Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 21 мая 2009 г. N 104
Концепция имиджевой политики Республики Алтай
14 июня 2013 г.
1. Общие положения
Концепция имиджевой политики Республики Алтай (далее также - Концепция) определяет стратегию и основные направления имиджевой политики, механизм создания и продвижения для всех общественных аудиторий благоприятного образа Республики Алтай.
Основой Концепции является признание органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Алтай, организациями различных форм собственности значимости имиджевой составляющей в процессе экономического, социально-политического и культурного развития Республики Алтай.
Концепция направлена на определение цели, задач, основных направлений и мероприятий имиджевой политики Республики Алтай.
Концепция основывается на комплексной оценке современных тенденций и проблем формирования имиджа Республики Алтай, учитывает ее политический, экономический и социокультурный потенциал.
Концепция является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия всех последующих нормативных правовых актов в сфере имиджевой политики Республики Алтай.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
имидж Республики Алтай - целенаправленно конструируемый в общественном сознании и сознании общественных аудиторий образ Республики Алтай;
общественные аудитории - население Республики Алтай, население Российской Федерации в целом, федеральное и региональное политическое сообщество, общественность, бизнес-сообщество, организации различных форм собственности, иностранные граждане, иностранные инвесторы, международные и иностранные организации, зарубежная общественность;
деятельность по созданию имиджа Республики Алтай - создание образа Республики Алтай посредством проведения имиджевой политики;
имиджевая политика Республики Алтай - деятельность, направленная на создание благоприятного образа Республики Алтай, содействующего решению стратегических и тактических задач Республики Алтай на региональном и международном уровнях в политической, экономической, социальной и культурной сферах, целенаправленное управление информационными и коммуникативными ресурсами, находящимися в распоряжении исполнительных органов государственной власти Республики Алтай. Имиджевая политика Республики Алтай реализуется посредством целенаправленного рекламирования и управления политико-культурными, экономико-географическими и иными методами создания образа;
республиканские бренды - комбинации названий, слов, символов и дизайнерских решений в целях обозначения товаров (услуг), производимых (оказываемых) на территории Республики Алтай, а также наборы характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителями и приписываемых ими товару (услугам);
брендинговое позиционирование Республики Алтай - процесс определения места Республики Алтай относительно других субъектов Российской Федерации, выявление ее конкурентных преимуществ.
2. Основная цель и задачи имиджевой политики Республики Алтай
Основная цель имиджевой политики Республики Алтай - создание привлекательного образа Республики Алтай, как одного из перспективных, активно развивающихся субъектов Российской Федерации, развитие равноправного и взаимовыгодного международного и межрегионального сотрудничества.
Основными задачами имиджевой политики Республики Алтай являются:
1) разработка системы показателей для оценки имиджа Республики Алтай;
2) создание системы мониторинга имиджа Республики Алтай в зарубежных, федеральных и региональных средствах массовой информации;
3) создание системы продвижения имиджа Республики Алтай для всех общественных аудиторий, в том числе системы информирования российской и мировой общественности о современном уровне и перспективах развития Республики Алтай через средства массовой информации республиканского и федерального уровней;
4) создание системы продвижения имиджа Республики Алтай в федеральных и зарубежных средствах массовой информации;
5) объединение усилий квалифицированных специалистов по общественным коммуникациям с целью создания имиджа Республики Алтай и определения наиболее эффективных путей его продвижения с использованием современных рекламных и информационных технологий;
6) проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу общественного мнения и характера представлений общественной аудитории о социально-экономической, политической ситуации, инвестиционной привлекательности Республики Алтай;
7) стимулирование разработок и апробации инновационных проектов создания благоприятного образа Республики Алтай.
3. Основные характеристики имиджевой политики Республики Алтай
Участниками современного процесса формирования имиджа Республики Алтай (субъектами имиджевой политики) выступают:
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай;
Правительство Республики Алтай;
Министерства, комитеты и инспекции Республики Алтай;
Совет по имиджевой политике Республики Алтай;
республиканские средства массовой информации.
Субъекты имиджевой политики Республики Алтай в пределах имеющихся полномочий осуществляют реализацию поставленных задач и мероприятий имиджевой политики Республики Алтай во взаимодействии с Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай, организациями различных форм собственности, научно-образовательными учреждениями, общественными организациями.
Работа по формированию имиджа Республики Алтай должна носить системный, плановый, организационно- и финансовообоснованный характер.
Процесс формирования имиджа Республики Алтай предполагает реализацию маркетинга - важного направления исследовательской деятельности, с целью определения имиджевых преимуществ Республики Алтай в рамках российского и международного социально-экономического пространства, оценки меняющегося имиджевого потенциала Республики Алтай.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 14 июня 2013 г. N 144 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по формированию имиджа Республики Алтай
На формирование имиджевой политики на территории Российской Федерации распространяются как общие положения, сформулированные в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, так и специальные нормы, регулирующие отношения в сфере массовых коммуникаций.
Основным нормативным правовым актом в данной области является Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Нормативными правовыми актами Республики Алтай, регулирующими процесс формирования имиджа Республики Алтай, является Конституция Республики Алтай, Закон Республики Алтай от 5 июня 2002 года N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай", постановление Правительства Республики Алтай от 19 августа 2010 года N 182 "Об утверждении республиканской целевой программы "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011-2016 годы", постановление Правительства Республики Алтай от 19 августа 2010 года N 183 "О республиканской целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2011-2014 годы", постановление Правительства Республики Алтай от 2 ноября 2010 года N 230 "О республиканской целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года".
Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по формированию имиджа Республики Алтай, предопределяет на настоящем этапе одну из главных задач в области регулирования имиджевой политики - разработку основополагающего нормативного правового акта Республики Алтай в данной области, предусматривающего порядок регулирования имиджевой политики Республики Алтай, функционирования организаций, ответственных за проведение соответствующих мероприятий.
5. Имидж Республики Алтай и перспективы его формирования
Республика Алтай находится в составе Сибирского федерального округа и является неотъемлемой частью Российской Федерации. Кроме этого, Республика Алтай представляет собой уникальный регион со своей экономикой, политической сферой, инфраструктурой, природными ресурсами, климатическими особенностями, длительной историей и народными традициями. Современный уровень политического, экономического и социально-культурного развития Республики Алтай и ее географическое положение обусловливают необходимость повышения ее значимости в межрегиональном, федеральном, экономическом взаимодействии, а также важность ее выхода на уровень международного сотрудничества. В связи с этим следует особое внимание уделять диверсификации производства, материальной диверсификации в экономике Республики Алтай, развитию межрегионального туристско-рекреационного комплекса Западной Сибири до масштаба национального - в Российской Федерации и международного - на юго-западе Азии.
Положительный имидж Республики Алтай на международном и федеральном уровнях способствует укреплению авторитета и влиятельности Республики Алтай, является важным фактором высокой инвестиционной привлекательности Республики Алтай, фактором развития бизнеса на территории Республики Алтай и, в конечном счете, укрепления социального согласия и повышения благосостояния населения.
Первым шагом в создании и успешном управлении имиджем Республики Алтай должна стать концептуальная разработка специалистами сферы общественных коммуникаций экономически обоснованного, социально значимого образа Республики Алтай. Этот процесс предполагает не только широкую пропаганду государственной символики, брендовых символов Республики Алтай, но, прежде всего, тех ценностей, убеждений, представлений, которые формируют республиканскую индивидуальность, объединяют людей и, таким образом, становятся самой важной составляющей благоприятного образа Республики Алтай.
Центром сильной социальной политики Республики Алтай должен стать человек - гражданин Российской Федерации, патриот страны и Республики Алтай. Этому может активно способствовать полномасштабная реализация приоритетных национальных проектов, связанных с укреплением межнациональных отношений, улучшением здоровья и жилищно-бытовых условий населения, качественным образованием, созданием новых рабочих мест, усилением внимания решению проблем малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного, как перспективной составляющей экономики Республики Алтай.
Специфика деятельности по созданию имиджа Республики Алтай определяется рядом внутренних и внешних политических, экономических и социокультурных факторов. Существующий международный имидж Республики Алтай необходимо рассматривать через призму международного имиджа России в целом. Имидж Республики Алтай является составной частью имиджа Российской Федерации. В свою очередь стабильность, экономическая развитость, культурная целостность и индивидуальность федеративного государства в представлении международной общественности во многом определяется имиджевыми составляющими субъектов Российской Федерации.
Как показывает анализ федеральных печатных средств массовой информации, Республика Алтай представлена недостаточно полно. Информация о политических и экономических реалиях Республики Алтай носит преимущественно односторонний характер. Общественная, культурная, научная, спортивная жизнь Республики Алтай освещается в федеральных средствах массовой информации бессистемно.
Таким образом, современное представление о Республике Алтай у российской и международной общественности, формируемое, прежде всего, средствами массовой информации, является искаженным. В сложившемся внешнем имидже Республики Алтай неадекватно отражается реальный политический, экономический, социальный, культурный уровень ее развития. Такое положение сказывается на престиже Республики Алтай, снижает ее инвестиционную привлекательность, ухудшает социально-экономическое положение Республики Алтай.
Сложившаяся ситуация требует разработки и реализации системы мероприятий по формированию долгосрочной имиджевой политики Республики Алтай. Данная политика должна опираться на следующие объективные стратегические преимущества Республики Алтай, которые способны выступать основой создания благоприятного имиджа Республики Алтай.
Во-первых, Республика Алтай обладает уникальным опытом практического хозяйствования и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях горных территорий, часть которых приравнена к северным, безводным.
Во-вторых, статистические данные указывают, что Республика Алтай - это, экономически развивающийся регион в Сибирском федеральном округе по таким показателям как объем сельского хозяйства, строительство жилья, и уровень денежных доходов на душу населения. Особым показателем выступает повышение уровня рождаемости в Республике Алтай на фоне общего по России снижения численности населения. Реализуется доктрина здорового образа жизни.
В-третьих, политика федерального центра, внимание федерального политического сообщества к Республике Алтай подчеркивают ее значимость как субъекта Российской Федерации со значительным потенциалом развития.
В-четвертых, Республика Алтай активно продвигает себя как развивающийся центр культуры и туризма. Здесь проводятся уникальные в международном масштабе спортивные, научные и культурные мероприятия. Результатом бережного отношения к духовному и природному богатству предков стало признание ЮНЕСКО пяти объектов Республики Алтай мировыми шедеврами культурного наследия.
В-пятых, природа Республики Алтай - ценнейшая часть природного комплекса Земли, уникальное достояние человечества, резерв биосферы планеты. Имеется большое количество особо охраняемых природных территорий, привлекательных для туризма. В Республике Алтай сохранена одна из самых больших нетронутых хозяйственной деятельностью человека территория. Это 60% дикой, первозданной природы, уникальных, ненарушенных природных комплексов, на сохранение которых направлена государственная экологическая политика Республики Алтай. В настоящее время почти 30% территории Республики Алтай имеет статус особо охраняемых природных территорий. Международный авторитет Республики Алтай в сфере охраны природы достаточно высок и признаваем как эталон.
Перспективы развития благоприятного имиджа Республики Алтай зависят от реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, предусматривающей, что в Республике Алтай возрастет объем валового регионального продукта, увеличатся доходы населения, объем промышленного производства. Предполагается, что Республика Алтай добьется устойчивого экономического роста и превратится в регион с меньшей, чем в настоящее время, необходимостью в бюджетных дотациях из федерального бюджета.
Базовыми отраслями в Республике Алтай, по-прежнему, будут сельское хозяйство, рекреационно-туристический и лесопромышленный комплексы. При этом также планируется развитие производства строительных материалов, горнодобывающей промышленности. Из новых отраслей внимание будет уделяться созданию перерабатывающих производств в сельском хозяйстве, глубокой переработке первичного минерального сырья.
На первом этапе социально-экономического развития Республики Алтай будет создана инфраструктура, отвечающая современным требованиям, задачам обеспечения экономической безопасности страны. На втором этапе выйдут на проектную мощность предприятия по разработке крупных месторождений, стройиндустрии, особой экономической зоны, гидроэлектростанции.
Будет реализован целый ряд стратегических инвестиционных проектов, имеющих значение не только для Республики Алтай, но и для Российской Федерации в целом. Первая группа проектов предназначена для поддержания действующих отраслей: туристического, строительного и сельскохозяйственного комплексов, горнодобывающей промышленности. Другие инвестиционные проекты рассчитаны на ускоренный рост валового регионального продукта и объема промышленного производства: горнорудной промышленности, газовой отрасли. В южной части Республики Алтай будет создан гидроэнергетический комплекс, призванный обеспечить потребности Республики Алтай в электроэнергии, предполагается поставка электроэнергии на внутренний рынок России и за ее пределы.
Помимо этого планируется масштабное развитие инфраструктуры. Ключевым проектом в транспортной сфере является строительство железнодорожной линии "Бийск-Майма (Республика Алтай)", которая окажет непосредственное влияние на развитие всего хозяйственного комплекса Республики Алтай, а также предгорных территорий Алтайского края. Это позволит, минимизировать затраты консолидированного бюджета Республики Алтай, организаций различных форм собственности и населения.
Президентом Российской Федерации поставлена задача укрепления позиций приграничных территорий и создания новых трансконтинентальных коридоров. Возможность решения этой задачи в перспективе предоставляет проект создания транзитного транспортного коридора Россия-Монголия-Китай. С завершением строительства дороги "Таштагол-Турачак", появился кратчайший путь между Республикой Алтай и Кемеровской областью. Строительство автомобильных дорог федерального значения создаст межрегиональные транспортные потоки между Республикой Казахстан, Республикой Алтай, Республикой Тыва, Республикой Хакасия и Красноярским краем.
Модернизация транспортной системы (железнодорожной, авиационной и автомобильной) дает возможность создания в столице Республики Алтай транспортного узла, что обеспечит эффективное взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов.
Особое значение для дальнейшего социально-экономического развития Республики Алтай имеют энергетические и транспортные проекты Республики Алтай по соединению изолированных энергосистем, что поможет ликвидировать дефицит электроэнергии для производства и промышленности. Будут созданы возможности для полного обеспечения потребностей Республики Алтай дешевой гидроэнергией вплоть до экспорта электроэнергии в Китай, Монголию. Данные проекты носят ярко выраженный межрегиональный характер и будут иметь большое значение не только для Республики Алтай, но в целом и для Западной Сибири.
Ключевым эффектом реализации предлагаемых межрегиональных проектов станет повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай и дальнейшее развитие ее экономики, как основы всей жизнедеятельности Республики Алтай.
Таким образом, имеющий место имиджевый потенциал Республики Алтай, позволяющий привлечь внимание инвесторов и значительно увеличить приток внутренних и внешних инвестиций, должен стать основой для развития экономики Республики Алтай, ее производственной, культурной и социальной инфраструктуры, способствовать повышению уровня жизни и социального согласия населения Республики Алтай.
6. Основные направления и мероприятия имиджевой политики Республики Алтай
6.1. В общественно-политической сфере:
1) разработка нормативных правовых актов по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай;
2) разработка организационной схемы управления деятельностью по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай;
3) разработка схемы финансового обеспечения деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай;
4) организация деятельности субъектов имиджевой политики по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай, в том числе:
а) систематическое, планомерное информирование общественных аудиторий о взаимодействии субъектов имиджевой политики с федеральными органами государственной власти, общественными и иными организациями;
б) систематическое, планомерное информирование общественности на региональном и федеральном уровнях о деятельности субъектов имиджевой политики и систематическое информирование руководства Республики Алтай о существующей реакции общественности на проводимую политику;
в) информационно-разъяснительная работа общественности (политических партий, общественных объединений, представителей национальных групп (диаспор), представителей религиозных конфессий) с населением с целью усиления внимания к проблемам нравственного, культурного и патриотического воспитания.
6.2. В информационно-коммуникативной сфере:
организация деятельности средств массовой информации, в том числе:
а) консолидация средств массовой информации и массовых коммуникаций по продвижению благоприятного образа Республики Алтай на внутреннем и внешнем рынках распространения информации;
б) целенаправленное системное просвещение общественности в вопросах государственной политики Республики Алтай и оперативное размещение информации о Республике Алтай, ее людях и событиях, товарах и услугах в определенных экономических, политических, социально-культурных, исторических, психологических, образовательных контекстах;
в) сознательное организованное распространение различного рода информации о Республике Алтай в целях продвижения ее благоприятного образа, создания ее высокой репутации и побуждения общественных аудиторий к желательным для Республики Алтай действиям;
г) развитие и поддержка электронных средств массовой информации и массовых коммуникаций, информирующих о Республике Алтай;
д) активизация и систематизация деятельности пресс-служб органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай, организаций различных форм собственности.
6.3. В сфере социально-экономического развития:
1) организация деятельности по созданию имиджа Республики Алтай субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе:
а) анализ, оценка и определение приоритетов инвестиционной политики Республики Алтай и формирование благоприятных условий для инвестирования и предпринимательства;
б) проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу общественного мнения и динамики представлений общественных аудиторий о социально-экономической, инвестиционной привлекательности Республики Алтай;
в) определение приоритетов развития инновационной и научно-технической сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
г) разработка принципов имиджевой политики Республики Алтай по секторам экономики;
д) продвижение республиканских брендов, имиджа товаров и услуг, производимых и оказываемых на территории Республики Алтай;
е) расширение и углубление экономических, социально-культурных, научных связей Республики Алтай с субъектами Российской Федерации, ближним и дальним зарубежьем;
2) обеспечение туристской привлекательности Республики Алтай:
а) развитие и поддержка внутренних туристских ресурсов;
б) продвижение туристского потенциала Республики Алтай на международных, российских и региональных туристских выставках, в том числе с использованием продукции региональных товаропроизводителей и привлечением национальных творческих коллективов.
6.4. В сфере культуры и духовного развития:
формирование имиджа Республики Алтай на основе сохранения и развития культурного и духовного потенциала общества, формирование современной культуры Республики Алтай в рамках ее объединения с мировой культурой, в том числе:
а) обеспечение условий для формирования программных мероприятий по созданию, развитию и сохранению национальных культурно-этнографических объектов Республики Алтай;
б) поддержка и сохранение национальных культур народов, проживающих на территории Республики Алтай;
в) сохранение и поддержка достопримечательностей, культурных, этнографических и природных памятников Республики Алтай.
6.5. В сфере науки и образования:
1) научное обеспечение деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай;
2) научное обеспечение и сопровождение разработки и реализации программы имиджевой политики Республики Алтай;
3) обеспечение научных подходов к рекламной и информационной деятельности субъектов имиджевой политики;
4) научно-методическое обеспечение деятельности по созданию имиджа Республики Алтай;
5) разработка и реализация программы мониторинга имиджа Республики Алтай;
6) кадровое обеспечение деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай и образовательная деятельность, в том числе:
а) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для сферы общественных коммуникаций;
б) повышение профессионального уровня специалистов, занимающихся решением проблем формирования имиджа и брендингового позиционирования Республики Алтай.
7. Механизмы финансирования мероприятий Концепции
Финансовая поддержка деятельности по формированию имиджа и брендинговому позиционированию Республики Алтай может осуществляться за счет консолидированного бюджета Республики Алтай, а также за счет других источников.
Вовлечение основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории Республики Алтай, в процесс формирования имиджа Республики Алтай, позволит консолидировать основные производительные силы Республики Алтай в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках, эффективного использования потенциала Республики Алтай, повышения благосостояния его населения в целом.
8. Результаты реализации Концепции
Планируемые результаты реализации имиджевой политики Республики Алтай:
1) позиционирование Республики Алтай как динамично развивающегося региона Российской Федерации;
2) позиционирование лидеров Республики Алтай как ведущих региональных руководителей и политиков;
3) развитие въездного туризма посредством создания имиджа Республики Алтай как успешно развивающегося региона России с уникальными культурными, историческими и природными богатствами;
4) формирование патриотических чувств по отношению к малой родине у жителей Республики Алтай;
5) доступность неопределенному кругу лиц информации о событиях, происходящих в Республике Алтай;
6) эффективное рекламно-информационное сопровождение мероприятий российского и международного уровня, влияющих на создание имиджа Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.