Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Алтай от 24 декабря 2008 г. N 33-482
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе главы муниципального образования "Усть-Канский район" М. на решение Усть-Канского районного суда от 21 ноября 2008 года, которым Решение второй сессии Совета депутатов Муниципального образования "Усть-Канский район" второго созыва N 3-14 от 19.05.2008 г. "О структуре Совета депутатов и аппарата администрации Муниципального образования "Усть-Канский район" признано противоречащим закону в части включения штатной единицы главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в структуру Управления по образованию, спорту, молодежной политике администрации Муниципального образования "Усть-Канский район" и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Признано противоречащим закону распоряжение главы Муниципального образования "Усть-Канский район" от 18.08.2008 г. N 170 "О переводе" и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия установила:
Прокурор Усть-Канского района обратился в суд с заявлением о признании решения второй сессии Совета депутатов муниципального образования "Усть-Канский район" второго созыва N 2-14 от 19.05.2008 г. "О структуре Совета депутатов и аппарата администрации муниципального образования "Усть-Канский район" противоречащим закону в части и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, о признании противоречащим закону и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу распоряжения главы Муниципального образования "Усть-Канский район" от 18.08.2008 г. N 170 "О переводе", согласно которому из аппарата администрации МО "Усть-Канский район" в Управление по образованию, спорту и молодежной политики с 1 сентября 2008 года переведены главный специалист и ведущий специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Требования прокурора мотивированы тем, что штатные специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не могут являться работниками Управления по образованию, спорту и молодежной политики, поскольку это противоречит федеральному законодательству - Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.06.1967 г. "Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних", согласно которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются самостоятельным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а в перечень полномочий органов управления образованием, включенных в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не входят полномочия по обеспечению деятельности других органов указанной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В судебном заседании прокурор поддержал предъявленные требования.
Председатель Совета депутатов МО "Усть-Канский район" С. заявление прокурора полагал обоснованным.
Представитель администрации МО "Усть-Канский район" Т. заявление прокурора считал необоснованным.
Представитель Управления по образованию, спорту и молодежной политике С. с требованиями прокурора не согласился.
Суд принял решение об удовлетворении заявления прокурора, поскольку обжалуемое решение сессии Совета депутатов МО "Усть-Канский район" и распоряжение главы администрации МО "Усть-Канский район" противоречат федеральному законодательству и законодательству Республики Алтай.
В кассационной жалобе глава МО "Усть-Канский район" просит отменить решение суда, поскольку специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны входить в структуру управлений и отделов администрации муниципального образования, эти специалисты подчиняются только председателю Комиссии, Комиссия работает при администрации муниципального образования, поскольку ее председатель является заместителем главы администрации; включение штатной единицы Комиссии в Управление образования администрации не противоречит федеральному закону и не влияет на самостоятельность Комиссии.
В возражения прокурор Усть-Канского района просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации МО "Усть-Канский район" Т., поддержавшего жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд правильно признал обжалуемые акты не соответствующими федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают: осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 3, 4, 11).
Согласно п. 1 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Суда РСФСР от 3.06.1967 г. главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел СССР и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях. В соответствии с п. 8-10 Положения районные комиссии по делам несовершеннолетних объединяют и координируют усилия органов и учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел, других предприятий, учреждений, организаций в районе, а также педагогов-организаторов по проведению работы с детьми и подростками по месту жительства, органов общественной самодеятельности, на которые возложены обязанности по воспитанию детей и подростков, их устройству, укреплению здоровья, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" создание, организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защита их прав относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В силу Порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 8.12.2005 г. N 229, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту прав несовершеннолетних и иные функции в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из положений ст. 14 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в полномочия органов управления образованием, включенных в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, полномочия по обеспечению и организации деятельности других органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и комиссии по делам несовершеннолетних не входит. Отсутствует такая норма и в Законе РФ "Об образовании".
Сделав анализ указанных норм федерального законодательства и законодательства Республики Алтай, суд сделал правильный вывод о том, что комиссии по делам несовершеннолетних являются самостоятельным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призванным обеспечить единый подход к решению проблем безнадзорности и преступности несовершеннолетних, координировать деятельность всех органов учреждений, входящих в систему профилактики и поэтому нахождение штатных работников в составе Управления по образованию, спорту, молодежной политике противоречит федеральному законодательству и законодательству Республики Алтай и является незаконным.
Доводы жалобы о том, что эти сотрудники подчиняются председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющемуся заместителем главы администрации муниципального образования, не опровергают выводов суда, поскольку, находясь в штате Управления по образованию, спорту и молодежной политики, они подчиняются начальнику Управления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Усть-Канского районного суда от 21 ноября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации муниципального образования "Усть-Канский район" М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 24 декабря 2008 г. N 33-482
Текст определения предоставлен Судебной коллегией Верховного Суда Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании