Решение Верховного Суда Республики Алтай от 10 апреля 2006 г.
(извлечение)
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании недействующим и не подлежащим применению п. 16 ст. 29, п.п. "ж" п. 7 ст. 34, п.п. 4, 5 ст. 43 Закона Республики Алтай "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай" от 20.12.2002 N 8-15, установил:
Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай принят закон Республики Алтай от 20 декабря 2002 года N 8-15 "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай" (опубликован в газете "Звезда Алтая" от 16.01.2003 N 6-7) пунктом 16 статьи 29 которого предусмотрено, что кандидат вправе представить не позднее чем за три до дня голосования (в том числе повторного голосования) в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия обязана принять решение об отмене его регистрации. Подпунктом "ж" пункта 6 статьи 34 указанного закона предвыборной агитацией признаны осуществляемые в период избирательной кампании иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов. В подпунктах 4 и 5 статьи 43, регулирующей вопросы финансового обеспечения подготовки и проведения выборов вышеназванного закона предусмотрено, что в случае, если финансовые средства не поступают в распоряжение избирательной комиссии муниципального образования в указанные сроки, соответствующие расходы оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются этой избирательной комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан в десятидневный срок со дня обращения избирательной комиссии муниципального образования дать муниципальную гарантию исполнения обязательств возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование ими, осуществляется из средств соответствующего бюджета. Указанные денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются на очередной финансовый год целевым назначением.
Первый заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению п. 16 ст. 29, п.п. "ж" п. 7 ст. 34, п.п. 4, 5 ст. 43 Закона Республики Алтай "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай" в связи с принятием федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" от 21.07.2005 N 93-ФЗ, ФЗ N 122 от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", после вступления в законную силу которых оспариваемые прокурором нормы законодательства субъекта противоречат вышеназванному федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Выслушав прокурора Т., представителей Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай К. Правительства Республики Алтай Ш., полагавших требования прокурора обоснованными, исследовав материалы дела, суд принимает решение о признании недействующими, не подлежащими применению оспариваемых прокурором норм Закона Республики Алтай "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай" по следующим основаниям.
Пунктом 16 статьи 29 Закона Республики Алтай "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай" предусмотрено, что кандидат вправе представить не позднее чем за три до дня голосования (в том числе повторного голосования) в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия обязана принять решение об отмене его регистрации. Пунктом 11 статья 32 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.1997 N 124-ФЗ также устанавливалось право кандидата в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования. Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П пункт 11 статьи 32 признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с п. 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования), кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее, чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Согласно п. 6 ст. 1 вышеназванного закона федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Поскольку вышеназванным федеральным законодательством установлены иные сроки, чем пунктом 16 статьи 29 оспариваемого прокурором закона субъекта, в которые кандидат в зависимости от различных обстоятельств вправе представить в избирательную комиссию заявление о снятии своей кандидатуры, то данная норма субъекта ввиду противоречия федеральному законодательству подлежит признанию недействующей.
Требования прокурора о признании недействующим п.п. "ж" п. 7 ст. 34 оспариваемого закона субъекта, которым предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, суд также признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" от 21.07.2005 года N 93-ФЗ в пункт 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" внесены изменения в виде исключения п.п. "ж" п. 2 ст. 48, а пункт 2 изложен в иной редакции. Таким образом, с момента введения в действие указанного Федерального закона, которым перечислены исчерпывающим образом действия, признающиеся предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признание таковыми иных действий в законе субъекта является противоречием федеральному законодательству.
По аналогичным основаниям, в связи с изменением федерального законодательства, подлежат признанию недействующими и пункты 4 и 5 статьи 43 Закона Республики Алтай "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай". Подпунктами 4 и 5 указанной статьи регулируются вопросы финансового обеспечения подготовки и проведения выборов вышеназванного закона и предусматривается, что в случае, если финансовые средства не поступают в распоряжение избирательной комиссии муниципального образования в указанные сроки, соответствующие расходы оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются этой избирательной комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан и десятидневный срок со дня обращения избирательной комиссии муниципального образования дать муниципальную гарантию исполнения обязательств возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование ими, осуществляется из средств соответствующего бюджета. Указанные денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются на очередной финансовый год целевым назначением. Пунктами 4 и 5 статьи 57 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" N 67 от 12.06.2002 года предусматривались аналогичные положения. Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" пункты 4 и 5 статьи 57 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаны утратившими силу. Таким образом, оспариваемая прокурором норма закона субъекта в настоящее время противоречит федеральному законодательству, которым иным образом регулируются вопросы финансирования выборов, а значит подлежит признанию недействующей.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Суд принимает решение о признании указанных норм закона субъекта недействующими с момента вступления в законную силу решения суда, как об этом ставится вопрос в заявлении прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу п. 6 ст. 29, п.п. "ж" п. 7 ст. 34, п.п. 4, 5 ст. 43 Закона Республики Алтай "О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай" от 20.12.2002 N 8-15.
Опубликовать сообщение о принятом решении в газете "Звезда Алтая" со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 10 апреля 2006 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании