Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Правительства Республики Алтай
от 26 июня 2009 г. N 146
Государственный стандарт
"Социальное обслуживание населения Республики Алтай.
Требования к персоналу учреждений социального обслуживания"
27 августа 2009 г., 23 ноября 2010 г., 12 апреля 2011 г.
I. Общие положения
1. Настоящий государственный стандарт устанавливает основные требования к персоналу учреждений социального обслуживания (далее - учреждения), принимающему непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений.
2. Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учреждений.
3. Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":
адресность;
доступность;
добровольность;
гуманность;
приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;
конфиденциальность;
профилактическая направленность.
4. Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению.
5. Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг.
6. Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние.
8. Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.
9. Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно.
10. Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию.
11. В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений.
II. Общие требования к персоналу учреждений
12. К персоналу учреждения относятся:
директор учреждения;
заместитель директора;
заведующий отделением;
специалист по социальной работе;
социолог;
социальный работник;
психолог;
социальный педагог;
воспитатель;
юрист (юрисконсульт);
медицинский персонал (врач-терапевт, психотерапевт, педиатр, невропатолог, психиатр, стоматолог, гинеколог, хирург, отоларинголог, окулист, нарколог, логопед, сексопатолог и др.; фельдшер, медсестра, старшая медсестра, санитар, акушерка; фармацевт, инструктор ЛФК и др.);
педагог-психолог;
преподаватель (учитель);
культорганизатор;
инструктор по труду;
инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;
музыкальный руководитель;
работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, шеф-повар, повар, официант, мойщик посуды, заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик, парикмахер, техник, лифтер, дворник и др.).
13. Функции, обязанности и права персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных директором учреждения.
14. Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация учреждения исходя из требований законодательства Российской Федерации с учетом специфики работы каждого учреждения.
15. Персонал учреждения должен:
иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
знать и соблюдать действующие законы, иные правовые акты и нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждения;
проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы учреждения перед поступлением на работу;
знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, с которыми он работает, а также правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;
проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в период работы - периодические медицинские осмотры;
обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья клиентов учреждения, сохранность их имущества;
повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной поддержки (супервизии);
соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов учреждения;
обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными и морально-этическим качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
при оказании клиентам социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.
III. Требования к должностям и профессиям персонала учреждения
Постановлением Правительства Республики Алтай от 23 ноября 2010 г. N 268 в подраздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Требования к директору учреждения
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 16 подраздела 1 раздела III настоящего приложения внесены изменения
16. Директор учреждения должен:
иметь высшее профессиональное образование; знать федеральное законодательство и законодательство Республики Алтай по вопросам социального обслуживания населения; теорию и методику социальной работы; быть в курсе достижений современной психолого-педагогической науки и практики; знать профиль и особенности учреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основы экономики; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности; владеть теорией и практикой управления персоналом учреждения;
осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Уставом учреждения, Положением об учреждении и заключенным трудовым договором, представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях;
определять структуру управления учреждением, штатное расписание;
осуществлять руководство работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, лиц, нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении социальных услуг;
организовывать работу персонала по предоставлению клиентам учреждения - гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям в социально опасном положении всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);
рассматривать заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимать соответствующие меры по их реализации;
осуществлять внедрение новых форм и методов работы по социальному обслуживанию клиентов учреждения;
обеспечивать оснащение учреждения современными техническими средствами реабилитации и ухода за клиентами;
осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определять должностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудового законодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для труда специалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины;
нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения;
решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения;
действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учреждениях и организациях, распоряжаться в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке текущие счета учреждения;
издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять работников, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреждения;
обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников;
организовывать мероприятия по профессиональной (супервизорской) поддержке сотрудников, профилактике их профессионального выгорания.
2. Требования к заместителю директора учреждения
Постановлением Правительства Республики Алтай от 23 ноября 2010 г. N 268 в пункт 17 подраздела 2 настоящего приложения внесены изменения
17. Заместитель директора учреждения должен:
обеспечивать административно-хозяйственную и производственную работу учреждения по всем направлениям его деятельности, решать финансовые и хозяйственные вопросы, выполнять распоряжения и поручения директора, связанные с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода за клиентами;
планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, осуществлять профессиональную (супервизорскую) поддержку персонала;
обеспечивать активное сотрудничество с предприятиями и организациями, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей - клиентов учреждения;
обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.
иметь соответствующее образование; знать федеральное законодательство и законодательство Республики Алтай по вопросам социального обслуживания населения; теорию и методику социальной работы; быть в курсе достижений современной психолого-педагогической науки и практики; знать профиль и особенности учреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основы экономики; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности; владеть теорией и практикой управления персоналом учреждения.
3. Требования к заведующему отделом (отделением)
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 18 подраздела 3 раздела III настоящего приложения внесены изменения
18. Заведующий отделом (отделением) должен:
иметь соответствующее профилю отдела (отделения) образование; знать теорию и методику социальной работы, психологии, медицины и т.п., в зависимости от профиля отдела (отделения), законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения, теорию и практику управления персоналом;
осуществлять общее руководство работой отдела (отделения), подбор и обучение сотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за деятельностью сотрудников, выполнять поручения директора;
организовывать выявление и учет проживающих на территории действия отдела (отделения) граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и семей нуждающихся в социальном обслуживании; рассматривать заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимать меры по их реализации; организовывать проведение оценки объема и качества предоставляемых услуг;
осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению социальных услуг гражданам и семьям - клиентам отдела (отделения), проводить регулярный контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг;
проводить анализ работы отдела (отделения) и ее прогнозирование, внедрять новые социальные технологии, разнообразные виды социальной помощи, формы и способы ее оказания;
определять объем работы сотрудников отдела (отделения) с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания;
информировать руководство учреждения о недостатках в социальном обслуживании клиентов отдела (отделения), принимаемых мерах по их устранению, вносить предложения по совершенствованию форм и методов обслуживания;
осуществлять мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки клиентам отдела (отделения);
осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания клиентов отдела (отделения) с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными и религиозными объединениями;
обеспечивать сохранность материальных ценностей, отвечать за ведение документации, учет и отчетность отдела (отделения);
осуществлять мероприятия по соблюдению в отделе (отделении) санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов;
информировать руководство учреждения о неисправностях оборудования, приборов, аппаратуры для принятия необходимых мер по устранению обнаруженных неисправностей;
организовывать в экстремальной ситуации эвакуацию клиентов отдела (отделения), обеспечивать, при необходимости, вызов экстренных служб (милиции, скорой помощи, пожарной команды);
разрабатывать критерии оценки качества предоставления социальных услуг;
осуществлять мероприятия по повышению квалификации персонала и профилактике профессионального выгорания.
4. Требования к специалисту по социальной работе
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 19 подраздела 4 раздела III настоящего приложения внесены изменения
19. Специалист по социальной работе должен:
иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы; знать теорию и практику социальной работы; основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, семьи и отдельных граждан, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг, осуществлять их социальный патронаж;
устанавливать причины, по которым граждане и их семьи оказались в трудной жизненной ситуации, определять характер и объем необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);
содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельных граждан, семей или социальных групп людей, расширению масштабов самопомощи и взаимопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми;
вести необходимую документацию на вверенном участке работы;
консультировать по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг;
помогать в оформлении документов, необходимых для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное) или для опеки и попечительства, содействовать в помещении нуждающихся в стационарные лечебные учреждения;
представлять в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления исков о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства;
содействовать клиентам учреждения в улучшении социально-экономических условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации;
организовывать работу, направленную на избавление клиентов от алкогольной и токсической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей в противоправную деятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам;
организовывать и оказывать социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
участвовать в работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации;
содействовать организации социального патронажа детей, склонных к противоправным действиям;
организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей и выступать, в необходимых случаях, в качестве их общественного защитника в суде;
участвовать в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений на обслуживаемой территории;
участвовать в организации отдыха, оздоровления и лечения детей, семейных и детских праздников, конкурсов, викторин, соревнований;
осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых социальных услуг, прогнозировать перспективы их развития;
содействовать созданию клубов, объединений, групп взаимопомощи, способствующих объединению семей и отдельных граждан по интересам;
повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию;
участвовать в работе по привлечению средств спонсоров;
организовывать и осуществлять социальный патронаж малообеспеченных граждан и семей.
5. Требования к социологу
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 20 подраздела 5 раздела III настоящего приложения внесены изменения
20. Социолог должен:
иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы; знать законы и нормативные акты, регулирующие деятельность социальных служб, теорию и практику социальной работы и социального администрирования; знать методику и методологию проведения социологических исследований; экономику и финансы социальных служб; социальную и экономическую статистику; социальную этнографию и демографию; основы трудового, гражданского и уголовного права; основы маркетинга и менеджмента; знать основы законодательства по охране труда; основы предпринимательства; основы конфликтологии;
консультировать отдельных граждан и семьи по вопросам их самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;
проводить оценку и анализ социально-демографических характеристик населения, проживающего на территории, обслуживаемой учреждением;
определять тенденции социально-экономического развития населения, выявлять причины его неблагополучия;
выявлять и учитывать мнение населения о качестве и содержании оказываемых социальных услуг, перспективах потребности в них;
разрабатывать предложения по совершенствованию социальной работы учреждения;
анализировать объем и качество предоставляемых учреждением социальных услуг;
повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию.
6. Требования к социальному работнику
21. Социальный работник должен:
знать нормативные документы по организации предоставления социальных услуг гражданам и семьям - клиентам учреждения на дому, санитарно-гигиенические требования по уходу за ними в домашних условиях, основы психологии граждан, приемы оказания неотложной доврачебной помощи, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан;
обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача;
содействовать в оказании помощи в уборке жилых помещений, протапливать печи (в помещениях без центрального отопления), сдавать вещи в стирку, ремонт, оплачивать коммунальные и другие услуги;
при необходимости оказывать содействие в ремонте жилого помещения, обеспечении топливом;
оказывать содействие в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составлении заявлений, ознакомлении с печатными изданиями;
при необходимости оказывать помощь обслуживаемым гражданам в поддержании правил личной гигиены, иметь постоянные контакты с их лечащими врачами;
оказывать первую медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание компрессов, горчичников;
вызывать врача на дом, сопровождать обслуживаемых граждан в лечебные учреждения, посещать их при помещении в больницу;
в случае необходимости оказывать помощь в вопросах пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат, правовых услуг;
обеспечивать взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания и др. в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам;
организовывать оказание ритуальных услуг.
7. Требования к психологу
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 22 подраздела 7 раздела III настоящего приложения внесены изменения
22. Психолог должен:
иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы; знать основы психологии личности, обладать знаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориентационной работы; знать методы социально-психологического обслуживания населения; знать основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в области социальной защиты населения;
обеспечивать психологическую защищенность клиентов учреждения, предоставлять им социально-психологические услуги в соответствии со своей специализацией;
поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт клиентов учреждения;
формировать психологическую культуру клиентов учреждения в сфере межличностного, семейного, родительского общения;
осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психологическую помощь в преодолении конфликтов;
оказывать психологическую помощь клиентам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в мобилизации творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов людей для выхода из кризисного состояния;
проводить профилактическую исследовательскую и методическую работу в области психологии;
использовать в своей работе научные методы и технологии психологической диагностики, анализа, консультирования и коррекции;
соблюдать принципы и нормы профессиональной этики;
проводить психодиагностику различного профиля и назначения и психологическое консультирование;
участвовать в проводимой учреждением реабилитационной деятельности;
участвовать в деятельности по психологической реабилитации и супервизорской поддержке работников учреждения.
8. Требования к социальному педагогу
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 23 подраздела 8 раздела III настоящего приложения внесены изменения
23. Социальный педагог должен:
иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики;
проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов (в первую очередь - детей) в учреждении и по месту жительства;
изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов (в первую очередь - детей), условия их жизни;
выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку;
определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг;
способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения;
взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию;
выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации;
участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.
9. Требования к воспитателю
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 24 подраздела 9 раздела III настоящего приложения внесены изменения
24. Воспитатель должен:
иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, основы гражданского и трудового законодательства;
планировать и организовывать жизнедеятельность детей - клиентов учреждения и осуществлять их воспитание; проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации;
использовать разнообразные приемы, методы и средства социализации клиентов;
обеспечивать (совместно с медицинскими работниками) сохранение и укрепление здоровья детей, проводить мероприятия по их психофизическому развитию;
организовывать соблюдение обучающимися детьми режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывать им помощь в учебе, получении дополнительного образования, вовлекать их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам, организовывать культурно-массовую работу с детьми;
организовывать (с учетом возраста детей) работу по их самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде;
способствовать проявлению интереса обучающихся детей к определенному роду деятельности, сознательному выбору профессии, содействовать их трудоустройству и дальнейшему обучению, проводить работу по предупреждению и искоренению у них вредных привычек;
изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности обучающихся детей, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействовать с родителями или лицами, их заменяющими;
осуществлять мероприятия по социально-педагогической реабилитации детей.
10. Требования к юристу (юрисконсульту)
25. Юрист (юрисконсульт) должен:
иметь соответствующее (специальное) образование; знать государственно-правовое устройство Российской Федерации; Конституцию Российской Федерации; социальные права и гарантии населения; устройство системы правоохранительных органов, основы гражданского, уголовного, исправительно-трудового права; государственные гарантии на социальное обеспечение и обслуживание, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов, одиноких людей; нормы семейного и жилищного законодательства; законы, регулирующие защиту материнства и детства; знать специфику социально-правовой (юридической) работы с различными социальными категориями и группами населения; организационную структуру, принципы и формы социальной работы; порядок и организацию установления опеки, попечительства; организацию социальной защиты и пропаганды здорового образа жизни; знать технологию и методы анализа социальных проблем; диагностику и способы разрешения конфликтов;
вести работу по социально-юридической защите различных групп населения (несовершеннолетние, молодежь, пенсионеры, инвалиды и т.д.), оказывать им конкретные социально-правовые услуги по различным вопросам;
проводить юридическое консультирование с учетом своей квалификации;
вести постоянную информационную работу по социально-правовым вопросам с клиентами учреждения;
заниматься совместно с другими специалистами профилактикой правонарушений среди клиентов учреждения;
систематически повышать свою квалификацию;
устанавливать и поддерживать контакты с другими организациями, защищающими права и интересы граждан;
содействовать работе по подготовке документов для представления в соответствующие органы и учреждения на лишение родительских прав, оформление опеки, попечительства.
11. Требования к медицинскому персоналу
26. Медицинский персонал должен:
иметь соответствующее (специальное) образование; знать законодательные, правовые акты и нормативные документы по вопросам здравоохранения и социального обслуживания населения;
иметь необходимые теоретические знания, соответствующую квалификацию, профессиональную подготовку и умело применять их в практической работе по своей специальности при оказании социально-медицинских услуг клиентам учреждения;
знать основы диагностики, гериатрии и геронтологии или педиатрии - в соответствии с профилем учреждения, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием;
применять в своей работе современные методы диагностики, лечения и лекарственного обеспечения клиентов;
систематически повышать свою квалификацию.
12. Требования к педагогу-психологу (сурдопедагогу, педагогу-логопеду,
педагогу дополнительного образования)
27. Педагог-психолог (сурдопедагог, педагог-логопед, педагог дополнительного образования) должен:
иметь соответствующее (специальное) образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования; нормативные документы, регулирующие вопросы здравоохранения, охраны труда, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, возрастную, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности, социальную психологию, основы дефектологии, сексологии, психогигиены, психодиагностики; методы активного обучения, современные методы диагностики и коррекции аномального развития ребенка;
осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждении;
осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся;
принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
оказывать помощь обучающимся (воспитанникам), родителям или лицам, их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
участвовать в проведении психологической диагностики различного профиля и предназначения;
участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию;
формировать психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;
консультировать работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
13. Требования к преподавателю (учителю), в том числе
к учителю-дефектологу
Постановлением Правительства Республики Алтай от 23 ноября 2010 г. N 268 в пункт 28 подраздела 13 настоящего приложения внесены изменения
28. Преподаватель (учитель) должен:
иметь соответствующее (специальное) образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач; знать педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; знать методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, участвовать в разработке и реализации образовательных программ;
обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и нести ответственность за его реализацию;
организовывать и контролировать самостоятельную работу обучающихся;
обеспечивать выполнение учебных планов и программ;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).
14. Требования к культорганизатору
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 апреля 2011 г. N 62 в пункт 29 подраздела 14 раздела III настоящего приложения внесены изменения
29. Культорганизатор должен:
иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, педагогику и психологию, индивидуальные особенности и уровень культурного развития обслуживаемых граждан;
организовывать культурно-досуговую деятельность, клубные формы реабилитационной деятельности в учреждении, используя различные ее виды и формы (посещение театров, выставок, экскурсии, демонстрация художественных и научно-популярных фильмов, проведение праздников, юбилеев и других культурных мероприятий).
15. Требования к инструктору по труду
30. Инструктор по труду должен:
знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену; формы и методы обучения и воспитания; инструктивно-нормативные документы и рекомендации по организации трудового обучения и воспитания; действующие стандарты и технические условия, касающиеся эксплуатации оборудования и технических средств, основы организации труда;
формировать у клиентов трудовые умения и навыки, готовить их к применению полученных знаний на практике;
проводить с клиентами профориентационную работу, организовывать их общественно полезный и производительный труд, обеспечивать выполнение программы обучения;
принимать необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами и материалами, отвечать за их сохранность и рациональное использование;
организовывать проведение текущего и профилактического ремонта оборудования и технических средств или осуществлять его;
обеспечивать выполнение клиентами требований охраны труда и техники безопасности, отвечать за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса, оказывать им первую доврачебную помощь.
16. Требования к инструктору производственного обучения
рабочих массовых профессий
31. Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий должен:
знать законы и другие нормативные акты, касающиеся вопросов подготовки рабочих массовых профессий; учебные программы и тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих; принципы и методы производственного обучения; технологический процесс производства; устройство и взаимодействие узлов и механизмов обслуживаемых машин и станков; знать правила технической эксплуатации оборудования; ассортимент вырабатываемой продукции; требования, предъявляемые к качеству сырья, полуфабрикатов, итоговой продукции; передовые методы организации, планирования труда и выполнения рабочих приемов и операций по соответствующим профессиям; способы контроля и анализа работы обучаемых рабочих;
знать порядок учета выполнения программ труда обучаемых и их успеваемости; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
обучать неквалифицированных рабочих, учеников современным приемам выполнения производственных операций, работы на машинах, станках;
планировать учебную работу и вести учет выполнения программ производственного обучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости;
осуществлять контроль за обеспечением безопасных условий работы учеников и молодых рабочих и за оснащением рабочих мест всем необходимым для выполнения работы;
проводить вводный и текущий инструктаж всех вновь поступающих рабочих;
изучать и обобщать передовой опыт работы по соответствующей профессии, передавать его рабочим в целях повышения их квалификации, внедрения рациональных приемов и методов работы;
контролировать правильность выполнения рабочими технологических операций, качество и производительность их труда;
проводить дополнительный инструктаж рабочих для устранения выявленных недостатков.
17. Требования к музыкальному руководителю
32. Музыкальный руководитель должен:
иметь соответствующее (специальное) образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, педагогики и психологии, знать индивидуальные особенности музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста; знать музыкальные произведения детского репертуара; основы дефектологии и соответствующие методики при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
осуществлять развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, формировать их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности;
профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте;
определять направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей, в том числе в области музыки;
осуществлять мероприятия по реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, используя музыкальную деятельность.
18. Требования к работникам, обеспечивающим административно-хозяйственную
деятельность учреждения
33. К работникам, обеспечивающим административно-хозяйственную деятельность учреждения по предоставлению социальных услуг, относятся:
финансовые работники (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир);
работники общественного питания (повар, шеф-повар, буфетчик, официант, мойщик посуды);
работники хозяйственных служб (заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик помещений, парикмахер, техник, дворник, лифтер).
Работники, обеспечивающие деятельность учреждения, должны:
иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы учреждения перед поступлением на работу;
знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, с которыми он работает, а также правила и техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;
обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья клиентов учреждения, сохранность их имущества;
повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной поддержки (супервизии);
соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов учреждения;
обладать наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
при оказании клиентам социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.