Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Горно-Алтайского
городского Совета депутатов
от 9 июля 2009 г. N 17-3
Российская Федерация
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай
Администрация муниципального образования
"Город Горно-Алтайск"
План
социально-экономического развития
муниципального образования "Город Горно-Алтайск"
на 2009 год
(утв. решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов
от 9 июля 2009 г. N 17-3)
Зарегистрирован и внесен в реестр
муниципальных программ Республики
Алтай от "___" ________ 200 __ г. N ___
г. Горно-Алтайск, 2009 год
Содержание
|
|
Стр. |
1. |
Состояние экономики и социальной сферы |
3 |
2. |
Приоритеты социально-экономического развития муниципального образования на плановый год |
6 |
3. |
Цели и задачи плана социально-экономического развития муниципального образования на 2009 год |
7 |
4. |
Система программных мероприятий |
7 |
5. |
Механизм управления и контроля за реализацией плана социально-экономического развития муниципального образования на 2009 год |
8 |
6. |
Оценка ожидаемой социальной, экологической и экономической эффективности реализации плана социально-экономического развития муниципального образования на 2009 год |
9 |
|
Приложение |
10 |
1. Состояние экономики и социальной сферы
Особенности современного экономического состояния г. Горно-Алтайска определяются, прежде всего, его местоположением, административным статусом и накопленным ресурсным потенциалом. Являясь столицей Республики Алтай, муниципальное образование сосредотачивает трудовые, информационные и финансовые ресурсы. Местоположение г. Горно-Алтайска позволяет экономить на транспортных расходах по сравнению с другими муниципальными образованиями.
Численность населения г. Горно-Алтайске# в 2008 году составила 54747 человек, в 2001 году 53650 человек (оценочно). Численность населения города в 2009 году существенно не изменится и составит примерно 55000 человек.
Численность занятого населения составила в 2008 году 22356 человек. В планируемом периоде ожидается увеличение числа занятых до 23100 человек.
В настоящее время в г. Горно-Алтайске в промышленном производстве выделяются - ОАО "Горно-Алтайский ЖБИ", ОАО "Горно-Алтайская типография", ЗАО "Магистраль", ЗАО "Дорожник". Следует отметить, что для всех крупных и средних предприятий города, производящих товары, характерно недоиспользование производственных мощностей. Так ОАО "Горно-Алтайская типография" недоиспользует свои мощности в зависимости от видов продукции на 37%-77%, ОАО "Горно-Алтайский завод ЖБИ" на 60%, "Совхоз-завод "Подгорный" на 70%. С одной стороны это указывает на технологическую отсталость промышленных предприятий города, с другой недостаточный спрос на местную продукцию.
В промышленности г. Горно-Алтайска постоянно наблюдаются структурные сдвиги. В настоящее время, лидирующее положение занимают отрасли по производству стройматериалов (переработка нерудного сырья и лесопереработка).
Транспортный комплекс г. Горно-Алтайск включает транспортную систему и дорожное хозяйство, охватывающее сеть дорог и организаций, занимающихся строительством, содержанием и ремонтом дорог и мостов.
Сеть автомобильных дорог в г. Горно-Алтайск в течение последних лет изменяется незначительно. Общая протяженность дорог в г. Горно-Алтайск в конце 2008 года составила 171,47 километров.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса муниципального образования является увеличение количества маршрутов внутри города и в пригородную зону, а также обновление парка автобусов за счет частных предпринимателей, осуществляющий# пассажирские перевозки.
Положительная динамика наблюдается в объемах розничного товарооборота.
Объем розничного товарооборота за 2008 год составил 6014,1 млн. рублей или 120,1% к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах. Доля розничного товарооборота г. Горно-Алтайска в общем объеме товарооборота по республике составляет 58,5%. Товарооборот на душу населения составил 108,99 тыс. рублей или 133,78% к соответствующему периоду предыдущего года.
На 1 января 2009 года на территории города осуществляют свою деятельность 411 торговых предприятий и 57 предприятий общественного питания, из них 111 магазинов и 17 кафе торгуют алкогольной продукцией. В настоящее время лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией имеют 74 юридических лиц#. Кроме того, в городе находится 3 предприятия хлебопечения, 3 универсальных рынка, 6 торговых центров и 4 оптовых базы.
По итогам 2008 года на территории города предприятиями и организациями реализовано платных услуг населению на сумму 994,5 млн. руб., в действующих ценах темп роста составил 126,1%, при этом физический объем оказания платных услуг увеличился к соответствующему периоду прошлого года на 12,5%. В расчете на одного жителя города за 2008 год оказано услуг на 18370 руб.
В соответствии с данными статистики в отчетном периоде отмечен рост объема услуг в физической массе: услуг физической культуры в 5,9 раза, культуры на 73%, медицинские услуги на 55,2%, связи на 41,5 %, бытовых услуг на 36,1%, туристских на 26%. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года произошло снижение оказания коммунальных услуг, санаторно-оздоровительных, транспортных и услуг правового характера.
Учитывая, что для города характерная# большой сектор индивидуальной застройки, то централизованным теплоснабжением охвачено 84% населения, горячим водоснабжением 32%. Общая протяженность тепловых сетей составляет 90 км. в двухтрубном исчислении. В городе функционируют 43 котельных (разных форм собственности), из них 32 производительностью до 3 Гк/ч. Котельные города работают на привозном топливе. Ежегодно завозится около 120 тыс. тонн угля и 2,5 тыс. тонн мазута. Закуп угля осуществляется за счет республиканского и муниципального бюджетов, а также средств организаций и средств населения. Поставщики угля определяются по результатам ежегодного открытого конкурса.
Для ТЭК г. Горно-Алтайска характерная высокая энергозависимость, дефицит электроэнергии, высокие тарифы на электроэнергию, тепловую энергию, газ. Тарифы на энергию и топливо являются одними из самых высоких по СФО (после Агинского Бурятского и Усть-Ордынского автономных округов). Высокие цены помимо проблем с монополизацией в данной отрасли обусловлены большими издержками на транспортировку.
В планируемом периоде серьезных изменений в жилищно-коммунальном комплексе не ожидается, за исключением продолжения работ по строительству газораспределительных сетей и переводу котельных города к газу.
Социальная сфера муниципалитета в планируемом периоде также не претерпит существенных изменений.
В настоящее время в городе функционируют 14 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 1632 ребенка. В последние годы для города характерно увеличение численности детей в сети детских дошкольных учреждений. Обеспеченность детей детскими дошкольными учреждениями от общей численности детей в возрасте 1-6 лет составляет 46,0%, что показывает необходимость в расширении сети таких учреждений.
В городе застроены новые жилые микрорайоны, в которых в настоящее время отсутствуют образовательные учреждения. Поэтому возникает потребность в строительстве новых школ, особенно начальных школ, в районах новой застройки - Байат и Каяс.
В г. Горно-Алтайск более 1 тыс. чел. обучается в 3 учреждениях начального профессионального образования, более 5 тыс. чел. обучается в 7 средних специальных учебных заведениях и около 5 тыс. студентов проходит обучение в Горно-Алтайском государственном университете и филиалах государственных и негосударственных учебных заведений.
Медицинское обслуживание в г. Горно-Алтайске осуществляется 6 больничными учреждениями.
Высокий уровень общей заболеваемости отмечается по болезням органов дыхания, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного аппарата, по инфекционным и паразитарным заболеваниям, системы кровообращения, костно-мышечной системы, осложнениям беременности. Существенные проблемы в состоянии здоровья населения обусловлены ростом числа заболеваний, связанных с социальными причинами: туберкулеза, психических и наркологических расстройств.
Ряд проблем в сфере здравоохранения решаются с осуществлением мероприятий по национальному проекту "Здоровье". Так, в рамках реализации проекта в учреждения здравоохранения поступили медицинския# оборудования# (аппараты ЭКГ, фиброгастроскоп, аппараты УЗИ, автомобили скорой помощи класса В с оборудованием). В рамках национального проекта "Здоровье" введено использование "Родовых сертификатов", что значительно улучшает качество оказываемой медицинской помощи. Лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее эти услуги, получает дополнительное оборудование, медикаменты, и часть средств идет на заработную плату медицинскому персоналу.
Для дальнейшего развития системы муниципального образования городу необходимо создание городского стационара, дальнейшее осуществление мероприятий по оснащению учреждений здравоохранения современными медико-техническими средствами, технологиями, развитие материальной базы, реконструкция и переоснащение, осуществление мероприятий по развитию системы скорой помощи и др.
Сфера культуры г. Горно-Алтайска включает образовательные учреждения и учреждения культурно - досугового типа. К последним относятся: Национальный драматический театр, Республиканский краеведческий музей, республиканская и городская библиотеки, детские библиотеки, Республиканская филармония, художественные салоны.
Работу по хранению культурного наследия ведет краеведческий музей, число посещений которого составляет 19,8 посещений в год.
В городе функционирует 5 общедоступных (публичных) библиотек, общий фонд которых составляет 592,9 тыс. экземпляров. Можно отметить, что число читателей остается стабильным - 32,0 тыс. чел., а объем книговыдачи уменьшился.
Состояние материально-технической базы многих учреждений культуры можно назвать неудовлетворительным. Из всех учреждений культуры и искусства 3 требуют капитального ремонта.
Необходимо отметить, что в городе недостаточное количество культурно-развлекательных учреждений для молодежи, детей и туристов.
Можно отметить, что обеспеченность населения спортивными, оздоровительными учреждениями недостаточная. Не удовлетворяются потребности населения в простых спортивных сооружениях, игровых площадках по месту жительства. Для решения этих проблем необходимо решить вопрос о передаче из республиканской в муниципальную собственность стадиона "Спартак", создании горнолыжного комплекса на горе "Тугая", осуществить мероприятия по реконструкции спортивных сооружений, решение кадровых проблем, улучшение материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта.
Низкий уровень жизни населения обуславливает необходимость осуществления мер по социальной поддержке слабо защищенных# слоев населения.
Финансовое состояние муниципального образования остается сложным. Бюджетных средств явно не достаточно для решения всех проблем социальной сферы. Отсутствие в муниципальном образовании крупных производств, преобладание в коммерческом секторе экономики небольших торговых фирм, определяют состояние бюджета г. Горно-Алтайск. За 2008 год бюджет города Горно-Алтайска исполнен в сумме 1 268 870,37 тыс. рублей при плане доходов 1 350 176,90 тыс. рублей, темп роста составил 121,3%. Бюджет города исполнен на 94,0%, в том числе по собственным доходам исполнено на 90,1% при плане 771 631,98 тыс. рублей и фактическом исполнении 695 036,29 тыс. рублей, по безвозмездным поступлениям (финансовая помощь из бюджета субъекта РФ) исполнено на 99,2 % при плане 578 544,92 тыс. рублей и фактическом исполнении в сумме 573 834,08 тыс. рублей; по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исполнено 91,4% при плане 28 378,80 тыс. рублей и фактическом исполнении в сумме 25 946,49 тыс. рублей.
Структура собственных доходов бюджета муниципального образования города Горно-Алтайска по итогам 2008 года на 85,5% состоит из налоговых поступлений. На долю неналоговых доходов приходится 10,5% от общего объема собственных доходов, на доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности приходится 3,7% и 0,3% составило поступление от прочих безвозмездных поступлений. Основными бюджетообразующими налогами являются: налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход. На долю этих налогов приходится 79,9% от поступлений налоговых доходов и 68,3% от собственных доходов.
Существенное значение для развития муниципального образования имеют инвестиции в экономическую и социальную сферу муниципалитета. За 2008 год организациями (по полному кругу) всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы использовано 1461,106 млн. рублей инвестиций в основной капитал.
За отчетный год инвестиции использованы за счет собственных средств предприятий в объеме 178,927 млн. руб., в том числе за счет прибыли - 128,053 млн. руб. и за счет амортизации - 50,874 млн. руб.. Кредиты банков составляют 181,52 млн. руб. Большую долю в общем объеме составляют инвестиции за счет бюджетных средств 565,295 млн. руб., из них за счет федерального бюджета - 296,053 млн. руб., за счет республиканского бюджета - 184,556 млн. руб., средства внебюджетных фондов составляют 21,3 млн. руб., прочие - 330,145 млн. руб. (22,6%).
Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что г. Горно-Алтайск обладает наиболее мощным предпринимательским потенциалом среди всех муниципальных образований региона в силу исторически сложившихся условий. Этому способствует наличие трудовых, финансовых, ресурсов, наличие рынков сбыта, статус административного центра региона и т.д.
Экономика города отражает общие тенденции развития Республики Алтай, одной из которых является преобладание социальной сферы напротив развития рыночных отраслей. Это отражается на структуре занятости. Подавляющая часть населения работает в сфере образования, здравоохранения, государственного и муниципального управления (62%). И лишь 38% работают в сферах предоставления рыночных услуг и производства материальных благ. Сложившаяся в муниципальном образовании структура занятости населения не является оптимальной. Необходимость развития города требует формирования обратной пропорции занятости в рыночном и нерыночном секторах экономики.
2. Приоритеты социально-экономического развития
муниципального образования на плановый год
Приоритеты экономического развития муниципального образования:
1. Формирование механизма привлечения в экономику муниципального образования инвестиций в приоритетные направления экономического развития, в части создания системы административной поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, формирования пакета инвестиционных предложений и проектирования коммунальной инфраструктуры на площадках реализации приоритетных инвестиционных проектов.
2. Увеличение доходной базы муниципалитета за счет целенаправленной работы с крупными налогоплательщиками и в первую очередь с предприятиями торговых сетей, работающих в муниципальном образовании.
3. Дальнейшее развитие сферы услуг (транспортных, коммунальных, связи, информационно-консультационных, банковских и др.) предпринимателям и населению муниципального образования и повышение их качества и доступности.
Приоритеты социального развития муниципального образования:
1. Обеспечение адресной социальной помощи категориям населения, нуждающимся в социальной защите.
2. Сохранение и улучшение здоровья населения путем повышения доступности и качества медицинских услуг, посредством укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, а также создание условий для массового оздоровления населения муниципального образования.
3. Создание условий для развития сети дошкольных учреждений, а также учреждений образования. Повышение доступности и качества образования для населения путем укрепления их материально-технической базы, совершенствования образовательных программ.
4. Развитие сферы культуры и увеличение возможностей доступа к культурным ценностям для населения и гостей города, создание возможностей для реализации духовно-культурных интересов и потребностей широких слоев населения за счет укрепления материально-технической базы учреждений культуры города, создания условий для развития детского творчества, народного творчества и др.
5. Повышение уровня здоровья и формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта путем улучшения материально-технической базы существующих физкультурно-оздоровительных объектов и создания новых.
3. Цели и задачи плана социально-экономического развития
муниципального образования на 2009 год
Целью муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2009 год является создание необходимых условий для привлечения инвестиций и обеспечения социальной инфраструктуры.
Данная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:
1. Принятие муниципальных целевых программ, направленных на поддержку малому и среднему предпринимательству.
2. Разработка инвестиционных предложений и поиск инвесторов.
3. Создание бизнес-инкубатора
4. Информационная и консультационная поддержка малых предприятий.
5. Развитие инженерной инфраструктуры.
6. Подготовка необходимых документов для начала строительства учреждений образования.
7. Укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения.
4. Система программных мероприятий
Объемы и источники финансирования реализации Плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2009 год представлены в приложении.
4.1. Топливно-энергетический комплекс
В связи с приходом в город газа в плановом периоде предусматривается:
- строительство газораспределительных сетей;
- перевод на газ котельных города.
4.2. Дорожное хозяйство и транспортный комплекс
Основной задачей муниципального образования в сфере дорожного хозяйства и транспортного комплекса выступает обеспечение безопасности на дорогах и создание условий для бесперебойной внутригородской перевозки пассажиров.
В плановом периоде предусматривается реконструкция автомобильных дорог Горно-Алтайск - Таштагол - Абакан с подъездом к Телецкому озеру в границах Республики Алтай на участках км. 0 - км. 12 от ПК - 30+40 до ПК 48_59, ПК - 48 _ 59 до ПК 59+78,79.
4.3. Развитие туризма
В 2009 году в сфере туризма основными задачами являются:
- обустройство Улалинской стоянки;
- создание горно-лыжного комплекса на горе Тугая;
- подготовка необходимой документации для создания городской туристической зоны "Еланда".
4.4. Промышленный комплекс
В плановом периоде перед муниципальным образованием в сфере промышленности стоят следующие задачи:
- поддержка существующих и создание новых малых предприятий по производству продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, мясные деликатесы и полуфабрикаты);
- работа с промышленными предприятиями России по создании# на территории муниципального образования производств по переработке лектехсырья и мусоропереработке.
4.5. Развитие социальной сферы
В 2009 году основной задачей муниципалитета в социальной сфере является бесперебойное функционирования# социальных муниципальных объектов, улучшение качества услуг предоставляемых населению муниципалитета, а также создание условий для расширения сети социальных учреждений.
В плановом периоде предусматривается:
- обеспечение функционирования социальных муниципальных объектов;
- реконструкция стадиона "Динамо";
- строительство спортивного зала школы N 9;
- строительство дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа (Чаптынова, 9, на 120 мест);
- реконструкция и ремонт отдельных элементов существующих муниципальных социальных объектов (спортивные площадки, ДК, станция скорой помощи, городской родильный дом, городская детская поликлиника).
4.6. Развитие малого предпринимательства
В 2009 году в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства планируется субсидировать часть процентных ставок по привлеченным ими кредитам, а также создать бизнес-инкубатор. Будет продолжена работа по консультационной и информационной поддержки# предпринимателей г. Горно-Алтайска, поддержка их бизнес инициатив# перед банковским сообществом и в органах власти Республики Алтай в целях получения финансирования и мер государственной поддержки.
5. Механизм управления и контроля за реализацией плана
социально-экономического развития муниципального образования
на 2009 год
Комплексный контроль реализации Плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2009 год осуществляет отдел экономики, инвестиций и предпринимательства Администрации города Горно-Алтайска, который:
- определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации плана;
- координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
- осуществляет регулярный мониторинг хода выполнения программных мероприятий;
- обеспечивает своевременную подготовку отчетов о ходе реализации плана и предложений по его корректировке, их представление в соответствующие органы исполнительной и представительной власти;
- обеспечивает контроль реализации плана, включающий в себя: контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий, контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий;
- производит оценку результативности реализации плана социально-экономического развития муниципального образования, размещает информацию о ходе реализации плана в средствах массовой информации.
Мероприятия, включенные в план, должны учитываться при подготовке проектов годовых планов и служить для соответствующих подразделений администрации основанием представления заявок на финансирование при подготовке проектов регионального и муниципального бюджетов.
Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов.
6. Оценка ожидаемой социальной, экологической
и экономической эффективности реализации плана
социально-экономического развития
муниципального образования на 2009 год.
Важнейшим результатом реализации плана является формирование условий для более полного и качественного удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Результатом реализации плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2009 год станут следующие:
- средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на 2,2%);
- увеличение численности постоянного населения до 55000 человек;
- рост среднемесячная номинальная начисленная заработная плата# работающих в экономике по крупным и средним предприятиям (на 9,5%)
- подготовка пакета документов для расширения объема социальных услуг и повышения их доступности для населения муниципалитета.
В экономической сфере:
- прирост объемов отгруженных товаров промышленного производства (на 16,6%);
- увеличение оборота розничной торговли (на 23,2%);
- увеличение объемов оказания платных услуг (на 17,5%);
- улучшение показателей работы муниципальных унитарных предприятий;
- формирование отдельных элементов механизма привлечения инвестиций;
- расширение действующих и начало создания новых производств.
В результате реализации плана прогнозируется увеличение бюджетных доходов и расходов муниципального образования. Увеличение доходов бюджета будет происходить в большей степени, в результате роста заработной платы и соответственно увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, выступающего в настоящее время бюджетообразующим налогом для бюджета г. Горно-Алтайска.
Таблица 1
Прогноз основных показателей бюджета
муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2009 г.
|
|
/млн. руб./ |
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
Доходы, всего |
1268,87 |
1315,9 |
в том числе: |
|
|
Собственные средства |
695,04 |
836 |
Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней |
573,83 |
459,9 |
Расходы, всего |
1284,0 |
1392,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.