Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации
города Горно-Алтайска
от 22.05.2008 г. N 47
Программа
демографического развития муниципального образования
"Город Горно-Алтайск" на 2008-2010 годы
Паспорт программы демографического развития муниципального образования
"Город Горно-Алтайск" на 2008 - 2010 годы
Наименование Программы |
Программа демографического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2008-2010 годы |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" |
Заказчик Программы |
Администрация города Горно-Алтайска |
Основные разработчики Программы |
Администрация города Горно-Алтайска |
Цели Программы |
Стабилизация численности населения, создание условий для её роста и увеличение ожидаемой продолжительности жизни |
Задачи Программы |
- сокращение уровня смертности, прежде всего материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни; - повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; - государственная поддержка семей; - создание государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей; - развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. |
Сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы: 2008 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап: 2008 - 2010 годы |
Исполнители Программы |
Отдел здравоохранения Администрации г. Горно-Алтайска; ОВД г. Горно-Алтайска; МУ "Управление образования Администрации г. Горно-Алтайска"; Отдел по делам молодежи и спорту Администрации г. Горно-Алтайска; МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г. Горно-Алтайска"; Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав; Отдел экономики, инвестиции и предпринимательства Администрации г. Горно-Алтайска; Управление Пенсионного фонда РФ по г. Горно-Алтайску. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 316260,5 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 315551,6 тыс. руб.; средства республиканского бюджета - 50788 тыс. руб.; средства муниципального бюджета - 38528,2 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51% до 70%; |
- рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 5%; | |
- увеличение показателя рождаемости на 10%, снижение показателя младенческой смертности до 10% (т.е. 10% на 1000 родившихся живыми); | |
- снижение заболеваемости населения болезнями системы кровообращения на 10%, снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний трудоспособного возраста на 15%, снижение первичного выхода на инвалидность лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на 25%; | |
- снижение смертности от травм на 15%, снижение первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения при травмах и патологии костно-мышечной системы на 15%; | |
- снижение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям на 20%, снижение преждевременной смертности при острых заболеваниях, отравлениях, травмах на 10%; | |
- увеличение количества доноров в 2,5 раза, увеличение количества кровосдач в 2 раза, увеличение количества заготовленной крови; | |
- снижение уровня общей смертности на 10%, снижение первичного выхода на инвалидность на 10%; | |
- снижение заболеваемости наркологическими болезнями и связанными с ними психическими расстройствами среди несовершеннолетних и молодежи на 15%, снижение количества несовершеннолетних и молодых людей, употребляющих психоактивные вещества на 20%; | |
- повышение ранней выявляемости онкологических заболеваний на 1-2 стадиях до 38%, увеличение продолжительности жизни онкологических больных до 5 лет и более; | |
- снижение заболеваемости туберкулезом на 25%, снижение смертности от туберкулеза на 15%; | |
- снижение травматизма и профзаболеваний, сохранение жизни и здоровья работников; | |
- увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года; | |
- рост числа родившихся вторых и последующих детей до 1100; | |
- укрепление духовно-нравственного ориентира семей, углубленное воспитание у детей интереса к культуре, к истокам нравственности; | |
- миграционный учет иностранных граждан - 25% от общего количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в г. Горно-Алтайске. |
1. Современная демографическая ситуация в МО "Город Горно-Алтайск"
Численность постоянного населения г. Горно-Алтайск по сравнению с 2000 г. увеличилась на 1 тыс. человек или на 1,8 процента и составила на 1 января 2007 г. 53,7 тыс. человек.
Национальный состав: русские - 73,1%, алтайцы -19,0%, казахи -1,8%, украинцы -1,0%, кумандинцы - 0,8, немцы - 0,7%, армяне - 0,4 прочие национальности - 3,2 %.
Распределение по полу в городе показывает, что сохраняется следующее соотношение: 56% лиц женского и 44% лиц мужского пола.
С 2000 г. в г. Горно-Алтайске наблюдается естественный прирост населения. В 2006 г. он составил 104 человека. Число родившихся на 1000 человек составляет 17,9 промилле. За последние шесть лет динамика роста данного показателя изменялась положительно в среднем на 15% в год.
Отрицательным показателем является увеличение числа умерших: в 2000 г. 676 человек (12,8 промилле), а в 2005 г. уже 801 человек (15,1 промилле). Основными причинами роста смертности являются болезни системы кровообращения, органов пищеварения, от несчастных случаев, отравлений и травм, инфекционных заболеваний. Уменьшилось число умерших детей в возрасте до года за аналогичный период с 18 до 14 человек ежегодно.
Снижение рождаемости в конце XX - начале XXI столетия привело к значительным изменениям в возрастной структуре населения. Снижается доля населения моложе трудоспособного возраста и увеличивается удельный вес жителей трудоспособного возраста с 62,2% до 66,5%.
Возрастная структура населения МО "Город Горно-Алтайск" выглядит следующим образом: население моложе трудоспособного возраста - 19,5%, в трудоспособном возрасте - 66,3%, старше трудоспособного возраста - 14,2%.
Анализ динамики половозрастной структуры населения показывает, что удельный вес населения старше 50 лет стабильно на протяжении нескольких лет превышает удельный вес населения в возрасте 0-14 лет. В 2006 г. удельный вес населения старше 50 лет составил 23,1%, а населения в возрасте 0-14 лет - 17,7%.
В 2006 г. доля населения моложе трудоспособного возраста составила 19,4%, трудоспособного возраста - 66,5, старше трудоспособного - 14,1. По сравнению с 2005 г. произошли незначительные изменения (0,1-0,2%).
За последние пять лет (2000-2005 гг.) наблюдается тенденция роста численности женщин (в среднем на 0,4%) и снижения численности мужчин (в среднем 2%). В 2006 г. доля женщин в составе населения составляла 55,4%.
На численность населения в разные периоды значительное влияние оказывала миграция (см. табл. 1.3.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду таблица 1
Анализ динамики и структуры миграции показывает, что до 2002 г. происходил миграционный прирост, в основном за счет внутрирегиональной миграции. Для последующих трех лет характерным становится миграционная убыль, т.е. численность выбывающих превышает численность прибывающих в город. При этом высокое значение этого показателя наблюдается по межрегиональной миграции. В 2005 г. снова можно наблюдать миграционный прирост, хотя сохраняется тенденция превышения численности выбывающих над прибывающими по межрегиональной миграции.
Таблица 1
Миграционный прирост (убыль) в г. Горно-Алтайске (человек)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Миграция, всего |
941 |
764 |
-214 |
-389 |
-588 |
133 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
внутрирегиональная |
778 |
817 |
46 |
-94 |
-267 |
331 |
межрегиональная |
76 |
-133 |
-281 |
-278 |
-340 |
-231 |
международная |
87 |
80 |
21 |
-17 |
19 |
33 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
со странами СНГ |
98 |
82 |
32 |
13 |
24 |
43 |
с другими зарубежными странами |
-11 |
-2 |
11 |
-30 |
-2 |
-10 |
Основную массу миграционного притока в город составляют лица трудоспособного возраста.
Наиболее значимой является внутрирегиональная миграция, которая в основном характеризуется притоком населения в город из сел.
Возможными причинами внутрирегиональной миграции является# личные, семейные причины (обучение детей), учеба в профессиональных учебных заведениях, поиск работы и др.
На демографическую ситуацию влияют вопросы развития дошкольного образования. Анализ сферы образования показал, что в городе достаточно низкая степень обеспеченности населения местами в детских дошкольных учреждениях - 46,0%.
За последние 2-3 года наблюдается увеличение выпуска обучающихся из 11 классов дневных общеобразовательных школ, при снижении выпуска обучающихся из 9 класса. Это говорит о том, что увеличивается численность учащихся, получающих полное среднее общее образование.
Положительной тенденцией в сфере образования является увеличение приема в начальные и средние специальные учебные заведения профессионального образования.
В городе растет количество филиалов и представительств государственных и негосударственных учебных заведений, большинство из которых ведет обучение по заочной форме обучения.
Увеличение числа учебных заведений профессионального образования расширяет возможности выбора потенциальным абитуриентам, усиливает конкуренцию на рынке образовательных услуг. Однако почти все филиалы и представительства предлагают обучение по экономическим и юридическим специальностям, что не соответствует в целом структуре спроса на муниципальном рынке труда, когда на рынке труда большой спрос как раз на рабочие профессии.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения края, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население края сократится к 2025 году до 52 тыс. человек, уменьшится ожидаемая продолжительность жизни, сократится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
В связи,# с чем необходимо организовать деятельность органов власти Республики Алтай и г. Горно-Алтайска, направленную на перелом негативных тенденций демографических процессов в городе и достижение прироста населения. Для преодоления негативных тенденций и регулирования демографических процессов, а также снижения социальной напряженности необходимо реализовать мероприятия в области здравоохранения, защиты социально уязвимых слоев населения, поддержания семьи, детства, молодежи, инвалидов, пожилых людей. Эти мероприятия будут способствовать снижению уровня смертности, повышению уровня рождаемости и показателей средней продолжительности жизни населения.
Положительными сторонами данной Программы являются:
- комплексность и целенаправленность на решение конкретных задач демографического развития;
- применение современных подходов и технологий при решении проблем демографии;
- направленность выбранных целей и задач, а также мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых индикаторами и показателями.
2. Цели и задачи демографического развития
Целью Программы демографического развития г. Горно-Алтайска на период до 2010 года является стабилизация численности населения, создание условий для её роста и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 62,5 лет.
Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития г. Горно-Алтайска, таких как: обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения; снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам; создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья и повышение уровня занятости населения.
Задачи Программы:
- сокращение уровня смертности, прежде всего материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни;
- повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
- государственная поддержка семей;
- создание государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
3. Основные направления демографического развития
МО "Город Горно-Алтайск"
3.1. Мероприятия по охране здоровья женщин
В рамках дальнейшей реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 - 2010 годах планируется осуществить следующие мероприятия:
1) приобретение железосодержащих препаратов, фолиевой кислоты, витаминов и специального дополнительного питания для беременных женщин за счет средств местного бюджета;
2) проведение работы по родовым сертификатам в рамках национального проекта;
3) проведение наблюдения беременных по современным технологиям, своевременное консультирование беременных высокой степени риска по акушерской и перинатальной патологии;
4) проведение комплекса мероприятий по снижению преждевременных родов;
5) внедрение современной методики стационарного лечения невынашивания беременности, хронической фетоплацентарной недостаточности;
6) проведение обследования на плодоповреждающие инфекции беременных;
7) приобретение необходимого диагностического и лечебного оборудования (в том числе приобретение аппарата ДЭК для лечения фоновых заболеваний шейки матки);
8) проведение мониторинга демографических процессов (рождаемости, смертности, младенческой смертности);
9) проведение мониторинга состояния физического здоровья детей;
10) укрепление материально-технической базы и оснащение современным медицинским оборудованием медицинских учреждений, обслуживающих детей;
11) внедрение современных методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний;
12) проведение добрачного консультирования пар по вопросам планирования семьи.
3.2. Мероприятия по охране здоровья детей
В 2008 - 2010 годах планируется:
1) проведение контроля показателей здоровья в образовательных учреждениях;
2) организация в образовательных учреждениях здоровьесберегающего учебного процесса;
3) вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой и спортом во внеурочное время;
4) создание оптимальных условий пребывания учащихся в образовательных учреждениях;
5) укомплектование медицинских кабинетов в школах необходимым оборудованием;
6) организация полноценного летнего отдыха в оздоровительных центрах, профилакториях, лагерях дневного пребывания при образовательных учреждениях;
7) обеспечение доступности медицинских услуг для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов и детей-сирот;
8) организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование у обучающихся законопослушного поведения на дорогах.
3.3. Мероприятия по улучшению состояния здоровья населения
В 2008 - 2010 годах путем реализации мероприятий федеральных целевых программ "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.), "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.", подпрограммой "Здоровое поколение" федеральной целевой программы "Дети России на 2007-2010 гг." и республиканскими целевыми программами, предполагается:
1) проведение неотложных мер борьбы с туберкулезом;
2) обеспечение массового выявления туберкулеза флюорографическим методом: проведение профилактического флюорографического осмотра населения, обеспечение флюоропленкой и рентгенпленкой;
3) организация эпидмониторинга на территории города;
4) обеспечение населения города иммунобиологическими препаратами;
5) проведение профилактики острых кишечных заболеваний и вирусного гепатита;
6) сохранение сети лечебно-профилактических учреждений района;
7) оказания# населению качественной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
8) осуществление льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
9) организация целевой контрактной подготовки за счет средств республиканского и местного бюджетов;
10) организация работы по кадровому обеспечению медицинскими кадрами;
11) приобретение санитарного автотранспорта в рамках реализации федеральных, республиканских программ для доставки беременных женщин и детей в лечебные учреждения.
Реализация планируемых мероприятий позволит к 2010 году снизить частоту обострений и осложнений хронических заболеваний среди населения района не менее чем на 30%, снизить уровень первичной заболеваемости на 10% от иммуноуправляемых инфекций, снизить число осложнений у женщин в период беременности и родов на 10%, сократить срок ожидания диагностического исследования в поликлиниках до 7 дней, среднего времени ожидания скорой медицинской помощи до 10 минут, обеспечить 100% укомплектование врачами.
4. Система программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы (приложение).
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем на протяжении ряда лет, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
5. Ресурсное обеспечение
Для решения задач, поставленных в настоящей Программе, предусматривается обеспечить в г. Горно-Алтайске последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный, республиканский и местный бюджеты.
Общий объем финансирования Программы составляет 315551,6 тыс. рублей, в том числе средства из федерального бюджета 226235,4 тыс. руб., средства из республиканского бюджета 50788 тыс. руб. и средства из местного бюджета 38528,2 тыс. рублей.
Таблица 2
Сводные финансовые затраты
тыс. руб. | ||||
Источники и направления расходов |
Всего |
в том числе по годам |
||
|
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Объем финансовых затрат всего, в т.ч. из: |
315551,6 |
86277,6 |
87999,2 |
141274,8 |
федерального бюджета |
226235,4 |
56615,3 |
56520,1 |
113100 |
республиканского бюджета |
50788 |
17184,3 |
18885,1 |
14718,6 |
местного бюджета |
38528,2 |
12478 |
12594 |
13456,2 |
6. Ожидаемые результаты реализации демографической политики
МО "Город Горно-Алтайск" на период до 2010 года.
Программа может рассматриваться в качестве первого этапа решения всего комплекса проблем, связанных с улучшением демографической ситуации в г. Горно-Алтайска#. Она направлена на решение проблем, которые могут стать или уже становятся сдерживающими факторами демографического развития. Это позволит стимулировать рождаемость, создать предпосылки для снижения младенческой смертности. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит наибольшие социально-экономические результаты.
В случае отказа от решения демографических проблем Республики Алтай программно-целевым методом прогнозируется стагнация демографического процесса, ухудшение важнейших демографических показателей.
В результате реализации мероприятий Программы ожидается:
увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51% до 70%;
рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 5%;
увеличение показателя рождаемости на 10%, снижение показателя младенческой смертности до 10% (т.е. 10% на 1000 родившихся живыми);
снижение заболеваемости населения болезнями системы кровообращения на 10%, снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний трудоспособного возраста на 15%, снижение первичного выхода на инвалидность лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на 25%;
снижение смертности от травм на 15%, снижение первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения при травмах и патологии костно-мышечной системы на 15%;
снижение процента поздней госпитализации больных с экстренной хирургической патологией на 6%, снижение первичного выхода на инвалидность от острых хирургических заболеваний на 25%;
снижение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям на 20%, снижение преждевременной смертности при острых заболеваниях, отравлениях, травмах на 10%;
увеличение количества доноров в 2,5 раза, увеличение количества кровосдач в 2 раза, увеличение количества заготовленной крови;
снижение уровня общей смертности на 10%, снижение первичного выхода на инвалидность на 10%;
снижение заболеваемости наркологическими болезнями и связанными с ними психическими расстройствами среди несовершеннолетних и молодежи на 15%, снижение количества несовершеннолетних и молодых людей, употребляющих психоактивные вещества на 20%;
повышение ранней выявляемости онкологических заболеваний на 1 - 2 стадиях до 38%, увеличение продолжительности жизни онкологических больных до 5 лет и более;
снижение заболеваемости туберкулезом на 25%, снижение смертности от туберкулеза на 15%;
снижение травматизма и профзаболеваний, сохранение жизни и здоровья работников;
охват граждан старшего поколения социально значимыми мероприятиями - 2000 человек;
увеличение количества пенсионеров, получивших адресную социальную помощь, до 600 человек;
увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года;
рост числа родившихся вторых и последующих детей до 1100;
снижение уровня женской безработицы на 0,5%;
увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми;
повышение уровня профессионального мастерства и престижа профессии социального работника, специалистов, работающих с семьей и детьми, по оказанию им квалифицированной социальной помощи;
укрепление духовно-нравственного ориентира семей, углубленное воспитание у детей интереса к культуре, к истокам нравственности;
миграционный учет иностранных граждан - 25% от общего количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в г. Горно-Алтайске.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.