В целях реализации бюджетного процесса в Республике Алтай в соответствии с Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2010-2012 годы (далее - Основные направления).
2. Субъектам бюджетного планирования Республики Алтай осуществлять планирование своих бюджетов в соответствии с Основными направлениями.
3. Министерству финансов Республики Алтай (Гашкина С.А.) при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2010-2012 годы руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.
Глава Республики Алтай, |
А.В.Бердников |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 18 августа 2009 г. N 185)
Бюджетная и налоговая политика Республики Алтай на 2010-2012 годы основывается на преемственности основных целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2009-2011 годы, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 30 мая 2008 года N 124, с учетом реализации мер, предусмотренных антикризисной программой.
Республиканский бюджет Республики Алтай на 2010-2012 годы будет иметь ярко выраженный антикризисный характер.
В условиях падения прогнозируемых доходов из-за экономического кризиса налоговая политика Республики Алтай будет осуществляться по следующим направлениям:
улучшение качества администрирования источников доходов республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Республике Алтай;
проведение мониторинга показателей финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих предприятий для определения степени воздействия результатов функционирования тех или иных организаций на экономическую ситуацию в Республике Алтай;
усиление роли муниципальных образований в Республике Алтай в развитии налоговой базы, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, расширении возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики и максимального использования имеющихся резервов по доходам;
дальнейшее совершенствование законодательства Республики Алтай о налогах и сборах (далее - законодательство о налогах и сборах) в части пересмотра установленных ставок налогов на основе анализа эффективности действующих налоговых ставок и налоговых льгот. Для сохранения в условиях экономического кризиса приоритетности обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости и развития, создания условий для привлечения частных инвестиций в экономику Республики Алтай, меры по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах, направленные на снижение налоговых ставок и предоставление налоговых льгот, должны в максимальной степени способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста и инвестиционной активности. В целях реализации антикризисной политики установлена пониженная дифференцированная налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков в размере 5 процентов.
Также продолжится работа по введению на территории Республики Алтай упрощенной системы налогообложения на основе патента.
При определении основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай будут также, в частности, учтены следующие изменения в бюджетном законодательстве Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах:
1) с 2010 года:
увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен и сохранение действующей величины ставок на нефтепродукты;
изменение порядка зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации. Так, с 20 до 40 процентов изменится доля зачисления указанных доходов по месту производства алкогольной продукции и соответственно с 80 до 60 процентов доля распределения указанных доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
изменения налогообложения прибыли в части сокращения возможностей по минимизации налогообложения, амортизационной политики, механизма учета расходов на освоение природных ресурсов, уточнения порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
изменения в части применения упрощенной системы налогообложения на основе патента;
расширение права субъектов Российской Федерации по определению потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, используемого для определения годовой стоимости патента;
увеличение средних ставок транспортного налога;
предоставление права органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;
2) с 2011 года:
индексация величины ставок в отношении нефтепродуктов на прогнозируемый уровень инфляции;
установление ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от их качественных характеристик (класса).
Кроме того, реализация налоговой политики Республики Алтай будет осуществляться с учетом планируемого установления нового местного налога - налога на недвижимость, заменяющего собой для соответствующих налогоплательщиков налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Несмотря на положительный эффект мер, предпринятых в последние годы с целью увеличения собственных доходов местных бюджетов, большинство задач в этой сфере продолжают оставаться актуальными.
Необходимо продолжить работу по взаимодействию различных органов власти, оказывающих влияние на формирование полноценной налоговой базы по налогам на имущество. Имеющиеся факты свидетельствуют о необходимости принятия мер по формированию актуальной и достоверной базы данных государственного кадастра недвижимости как со стороны органов государственной власти Республики Алтай, так и со стороны органов местного самоуправления в Республике Алтай.
Следует отметить, что в условиях новой кадастровой оценки земель доходы местных бюджетов от уплаты земельного налога с 2008 года значительно увеличились. Однако это не означает, что в ближайшей перспективе можно ослабить усилия органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай по увеличению поступлений данного налога. Необходимо продолжить работу по сбору и сверке сведений, идентифицирующих правообладателей земельных участков, а также по корректировке ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки, пересмотру перечня льготных категорий налогоплательщиков.
Учитывая конечные сроки проведения упрощенного порядка оформления гражданских прав на отдельные объекты недвижимости необходимо установить контроль над беспрепятственным его прохождением.
Земельное законодательство Российской Федерации предполагает проведение государственной кадастровой оценки земель не реже одного раза в пять лет. В этой связи необходимы совместные действия всех уровней власти для своевременного проведения актуализации кадастровой оценки земель на территории Республики Алтай, что может позволить увеличить налоговую базу муниципальных образований в Республике Алтай.
В 2010 - 2012 годах необходимо обеспечить продолжение инвентаризации земельных участков на территории муниципальных образований в Республике Алтай.
В связи с введением в действие муниципального земельного контроля необходимо систематизировать работу по выявлению на территории муниципальных образований в Республике Алтай самовольно занятых земельных участков с применением мер административного воздействия.
При этом в целях привлечения к данной работе органов местного самоуправления в Республике Алтай налоговый потенциал по земельному налогу соответствующего муниципального образования при определении суммы межбюджетных трансфертов будет рассчитываться с учетом неклассифицированных земель.
Необходимо организовать системную работу по инвентаризации объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, с привлечением органов местного самоуправления поселений.
Кроме того, представляется важным проведение мероприятий по постановке на технический учет незарегистрированных строений, которые фактически эксплуатируются, но по документам являются строящимися объектами.
Мерой по увеличению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц является ежегодное принятие на региональном уровне коэффициента перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Для увеличения собираемости транспортного налога необходимо повысить качество администрирования транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Администрирование транспортного налога зависит от качества представляемой информации от органов, регистрирующих транспортные средства, своевременного введения налоговыми органами сведений в базу данных. Актуальным остается вопрос по обеспечению полноты и достоверности налоговой базы транспортного налога. В условиях динамичного роста числа автотранспортных средств необходимо продолжить работу по корректировке размеров ставок транспортного налога с учетом темпов инфляции и значений ставок данного налога в других регионах.
По единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях экономической обоснованности налоговой нагрузки и недопущения неравной налоговой конкуренции в муниципальных образованиях в Республике Алтай за счет значительной вариации значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2, необходимо сопоставить размер потенциально возможных доходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, с размером налоговой нагрузки.
В 2010-2012 годах следует продолжить работу, направленную на предотвращение фактов выплаты "теневой" заработной платы налоговыми агентами и увеличение размера заработной платы. Актуальной остается и задача взыскания недоимки по налогам и сборам в консолидированный бюджет Республики Алтай.
На постоянном контроле в условиях кризиса стоит вопрос обоснованности декларирования организациями крупных сумм убытков по результатам финансово-хозяйственной деятельности, возвратов из республиканского бюджета Республики Алтай налогоплательщикам излишне уплаченных сумм налоговых платежей при предоставлении ими уточненных налоговых деклараций, а также выплат заработной платы ниже среднего уровня по отрасли.
С учетом вышеобозначенных целей необходимо продолжить работу Комиссии по мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Алтай и сокращению объемов недоимки по платежам в бюджетную систему Российской Федерации, созданную постановлением Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2008 года N 27, с участием представителей различных органов государственной власти Республики Алтай, территориальных органов федеральных органов государственной власти, посредством выработки поэтапных мероприятий по мобилизации дополнительных поступлений в консолидированный бюджет Республики Алтай, сокращению объемов задолженности по налоговым доходам.
По неналоговым доходам необходимо повысить результативность администрирования органами, администрирующими соответствующие неналоговые доходы, и полноту охвата проверками плательщиков неналоговых доходов. Также должны быть созданы организационно-правовые условия для увеличения неналоговых источников через эффективное использование земли и имущества.
Увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Алтай за счет эффективного управления государственной и муниципальной собственностью должно осуществляться за счет оптимизации ее пропорций, выявления неиспользуемых основных фондов и вовлечения максимального количества объектов государственной и муниципальной собственности в оборот хозяйствования. Одним из направлений увеличения поступлений доходов от использования республиканского и муниципального имущества должно стать прекращение его предоставления на безвозмездной и льготной основе.
Еще одним видом неналоговых платежей, по взиманию которых необходимо будет провести работу в 2010 - 2012 годах, является плата за негативное воздействие на окружающую среду. Требуется усиление контроля за поступлением указанного источника доходов республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов.
Результаты мероприятий, предусмотренных настоящими Основными направлениями, в случае согласованных действий органов государственной власти Республики Алтай, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Алтай позволят улучшить финансовое состояние Республики Алтай, сформировать четкий механизм их взаимодействия, выявить и использовать резервы увеличения доходов республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов.
Бюджетная политика Республики Алтай в области расходов подчинена задаче обеспечения преемственности направлений, обозначенных в республиканском бюджете Республики Алтай на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, по основным приоритетным направлениям конкретизирована и скорректирована с учетом реализации антикризисных мер Правительства Республики Алтай.
При этом:
1) в соответствии с макроэкономическими показателями все расходные обязательства Республики Алтай разделены в зависимости от приоритетности расходов;
2) расходная часть республиканского бюджета Республики Алтай 2010-2012 годов (далее - республиканский бюджет) должна быть такой, чтобы республиканский бюджет был сбалансированным при:
безусловном исполнении действующих расходных обязательств, в первую очередь перед населением и приоритетных направлений расходов (выплаты заработной платы, реализации мер социальной поддержки, предоставлении межбюджетных трансфертов, финансировании программ занятости населения);
ограничении принятия новых расходных обязательств и отказе от ранее принятых, но не финансируемых расходов;
создании благоприятных условий для деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай;
оптимизации численности работников органов государственной власти Республики Алтай и других работников бюджетной сферы;
усилении контроля и проведении анализа результативности использования средств республиканского бюджета;
3) по-прежнему акцентом бюджетной политики Республики Алтай является ее ориентированность на переход к практическому, широкомасштабному внедрению бюджетирования, ориентированного на результат в процессе бюджетного планирования, и на применение современных методов финансового менеджмента в бюджетном секторе, а также использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.
Впервые республиканский бюджет будет формироваться с использованием механизма государственного задания на оказание бюджетных услуг, который будет предусматривать требования к составу, качеству, условиям, порядку и результатам оказания бюджетных услуг.
Кроме того, повышение эффективности бюджетных расходов будет обеспечиваться:
разработкой проектов, которые в плановом периоде обеспечат экономию бюджетных средств. Прежде всего, это проекты по энергосбережению;
внедрением в практику деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай мониторинга оценки показателей эффективности их деятельности;
повышением результативности бюджетных расходов при установлении четкой взаимосвязи выполнения целевых показателей (которые в свою очередь согласуются с показателями эффективности деятельности органов государственной власти Республики Алтай) с объемами финансирования. Одним из шагов к повышению качества бюджетных услуг является рост степени открытости и информированности общества о содержании каждой бюджетной услуги и степени удовлетворенности качеством ее предоставления.
Отдельные направления расходов республиканского бюджета будут сформированы с учетом следующих факторов:
расходы инвестиционного характера подлежат сосредоточению на объектах высокой степени готовности и объектах, находящихся на софинансировании из федерального бюджета;
расходы по республиканским целевым программам подлежат корректировке, пересмотру с учетом основных направлений развития Республики Алтай и комплексным достижением поставленных целей, решением задач в рамках программно-целевого метода планирования расходов республиканского бюджета и уточнению проектом закона о республиканском бюджете;
финансовое обеспечение дорожной отрасли планируется проводить в рамках обозначенных Российской Федерацией подходов;
текущие расходы республиканского бюджета на обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных государственных учреждений Республики Алтай планируется рассмотреть с учетом оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности и результативности.
Как никогда актуальным в современных условиях станет соблюдение органами местного самоуправления в Республике Алтай условий соглашений о повышении эффективности бюджетных расходов. Требования к финансовой дисциплине органов местного самоуправления в Республике Алтай планируется ужесточить в части неоправданного роста расходов на управление, неэффективного использования бюджетных средств.
Обеспечение своевременной выплаты заработной платы, бесперебойного энергоснабжения бюджетной сферы и населения Республики Алтай требует более конкретных подходов, а именно планируется заключение соглашений с муниципальными образованиями в Республике Алтай о целевом финансировании дотаций из республиканского бюджета для обеспечения первоочередных расходов.
В рамках повышения результативности и эффективности расходования бюджетных средств планируется определить показатели, которые отразят результативность предоставления субсидий муниципальным образованиям в Республике Алтай из республиканского бюджета. При этом органам местного самоуправления в Республике Алтай, не обеспечившим результативность, объем субсидий будет снижаться.
В сфере социальной поддержки граждан необходима увязка предоставления субсидий и льгот социального характера с уровнем доходов получателя. Поддержка должна быть оказана тем, кто в ней действительно нуждается.
Мониторинг качества управления финансами муниципальных образований в Республике Алтай планируется дополнить показателями, характеризующими использование в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Низкий уровень качества управления финансами потребует введения дополнительных ограничений для таких муниципальных образований в Республике Алтай и ужесточения требований к управлению местным бюджетом.
Планируется продолжить работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов в Республике Алтай, предусмотрев бюджетные ассигнования на предоставление грантов городскому округу и муниципальным районам в Республике Алтай в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов в Республике Алтай.
Бюджетная политика Республики Алтай будет проводиться с учетом соблюдения ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации по предельному размеру дефицита республиканского бюджета.
В части управления государственным долгом Республики Алтай бюджетная политика Республики Алтай будет направлена на совершенствование управления государственным внутренним долгом Республики Алтай и муниципальным долгом муниципальных образований в Республике Алтай.
Управление государственным долгом Республики Алтай будет направлено на соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации в части ограничений по предельному объему расходов, направляемых на обслуживание государственного долга Республики Алтай, предельному объему государственного долга Республики Алтай и верхнему пределу государственного долга Республики Алтай на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).
Управление муниципальным долгом муниципальных образований в Республике Алтай будет осуществляться путем контроля за исполнением заключенных с администрациями муниципальных образований в Республике Алтай соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования в Республике Алтай в части контроля за соблюдением предельных объемов расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдений ограничений по предельному объему муниципального долга, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетная политика Республики Алтай в сфере финансового контроля будет осуществляться в целях определения правомерности, в том числе целевого характера, результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Алтай, а также материальных ценностей, находящихся в собственности Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 18 августа 2009 г. N 185 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, июль-август 2009 г. N 60, с.215