Закон Республики Алтай от 3 марта 2008 г. N 14-РЗ
"О республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике Алтай на 2008 - 2009 годы"
5 декабря 2008 г.
Принят постановлением Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай от 15 февраля 2008 г. N 18-58
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай |
И.И.Белеков |
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
А.В.Бердников |
г. Горно-Алтайск
3 марта 2008 года
N 14-РЗ
Республиканская целевая программа
"Развитие образования в Республике Алтай на 2008-2009 годы"
(утв. Законом Республики Алтай "О республиканской целевой программе
"Развитие образования в Республике Алтай на 2008-2009 годы")
Законом Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 124-РЗ в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
1. Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Алтай на 2008-2009 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Основные разработчики Программы |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Цель и задачи Программы |
Цель: обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2008-2009 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень основных мероприятий |
Развитие воспитательных функций общеобразовательных учреждений Республики Алтай; организационная и материально-техническая поддержка государственных и муниципальных образовательных учреждений; совершенствование процесса обучения, в том числе дальнейшее участие образовательных учреждений Республики Алтай в эксперименте по введению профильного обучения, единого государственного экзамена |
Исполнители Программы |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 27 326 тысяч рублей, в том числе по годам: 2008 год - 12 513 тыс. рублей; 2009 год - 14 813 тыс. рублей. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай и иных заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Компьютеризация образовательных учреждений; повышение качества предоставления образовательных услуг; создание условий для качественной организации учебно-воспитательного процесса; обновление автотранспорта государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и обеспечение безопасности обучающихся; стимулирование и оказание поддержки молодым ученым и преподавателям при участии их в международных программах, в установлении и развитии международных контактов и обмене учащимися, студентами, преподавателями; обновление материальной базы образовательных учреждений; внедрение профильного обучения в образовательных учреждениях Республики Алтай |
Предполагаемые участники Программы |
Органы местного самоуправления в Республике Алтай; государственные учреждения Республики Алтай |
2. Общие положения
Программа основана на идеологии качества образования и предполагает претворение в жизнь гуманистической направленности образования, ориентации образовательных учреждений и педагогов на качественный и диагностируемый результат, на необходимость создания условий для достижения этого результата.
3. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программным методом
В данной Программе рассматриваются итоги деятельности и основные направления развития системы дошкольного, общего и дополнительного образования в Республике Алтай.
Одной из важных проблем является нехватка специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащими, слабовидящими, с нарушениями интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д.).
Увеличилось в два раза число выпускников, получивших аттестаты особого образца. Образовательные учреждения Республики Алтай продолжают работу по обновлению содержания образования. Так, в учебные планы введены новые дисциплины: философия, психология, экономика, риторика и др.
Важнейшим вопросом деятельности региональной системы общего образования является управление качеством образования. Используемые в настоящее время контрольно-измерительные материалы не обеспечивают достаточной точности и достоверности отметок. Вследствие этого не обеспечивается необходимая точность прогноза успешности обучения обучающихся, планирование мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению и индивидуализации образовательного процесса строится на основе недостоверной информации.
В настоящее время Республика Алтай участвует в федеральных экспериментах по совершенствованию структуры и содержания общего образования, введению единого государственного экзамена, письменного экзамена по литературе в 11 классах. В республике проводится региональный эксперимент по теме "Совершенствование структуры и содержания предмета национально-регионального компонента - истории Горного Алтая". Некоторые образовательные учреждения ведут эксперимент по углубленному изучению алтайского языка, по совершенствованию технологий обучения (Чепошская средняя школа).
Анализ программ экспериментов, беседы с участниками опытно-экспериментальной работы показывают, что педагогические коллективы не в достаточной мере получают организационно-методическую помощь в разработке, осуществлении и оформлении научных исследований, что приводит к их низкому качеству. Многие эксперименты длятся по 5 и более лет без должного научного сопровождения и отслеживания их результатов. Существенной проблемой является и отсутствие реального финансирования заявленных проектов, что не позволяет достичь поставленных целей. Таким образом, организация опытно-экспериментальной работы в Республике Алтай требует совершенствования нормативной правовой и организационной основы.
Таким образом, в настоящее время в сфере образования можно выделить следующие проблемы:
незавершенность формирования национальной образовательной политики на территории Республики Алтай;
незавершенность разработки стандартов предметов национально-регионального компонента;
недостаточное обеспечение непрерывности, последовательности предметов национально-регионального компонента и интеграции их с учебными предметами федерального компонента;
несовершенство учебников для предметов национально-регионального компонента, несоответствие некоторых из них возрастным особенностям обучающихся;
недостаточная разработанность, а порой и полное отсутствие учебных программ для предметов национально-регионального компонента;
несовершенство содержания программы повышения квалификации педагогических кадров для национальных образовательных учреждений;
недостаточное внимание к изучению языков и национальных культур малочисленных этносов, проживающих на территории Республики Алтай.
В целом, несмотря на перечисленные проблемы, национально-региональная система образования продолжает развиваться, корректируются отдельные положения Концепции национальных школ Республики Алтай.
Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности обучающихся общеобразовательных учреждений, особенно сельских (в среднем на 1000 человек в год).
Процесс развития сети общеобразовательных учреждений в Республике Алтай сопряжен со многими проблемами. Проведенный анализ состояния материально-технической базы за последние несколько лет в сравнении со средними показателями по России и Алтайскому краю позволяет сделать заключение о бедственном материально-техническом положении в сфере образования.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. В Республике Алтай работают два специальных (коррекционных) образовательных учреждения. В названных учебных заведениях ведется комплексная работа: образовательная, коррекционная и оздоровительная, направленная на компенсацию имеющихся недостатков развития. Однако следует отметить, что реальные потребности населения республики не обеспечиваются ни по количеству мест, ни категориально - по типам нарушений. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями обучаются в массовой школе и не получают необходимой коррекционно-развивающей помощи, что обусловливает возникновение проблем школьной дезадаптации. Явно недостаточным является количество групп и детских садов, что ограничивает возможность ранней коррекции отклонений в развитии.
Недостаточно организована ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии ребенка как в дошкольном возрасте, так и на последующих ступенях обучения. В образовательных учреждениях Республики Алтай наблюдается нехватка практических психологов, дефектологов, логопедов и др. Кроме того, требует решения вопрос оснащения специальным оборудованием и методической литературой образовательных учреждений.
Проблема социальной поддержки детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных и безнадзорных всегда была острой, а в условиях экономического кризиса достигла пика. Неблагоприятная социально-экономическая обстановка как в стране, так и в республике влечет за собой рост количества воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в Республике Алтай насчитывается 2242 ребенка-инвалида, более 1572 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более 1297 детей воспитываются в семьях опекунов, 275 - в учреждениях общественного воспитания.
Проблема "детей вне школы" с каждым годом становится все более актуальной как в городе, так и в сельской местности. Данные, представленные органами управления образованием муниципальных образований, не в полной мере дают ответ на вопрос о количестве детей, не обучающихся в образовательных учреждениях. Несомненно, этот вопрос напрямую связан с проблемой детской безнадзорности, которую можно наблюдать сейчас практически в любом населенном пункте республики.
Следует отметить, что помощь, оказываемая кризисным семьям со стороны различных ведомств и организаций, недостаточна. Остается проблемным вопрос об организации психолого-педагогического, медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи играют вечерние (сменные) общеобразовательные школы, которые являются демократичным и доступным видом образовательного учреждения. С целью сохранения контингента обучающихся и дальнейшей социальной адаптации выпускников в Горно-Алтайской вечерней школе организовано начальное профессиональное обучение по трем специальностям: помощник повара, швея, столяр.
Одним из основных условий модернизации системы образования продолжает оставаться работа с педагогическими кадрами в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров сферы образования. Центральное место в системе повышения квалификации работников образования принадлежит Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай" (далее - Институт). Основными формами обучения являются: базовые курсы продолжительностью от девяти дней до трех недель, тематическое обучение по месту работы с завершением обучения в Институте, постоянно действующие курсы и семинары, заочное обучение. Институт наряду с традиционной курсовой подготовкой в условиях недостаточности средств на командировочные расходы для педагогов стал чаще использовать выездные формы повышения квалификации. Более активно в последние годы стали использоваться интерактивные формы и методы обучения (тренинги, лекции-диалоги, конференции, дискуссии, деловые игры, мастер-классы и др.) как при проведении занятий, так и при итоговой аттестации. Сотрудники Института устанавливают научно-методические контакты с авторами образовательных программ и учебников, а также учреждениями высшего профессионального образования городов Бийска, Барнаула, Томска и др.
Вместе с тем проведенный анализ работы системы повышения квалификации работников образования в Республике Алтай позволяет выделить наиболее значимые проблемы данной отрасли:
недостаточная координация деятельности между Институтом и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;
относительная закрытость системы, слабые связи с учреждениями повышения квалификации других регионов России (большинство слушателей имеют возможность прохождения курсов только на базе Института);
недостаточный научный потенциал Института для ведения научно-исследовательской деятельности;
формы и методы обучения не всегда соответствуют возрастным и профессиональным особенностям учителей;
слабая материально-техническая база Института.
Кроме того, в республике практически отсутствует система целенаправленной подготовки педагогов и переподготовки руководителей к управленческой деятельности в сфере образования. Поиск путей разрешения указанных противоречий, устранения недостатков обуславливает актуальность создания более эффективного механизма в системе повышения квалификации учителей.
В области управления выделяются следующие функции: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-диагностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная и регулятивно-коррекционная. Анализ управления образованием Республики Алтай показал, что ряд названных функций реализуется не в полной мере. При реализации информационно-аналитической функции, являющейся основой принятия адекватных управленческих решений, недостаточно полно организованы информационные потоки. Сбор информации осуществляется различными специалистами Министерства образования, науки и молодежной политики без должной координации, отсутствует система накопления и обработки данных. Данный процесс не компьютеризирован, что значительно затрудняет поиск необходимых сведений о функционировании системы образования республики. В рамках планово-диагностической функции Министерством разработаны республиканские целевые программы "Дети-сироты на 2008-2009 годы", "Безопасность образовательных учреждений Республики Алтай на 2008-2009 годы" и др.
Совокупность выделенных проблем позволяет определить наиболее значимую из них - проблему повышения качества образования в Республике Алтай. Установление причинно-следственных связей между различными компонентами образовательного процесса выявило причины несоответствия между социальным заказом и результатами образования:
значительное сокращение количества детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и прошедших подготовку к школе;
несоблюдение преемственности в содержании и технологиях обучения и воспитания между различными звеньями системы образования;
нехватка специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
несовершенство существующей системы оценивания качества знаний обучающихся, не обеспечивающей достаточной точности и достоверной оценки результатов;
недостаточно высокий уровень научно-методического и информационного обеспечения процесса образования;
неразработанность организационных основ, нормативной правовой базы, отсутствие финансирования опытно-экспериментальной работы в сфере образования;
отсутствие целостной системы воспитательной работы, разрыв процессов обучения и воспитания, взгляд на воспитание, как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;
неразработанность нормативной правовой базы деятельности инновационных учебных заведений;
неразработанность стандартов национально-регионального компонента;
безальтернативность системы повышения квалификации педагогических кадров в рамках Республики Алтай, отсутствие устойчивых связей с системами повышения квалификации других регионов России;
недостаточная оснащенность образовательных учреждений Республики Алтай средствами обучения и воспитания.
4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Задачами Программы являются:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Программа реализуется в один этап.
Сроки реализации - 2008-2009 годы.
5. Система программных мероприятий
Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками, объемами, ориентированными и отраженными в приложении 1 к Программе.
Система программных мероприятий предусматривает следующие приоритетные направления реализации задач по совершенствованию системы образования в Республике Алтай:
1) мероприятия организационного и материально-технического обеспечения Программы, ориентированные на внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет, модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений;
2) развитие воспитательных функций общеобразовательных учреждений Республики Алтай, направленные на привлечение к работе в образовательных учреждениях в Республике Алтай заинтересованных общественных организаций, проведение мероприятий установленной направленности;
3) мероприятия по совершенствованию процесса обучения, в том числе дальнейшее участие образовательных учреждений Республики Алтай в эксперименте по введению профильного обучения, единого государственного экзамена.
Законом Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 124-РЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
6. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай согласно приложению 2 к Программе.
Общий объем финансирования Программы (в ценах 2007 года) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 27 326 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 12 513 тыс. рублей,
2009 год - 14 813 тыс. рублей.
По мероприятиям, указанным в приложении 1 к Программе, возможно финансирование из средств федерального бюджета.
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком выступает Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай отвечает за реализацию Программы. На коллегиях, проводимых Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, планируется рассматривать ход реализации Программы. Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется по предложению государственного заказчика Программы.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай является государственным заказчиком и исполнителем программных мероприятий, обеспечивает их своевременное выполнение, осуществляет координацию действий исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай при выполнении мероприятий Программы в соответствии с планом мероприятий, утверждаемым исполнителем Программы.
Часть программных мероприятий (внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет; закупка и поставка автобусов для общеобразовательных учреждений Республики Алтай, расположенных в сельской местности; закупка учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений и др.) планируется реализовывать в рамках соглашений, заключаемых Правительством Республики Алтай и Федеральным агентством по образованию Российской Федерации согласно статье 9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годы" и принимаемыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.
8. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Заказчиком Программы является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с органами муниципальных образований Республики Алтай. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай совершенствует нормативную правовую базу по обеспечению государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного образования соответствующего уровня совместно с Государственным образовательным учреждением дополнител
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Алтай от 3 марта 2008 г. N 14-РЗ "О республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Алтай на 2008 - 2009 годы"
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Звезда Алтая" от 18 марта 2008 г. N 61-62, Сборнике законодательства Республики Алтай, январь-февраль 2008 г. N 47(53), с.189
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 124-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона