности традиций, обычаев всех народов, населяющих республику.
Территории, имеющие особые религиозные и культовые значения, подлежат охране.
Для уникальных культурных ценностей Республики Алтай может устанавливаться особый правовой режим, и они включаются в государственный реестр национального достояния республики.
Статья 51
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям.
Глава IV. Гарантии прав и свобод гражданина и человека
Статья 52
В Республике Алтай гарантируется защита каждого человека и гражданина от незаконных посягательств на его права и свободы.
Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми способами, не запрещенными законами.
Статья 53
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Республика Алтай обеспечивает потерпевшим от преступлений, злоупотреблений и иных правонарушений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 54
Каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления, гарантируются права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Виновность лица в совершении преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, не исследованных в судебном заседании и полученных с нарушением федерального закона. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 55
Закон Республики Алтай, устанавливающий или усиливающий юридическую ответственность лица, или ухудшающий предусмотренные социальные нормы, обратной силы не имеет.
Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением.
Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 56
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
Глава V. Обязанности гражданина и человека
Статья 57
Осуществление прав и свобод человека и гражданина неотделимо от исполнения им своих обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных, общественных и государственных интересов.
Статья 58
Лица, находящиеся на территории Республики Алтай, не являющиеся гражданами Российской Федерации, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Республики Алтай и законы Республики Алтай, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц.
Статья 59
Забота о детях, их воспитание, содержание и обучение - равное право и обязанность родителей. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования.
Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях и оказывать им помощь.
Статья 60
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность. Республика Алтай устанавливает перечень особо охраняемых территорий и объектов природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу республики.
Землепользователи, учитывая своеобразие горной территории республики, обязаны бережно относиться к земле, повышать ее плодородие и рационально использовать природные ресурсы.
Статья 61
Каждый обязан беречь памятники истории, культуры и природы.
Неповторимые и уникальные природные объекты, памятники истории, археологии и культурные ценности подлежат особой охране.
Статья 62
Каждый обязан уважать культуру, обычаи, традиционный образ жизни народов республики, содействовать их возрождению, сохранению и развитию.
Статья 63
Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
Законы и иные правовые акты, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 64
Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина.
Привлечение граждан к военной либо заменяющей ее службе, прохождение, а также освобождение от нее устанавливаются федеральным законом.
Статья 65
Каждый должен уважительно относиться к государственным символам: флагу, гербу и гимну Республики Алтай.
Надругательство над государственными символами преследуется по закону.
Статья 66
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя на всей территории Республики Алтай или в ее отдельных местностях в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод граждан с обязательным указанием пределов и сроков их действия.
Раздел III
Административно-территориальное устройство Республики Алтай
Статья 67
Административно-территориальное устройство республики строится на принципах целостности и неделимости ее территории, сохранения естественно-исторического расселения и максимального обеспечения интересов, прав и свобод граждан, социально-экономического развития каждой административно-территориальной единицы.
Порядок решения вопросов административно-территориального устройства республики, образования, объединения, преобразования, упразднения, установление и изменение границ и наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов устанавливаются законом Республики Алтай.
Статья 68
Республика Алтай состоит из следующих административно-территориальных образований:
города Горно-Алтайска;
районов (аймаков): Кош-Агачского, Майминского, Онгудайского, Турочакского, Улаганского, Усть-Канского, Усть-Коксинского, Чемальского, Чойского и Шебалинского;
населенных пунктов, находящихся в составе районов (аймаков).
Статья 69
Статус города, районов (аймаков) и населенных пунктов, их границы не могут быть изменены без согласия их представительных органов власти и местного самоуправления и без учета мнения населения соответствующей территории.
Административно-территориальным единицам, в зависимости от особенностей национального, этнического состава населения, его компактного проживания и иных обстоятельств, может предоставляться статус национально-территориальных образований в порядке, установленном республиканским законом.
Раздел IV
Основы экономики и финансовая система Республики Алтай
Статья 70
Основу экономики Республики Алтай составляет социально ориентированное, регулируемое государством рыночное хозяйство.
Статья 71
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, право на которую приобретается на основании и в пределах, устанавливаемых федеральными законами.
Право собственности охраняется законом, не может осуществляться в ущерб правам и охраняемым законом интересам других собственников.
Статья 72
Финансовую систему Республики Алтай составляют средства республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средства, выделенные республике из федерального бюджета, кредитные и заемные поступления, финансовые ресурсы предприятий, учреждений, банков, страховых, инвестиционных и иных фондов, общественных объединений и граждан.
Статья 73
Республика Алтай в пределах собственного ведения вправе устанавливать в соответствии с федеральным законом республиканские налоги, сборы и другие обязательные платежи и льготы по ним.
Статья 74
На территории Республики Алтай гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Единая финансово-кредитная, налоговая и ценовая политика в Республике Алтай проводится на основе федеральных законов.
Статья 75
В республике может быть запрещена хозяйственная и иная деятельность субъекта любой формы собственности в случаях нанесения ущерба экономике республики, интересам населения, окружающей среде в порядке, установленном федеральным законодательством.
Раздел V
Государственное устройство Республики Алтай.
Организация государственной власти
Глава VI. Республика Алтай - субъект Российской Федерации
Статья 76
Республика Алтай образована в соответствии с федеральным законом путем преобразования Горно-Алтайской автономной области в республику в составе Российской Федерации как результат развития в России федерализма, реализации прав алтайского народа на самоопределение.
День образования Республики Алтай - 3 июля 1991 года считается Днем Республики.
Органы государственной власти Республики Алтай строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти, исходя из необходимости сохранения ее единства и целостности, защиты интересов всего многонационального народа Республики Алтай, основываясь на Конституции Российской Федерации, Федеративном Договоре и Конституции Республики Алтай, взаимоуважении и взаимной ответственности.
Государственно-правовой статус и границы территории Республики Алтай не могут быть изменены без согласия народа Республики Алтай, выраженного путем референдума.
Статья 77
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Алтай осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 78
Органы государственной власти Республики Алтай участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Республиканские органы государственной власти содействуют федеральным органам власти в осуществлении ими своих полномочий на территории республики.
Статья 79
По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Алтай принимает законы и иные нормативные правовые акты или применяет федеральный закон без принятия своего законодательного акта.
Порядок подготовки проекта федерального закона по вопросам совместного ведения, его согласования и принятия устанавливается федеральным законодательством.
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Республики Алтай и Российской Федерации Республика Алтай вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование, которое после принятия соответствующего федерального закона приводится в соответствие с ним и действует в части, не противоречащей федеральному законодательству.
Статья 80
Республика Алтай самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование только по вопросам, находящимся в ее ведении.
В ведении Республики Алтай находятся:
а) принятие Конституции Республики Алтай, внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Алтай;
б) принятие республиканских законов, контроль за их соблюдением;
в) решение вопросов административно-территориального устройства Республики Алтай;
г) установление системы органов государственной власти, порядка их организации и деятельности в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти в Российской Федерации;
д) регулирование республиканской собственности Республики Алтай и установление порядка владения, пользования и распоряжения;
е) принятие республиканских программ в области государственного, экономического, социального, культурного и экологического развития Республики Алтай;
ж) рассмотрение республиканского бюджета Республики Алтай, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Алтай, установление республиканских налогов и сборов;
з) решение вопросов изъятия и предоставления земель в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай;
и) осуществление международных и внешнеэкономических связей Республики Алтай в соответствии с федеральным законодательством;
к) установление государственных символов, наград и почетных званий;
л) рассмотрение иных вопросов, отнесенных к ведению органов государственной власти Республики Алтай.
Статья 81
Органы исполнительной власти Республики Алтай по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. При этом они оставляют за собой право участия и контроля в осуществлении этих полномочий.
Статья 82
Споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Алтай разрешаются при помощи согласительных процедур, а при недостижении соглашения - путем обращения в Конституционный суд Российской Федерации.
Статья 83
Государственную власть в Республике Алтай осуществляют законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы, образуемые в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Алтай.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай органы исполнительной власти Республики Алтай входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья 84
Законно избранные органы государственной власти Республики Алтай могут быть распущены в случаях и порядке, установленных федеральным и республиканским законами.
Статья 85
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации для осуществления своих полномочий в Республике Алтай могут создавать территориальные структурные подразделения и назначать соответствующих должностных лиц.
Решение кадровых вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай производится с согласия или по представлению высших органов государственной власти Республики Алтай, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Глава VII. Законодательство Республики Алтай
Статья 86
Законодательная власть в Республике Алтай осуществляется Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай путем принятия Конституции и законов.
Порядок принятия и опубликования законодательных актов определяется настоящей Конституцией и законами Республики Алтай.
Статья 87
Право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, депутатам Республики Алтай, комитетам Государственного Собрания - Эл Курултай, Правительству Республики Алтай, представительным органам местного самоуправления, а также избирательной комиссии Республики Алтай, Верховному Суду Республики Алтай, Арбитражному суду Республики Алтай, прокурору Республики Алтай и профессиональному союзу Республики Алтай по вопросам их ведения.
Статья 88
Правовую основу Республики Алтай составляют:
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
Конституция Республики Алтай;
конституционные законы и законы Республики Алтай;
постановления Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай;
указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, носящие нормативный правовой характер;
постановления Правительства Республики Алтай, носящие нормативный правовой характер.
Статья 89
Республика Алтай вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай осуществляет собственное правовое регулирование.
По предметам ведения Республики Алтай принимаются конституционные законы Республики Алтай и законы Республики Алтай.
Законы Республики Алтай, принятые по вопросам, находящимся в ведении республики, обладают на ее территории верховенством.
Статья 90
Законы и иные нормативные правовые акты Республики Алтай не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Республики Алтай.
В случае противоречия правового акта Республики Алтай федеральному закону, изданному в соответствии с частью первой настоящей статьи, действует федеральный закон.
Статья 91
Законы Республики Алтай, которым придан статус конституционных, принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Республики Алтай.
Статья 92
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Алтай, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Алтай, рассматриваются Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай по представлению Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай либо при наличии заключения указанного лица.
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай представляет Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай заключение в двадцатипятидневный срок со дня получения законопроекта.
Статья 93
Законы Республики Алтай, принятые Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, направляются Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай для обнародования в течение 7 дней с момента их принятия.
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай обязан обнародовать закон Республики Алтай, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклонить закон в течение 14 дней с момента поступления указанного закона Республики Алтай. В случае отклонения закона Республики Алтай отклоненный закон возвращается в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
В случае отклонения Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай закона Республики Алтай указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Республики Алтай.
Закон Республики Алтай, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай и подлежит обнародованию в течение 14 дней со дня повторного поступления указанного закона.
Статья 94
Законы Республики Алтай вступают в силу после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Алтай по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Глава VIII. Избирательная система Республики Алтай
Статья 95
Выборы депутатов Республики Алтай, органов местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.
Выборы организуют и проводят избирательные комиссии в порядке, установленном законодательством.
Статья 96
Право избирать, голосовать на референдуме имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Алтай, достигшие возраста 18 лет.
Право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Алтай имеют граждане Российской Федерации по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 97
Депутаты Республики Алтай, депутаты представительных органов местного самоуправления являются полномочными представителями народа.
Депутат ответственен перед избирателями и подотчетен им.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.
Статья 98
Депутат обеспечивается условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай.
Статья 99
Население Республики Алтай вправе участвовать в решении наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, принятии законодательных актов путем всенародного обсуждения и проведения республиканского и местного референдумов. Закон либо решение, принятое на референдуме (всенародным голосованием), действуют непосредственно.
Порядок назначения, подготовки и проведения республиканского и местного референдумов, подведения итогов голосования определяется законами Республики Алтай.
Статья 100
Граждане имеют право на участие в народной правотворческой инициативе, реализуемое путем сбора подписей под требованием рассмотрения законодательным (представительным) органом проекта закона.
Порядок осуществления народной правотворческой инициативы и формы ее проведения устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Алтай.
Глава IX. Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай
Статья 101
Государственное Собрание - Эл Курултай (Парламент) Республики Алтай является высшим представительным и законодательным органом государственной власти на территории Республики Алтай.
Наименования Государственное Собрание - Эл Курултай и Парламент равнозначны в употреблении.
Государственное Собрание - Эл Курултай состоит из 41 депутата Республики Алтай, избираемых согласно Закону о выборах. Срок полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай четыре года.
Статья 102
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай собирается на свое первое заседание не позднее чем в месячный срок после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Республики Алтай.
Первое заседание Государственного Собрания - Эл Курултай открывает и до избрания его Председателя ведет старейший по возрасту депутат.
С момента начала работы Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай нового созыва полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай прежнего созыва прекращаются.
Порядок и формы деятельности Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай определяются Конституционным законом о Государственном Собрании - Эл Курултай и Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Статья 103
К ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится:
1) принятие Конституции Республики Алтай, внесение поправок в Конституцию Республики Алтай;
2) принятие законов, кодексов и иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений;
3) толкование Конституции Республики Алтай, законов и иных нормативных правовых актов, принятых Государственным Собранием - Эл Курултай;
4) участие в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай на территории Республики Алтай;
5) рассмотрение вопросов, связанных с изменением конституционного статуса Республики Алтай и ее границ;
6) установление административно-территориального устройства Республики Алтай и порядка его изменения;
7) участие в межпарламентском сотрудничестве;
8) заслушивание ежегодного доклада Главы Республики Алтай о положении в республике;
9) утверждение бюджета Республики Алтай, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Алтай, отчетов об их исполнении. Осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Алтай;
10) утверждение программ социально-экономического развития Республики Алтай и осуществление контроля за их выполнением;
11) установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания;
12) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Алтай, регулирование порядка передачи объектов республиканской собственности в муниципальную;
13) определение порядка принятия решений в условиях приватизации государственного имущества Республики Алтай, осуществление контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Алтай;
14) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
15) принятие решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай;
16) установление порядка проведения выборов в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай и назначение даты указанных выборов; установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
17) назначение половины членов Избирательной комиссии Республики Алтай;
18) избрание и освобождение от должности Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и его заместителей, председателей и членов комитетов, работающих на постоянной основе;
19) назначение председателя Контрольно-счетной палаты и по его представлению утверждение заместителя председателя Контрольно-счетной палаты;
20) образование и упразднение комитетов и иных органов Государственного Собрания - Эл Курултай, изменение их состава, заслушивание информации об их деятельности;
21) утверждение структуры, штатов и расходов Государственного Собрания - Эл Курултай, владение, пользование и распоряжение имуществом Государственного Собрания - Эл Курултай;
22) решение вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий в соответствии с действующим законодательством;
23) принятие решения о самороспуске;
24) установление системы исполнительных органов государственной власти Республики Алтай;
25) дача согласия на назначение членов Правительства Республики Алтай, перечень которых определяется настоящей Конституцией;
26) решение вопроса о недоверии Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай в случаях и в порядке, установленных федеральным и республиканским законами;
27) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай в случаях, установленных федеральным законодательством и настоящей Конституцией;
28) избрание представителя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о назначении представителя от Правительства Республики Алтай в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Решение вопроса о досрочном прекращении полномочий представителя от Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
29) согласование на должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
30) назначение на должность мировых судей;
31) согласование кандидатуры на назначение на должность прокурора Республики Алтай;
32) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Алтай, избрание представителей от Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Республики Алтай и прекращение их полномочий;
33) рассмотрение информации Правительства Республики Алтай, информации Председателя Верховного Суда Республики Алтай, председателя Арбитражного суда Республики Алтай, прокурора Республики Алтай и Министра внутренних дел Республики Алтай;
34) утверждение государственных символов Республики Алтай, учреждение государственных наград и почетных званий Республики Алтай;
35) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Алтай;
36) принятие Регламента Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и решение вопросов внутреннего распорядка деятельности Парламента;
37) образование Контрольно-счетной палаты Республики Алтай, являющейся постоянно действующим органом государственного финансового контроля и подотчетного Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай;
38) обращение к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай или в органы исполнительной власти Республики Алтай с предложением о внесении изменений в правовые акты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Алтай либо об их отмене;
39) согласование в установленном порядке кандидатур на должность главных редакторов республиканских газет;
40) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
41) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, статус которого определяется законом Республики Алтай;
42) назначение на должность судей Конституционного суда Республики Алтай;
43) дача согласия Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай на назначение на должность полномочного представителя Республики Алтай в городе Москва в случае, если он является членом Правительства Республики Алтай;
44) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Алтай.
Статья 104
Полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай прекращаются досрочно в случае:
1) принятия решения о самороспуске;
2) роспуска Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи;
3) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Алтай о неправомочности данного состава депутатов Республики Алтай, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) роспуска Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в случае принятия данным органом Конституции и закона Республики Алтай, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай, настоящей Конституции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай назначаются внеочередные выборы в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Статья 105
Органами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай являются избираемые им Президиум и комитеты. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности органов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай устанавливаются законами Республики Алтай и Регламентом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Статья 106
На срок своих полномочий Государственное Собрание - Эл Курултай избирает из своего состава на первой сессии Председателя, который выполняет свои обязанности до начала работы Государственного Собрания - Эл Курултай нового созыва.
Статья 107
Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай:
1) представляет Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай в отношениях с республиканскими, федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий и по поручению Государственного Собрания - Эл Курултай, координирует межпарламентскую деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай;
2) осуществляет общее руководство деятельностью Государственного Собрания - Эл Курултай, ведет заседания Государственного Собрания - Эл Курултай, ведает его внутренним распорядком;
3) подписывает законы Республики Алтай и правовые акты, принятые Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, удостоверяя подлинность текста и свидетельствуя принятие их законодательным органом республики, после чего направляет законы Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай для подписания и обнародования;
4) представляет Государственному Собранию - Эл Курултай кандидатуры для избрания заместителями Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай, председателями комитетов Государственного Собрания - Эл Курултай и председателем Контрольно-счетной палаты Республики Алтай;
5) координирует деятельность комитетов Государственного Собрания - Эл Курултай, дает им поручения по исполнению решений Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай;
6) руководит работой Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала, обслуживающих деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай;
7) является распорядителем финансово-материальных средств Государственного Собрания - Эл Курултай;
8) решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Государственным Собранием - Эл Курултай.
По вопросам своей компетенции Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай издает распоряжения.
В случае нарушения Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай вправе поставить вопрос и принять решение о его освобождении от должности, если такое решение будет принято не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов Республики Алтай.
Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай может объявить о своей отставке.
Глава X. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства
Республики Алтай
Статья 108
Глава Республики Алтай является высшим должностным лицом Республики Алтай и возглавляет исполнительную власть.
Глава Республики Алтай одновременно является Председателем Правительства Республики Алтай.
Статья 109
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай выступает гарантом соблюдения Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай, прав и свобод человека и гражданина, безопасности и территориальной целостности республики, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай определяет основные направления внутренней политики республ
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Конституционный закон Республики Алтай от 29 мая 2007 г. N 2-КРЗ "О внесении изменений в Конституцию Республики Алтай" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.