Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Горно-Алтайского
городского Совета депутатов
от 12 ноября 2009 года N 19-3
План
социально-экономического развития муниципального образования
"город Горно-Алтайск" на 2010 год
1. Состояние экономики и социальной сферы
Город Горно-Алтайск обладает наиболее мощным предпринимательским потенциалом среди всех муниципальных образований региона в силу исторически сложившихся условий. Этому способствует наличие трудовых, финансовых, ресурсов, наличие рынков сбыта, статус административного центра региона и т.д.
Экономика города отражает общие тенденции развития Республики Алтай, одной из которых является преобладание социальной сферы напротив развития рыночных отраслей.
Экономика города отражает общие тенденции развития Республики Алтай, одной из которых является преобладание социальной сферы напротив развития рыночных отраслей.
Это отражается на структуре занятости. Подавляющая часть населения работает в сфере образования, здравоохранения, государственного и муниципального управления (62%). И лишь 38% работают в сферах предоставления рыночных услуг и производства материальных благ. Сложившаяся в муниципальном образовании структура занятости населения не является оптимальной. Необходимость развития города требует формирования обратной пропорции занятости в рыночном и нерыночном секторах экономики.
Численность населения г. Горно-Алтайске# в 2008 году составила 54747 человек, в 2001 году 53650 человек. Численность населения города в 2010 году существенно не изменится и составит примерно 55500 человек.
Большая часть промышленной продукции производится в секторе малого бизнеса и составляет - 93%. Положительная динамика отмечается в производстве железобетонных конструкций, пиломатериалов, швейных и кондитерских изделий, книжной продукции, продукции на основе лектехсырья. Структурные отраслевые сдвиги происходят под влиянием стихийных рыночных сил, а не целенаправленной промышленной политики, и полностью отражают влияние конкурентного механизма.
Транспортный комплекс г. Горно-Алтайск включает транспортную систему и дорожное хозяйство, охватывающее сеть дорог и организаций, занимающихся строительством, содержанием и ремонтом дорог и мостов.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса муниципального образования является увеличение количества маршрутов внутри города и в пригородную зону, а также обновление парка автобусов за счет частных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки.
Положительная динамика наблюдается в объемах розничного товарооборота.
Объем розничного товарооборота за 2008 год составил 6014,1 млн. рублей или 120,1% к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах. Доля розничного товарооборота г. Горно-Алтайска в общем объеме товарооборота по республике составляет 58,5%. Товарооборот на душу населения составил 108,99 тыс. рублей или 133,78% к соответствующему периоду предыдущего года.
На 1 января 2009 года на территории города осуществляют свою деятельность 411 торговых предприятий и 57 предприятий общественного питания, из них 111 магазинов и 17 кафе осуществляют деятельность по реализации алкогольной продукции. В настоящее время лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией# имеют 74 юридических лиц#. Кроме того, в городе находится 3 предприятия хлебопечения, 3 универсальных рынка, 6 торговых центров и 4 оптовых базы.
По итогам 2008 года на территории города предприятиями и организациями реализовано платных услуг населению на сумму 994,5 млн. руб., в действующих ценах темп роста составил 126,1%, при этом физический объем оказания платных услуг увеличился к соответствующему периоду прошлого года на 12,5%. В расчете на одного жителя города за 2008 год оказано услуг на 18370 руб.
В соответствии с данными статистики в отчетном периоде отмечен рост объема услуг в физической массе: услуг физической культуры в 5,9 раза, культуры на 73%, медицинские услуги на 55,2%, связи на 41,5%, бытовых услуг на 36,1%, туристских на 26%. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года произошло снижение оказания коммунальных услуг, санаторно-оздоровительных, транспортных и услуг правового характера.
Учитывая, что для города характерная# большой сектор индивидуальной застройки, то централизованным теплоснабжением охвачено 84% населения, горячим водоснабжением 32%. Общая протяженность тепловых сетей составляет 90 км. в двухтрубном исчислении. В городе функционируют 43 котельных (разных форм собственности), из них 32 производительностью до 3 Гк/ч.
Энергетика города занимает около 42% стоимости произведенной промышленной продукции. г. Горно-Алтайск не обладает собственными генерирующими мощностями электрической энергии, что определяет высокие тарифы на электроэнергию и как следствие стоимость тепловой энергии. На протяжении длительного периода и в настоящий момент тарифы на электроэнергию являются самыми высокими в СФО. Это является фактором удорожания товаров и услуг, производимых на территории города.
Из серьезных изменений в жилищно-коммунальном комплексе в планируемом периоде ожидается продолжение работ по строительству газораспределительных сетей и переводу котельных города к газовому топливу.
Социальная сфера муниципалитета в планируемом периоде также не претерпит существенных изменений.
В г. Горно-Алтайск более 1 тыс. чел. обучается в 3 учреждениях начального профессионального образования, более 5 тыс. чел. обучается в 7 средних специальных учебных заведениях и около 5 тыс. студентов проходит обучение в Горно-Алтайском государственном университете и филиалах государственных и негосударственных учебных заведений.
В настоящее время в городе функционируют 14 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 1632 ребенка. В последние годы для города характерно увеличение численности детей в сети детских дошкольных учреждений. Обеспеченность детей детскими дошкольными учреждениями от общей численности детей в возрасте 1-6 лет составляет 46,0%, что показывает необходимость в расширении сети таких учреждений.
В городе застроены новые жилые микрорайоны, в которых в настоящее время отсутствуют образовательные учреждения. Поэтому возникает потребность в строительстве новых школ, особенно начальных школ, в районах новой застройки - Байат и Каяс.
Медицинское обслуживание в г. Горно-Алтайске осуществляется 6 учреждениями здравоохранения.
Высокий уровень общей заболеваемости отмечается по болезням органов дыхания, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного аппарата, по инфекционным и паразитарным заболеваниям, системы кровообращения, костно-мышечной системы, осложнениям беременности. Существенные проблемы в состоянии здоровья населения обусловлены ростом числа заболеваний, связанных с социальными причинами: туберкулеза, психических и наркологических расстройств.
Ряд проблем в сфере здравоохранения решаются с осуществлением мероприятий по национальному проекту "Здоровье". Так, в рамках реализации проекта в учреждения здравоохранения поступили медицинския# оборудования# (аппараты ЭКГ, фиброгастроскоп, аппараты УЗИ, автомобили скорой помощи класса В с оборудованием). В рамках национального проекта "Здоровье" введено использование "Родовых сертификатов", что значительно улучшает качество оказываемой медицинской помощи. Лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее эти услуги, получает дополнительное оборудование, медикаменты, и часть средств идет на заработную плату медицинскому персоналу.
Сфера культуры г. Горно-Алтайска включает образовательные учреждения и учреждения культурно - досугового типа. К последним относятся: Национальный драматический театр, Республиканский краеведческий музей, республиканская и городская библиотеки, детские библиотеки, Республиканская филармония, художественные салоны.
Работу по хранению культурного наследия ведет краеведческий музей, число посещений которого составляет 19,8 посещений в год.
В городе функционирует 5 общедоступных (публичных) библиотек, общий фонд которых составляет 592,9 тыс. экземпляров, число читателей остается стабильным - 32,0 тыс. чел., а объем книговыдачи уменьшился.
Необходимо отметить, что в городе недостаточное количество культурно-развлекательных учреждений для молодежи, детей и туристов.
Также обеспеченность населения спортивными, оздоровительными учреждениями недостаточная. Не удовлетворяются потребности населения в простых спортивных сооружениях, игровых площадках по месту жительства. Для решения этих проблем необходимо решить вопрос о передаче из республиканской в муниципальную собственность стадиона "Спартак", создании горнолыжного комплекса на горе "Тугая", осуществить мероприятия по реконструкции спортивных сооружений, решение кадровых проблем, улучшение материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта.
Низкий уровень жизни населения обуславливает необходимость осуществления мер по социальной поддержке слабо защищенных слоев населения.
Финансовое состояние муниципального образования остается сложным, но одним единственным у кого профицитный бюджет среди муниципальных образований республики.# Бюджетных средств явно не достаточно для решения всех проблем социальной сферы. Отсутствие в муниципальном образовании крупных производств, преобладание в коммерческом секторе экономики небольших торговых фирм, определяют состояние бюджета г. Горно-Алтайск. За 2008 год бюджет города Горно-Алтайска исполнен в сумме 1 268 870,37 тыс. рублей, темп роста составил 121,3%.
Структура собственных доходов бюджета муниципального образования города Горно-Алтайска по итогам 2008 года на 85,5% состоит из налоговых поступлений. На долю неналоговых доходов приходится 10,5% от общего объема собственных доходов. Основными бюджетообразующими налогами являются: налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход. На долю этих налогов приходится 79,9% от поступлений налоговых доходов и 68,3% от собственных доходов.
Существенное значение для развития муниципального образования имеют инвестиции в экономическую и социальную сферу муниципалитета. За 2008 год организациями (по полному кругу) всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы использовано 1461,106 млн. рублей инвестиций в основной капитал.
За отчетный год инвестиции использованы за счет собственных средств предприятий в объеме 178,927 млн. руб., в том числе за счет прибыли - 128,053 млн. руб. и за счет амортизации - 50,874 млн. руб.. Кредиты банков составляют 181,52 млн. руб. Большую долю в общем объеме составляют инвестиции за счет бюджетных средств 565,295 млн. руб., из них за счет федерального бюджета - 296,053 млн. руб., за счет республиканского бюджета - 184,556 млн. руб., средства внебюджетных фондов составляют 21,3 млн. руб., прочие - 330,145 млн. руб. (22,6%).
2. Приоритеты социально-экономического развития муниципального
образования на плановый год
Приоритеты экономического развития муниципального образования:
1. Формирование механизма привлечения в экономику муниципального образования инвестиций в приоритетные направления экономического развития, в части создания системы административной поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, формирования пакета инвестиционных предложений.
2. Увеличение доходной базы муниципалитета за счет целенаправленной работы с крупными налогоплательщиками и в первую очередь с предприятиями торговых сетей, работающих в муниципальном образовании.
3. Дальнейшее развитие сферы услуг (транспортных, коммунальных, связи, информационно-консультационных, банковских и др.) предпринимателям и населению муниципального образования и повышение их качества и доступности.
Приоритеты социального развития муниципального образования:
1. Обеспечение адресной социальной помощи категориям населения, нуждающимся в социальной защите.
2. Сохранение и улучшение здоровья населения путем повышения доступности и качества медицинских услуг, посредством укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, а также создание условий для массового оздоровления населения муниципального образования.
3. Создание условий для развития сети дошкольных учреждений, а также учреждений образования. Повышение доступности и качества образования для населения путем укрепления их материально-технической базы, совершенствования образовательных программ.
4. Развитие сферы культуры и увеличение возможностей доступа к культурным ценностям для населения и гостей города, создание возможностей для реализации духовно-культурных интересов и потребностей широких слоев населения за счет укрепления материально-технической базы учреждений культуры города, создания условий для развития детского творчества, народного творчества и др.
5. Повышение уровня здоровья и формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта путем улучшения материально-технической базы существующих физкультурно-оздоровительных объектов и создания новых.
3. Цели и задачи плана социально-экономического развития
муниципального образования на 2010 год
Целью муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2010 год является привлечение инвестиций и обеспечение социальной инфраструктуры.
Данная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:
1. Разработка инвестиционных предложений и поиск инвесторов.
2. Информационная и консультационная поддержка малых предприятий.
3. Развитие инженерной инфраструктуры.
4. Система программных мероприятий
Объемы и источники финансирования реализации Плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2010 год представлены в приложении.
4.1. Топливно-энергетический комплекс
В связи с приходом в город газа в плановом периоде предусматривается:
- строительство газораспределительных сетей;
- перевод на газ котельных города.
4.2. Дорожное хозяйство и транспортный комплекс
Основной задачей муниципального образования в сфере дорожного хозяйства и транспортного комплекса выступает обеспечение безопасности на дорогах и создание условий для бесперебойной внутригородской перевозки пассажиров.
4.3. Организация благоустройства территории городского округа
В целях улучшения благоустройства города Горно-Алтайска предусмотрены следующие мероприятия:
- озеленение города;
- строительство сквера архитекторов
- строительство сетей электроснабжения;
- строительство сетей водоснабжения;
- содержание сетей наружного освещения;
- содержание кладбища;
- прочие мероприятия по благоустройству города.
4.4. Развитие туризма
В 2010 году в сфере туризма основными задачами являются:
- строительство парка развлечений;
- расширение сети ресторанов и клубов;
- строительство гостиничных комплексов;
- установка канатной дороги на горе Комсомолке;
- строительство пруда в урочище "Еланда".
4.5. Промышленный комплекс
В городе Горно-Алтайске в 2010 году планируется начать строительство кирпичного завода.
4.6. Жилищное строительство
В 2009 году на территории г. Горно-Алтайска строятся 8 жилых многоэтажных домов, из них в 2010 году планируются# ввести в эксплуатацию 5 домов.
4.7. Развитие социальной сферы
В 2010 году основной задачей муниципалитета в социальной сфере является улучшение качества предоставляемых населению услуг и расширение сети социальных учреждений.
В плановом периоде предусматривается:
- обеспечение функционирования социальных муниципальных объектов;
- строительство дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа (Чаптынова, 9, на 120 мест);
- приобретение помещения под детский сад N 8.
4.8. Развитие малого предпринимательства
В 2010 году в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства планируется субсидировать часть процентных ставок по привлеченным ими кредитам, а также создать бизнес-инкубатор. Будет продолжена работа по консультационной и информационной поддержки# предпринимателей г. Горно-Алтайска, поддержка их бизнес инициатив# перед банковским сообществом и в органах власти Республики Алтай в целях получения финансирования и мер государственной поддержки
5. Механизм управления и контроля за реализацией плана
социально-экономического развития муниципального образования на 2010 год
Комплексный контроль реализации Плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2010 год осуществляет отдел экономики, инвестиций и предпринимательства Администрации города Горно-Алтайска, который:
- определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации плана;
- координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
- осуществляет регулярный мониторинг хода выполнения программных мероприятий;
- обеспечивает своевременную подготовку отчетов о ходе реализации плана и предложений по его корректировке, их представление в соответствующие органы исполнительной и представительной власти;
- обеспечивает контроль реализации плана, включающий в себя: контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий, контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий;
- производит оценку результативности реализации плана социально-экономического развития муниципального образования, размещает информацию о ходе реализации плана в средствах массовой информации.
Мероприятия, включенные в план, должны учитываться при подготовке проектов годовых планов и служить для соответствующих подразделений администрации основанием представления заявок на финансирование при подготовке проектов регионального и муниципального бюджетов.
Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов.
6. Оценка ожидаемой социальной, экологической и экономической эффективности
реализации плана социально-экономического развития муниципального
образования на 2010 год
Важнейшим результатом реализации плана является формирование условий для более полного и качественного удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Результатом реализации плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2010 год станут следующие:
- средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на 2,2%);
- увеличение численности постоянного населения до 55000 человек;
- рост среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике по крупным и средним предприятиям (на 9,5%)#
- подготовка пакета документов для расширения объема социальных услуг и повышения их доступности для населения муниципалитета.
В экономической сфере:
- прирост объемов отгруженных товаров промышленного производства (на 16,6%);
- увеличение оборота розничной торговли (на 23,2%);
- увеличение объемов оказания платных услуг (на 17,5%);
- улучшение показателей работы муниципальных унитарных предприятий;
- формирование отдельных элементов механизма привлечения инвестиций;
- расширение действующих и начало создания новых производств.
В результате реализации плана прогнозируется увеличение бюджетных доходов и расходов муниципального образования. Увеличение доходов бюджета будет происходить в большей степени, в результате роста заработной платы и соответственно увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, выступающего в настоящее время бюджетообразующим налогом для бюджета г. Горно-Алтайска.
Таблица 1
Прогноз основных показателей бюджета муниципального образования
"Город Горно-Алтайск" на 2010 г.
/млн. руб./
Показатели |
2008 г. |
2010 г. |
Доходы, всего |
1268,87 |
1315,9 |
в том числе: |
|
|
Собственные средства |
695,04 |
836 |
Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней |
573,83 |
459,9 |
Расходы, всего |
1284,0 |
1392,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.