Решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 марта 2006 г. N 3-5/2006
(извлечение)
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Алтай о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2, 4 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.1994 года "О ветеринарии", установил:
Заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2, 4 ст. 3, ч. 2 ст. 4, абз. 3 ст. 7, ст. 8, 11, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.1994 года "О ветеринарии".
При рассмотрении заявления по существу заместитель прокурора Республики Алтай обратился с уточненными требованиями и просил суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2, 4 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.1994 года "О ветеринарии" с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал в полном объеме и полагал необходимым признать оспариваемые положения названного закона недействующими.
Представители Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай К., Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Л. с требованиями заместителя прокурора Республики Алтай согласились.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а, з" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 2, 3 Закона РФ N 4979-1 от 14.05.93 года "О ветеринарии" вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик Конституции РФ и федеральным законам; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Части 2, 4 статьи 3 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.94 года "О ветеринарии", согласно которым специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью и создающие организации и учреждения различной формы собственности в области ветеринарии, а также лица, ведущие частную ветеринарную практику, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах власти и у территориального государственного ветеринарного инспектора; в своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим ветеринарным инспекторам Республики Алтай, противоречат частям 2, 3 статьи 4 Закона РФ N 4979-1 от 14.05.93 года "О ветеринарии" (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 31.12.2005 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), поскольку данным положением федерального законодательства установлено, что специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению об Управлении ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства РА от 13.05.1999 года N 141 уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти Республики Алтай является Управление ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай.
Частью 2 статьи 4 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.94 года "О ветеринарии" установлено, что начальник Управления ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай - главный государственный ветеринарный инспектор Республики Алтай назначается на должность и освобождается от должности Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по согласованию с Департаментом ветеринарии Российской Федерации. Однако в соответствии с абз. 2 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации N 4979-1 от 14.05.93 года "О ветеринарии" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) Главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
Часть 2 статьи 8 Закона РА устанавливает, что предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с перевозкой и реализацией животных, производством, хранением продуктов и сырья животного происхождения, а также кормов, обязаны предоставлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям государственной ветеринарной службы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.
Данная норма, предусматривающая материально-техническое обеспечение органов и учреждений Государственной ветеринарной службы за счет средств и предоставления помещений, оборудования и средств связи предприятиями, учреждениями и организациями, не соответствует требованиям Федерального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ "О ветеринарии" финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
В федеральном законодательстве провозглашен принцип самостоятельного определения расходования бюджетов, что согласно ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ, означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Кроме того, согласно ст. 2, ст. 19 ФЗ от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 120 ГК РФ, ст. 9 ФЗ "О некоммерческих организациях", деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ N 4979-1 от 14.05.93 года "О ветеринарии" Российская Федерация осуществляет организацию и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, т.е. определяет основные направления государственной ветеринарной службы, обеспечивает согласованность ее действий и устанавливает круг полномочий.
Следовательно, Законом республики на бюджеты предприятий, учреждений и организаций необоснованно возлагается обязанность по предоставлению служебных помещений, необходимого оборудования и финансированию расходов.
Частью 1 статьи 12 Закона РА установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению главного государственного ветеринарного инспектора республики могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства.
В федеральном законодательстве принятие решения по данному вопросу отнесено к компетенции иного органа. Так, согласно части 1 статьи 19 Закона РФ N 4979-1 при ликвидации очагов особо опасных болезней животных могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства по решению федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
Частью 2 статьи 12 Закона РА установлено, что перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных или изъятие продуктов животноводства, определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации. Однако, согласно абзацу 2 статьи 19 Федерального закона "О ветеринарии", данный перечень определяется органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом вышеизложенного, ч. 2, 4 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.1994 года "О ветеринарии" подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Суд при признании вышеуказанных норм закона недействующими со дня вступления решения в законную силу учитывает, что прекращение действия норм закона субъекта в судебном порядке возможно, как правило, на будущее время, а указанные нормы применялись в течение всего времени действия и, следовательно, действовали, что не лишает права заинтересованных лиц, в случае нарушения их прав указанным актом, на их защиту.
Руководствуясь ст.ст. 193-199, 253 ГПК РФ суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Алтай удовлетворить.
Признать недействующими ч.ч. 2, 4 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона Республики Алтай N 4-6 от 29.06.1994 года "О ветеринарии" со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Опубликовать принятое решение в газете "Звезда Алтая" после вступления его в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба и внесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 марта 2006 г. N 3-5/2006
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании